Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:39, реферат
В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[186].
На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.
Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».
Монополизация прессы в 50-е годы нашего столетия не могла не волновать английскую общественность, однако обсуждение этой проблемы не внесло каких-либо изменений в развитие английской журналистики.
В 50-е гг. укрепляются связи власти и владельцев газетно-журнального рынка Англии. Эта тенденция проявилась еще в годы второй мировой войны, когда и лорд Кэмроз и лорд Бивербрук занимали важные государственные посты.
По мнению Г. Герда, в середине XX в. положение английской прессы было исключительно стабильно, что во многом объяснялось ростом рекламы и постоянной ориентацией на разнообразные группы, составлявшие читательскую аудиторию. Журналист приспособился к новым ритмам жизни, отказался от помпезного стиля. Стала более живой подача материалов на первой полосе, увеличился объем международной информации, стал интереснее иллюстративный материал. В 50-е годы еще не был утрачен возросший во время войны интерес к серьезной журналистике (свидетельство тому – успех журнала «Спектейтор» в послевоенное время, когда издание не только увеличило объем продажи внутри страны, но и получило известность за границей)[173].
Но тем не менее на рубеже 50–60-x годов XX столетия специфику английской прессы определяли издания, лидировавшие в то время среди качественных и массовых газет. Продолжал оставаться исключительно высоким престиж «Таймс», хотя газета не стремилась расширить круг своих читателей и ее тираж колебался в пределах 200–240 тыс. экземпляров. В 1959 г. приобрела общенациональный характер «Манчестер Гардиан», отныне именовавшаяся просто «Гардиан» (150 тыс. экземпляров). Наиболее многотиражной из качественных газет являлась «Дейли Телеграф энд Морнинг Пост» (1 млн. экземпляров). Выжив в долгой конкурентной борьбе, заявила о себе как о серьезном и информированном издании выходившая с 1888 г. «Файненшл Таймс» («Финансовое время»).
Среди массовых газет первое место по тиражу занимала «Дейли Миррор» (4700 тыс. экземпляров), за ней следовали «Дейли Экспресс» (4 млн.), «Дейли Мейл» (2 млн.) и «Дейли Скетч» (1 млн. экземпляров). Скандальную «Ньюс оф де Уорлд» по воскресеньям читали 16 млн. человек. Характер серьезного издания удалось сохранить старейшей английской газете «Обсервер». Вне конкуренции в середине 50-х годов оставался юмористический журнал «Панч» (год его выхода в свет – 1842)[174].
После войны финансовые трудности испытывала коммунистическая пресса. Если в конце войны тираж «Дейли Уоркер» составлял 102 тыс. экземпляров, то к середине 50-х годов он снизился до 83422 экземпляров[175]. «Дейли Уоркер» продолжала оставаться единственной ежедневной газетой компартии. В 1957 г. начал выходить теоретический ежемесячный журнал «Марксизм Тудей» («Марксизм сегодня»), о проблемах коммунистического движения писал еженедельник «Уорлд Ньюс» («Мировые новости»). Журналы «Чэллендж», «Вумэн Тудей», «Бритиш-Совьет Френдшип» («Британо-Советская дружба»), «Лейбор Рисерч» («Трудовые исследования»), «Эдьюкейшен Тудей энд Туморроу» («Образование сегодня и завтра») также были связаны с деятельностью английских коммунистов, но предназначались для широкого круга читателей.
Широкое распространение в Англии получила профсоюзная печать, представленная в основном журналами, циркулярами и бюллетенями. Среди пацифистских изданий наибольшим тиражом издавался еженедельник «Пис Ньюс» («Новости мира») – 30 тыс. экземпляров.
Довоенные изменения, произошедшие в «Рейтер», смена руководства помогли агентству, в конце концов, пережить, по мнению Дональда Рида, «хорошую войну»[176]. Если новости в Великобритании подвергались достаточно суровой цензуре, то несколько большей свободой пользовалась информация, передаваемая за границу. Примечательно, что Германия очень внимательно следила за сообщениями «Рейтер», не без основания считая их частью британской пропагандистской машины.
В «географии» информации «Рейтер» существенное место занимал Советский Союз, куда был направлен репортер агентства Гарольд Кинг (в мае 1943 г. он получил лично подписанное Сталиным заявление о роспуске Коминтерна). Тщательно велась агентством подготовка к освещению высадки союзников в Нормандии. Эта акция получила оперативную и разностороннюю информационную поддержку[177].
Дональд Рид придерживался версии, что Гитлер застрелился в своем бункере, потому что услышал сообщение «Рейтер» о переговорах Гиммлера с союзниками. Рид добавляет, что Гитлер «всегда доверял точности новостей "Рейтер"». Корреспондентов «Рейтер» подстерегали многочисленные опасности: так, в Токио в 1940 г. при загадочных обстоятельствах был убит сотрудник агентства Джимми Кокс[178].
Во время войны и в первые послевоенные годы произошла серьезная реорганизация финансовой структуры агентства «Рейтер», которое в 1941 г. было превращено в трест. Половина акций «Рейтер» была продана Ассоциации газетных предпринимателей, в которую входили владельцы всех лондонских буржуазных газет, что одновременно укрепило связи агентства с монополиями прессы и упрочило финансовую базу. В 1945 г. общий штат сотрудников «Рейтер» (в том числе и находящихся за рубежом) составил 2000 человек. К 1950 г. крупные бюро агентства действовали в 23 странах мира, а небольшие – еще в 19. В 40–50-е годы «Рейтер» получало около полумиллиона слов различных сообщений[179]. Позиции «Рейтер» укрепились в Азии, особенно Юго-Восточной, в Африке, на Ближнем Востоке. Правда, если прибыль, получаемая «Рейтер» из Европы, за первое военное пятилетие увеличилась в четыре раза, из стран Дальнего Востока – почти в 11 раз, то резко сократились его доходы (примерно в 4,5 раза) из Индии, после провозглашения в этой стране независимости[180].
Координация деятельности «Рейтер» и
«Пресс ассошиэйшн», раздел сфер их влияния
способствовали тому, что пресса (и
английская и зарубежная) получала
огромный поток разнообразной
В годы войны исключительно возросла роль радиовещания. В международном «радиоконцерте» (а к лету 1939 г. 25 стран вели иновещание на иностранных языках) голос Би-Би-Си был весьма ощутим. В 1940 г. она вещала на 34 языках и передавала ежедневно 78 информационных бюллетеней. Особое внимание уделялось пропагандистским программам, нацеленным на Германию и Италию[181]. Примечательно, что всю английскую пропаганду в годы второй мировой войны координировал Брюс Локкарт, которого Уинстон Черчилль назначил на пост генерального директора по ведению политической войны. В 1918 г. в России за участие в антисоветском заговоре он был заочно приговорен к расстрелу, несколько лет сотрудничал в «Ивнинг Стандард», написал несколько книг и скончался в возрасте 86 лет.
Численность языков английского иновещания постоянно возрастала: к концу 1941 г. Би-Би-Си говорила с миром на 39 языках; объем вещания составлял около 440 часов в неделю (причем использовались не только «классические» языки, но и диалекты, например марокканский диалект арабского языка). Для ретрансляции своих сообщений Би-Би-Си использовала и местные передатчики. Эфир предоставлялся и для оккупированных стран. В 1941 г. была проведена замечательная радиокампания Би-Би-Си, которая начиналась с передачи азбукой Морзе начальной буквы английского слова Victory (победа) и первых аккордов Пятой симфонии Бетховена. Кампания оказала большую моральную поддержку жителям тех европейских стран, в которые вошли германские войска.
К концу 1942 г. число языков вещания достигло 43; объем вещания к концу войны составил 100 часов в день. Би-Би-Си передавала уже 248 бюллетеней новостей. Первые пять послевоенных лет Би-Би-Си занимала ведущие позиции в мире: ее объем вещания в неделю был 714 часов, тогда как США ограничивались 520 часами. Но к началу 60-х годов Англия уступила первенство Соединенным Штатам и Советскому Союзу, однако по количеству слушателей сохраняла устойчивые позиции[182]. До 1954 г., когда власти разрешили в Великобритании коммерческое телевидение, субсидируемое частными компаниями, Би-Би-Си была монополистом в сфере набирающего силу телевещания.
Таким образом, английская пресса на рубеже 60-х годов двадцатого столетия продолжала занимать ведущее место в формирующейся системе средств массовой информации Великобритании, да и во всем мире: «Потребление газет на душу населения в Англии почти в два раза выше, чем в США, в три раза выше, чем во Франции. Во всех странах Юго-Восточной Азии ежедневно распространяется меньше экземпляров газет, чем ежедневный тираж одной газеты в Лондоне. По данным ООН, в среднем на 1000 человек населения земного шара в 1956 г. распространялось ежедневно только 88 экземпляров газет. В то же время в Англии на 1000 человек приходилось 611 экземпляров»[183]. «Галактика Гутенберга» – тот мир, который сформировался под воздействием появления книгопечатания, – достигла апогея своего развития. В будущем ей предстояло сосуществовать со средствами массовой информации, в большей или меньшей степени проявившими свое могущество: радиовещание и телевидение уже начали менять информационную картину планеты.
к содержанию
3. Пресса
в системе современной
В 60-е годы XX в. многое изменилось в исторических судьбах Великобритании. Эта страна (ее население тогда составляло 2% всего человечества) перестала быть могущественной колониальной империей, которой когда-то принадлежала четверть суши нашей планеты, где проживала треть населения Земли. В начале 60-х годов в Содружество (ранее Британское Содружество Наций) кроме Великобритании входили Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада, Индия, Пакистан, Цейлон, Гана, Малайская Федерация, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танганьика, Кипр и колонии. В начале 90-х Содружество включало в себя 50 бывших колоний Великобритании, ставших независимыми и обладавших разным статусом государств. Под контролем Великобритании оставались 14 колониальных территорий с населением около 6 млн. человек. Во второй половине 90-х годов в Содружестве насчитывалось 53 бывших доминионов и колоний[184].
В 60-е годы Британия занимала третье место в мире по производству промышленных товаров, в области транспортного машиностроения она уступала только США. Большинство работающих англичан были заняты в промышленности и в сфере обслуживания. К 90-м годам серьезно изменилась структура капиталовложений страны. Увеличились инвестиции в передовые наукоемкие отрасли (страна занимает одно из ведущих мест в мире по затратам на научные исследования и разработки). В это же время на лидирующие позиции в мире вышло и английское сельское хозяйство, хотя в нем работает очень незначительная часть населения – 2,1%.
В 60–90-х годах XX в. во главе правительства
попеременно оказывались
В 1988 г. в результате слияния либеральной и социалистической партии образовалась партия либерал-демократов, а после раскола коммунистической партии Великобритании в 1991 г. возникла партия левых демократов, с 1988 г. существует коммунистическая партия Британии. В стране в 90-х годах было официально зарегистрировано 309 тред-юнионов.
Одним из наиболее серьезных в рассматриваемый период стал возникший в 1969 г. политический и социальный кризис в Северной Ирландии –Ольстере. Большой резонанс в мире получил вооруженный конфликт Великобритании и Аргентины 1982 г. «Приливы» и «отливы» британской экономики сказывались на социально-политической ситуации в стране, которая пережила ряд крупных забастовок. Неоднозначно проходит для Великобритании и процесс евроинтеграции (с 1973 г. она – член ЕС).
Тем не менее стране удалось справиться с наметившимся в конце 80-х годов замедлением роста экономики. В 1994 г. снизился уровень инфляции. В начале 90-х годов на 25% увеличился доход среднестатистической семьи. В Великобритании медицинское обслуживание и образование бесплатны, но наряду с ними действует и частный сектор[185].
Изменения, произошедшие в стране, существенно повлияли и на развитие прессы Великобритании, тем более что ее печать, радио и телевидение заняли существенное место в мировых средствах массовой информации.
В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[186].
На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.
Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».
Проблема монополизации
Информация о работе Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)