Понятие телевизионного интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:12, автореферат

Описание работы

Интервью, несомненно, является одним из наиболее популярных и распространенных жанров в современной прессе. У читателя создается впечатление живого общения с героем интервью, иллюзия получения неискаженной информации “из первых уст”. Отношение автора к герою и теме интервью практически незаметно читателю, однако существует немало приемов и способов, с помощью которых журналист может “запрограммировать” определенное впечатление читателя от интервьюируемого персонажа.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие телевизионного интервью 4
2. Классификация интервью 9
2.1. Интервью-анкета 10
2.2. Протокольное интервью 11
2.3. Информационное интервью 12
2.4. Портретное интервью 13
2.5. Проблемное интервью 14
3. Психологические особенности подготовки и проведения телевизионного интервью 16
4. Интервью В.В Познера с Д.А. Медведевым 24
заключение 27
Литература

Файлы: 1 файл

познер медведь хоёр.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Для проведения интервью-анкеты составляют предельно краткий сценарный план, который содержит основной вопрос, предлагаемый интервьюируемым, указание о месте проведения интервью и о характеристиках будущих собеседников. Например: «Чего вы ждете от наступающего года?» – этот вопрос задастся на центральных улицах Москвы случайным прохожим, москвичам и гостям столицы. Среди них могут быть: школьник, военнослужащий, продавец уличного ларька, супружеская чета из деревни, иностранный турист. Последующий монтаж ответов представит панораму интересов и ожиданий людей.

Делая ставку на незнакомых собеседников, интервьюер представляет себе примерную «модель» совокупности людей, которых собирается опросить, и характер их ответов – так сказать, «веер мнений», достаточно типичный в данное время. Как всегда на телевидении, сценарная подготовка сочетается с импровизацией при осуществлении замысла.

Впрочем, интервью-анкета может стать не только основой «проходного» информационного сюжета, но и эффектным «ходом» серьезного публицистического фильма. Например, в широко известной ленте А. Стефановича и О. Гвасалия «Все мои сыновья» формообразующий «стержень» – абсолютно одинаковые вопросы, на которые отвечают 14 молодых людей, представители одного поколения. Среди них школьники, студенты, молодые рабочие, лаборант, парикмахер, литератор. Вопросы самые простые, а ответы искренни, нестандартны, иногда ответ дается без слов, целая гамма чувств прочитывается на лице юноши или девушки. В итоге фильм рисует яркий и убедительный портрет поколения. Таковы возможности столь простой, на первый взгляд, жанровой разновидности телевизионного интервью.

 

  • 2.2. Протокольное интервью

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга. Внешне весьма простым представляется протокольное интервью. Журналист задает вопросы, нередко заранее согласованные, композиционно никак не связанные. Что-либо переспрашивать, уточнять не принято. Официальное лицо дает официальные ответы. Вот и все. Но сколь часто весьма опытные журналисты (а иным и не поручат брать интервью у высокопоставленного лица) попадали впросак, теряли профессиональный авторитет, нарушая «чистоту жанра» этой разновидности телевизионного интервьюирования.

Вот, например, президента России Б. Ельцина дважды интервьюировали журналисты Центрального телевидения. Выполняя «социальный заказ» руководства компартии, они делали это явно недоброжелательно, свои вопросы превращали в своеобразные ловушки – и это не могло понравиться зрителям. Но вот после известных августовских событий 1991 г. Б. Ельцин появляется на телеэкране вместе с молодым репортером, доказавшим свою лояльность российским структурам. И что же? Журналисту кажется, что он призван помочь главе государства донести до аудитории свои мысли, и поэтому репортер то и дело высказывает собственные суждения. Но ведь зрителей интересует мнение президента, а не молодого журналиста! Последний просто не вправе отвлекать своей персоной и своими рассуждениями внимание аудитории.

В протокольном интервью репортеру неуместно изображать непринужденность, задавать выученные наизусть вопросы, как бы подыскивая слова. Тем более неуместно действительно искать нужные слова во время официального интервью, не подготовившись к нему заранее. А уж высказывать собственное мнение в протокольном интервью – величайшая бестактность.

 

  • 2.3. Информационное интервью

Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ. Наиболее распространенная форма экранного диалога. Во всяком случае, в информационных выпусках абсолютное большинство встреч журналистов с их собеседниками происходит с целью получения конкретных сведений от человека, владеющего необходимой информацией. Чаще всего такие интервью выполняют две взаимосвязанные задачи: получение общественно значимой информации плюс выявление некоторых особенностей личности носителя этой информации.

В отличие от интервью-анкеты, где всем задаются одинаковые вопросы, в хорошем информационном интервью каждый вопрос индивидуализирован, рассчитан именно на того человека, с которым в данном конкретном случае беседует журналист. Иногда звучащие на экране наивные предложения типа «расскажите нам, пожалуйста, что-нибудь о...» – свидетельство неготовности журналиста к интервью.

Информационное интервью для ведущего его журналиста вовсе не является получением абсолютно новых для него сведений. Профессионал обычно в основном знает, что услышит в ответ, и четко, продуманно ведет беседу. Это, как мы уже подчеркивали, вовсе не значит, что собеседники до съемки обсудили все вопросы, которые будут заданы. Экранные вопросы никогда, ни при каких обстоятельствах при подготовке информационного интервью не сообщаются интервьюируемому по крайней мере в тех формулировках, в каких прозвучат в кадре. Иначе будет утрачен элемент импровизационности, феномен рождающегося на глазах телезрителей слова, без чего телевизионное интервью утратит аромат новизны, непосредственности, естественности, столь необходимых для полноценного зрительского восприятия.

  • 2.4. Портретное интервью

Его иногда еще называют «исповедалное интервью», - очень отличается от выступления человека в телехронике, как фотография на паспорт от произведения фотохудожника, запечатлевшего то же лицо.

Портретное телеинтервью может быть главной составляющей фильма-очерка – произведения телеискусства, созданного по особым законам эстетического освоения действительности. Такой телевизионный портрет многомерен. Герой может предстать перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия, в нравственных исканиях или в утверждении принципов, в которые он верит, которые представляются ему незыблемыми. Человек в интервью может говорить не о себе, но в этом тоже отразится его личность, система взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Телевизионная практика знает случаи, когда жанр портретного интервью становился своеобразным документом времени, рисовал образ не только одного человека, но и целого поколения.

Текст сам по себе не дает полного представления о характере человека, важнейшее тут – неподдельные эмоции героев, та самая невербальная информация, которая заставляет вглядываться в лица на экране, сопереживать участникам передачи. Таковы возможности жанра портретного интервью, в котором речь, как правило, идет о глубоко личном, но через него постигаются социальные закономерности. Наиболее близкие примеры – «Момент истины» Андрея Караулова, «Галерея Бориса Ноткина» или циклы Урмаса Отта.

Успех этого вида интервью в большей степени заисит от подготовки журналиста, потому что разговор может свернуть с намеченной траектории, и для поддержания одной эмоционалной волны с героем, необходимо тщательная подготовка. Чаще героями такого интервью становятся знаменитые люди, не нуждающиеся в представлении. Но возможны и исключения, только в этом случае, во первых само интервью должно быть предельно искренним и содержать яркие подробности жизни этого человека. Искренность привлекает сама по себе, а история жизни, рассказанная о себе самим человеком, вызывает неменьший интерес. Во-вторых журналист всегда точно должен знать ответ на вопрос: почему он так хочет рассказать зрителям историю этого человека? Что такого есть в этом человеке, что он оказался достоин особого жанра исповедального интервью.

 

 

  • 2.5. Проблемное интервью

Здесь предполагаются иная тональность разговора, открытая публичность, явное присутствие телекамеры. Если в портретном интервью (да и в других разновидностях тоже) журналист – добытчик разного рода сведений, то в проблемном он нередко заявляет и о своей точке зрения. Позиция журналиста в этом случае служит неким активизирующим началом совместного поиска истины, предпринимаемого в интересах общества, на глазах у телезрителей, в соответствии с демократическими принципами обсуждения важных вопросов, касающихся всех и каждого.

Разумеется, весьма редко журналисту удается, как говорится, поставить точку на той или иной проблеме. Важно, что проблемное интервью, как и любое другое произведение публицистики, способствует формированию общественного мнения по обсуждаемой проблеме, выявляет различные ее аспекты, призывает к практическим действиям.

Проблемное интервью разрабатывается журналистом, как шахматная партия гроссмейстером. Автор заранее продумывает основные тезисы беседы, выстраивает на бумаге драматургию будущей передачи: свои вопросы и суждения, возможные контраргументы собеседников, варианты их реакции на вопросы и своей реакции на их ответы. Как правило, привлекается обширный фактический материал: личные наблюдения, статистика, высказывания известных людей, примеры из литературы, документы (в том числе фотографии и кинокадры). Наряду с логическими доводами возможна аргументация, рассчитанная на эмоциональную реакцию собеседника и зрителей.

Проблемное интервью едва ли не самое сложное из рассмотренных нами. Для того чтобы с успехом вести такие диалоги, нужна основательная подготовка – от общекультурного уровня журналиста, его эрудиции до знания основ рассматриваемой проблемы, скрупулезного изучения материалов, связанных непосредственно с темой предстоящего разговора. Портретное и проблемное интервью выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров.

3. Психологические особенности подготовки и проведения телевизионного интервью

 

Подготовка

 

Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью, а в некоторых жанрах интервью может быть аже уть больше. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос.

Репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации, это конено в идеале, но именно к этому и следует стремиться.Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Неточности, легенды, ошибочные факты повторяются и со временем все больше усугубляются в статьях и передачах. Журналист рискует попасть под влияние предвзятое. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.

В первую очередь, журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он желает получить от собеседника. До того как задавать вопросы, представьте, как будет выглядеть законченный материал и, следовательно, какая информация вам нужна.

Организация интервью включает следующие задачи:

- организовать, по возможности, условленную (не  спонтанную) и личную встречу,

- сделать  встречу удобной для собеседника,

- представить собеседнику предмет разговора (реже замысел),

  - позаботиться о пунктуальности , своем внешнем виде и манерах.

 

Корреспондент обязан скорректировать свое поведение и внешний вид. Вовсе не обязательно бежать к парикмахеру и портному, и внутренне перестраиваться перед каждым интервью. Как внешний вид, так и поведение журналиста должны быть приравнены к тому социальному слою населения, с которым идет общение.

Как выстроить вопросы так, чтобы было интересно зрителю, держать его в напряжении при этом достойно вести себя с собеседником, не испугать его?  Практика работающих журналистов и свой опыт позволяют сделать некоторые обобщения и выводы в подготовке к интервью. Используя эти правила, можно сформулировать интересные вопросы и успешно построить диалог.

Если журналист окончательно решил для себя, что за интервью он собирается брать, о чем и с какой целью, то самое время сформулировать и записать свои вопросы. В этом процессе стоит руководствоваться собственным любопытством – «вот, что мне хотелось бы узнать, это может быть интересно для моих зрителей».

Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете собеседнику «увильнуть» от ответа на неудобный вопрос.

Следует избегать вопросов, допускающих односложные ответы «да» или «нет», стремиться составлять их настолько открытыми, насколько это возможно. Вопросы должны быть нейтральными. Лишь тогда интервьюируемый может высказаться и находиться в центре разговора. Окрашенные личным мнением репортера вопросы ставят в центр беседы самого журналиста.

Для этого существуют специальные приемы, итак, ведущий должен уметь:

- грамотно  сочетать генеральные и уточняющие вопросы;

- вовремя  и грамотно проводить блицинтервью;

- задавать  вопросы, не задавая вопросов.

Генральные и уточняющие вопросы. Два вида вопросов, из которых состоит любая беседа.

Генеральные вопросы – это те вопросы, которые журналист готовит заранее. Они должны демонстрировать знание журналистом как проблемы, так и самого героя. Идеальные генеральные вопросы, это не вопрос-штамп, а грамотно индивидуально выстроенный вопрос, в котром прослеживается, ваша информированность, и заинтересованность в ответе.

Информация о работе Понятие телевизионного интервью