Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[186].
На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.
Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».

Файлы: 1 файл

Великобритания публицистика после войны.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Не смогли решить свои проблемы и партийные издания. Осложнилось  положение марксистской «Морнинг Стар», так как ее перестала покупать «Союзпечать». Трудности в организации собственной новой газеты продолжала испытывать группа Демократические левые (до 1991 г. – Коммунистическая партия Великобритании). В 1990 г. КПВБ распространяла таблоид «Чейнджиз» («Перемены») только среди членов партии.

В 1992 г. процесс снижения тиражей затронул и качественные издания. Несколько возрос тираж воскресных изданий, обладающих своей аудиторией. Одновременно ухудшилось положение серьезных еженедельников, перестал выходить журнал «Энкаунтер» («Столкновение»). В 1992 г. исчез журнал «Лиснер», тогда же был закрыт известнейший юмористический журнал «Панч».

В последующие годы рынок  английской прессы продолжало лихорадить. Рост цен на бумагу привел к тому, что газеты все больше и больше стали терять своих читателей. Ряд  изданий решил использовать совместную полиграфическую базу, чтобы выдержать натиск конкурентов.

В 1993 г. Р. Мэрдок развернул  «войну цен». Демпинговое снижение цен на принадлежащие ему издания  привело к взлету их тиражей: тираж  «Таймс» достиг небывало высокой  отметки – 600 тыс. экземпляров. «Войны цен» не выдержала претендовавшая на независимость «Индепендент»: она перешла под контроль консорциума, возглавляемого «Миррор Групп Ньюспейперс» (при участии Испанской Республики). Снизился тираж «Дейли Телеграф»; возникло опасение, что разрушается рынок серьезных газет. Общественное мнение было обеспокоено и деятельностью массовой прессы, которая с начала 90-х годов проявила настойчивость в погоне за сенсацией и в «подглядывании в замочную скважину». Скандальный тон, «наклеивание ярлыков» были присущи многим таблоидам. В 90-е годы были предприняты попытки, приостановить чрезмерное вторжение средств информации в частную жизнь, однако они не увенчались успехом: в 1997 г. «Дейли Мейл» объявила убийцами несколько человек, оправданных судом. В 1996 г. перешел на еженедельный выпуск журнал «Демпстерз» («Скользкие ступеньки»), специализирующийся на распространении сплетен и слухов. Кроме того, ежеквартально будет появляться его издание в очень дорогом полиграфическом исполнении[207].

Рубеж 1980–1990-х годов  стал концом эры Флит-стрит. Это объяснялось  тем, что многие издательские комплексы  переехали в новые, современно оснащенные помещения. Пресса ощутила возможность нового притока капиталов и появления новых владельцев газетно-журнального рынка. После того как крупнейшие английские газеты «ушли» с Флит-стрит, появились не только новые черты в содержательной и графической концепциях британских национальных газет, но и в самом существе редакционной деятельности: сокращается элемент живого общения между журналистами, при сборе информации большую роль начинают играть телефон и компьютер, повышается статус сотрудников, «пакетирующих» готовую информацию, а репортеры неохотно покидают здание офиса[208].

В начале 90-х годов  произошло новое перераспределение  сил на рынке английских средств  информации. После смерти Р. Максвелла (обстоятельства его гибели недостаточно ясны) встал вопрос о судьбе его наследия. Корпорация Максвелла была частично приобретена консорциумом «Макмиллан –Макгроухилл» и М. Закерманом (владельцем «Юнайтед Стейтс Ньюс энд Уорлд Рипорт»), «Юэропиэн» приобрели англичане братья Барклей. Что же касается «Миррор Груп Ньюспейперс», то решение ее проблем приобрело затяжной характер: общественность опасалась «сползания вправо» и самой группы, и газеты «Дейли Миррор», что могло бы усилить содержательную и политическую унификацию английской прессы. Исполнительным директором «Миррор Груп» стал Дэвид Монтгомери[209].

Д. Монтгомери пытается упрочить пошатнувшееся положение «Миррор» (под таким названием он решил  выпускать «Дейли Миррор»). Газета в 1996 г. потеряла 4,9% своего тиража, который опустился до отметки 2533 тыс. экземпляров, в то время как ее постоянный конкурент «Сан» Р. Мэрдока снизила тираж только на 1,1%, продолжая продавать 4020 тыс. экземпляров. «Миррор» улучшила дизайн первой полосы и даже рискнула вынести на нее более серьезные темы. Газета надеется остаться изданием, привлекающим читателей обилием материалов об отдыхе и спорте[210].

Мохаммед аль-Файед, египетский бизнесмен, владелец крупных магазинов, в 1996 г. основал новую компанию «Либерти Паблишинг Лтд.». Он вел переговоры с Р. Мэрдоком о возобновлении  таблоида «Тудей» (когда-то претендовавшего  на роль первой национальной бесплатной газеты) и с «Рейтер» в целях приобретения принадлежащей агентству службы «Лондон Ньюс Радио», но не смог добиться успеха. Однако новая компания купила «Панч» и предприняла решительные меры по его возобновлению[211]. Аль-Файед пытался завладеть газетой «Обсервер». Получив отказ, он увеличил предлагаемую цену с 17,5 млн. фунтов стерлингов до 20 млн.

На рубеже 80–90-х годов нашего столетия проводились новые мероприятия, связанные с развитием законодательства о прессе Великобритании, поскольку в стране нет конституции как единого основного закона; конституционное значение приобрели прецедент, судебные решения и ряд законодательных актов: Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г. и др. В Великобритании действует антимонопольное законодательство, но одновременно сохраняются и возможности для того, чтобы обойти его на законном основании. Существуют законы о диффамации (клевете), охраняются интересы государства, но нет закона, позволяющего сохранить в тайне источник информации.

В конце 80-х – начале 90-х годов в Великобритании осуществлялись меры по регулированию средств массовой информации, продолжался административный контроль за прессой, радио и телевидением. Ряд судебных дел рассмотрел права британских журналистов на редакционную тайну. В 1989 г. стали вестись экспериментальные телепередачи из палаты общин, правда, сразу же были оговорены некоторые ограничения, связанные с соблюдением журналистской этики[212].

В 1990 г. в Великобритании был принят новый закон о радиотелевещании, внесший серьезные изменения  в систему коммерческого телевидения. Закон предусматривает выдачу лицензий на право вещания (претендент должен пройти жесткий отбор и, в случае получения лицензии, неукоснительно выполнять зафиксированные в ней условия). Принятие нового закона фактически распространяет на Великобританию общие для стран Объединенной Европы правила регулирования деятельности радио- и телевещания.

На рубеже 80–90-х годов был  выдвинут законопроект об ограничении  продажи порнографических изданий, однако он не получил единодушной  поддержки, как и другой законопроект, направленный против расовой ненависти. В Великобритании сформировалась группа сторонников реформы английской неписаной конституции за включение в нее Билля о правах и положений о свободе информации[213]. В 1992 г. лейборист Клайв Соули внес в палату общин законопроект «О свободе и ответственности прессы». Этот шаг был вызван тем, что вопросы журналистской этики в конце 80-х – начале 90-х годов приобрели новую остроту. Комиссия Д. Кэлькатта, созданная по поводу «морального терроризма» прессы, рекомендовала заменить либеральный Совет по делам прессы жесткой Комиссией по жалобам на прессу. Но, похоже, что и эта комиссия оказалась недостаточно жестким регулятором журналистской деятельности. Кроме того, возникло обоснованное опасение, что ужесточение контроля над «разгребателями грязи» может повлечь за собой преследования тех, кто выступает на страницах газет со справедливой критикой.

Начало 90-х годов для Великобритании было связано с активизацией спутникового телевидения. В это же время в кризисной ситуации оказалось кабельное телевидение, у которого насчитывалось только 300 тыс. подписчиков (однако к 2000 г. кабельное телевидение войдет в 90% домов и квартир британцев).

Для английского телевидения 90-х  годов характерны тенденции конкуренции и монополизации. С Би-Би-Си конкурируют коммерческое, а также спутниковое, кабельное и эфирное телевидение (правда, лишь 12% семей приобрели оборудование спутникового и кабельного телевидения). Слились несколько телевизионных компаний. Наибольший общественный резонанс вызвало объединение «Скай Телевижн» (владелец – Руперт Мэрдок) и «Бритиш Сателлит Бродкастинг». Так как обе службы были нерентабельными, антимонопольное законодательство в данном случае применено не было. В результате их финансовое положение упрочилось, и образовалась новая организация спутникового телевидения, которая приобрела характер небританской службы, – Би-Скай-Би. Была проведена «мини-приватизация» Би-Скай-Би, для чего ее владельцы прибегли к флотации, продаже части ее акций. Примеру Би-Скай-Би последовали и ее конкуренты. Би-Скай-Би предложила сенсационный рекламный проект: запустить на геостационарную орбиту специальный спутник «Скай» со светящейся рекламой.

В 1992 г. была создана Всемирная служба телевидения (ее основали Всемирная служба радиовещания, телевидение Би-Би-Си и коммерческая служба «Би-Би-Си Энтерпрайзис»).

В настоящее время Великобритания продолжает занимать одно из ведущих  мест в мире по насыщенности прессой. Национальные или местные газеты читают трое из четырех англичан. В стране издается 160 ежедневных газет, 1300 ежедневников.

В 1996 г. самой читаемой ежедневной газетой продолжала оставаться «Сан» (4073601 экземпляр), увеличился тираж «Дейли Мейл» (2039713). Повысили объем распространения «Мейл он Санди» (2138465), «Санди Таймс» (1138337); вне конкуренции – воскресная газета «Ньюс оф де Уорлд» (4656718). Стали продавать больше своих экземпляров «Таймс» (688205) и «Файненшл Таймс» (308556). Менее удачной оказалась ситуация для «Индепендент», «Дейли Телеграф» и «Санди Экспресс»: их тиражи снизились[214].

В 1997 г. выявилось перераспределение  сил в плане политической ориентации национальных газет. Только «Дейли Телеграф», «Санди Телеграф», «Экспресс» и «Санди Экспресс» имеют в большинстве своем читателей, ориентирующихся на консерваторов. 75% аудитории других девяти национальных изданий, среди которых «Гардиан», «Обсервер», «Индепендент», «Миррор», «Санди Мирpop», склоняются к поддержке лейбористов. Примечательно, что новый премьер-министр Великобритании, лейборист Э. Блэйр, решил открыть выборную кампанию «виртуальным образом», войдя в сеть Интернет.

Радио- и телевизионное вещание  Великобритании находится в ведении  Би-Би-Си (носящей общественно-корпоративный статус) и Организации независимого радиовещания (Ай-Би-Эй). Телевещание осуществляется Би-Би-Си и 16 частными телекомпаниями, находящимися в ведении Ай-Би-Эй, Первый канал Би-Би-Си ведет передачи для 99% населения Великобритании, второй канал – 94%.

Сохранилось разделение труда между  агентствами «Пресс Ассошиэйшн» (оно  продолжает распространять внутреннюю информацию) и «Рейтер» –мировым агентством новостей. «Рейтер» занимает лидирующие позиции по распространению новостей; его частью стала крупнейшая телевизионная служба новостей «Висньюс». В 90-х годах «Рейтер» активно внедрялось в сферу электронных СМИ (это касается радиоканала «Лондон Ньюс» и спутникового телевидения). 70% новостей «Рейтер» получало при распространение мировой информации; 23% – компьютерных услуг, что связано с финансовыми проблемами; 7% – работа в сфере общеполитической информации.

Таким образом, приведенные  данные свидетельствуют о расширении «информационного поля» Великобритании. Страна, как и весь мир, вступает в эру «экранной» цивилизации, когда сознание человека будет формировать не привычная «жесткая» страница книги, а «мягкий» дисплей компьютера. Многие сомневаются, что в XXI в. средства информации сохранят свой массовый характер. По их мнению, информация будет потребляться индивидуально с помощью персонального компьютера (этот процесс уже начался). Сохранит ли тогда газета свой современный облик? По этому поводу существует множество точек зрения. «Колебания» газетно-журнального рынка Великобритании подтверждают, что пресса, несмотря на четырехвековую историю своего развития, снова столкнулась с проблемой поиска «своего лица». Видимо, оно будет определяться не только лихорадочными усилиями новых «охотников за сенсациями», но и усилением аналитических, комментирующих начал, хотя логика рынка, диктующая сейчас свои условия журналистике Великобритании, не всегда предсказуема.


Информация о работе Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)