Понятие телевизионного интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:12, автореферат

Описание работы

Интервью, несомненно, является одним из наиболее популярных и распространенных жанров в современной прессе. У читателя создается впечатление живого общения с героем интервью, иллюзия получения неискаженной информации “из первых уст”. Отношение автора к герою и теме интервью практически незаметно читателю, однако существует немало приемов и способов, с помощью которых журналист может “запрограммировать” определенное впечатление читателя от интервьюируемого персонажа.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие телевизионного интервью 4
2. Классификация интервью 9
2.1. Интервью-анкета 10
2.2. Протокольное интервью 11
2.3. Информационное интервью 12
2.4. Портретное интервью 13
2.5. Проблемное интервью 14
3. Психологические особенности подготовки и проведения телевизионного интервью 16
4. Интервью В.В Познера с Д.А. Медведевым 24
заключение 27
Литература

Файлы: 1 файл

познер медведь хоёр.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Уточняющие вопросы – те, которые возникают в самом ходе интервью как естественная реакция на заявления вашего собеседника. Представим себе интервьюера, который задает только генеральные вопросы. Он напоминает механического робота или магнитофон. Все вопросы известны заранее, ответов мы как будто и не слышим. Это не беседа, это допрос, хотя хороший следователь внимательно слушает ответы и задает уточняющие вопросы. Теперь представьте себе другую ситуацию, когда интервьюер увлекается собеседником, его яркими ответами и задает только уточняющие вопросы. В этом случае оказывается забытой главная тема интервью, а ведущим интервью становится вовсе не журналист, а его собеседник. Судно теряет капитана. Иногда популисты из числа талантливых публичных политиков специально так отвечают, чтобы спровоцировать кучу уточняющих вопросов и увести журналиста подальше от неприятной темы.

Вывод — необходим баанс. Способность ловко маневрировать между генеральными вопросами и уточняющиеми. В зависимости от типа интервью необходимо разное соотношени, так в  информационном интервью, количество уточняющих вопросов должно быть не существенно, только в том случае, если человек сообщает вам некую сенсацию. В портретном интервью же  возможен такой ход событий, когда на первый план ввыходят именно уточняющие вопросы.

Блицинтервью дает возможность грамотно выстроить драматургию беседы, придать беседе другой ритм и остроту. Острая, в хорошем темпе беседа ставит человека в ситуацию, когда он не имеет возможности долго размышлять над ответом. И часто интуитивно выдает правдивую информацию. Итак, с помощью блица, достигается экономия времени плюс искренность собеседника, часто обусловленнуюего растерянностью. Но и этим не ограничиваются все достоинства блицинтервью. Иногда блиц ставят в начале программы, для выяснения отношение собеседника к проблеме и чтобы «разогреть» его. Но чаще блиц проводят в конце беседы, объясняя и герою, и зрителю появление блицинтервью в том числе и тем, что осталось всего несколько минут (две, три, но не более) до конца программы. Реже блицинтервью ведущие используют в середине беседы, так как это вызывает волнение, а иногда пугает собеседника. К тому же зрителям после блицинтервью беседа в обычном формате кажется более пресной и затянутой.

Иногда методом блицинтервью всего за минуту мы можем узнать о человеке больше, чем за длинную скучную десятиминутную беседу.

Также важным приемом веденяи интервью так называемый навык «задавать вопрос, не задавая вопрос». Кроме вопросов в прямом виде есть взгляд, пауза, жест. Такие методы называются невербальными способами общения. И что еще не мало важно - вопрос не обязательно может быть задан в виде вопросительного предложения. Иногда хороший вопрос имеет форму утверждения, и тогда диалог журналиста с гостем становится скорее беседой, чем разговором в жанре «вопрос – ответ». Уходит ощущение допроса, и профессионалы должны избегать таких параллелей. Уходит ощущение неравенства, когда один только спрашивает, а другой – отвечает. Вопрос в виде утверждения – это модное и интересное направление в современной журналистике. Один собеседник в лице журналиста отлично знает тему и демонстрирует это знание, а другой собеседник в лице героя интервью вынужден реагировать, а иногда выкручиваться из предложенной ему ситуации. Практически любой хороший вопрос можно перевести в форму утверждения и он от этого часто выигрывает.

Профессиональное общение — это одновременно информативный процесс ипроцесс взаимовлияния, взаимодействия, демонстрация отношений. и игра. Журналист может придерживаться одного и того же типа поведения, менять его редко, однако, распространен и другой вариант работы: чередовать манеру поведения постоянно, подбирая для каждой конкретной ситуации подходящую «маску»: «слушатель», «юный друг», «ревизор», «надменный журналист». Некоторые маски смежны по психологическим чертам, поэтому журналисту легко их менять, корректировать по ходу дела. Собственно, маски, - это тон, который избирается, это интонационное решение беседы: поучающее, почтительное, напористое или какое иное. Важно помнить, что журналист может менять роли, маски, но не принципы. При подготовке к интервью важно учитывать, что в сознании людей существуют негативные стереотипы по отношению к журналистам: люди легкомысленные, ни в чем толком не разбирающиеся, надоедающие тем, кто занят делом; люди, ведущие непонятный экзотический образ жизни, недоступный простому смертному; официальные представители и держаться с ними нужно строго официально; люди, обладающие большой властью, они могут не только помочь, но и причинить вред.

В случаях, когда стереотипизация грозит успеху беседы, журналист уже в  начале должен стараться создать образ, разрушающий возникшее представление о нем. Здесь поможет поведение, идущее вразрез с отрицательным стереотипом. Для успешного проведения интервью журналисту необходимо учитывать тип темперамента своего собеседника. Легче всего выстроить беседу с сангвиником. Если собеседник имеет ярко выраженный холерический темперамент, он эмоционален, вспыльчив, имеет богатое воображение, то есть это «художественный тип личности», следует возбудить его чувства. Можно привести примеры, красочно обрисовать перспективы предложенного. Собеседнику-флегматику необходима спокойная канва беседы, без провокационных вопросов, можно применить метод уговаривания, то есть многократного повторения одной мысли. Для общения с меланхоликом нужно иметь много терпения. Он легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающий мир. Другая типология, созданная швейцарским психиатром К. Юнгом, делит людей по принадлежности к характерологическим полюсам — к экстравертам или к интровертам.

Экстраверт легко идет на контакт, общение для него удовольствие, а когда разговор касается близкой и хорошо знакомой темы, то говорить он может бесконечно, причем правдиво и искренне. Для интровертов необходимость повседневного общения — тяжкий долг, а интервью, порой, просто подобно пытке. Интервьюер вызывает у интроверта если не панический ужас, то желание любыми способами уйти от разговора. Если беседа все-таки начнется, то в ней он буде уступчив и немногословен. Чтобы разговорить собеседника журналист может выступить «случайным человеком», подчеркнуть свою скромную миссию передатчика сведений («Не мое это дело — судить вам...» Или: «Я в этом, конечно, мало смыслю...Я, наверное, н имею права судить»).  Большое значение во время интервью имееют невербальные соедства общения. Например, контакт глаз занимает от 20 до 40 процентов всего времени общения. Взгляд человека почти не поддается тренировке, поэтому наиболее адекватно выражает эмоционально-психическое состояние партнера. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении. Многое о собеседнике могут сказать его жесты и мимика. В арсенале человека до полутора тысяч жестов. Каждый из них несет какую-то смысловую нагрузку, добавляет штрих к портрету своего носителя. Умение «прочесть» собеседника по его жестикуляции — тонкое, но сильное оружие в руках журналиста. Чтобы завоевать доверие, достаточно показать человеку свои открытые ладони. Этот сигнал фиксируется слушателем подсознательно. Он накапливается и приводит к устойчивому мнению: этому человеку можно доверять. Жестикуляция (произвольная и непроизвольная) играет большую роль. Произвольная выступает «художественным оформлением» речи говорящего. По непроизвольной можно судить об определенном состоянии, переживаемом человеком. Внешне собеседник кажется совершенно спокойным, но руки, нервно теребящие платочек или без конца поправляющие галстук, выдадут душевное волнение. Внимательное отношение к деталям, умение пользоваться законами психологии помогут журналисту сделать телевизионную программу яркой и интересной.

Есть еще некоторые особенности интервьюируемой личности, способные негативно сказатьс на ходе интервью, его грамотности и успешности. Сюда можно отнести :

1.  не способность точно  и быстро сформулировать свою мысль.

2. физические недостатками  и комплексы (тучность, косоглазость, заикание и т. д.).

3. агрессивность по отношению  к окружающим.

4. чрезмерная разговорчивость, болтливость.

5. Молчаливость.

Т.е под кажого человека необходима индивидуальная подготовка. Косноязычные люди — с ними п-возможности провести блиц, или при записи не в прямом эфире  сообщить заранее беседнику,. Что вы удите спрашивать, чтобы он собрался с мыслями. По отношению к людям с комплексами необходимо вести себя очень чутко, некоторые могут быть  очень ранимы, и потревожив их невзначай, никаког интервью уже не получится, собеседник замкнется и уйдет в себя. Тут еще имеет место, предупреждение всей съемочной площадки, о манере поведения. В беседе сболтунами журналисту неоходимо четко помнить, какова тема, и что именно ее необходимо узнать от гостя, апеллировать к зрителю, и четче формулировать вопросы. Иначе разговор сведется к « обо всем и не о чем».

Если  гость молчун, то скорее всего интересное портретное ( исповедальное) интервью получить с ним сложно, но деловое, вполне возможно, он часто таковым и бывает, в связи с серьезность и не разговорчивостью высокопоставленных людей. Здесь возможно использование формул: «Готовы ли вы подтвердить, что...», «Прокомментируйте, пожалуйста, такой факт...», «Согласны ли вы с мнением такого-то человека, что...». НеПусть  собеседник говорит «да» или «нет» или «без комментариев». Но весь смысл каждого его ответа будет зависеть от важности и остроты той информации, которая была в вашем вопросе. Возможно ли разговорить молчуна? Да, возможно, если задеть его за живое, поймать на каком-то несоответствии. Надо постараться проанализировать имеющиеся у вас факты и создать такую парадоксальную ситуацию, когда молчание вашего собеседника будет рабо-

тать явно против него самого.

4. Интервью В.В Познера с Д.А. Медведевым

 

Владимир Владимирович Познер — на данный момент один из самых знаменитых интервьюероа нашей страны. Он ведет авторскую передачу на первом канале, в прайм-тайм, где волен приглашать гостей, которые ему интересны, мнение которых актуально на даннный момент времени. Как у всех мидиа личностей, а он несомненно значимая фигура, у него есть сторонники, последователи, и критически настроенные к его шоу, и к его личности люди.

4 июня 2012 года в эфир вышла очередная передача Владимира Познера — в гостях у него был Дмитрий Анатольевич Медведев. На примере этой беседы рассмотрим практическую соостовляющую интервью. Конечно мы не сможем узнать, как осуществлялась подготовка, какие вопросы были оговорены заранее, возможно все, может не были оговорены вовсе, ведь эфир был заявлен, как прямой. На тот момент он не является президентом нашей страны, но уже язанимает пост Председателя правительства (премьер-министра).

Итак Интервью, как по учебнику. Первым делом создание приятной атмосферы, так называемыми контактными вопросами: В.Познер:«Во-первых, спасибо. Вы меня трижды удивили. Во-первых, я абсолютно не ожидал, что вы придете. Тем более не ожидал, что вы придете в прямой эфир. И, наконец, что никто у меня не потребует, чтобы я вам заранее дал вопросы. Так что я трижды удивлен, что со мной редко бывает, и за это тоже благодарю вас.» Затем пара вопросов адресного (анкетного) характера: «Если позволите, несколько вопросов о вас непосредственно. Когда вы встречались с …..»  И затем, достаточно плавно переход к основной части, состоящих из генеральых и уточняющих вопрсов, вот  хороший пример:

В.ПОЗНЕР: Период был, когда вы руководили администрацией Президента. Может быть, вы не знаете, но тогда вам дали прозвище.

Д.МЕДВЕДЕВ: Какое?

В.ПОЗНЕР: Визирь. Вы в курсе?

Д.МЕДВЕДЕВ:   где-то что-то на эту тему читал. Но если по-честному, этого прозвища я ни от кого не слышал. Ко мне никто так не обращался, не здоровался, не говорил "Привет, визирь".

В.ПОЗНЕР: Но как вы думаете, почему вам дали такое прозвище?

Д.МЕДВЕДЕВ: Трудно сказать...

Первый вопрос Владимира Познера хороший пример «вопроса без вопроса», он задан в утвердительной форме, т.е это вообще не вопрос, а некий тезис, который заставляет собесеника реагировать, вопроса нет, но ответ подразумевается, это и есть высший пилотаж журналиста-интервьюера. Основная часть полна простых четких вопросов, и длительных, развернутых ответов, в основом о политике. Вопросы Познера не банальные, грамотно высроенные, иногда провакационные, но нужно отдать должное и Дмитрию Анатольевичу, он хоть и уклонялся от остроты некоторых тем, тем не менее выглядел очень органично, подготовленно , местами остроумно.

И в конце блицинтервью , у Вадимира Познера — это традиционная рубрика. «Мой добрый приятель Марсель Пруст очень просил передать вам несколько вопросов» - говорит Познер, вслед за чем следует ряд четких вопросов, подразумевающих таких же ответов.

Воможно, Владимир Владимирович хотел сделать портретное интервью, так как,. для таких крупных политиков это редкость. Все что мы узнаем от них — это протокольные заявления и не более, поэтому исповедь с экрана такого крупного политического деятеля произвела бы фурор. Но нет, это было не исповедь, так же нельзя его назвать протокольным, или информационным. Иногда Дмитрия Анатольевич слегка расслаблялся , и казалось, вот-вот он  раскроется, откроется зрителю с другой стороны, но этого не произошло. Также он давал слегка размытые формулировки, отвечая на достаточно конкретные вопросы, не то, чтобы он уклонялся от ответа — он просто отдавал четкий  отчет каждому своему слову. Анна Качкаева, декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ, обозреватель Радио Свобода, в своем блоге, на сайте «Эхо Москвы» отммечает,что «Такие интервью требуют душевных затрат и от того, кто спрашивает, и от того, кто отвечает. Познер и Медведев остались «при своих». Не затратились. Или «химии» не случилось». Мне кажется, что откровенное, открытое интервью, с высокопосавленными людьми, получить очень сложно, и возможно лишь в том случае, если этот человек по характеру ну очень открытый, либо кго высоая должность уже в прошлом. Ведь ответственность от каждого произнесенного тобою слова давит.

Заключение

Подведем итоги работы, обобщив вышеизложенное. Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог (общение), имеют особое значение для телевидения.

Интервью - жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» - диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д.

Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Самое главное здесь — владение информацией, которая включает в себя как теоретические сведения об обсуждаесой теме, о госте, которого предстоит интервьюировать, также необходимо быть знакомым с его психологическими особенностями, и иметь соответствующий настрой. Быть подготовленным к интервью означает, быть готовым предугадать реакцию ,которую вызовет тот или иной вопрос.

Журналист точно, и однозначно сам для себя должен понимать, что он хочет узнать, и ради чего это интервью, каковы его цели. И не отступать от этого , все время помнить об этом, и строго следовать тому курсу, но это не значит, что нужно ыть роотоподобным, наоборот, нужно стараться совмещать, ненапряженную, дружескую бстановку, с четко намеченными целями. Нужно стремиться к идеалу.

В идеале интервью на экране (за исключением ситуации официального характера) должно выглядеть как непринужденный разговор двух людей, один из которых более информирован по обсуждаемой теме. Но просто поговорить эти люди могли бы и не в студийном павильоне, без камер и осветительной аппаратуры. Стало быть, в самой природе телевизионного диалога есть некая двойственность.

Дэлгэцэн дэхь хамгийн сайн ярилцлага бол хоёр хүний яриа нүүрэмгий байх ба нэг нь тухайн сэдвээр илүү мэдээллэгдсэн байдалтай. Яг л камергүй гэрэлтүүлэгчгүй, зүгээр л ярилцаад сууж байгаа юмшиг.

Классические отечественные подходы делили интервью на метод и жанр. Однако если быть внимательным, сам метод интервью далеко не однороден.

Интервью как метод отражения действительности (процесс коммуникации) на основании классических вопросов новости условно можно разбить еще на четыре вида: беседу, опрос, разговор и собственно интервью.

Интервью как метод репрезентации исходного материала (результат коммуникации) можно разделить на монолог, диалог и полилог. От частицы «моно» – один, «di» – двое, «poly» - много. Одно, двух и много-составное построение текста.

В целом же различается несколько разновидностей интервью: протокольное, информационное (в связи с конкретным событием, причем как только что случившимся, так и давно прошедшим, но вызвавшим именно сейчас общественный резонанс), портретное (исповедальное) и проблемное (показывающее живыми словами от первого лица компетентное мнение о некоторой проблеме или общественно–значимом явлении), и интервью анкета.

Информация о работе Понятие телевизионного интервью