Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[186].
На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.
Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».

Файлы: 1 файл

Великобритания публицистика после войны.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Объектом ожесточенной конкуренции  стала в 1968 г. газета «Ньюс оф де Уорлд», тираж которой – свыше 6 млн. экземпляров – был самым высоким из тиражей английских газет. В борьбе за «Ньюс оф де Уорлд» столкнулись интересы представителей нового поколения английских владельцев прессы, которое в полной мере заявит о себе позднее и как бы «персонифицирует» многие тенденции развития журналистики, как в самой Англии, так и за ее пределами. Это австралийский магнат Руперт Мэрдок и Роберт Максвелл (в прошлом Людвиг Хох), ставший гражданином Англии после второй мировой войны. В 1968 г. Мэрдок получает существенную часть акций «Ньюс оф де Уорлд», а через некоторое время становится представителем компании, сменив на этом посту сэра Уильяма Карра. В 1969 г. Мэрдок покупает у концерна ИПК убыточную ежедневную газету «Сан» («Солнце»), заменившую в 1964 г. лейбористскую «Дейли Геральд».

Изменения происходят и в самой  ИПК, главным предприятием которой  в 60-х годах была массовая ежедневная газета «Дейли Миррор». Глава ИПК Сесиль Кинг в 1968 г. вступил в конфликт с премьер-министром Гарольдом Вильсоном, после чего вынужден был уйти в отставку: «Непрочность положения Кинга – продолжателя дела магната прессы Нортклифа – показалось для многих непосвященных невероятным и загадочным сюрпризом. Однако за этим вырисовывалась и непрочность финансовых позиций самого концерна. Несмотря на гигантские размеры его разросшегося владения, Кинг начал к тому времени обнаруживать свою неспособность учитывать все последствия дорогостоящих сделок»[188]. Фактически произошло слияние ИПК и концерна «Рид Корпорейшн» – гиганта бумажно-целлюлозного производства.

Таким образом, в Великобритании наметилась очередная смена газетных хозяев.

В 60-е годы укрепились позиции важнейших  периодических изданий Великобритании. Возрос тираж «Гардиан» и достиг 21 тыс. экземпляров (эту газету контролировала компания «Манчестер Гардиан энд  Ивнинг Ньюс Лтд.»). Далеко обошла своих «качественных» конкурентов «Дейли Телеграф»: ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой «Дейли Миррор» перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж «Дейли Мейл» (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира «Файнэншл Таймс» – 156 тыс. экземпляров. Несколько снизился тираж «Дейли Экспресс» (3853 тыс.) и «Дейли Скетч» (915 тыс.)[189].

В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства[190]. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, – «Дейли Геральд»; «Ньюс Кроникл» («Хроника новостей») и «Дейли Скетч». Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет[191].

В 1966 г. «Дейли Уоркер»  была заменена газетой «Морнинг Стар», которая, оставаясь коммунистическим изданием, заявила о себе как о трибуне всех левых сил страны. Компартия стремилась укрепить свою социальную базу и упрочить связи с лейбористским движением. Вначале тираж «Морнинг Стар» значительно возрос, но затем он существенно снизился. Проблема распространения газеты приобрела новую остроту.

В 60-е годы Би-Би-Си сохраняла  монополию на центральное радиовещание на территории Великобритании. Би-Би-Си не могла получать доходы от рекламы  и существовала за счет абонентной платы (в 1966 г. число радиоабонентов достигло 3,5 млн. человек) и продажи своих изданий. В это же время развернулась широкая кампания в поддержку создания частных радиостанций. Появились «пиратские» радиопередатчики, которые базировались на судах и заброшенных фортах. В 1966 г. появился специальный закон, направленный против «пиратских» радиостанций[192].

В 60-е годы расширился объем иновещания Би-Би-Си. Была открыта  редакция, готовившая передачи для Непала. Увеличилось время вещания на урду, итальянском, бенгальском и хинди, а также на языках юго-западной Азии. Наблюдался и рост объема передач на африканских языках – хауса, суахили, а также англо- и франкоязычных передач для Африки. Шло развитие радиослужб для Америки. 14 часов в неделю шли передачи на болгарском и 30 часов – на русском языках. Крупнейшей редакцией Би-Би-Си в Европе в это время становится редакция на немецком языке – 33 часа 15 минут в неделю. Стало больше передач на португальском и греческом языках[193].

В 60-е годы упрочились позиции независимого телевидения, которое, не взимая абонентной платы, получало доходы от рекламы.

У телевидения и радио  сложилась своя аудитория, эфир перехватил у прессы пальму первенства в плане оперативности и далеко превзошел ее в сфере изобразительности и наглядности. Проблема разделения труда между радио, телевидением и периодической печатью стала актуальной, хотя и не приобрела ту остроту, которую ей предсказывали эксперты в области средств информации. Смягчало возможное противостояние и то обстоятельство, что пресса и телевидение (а затем и радио) все больше сосредоточивались в одних руках.

На рубеже 60–70-х годов  группа «Ассошиэйтед Ньюспейперс» являлась не только владельцем газет и журналов, но и контролировала телевизионную компанию «Саузерн Телевижн» («Южное телевидение»), а также телевизионные станции в Австралии. Осуществлял вложения в телевидение крупнейший английский концерн «Интернэйшнл Паблишинг Корпорейшн». Рой Томсон владел 30 радио- и телестанциями, 183 ежедневными газетами, 150 различными периодическими изданиями по науке и технике. В 60-е годы получила дальнейшее развитие тенденция конгломерирования капитала в области средств информации (пример тому – слияние ИПК и «Рид Интернэйшнл»), а также все более очевидным стал его международный характер.

Во всех без исключения средствах информации Великобритании возрос удельный вес рекламы, ставшей  мощным рычагом регулирования их деятельности: с конца второй мировой войны по 70-е годы английское правительство ежегодно тратило на рекламные кампании в печати, на радио и телевидении 5,5 млн. фунтов стерлингов.

В мире газетных хозяев Великобритании в начале 70-х гг. наметились определенные изменения.

На первый план выдвинулась  группа Роя Томсона, обладавшая периодическими изданиями во всей Великобритании, США, Канаде, Латинской Америке, Африке, а также радио- и телестанциями. Сохраняла свои лидирующие позиции  и ИПК, несмотря на финансовые затруднения, которые она сумела решить путем слияния с «Рид Корпорейшн». Ведущей газетой ИПК оставалась «Дейли Миррор», этой же монополии принадлежали воскресные газеты, провинциальные издания, женские журналы; пока еще сохранялся контроль ИПК над рядом изданий Африки. «Ассошиэйтед Ньюспейперс», концерн Бивербрука «Пирсон – Лонгмен», группа Берри занимала существенное место на газетно-журнальном рынке Великобритании. В 1969 г. в Англии стала действовать монополия Руперта Мэрдока «Ньюс Лтд.», которая будет набирать силу в последующие годы.

Самые крупные тиражи ежедневных газет  распределялись в Англии следующим  образом: ИПК – одна треть, Бивербрук – одна четверть, Р. Мэрдок – одна десятая. В начале 70-х годов общий разовый тираж восьми столичных и 100 провинциальных газет Великобритании составил 27 млн. экземпляров, 488 экземпляров на 1000 человек[194].

В это время определилась политическая ориентация ведущих английских изданий. На консервативную партию (вернее на ее правое крыло) ориентировались «Дейли Мейл», «Дейли Телеграф», «Санди Телеграф» («Воскресный телеграф»), «Дейли Экспресс», «Санди Экспресс», «Ньюс оф де Уорлд», «Бирмингем Пост» («Бирмингемская почта»), «Йоркшир Пост» («Йоркширская почта»), «Скотсмен», «Санди Таймс», «Файненшл Таймс». Консервативная пресса центристского толка включала в себя газеты «Таймс», «Сан», еженедельники «Экономист» и «Спектейтор». К либеральному центру относились «Гардиан», «Обсервер», «Лиснер». Правое крыло лейбористов опиралось на «Дейли Миррор» и «Пипл»; лейбористский центр – на «Нью Стейтсмен» («Новый государственный деятель») и «Трибюн». Среди изданий, связанных с компартией, можно отметить «Морнинг Стар», «Коммент», «Лейбор Мансли».

В 70-е годы четко определялись читательские «ниши» качественных и массовых английских изданий. Если 25% читателей «Таймс»  принадлежали к высшим кругам общества, то применительно к «Дейли Миррор»  эта цифра составляла 1%, а к  «Дейли Экспресс» – 3%. 39% рабочих страны читали «Дейли Миррор», 31% – «Дейли Экспресс»[195]. Соответственно сформировалась и модель того или иного типа газеты (как содержательная, так и оформительская): «качественная» пресса в освещении наиболее важных социально-политических проблем апеллировала к разуму читателя, опираясь на систему аргументов, убеждающих аудиторию в логичности рассуждений и доказательств. Массовая пресса в основном использовала метод внушающего воздействия, которое «прививает психические состояния, т.е. идеи, чувствования и ощущения без помощи логики и каких-либо доказательств»[196]. Обилие иллюстраций, броские заголовки, набранные крупным шрифтом, стремление ориентироваться на язык улицы – все это стало отличительными чертами «популярных» газет. Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место. По мнению владельцев массовых газет, на их полосах не нужно печатать то, что можно увидеть по телевидению, т.е. информацию. Не случайно, что рост тиражей массовых газет вызвал в 70-е годы обеспокоенность английской общественности[197].

В 70-х – начале 80-х годов в Великобритании продолжали действовать тенденции концентрации и монополизации в сфере средств массовой информации. С 1920 по 1970 г. число английских газет сократилось почти на 35%; с 1974 по 1981 г. вместо 1300 провинциальных газет стало выходить 800; за 30 лет, к началу 80-х годов, количество газет, не принадлежавших концернам или конгломератам, уменьшилось с 490 до 220.

В середине 70-х годов Великобритания столкнулась с серьезными кризисными явлениями в сфере печати: у ряда изданий сократился тираж, снизились прибыли. Сдали свои позиции «газетные короли» старшего поколения, в списке национальных газет не стало изданий Томсона, Бивербрука, Асторов. Снизились тиражи национальных газет: в 1970 г. они составляли 37 млн. экземпляров, в 1980 г. – 33,5 млн. Кризис не обошел и партийную прессу; в 1974 г. тираж «Морнинг Стар» был 45000 экземпляров, в 1976 – 41235, в 1979 – 34588 экземпляров.

В начале 70-х годов возникли затруднения у газеты «Таймс», новому владельцу которой, Р. Томсону, не удалось сделать из нее прибыльное предприятие. Дефицит «Таймс» приблизился к двум миллионам фунтов стерлингов[198].

В 1978–1979 гг. над «Таймс» нависла  угроза закрытия: «Несмотря на свой престиж, "Таймс" давно приносила  владельцам убытки. Сложные отношения  с профсоюзами в связи с  попытками внедрить современную  технику печати и соответственно выбросить на улицу "лишний персонал" уже привели в 1978–1979 годах к тому, что хозяева прекратили выпуск "Таймс" на 348 дней»[199]. Варианты спасения газеты обсуждались достаточно долго; речь шла о возобновлении публикации «Таймс» в провинциальной типографии, оборудованной новейшей технологией, и даже о переводе производства «Таймс» в США, чтобы доставлять ее ежедневно в Великобританию и продавать по более низкой цене. Журналистами «Таймс» было внесено предложение создать консорциум, который смог бы купить газету. Кандидатура возможного покупателя «Таймс» обсуждалась не только в английских средствах массовой информации, но и за рубежом[200]. Королевская комиссия по прессе в середине 70-х годов пришла к заключению, что выход из кризиса можно достигнуть путем внедрения новой техники и сокращения на треть рабочей силы.

Несмотря на кризис, охвативший «традиционную» печать Великобритании, ряду изданий в 70-е годы удалось не только сохранить свою экономическую эффективность, но и снискать популярность у широкой аудитории. Это касается, например, бесплатных газет, число которых с 1974 по 1981 г. возросло с 194 по 512. Их аудитория в начале 80-х годов составила 95% населения страны.

В 1971 г. в Великобритании было введено  коммерческое радиовещание в провинциях и начала складываться конкурирующая  с Би-Би-Си коммерческая телесеть. Объем  иновещания Би-Би-Си в это время  составил 720 часов в неделю (меньше, чем у США и СССР), передачи велись на 37 языках. В 70-е годы в структуре вещания Би-Би-Си постоянно происходили изменения, но самыми крупными иностранными редакциями оставались арабская, французская и немецкая. Среди социалистических стран русская служба занимала центральное место (45 часов в неделю). В это же время проводилось регулярное техническое переоснащение Би-Би-Си[201].

Степень концентрации производства в газетной индустрии Великобритании начала 80-х годов, когда 80% тиража английских газет издавалось тремя транснациональными корпорациями – «Ньюс Интернэйшнл», «Рид Интернэйшнл», «Трафальгар Хаус», – была очень высока. Газетно-журнальное производство (по совокупной стоимости выпускаемой продукции) находилось на 3-м месте среди отраслей английского хозяйства. Было подсчитано, что каждая четвертая из пяти английских газет принадлежит концернам или конгломератам, в том числе носящим транснациональный характер. «Трафальгар Хаус», поглотившая империю Бивербрука (ей принадлежал «Дейли Экспресс»), была связана с кораблестроительными отраслями, туризмом, торговлей недвижимостью. Чтобы открыть новую газету – «Дейли Стар» («Дневная звезда»), этот концерн продал несколько зданий в Лондоне за 40 млн. фунтов стерлингов. «Ассошиэйтед Ньюспейперс» контролировала добычу нефти, являясь собственником земли, транспорта, ресторанов. В конце 70-х годов «Рид Интернэйшнл» вложил большую сумму в южноафриканскую компанию по производству упаковки.

В первой половине 80-х  годов шло дальнейшее перераспределение  сил на рынке средств массовой информации Великобритании. С Флит-стрит  ушел конгломерат «Трафальгар Хаус». Потомки и наследники Бивербрука, Томсона, Кэмроза оказались не так хорошо приспособленными к жесткой конкурентной борьбе, как их предшественники. На первое место в сфере масс медиа Великобритании выдвинулись Руперт Мэрдок и Роберт Максвелл.

Для прессы Великобритании 80-х годов было характерно продолжающееся усиление концентрации в сфере печати. 70% ежедневной и воскресной прессы контролировали группы ставшего американским гражданином Р. Мэрдока («Ньюс Интернэшнл»), Р. Максвелла («Миррор Груп Ньюспейперс»), лорда Стивенса («Юнайтед Ньюспейперс»). Оставались сильными позиции групп Ротермира и Томсона.

К началу 80-х годов  Руперт Мэрдок уже считался одним  из известных международных «лордов  прессы». Его отец – друг Нортклифа – был издателем газет «массового интереса» в Австралии. Сам Р. Мэрдок успешно занимался газетным бизнесом в Австралии, где приобрел навыки конкурентной борьбы, которые пригодились ему в ходе завоевания рынка прессы за пределами его родной страны. Империя Мэрдока изначально формировалась как транснациональная. Конец 60-х годов был ознаменован приобретением Мэрдоком двух массовых английских газет – «Ньюс оф де Уорлд» и «Сан». В 70-е годы этот магнат прессы активизировался в США, где стал владельцем одной из старейших газет страны – «Нью-Йорк Пост» («Почта Нью-Йорка»), основанной в 1801 г. К этому времени он уже купил две газеты в Техасе, основал ежедневник «Стар», завладел газетой «Виллидж Войс» («Голос Виллиджа»), а также журналами «Нью-Йорк» и «Нью Уэст» («Новый Запад»), что явилось сенсацией и за пределами Америки.

Информация о работе Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)