Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:39, реферат
В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[186].
На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.
Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».
Новое появление Мэрдока на Флит-стрит было связано с покупкой газет «Таймс» и «Санди Таймс». Его империя уже включала в себя свыше 80 газет, журналы, радио- и телестанции, киностудии, фирмы грампластинок, нефтепромыслы, горнорудные карьеры, животноводческие фермы. Несмотря на то, что совместный разовый тираж газет, приобретаемых Р. Мэрдоком, выходил за рамки, установленные антимонопольным законодательством, сделка состоялась. Согласно акту 1973 г. о добросовестной торговле продажа изданий допускается, если они нерентабельны (а как известно, «Таймс» переживала тогда серьезные финансовые затруднения).
После смены владельцев «Таймс» произошли перемещения в ее редакционном аппарате, вынужден был уйти со своего поста редактор г. Эванс. В дальнейшем на 17% был сокращен персонал редакций и типографий. Было положено начало той войне Р. Мэрдока с профсоюзами, которая развернулась в середине 80-х годов.
Антимонопольное законодательство не было применено, когда крупная книгоиздательская компания «Бритиш Принтинг энд Комьюникейшн» во главе с Робертом Максвеллом в 1984 г. приобрела газеты «Дейли Миррор», «Санди Миррор» и «Санди Пипл». Конкуренция между массовыми изданиями Максвелла и Мэрдока усилилась.
Роберт Максвелл являлся в 80-е годы одной из самых динамичных и противоречивых фигур английской журналистики. Родившийся в Словакии, во время второй мировой войны воевавший в британской армии, он попробовал свои силы и в бизнесе, и в политике. Исключительно много энергии вложил Максвелл в принадлежавшее ему издательство «Пергамон Пресс». После неудачных попыток стать издателем газет «Ньюс оф де Уорлд» и «Сан», Максвелл начинает в 1975 г. выпускать газету «Скотиш Дейли Ньюс» («Шотландские ежедневные новости») с подзаголовком «Как прекрасно жить на свете», которая очень скоро потерпела крах. Максвелл пытался вступить в борьбу за «Таймс», но его шансы в тот момент оказались невелики.
В начале 80-х годов непростая финансовая ситуация сложилась в группе «Миррор». По словам ее главного управляющего, решение распродать «Миррор» было принято «прежде всего потому, что она была неприбыльна. Мы знали, что именно не в порядке с нашей собственностью, но считали, что налаживать порядок было бы непроизводительным»[202]. Максвеллу удалось перехватить инициативу, и он стал владельцем «Дейли Миррор», «Санди Миррор», «Пипл», «Дейли Рекорд» и «Спортинг Лайф» (ее читателем была королева Великобритании). На рубеже 1980–1990-х годов «Дейли Миррор» и «Дейли Рекорд» издавались тиражом, равным четверти совокупного тиража ежедневной британской прессы.
Как и Мэрдок, Максвелл не ограничивался лишь сферой газетно-издательской деятельности, к тому же интересы его компаний выходили за пределы Британских островов: так, Максвелл стал компаньоном Ф. Буига, частного владельца ТФ-1 – программы французского телевидения. «Географически» интересы Максвелла превратились в глобальную сеть, охватывающую различные регионы Европы, Америки, Азии и Африки[203].
Английская пресса 80-х годов постоянно ощущала влияние транснациональных корпораций, при активном участии которых происходит слияние капитала в газетном мире западных государств. Например, английская издательская группа Пирсон – Лонгмен во второй половине 80-х годов приобрела французскую газету «Эко» и укрепила связи с голландской издательской компанией Эльзивир. Английский капитал поддерживал прессу африканских стран, в частности через англо-южноафриканский концерн «Лонро». Южноафриканские финансисты, в свою очередь, установили контроль над одним из английских журнальных объединений. Крупнейшие информационные корпорации Великобритании начали открывать для себя рынок в странах Восточной Европы: Болгарии, Венгрии, Румынии.
Что касается прессы самой Англии, то здесь всемерно укрепились позиции частного капитала, в том числе иностранного: 70% английской печати оказались вне контроля граждан страны.
Следствием сверхмонополизации английской печати явилась ее содержательная унификация, что вызвало озабоченность общественности; поэтому естественным было стремление журналистов к созданию газет, не принадлежащих магнатам прессы, например «Санди Корреспондент» (1989) и «Индепендент» (1986).
В середине 80-х годов в Великобритании развернулись процессы технического переоснащения прессы, что повлекло за собой массовые увольнения и взрыв социального недовольства в стране.
В это время завершилось строительство нового редакционного комплекса в Восточном районе Лондона – Уоппинге, куда Р. Мэрдок собирался перевести выпуск всего тиража своих английских газет. Комплекс был оснащен американским оборудованием. Используя антипрофсоюзное законодательство, согласно которому предприниматель вправе принимать на работу не членов профсоюза, Мэрдок собирался перевести в Уоппинг лишь тех, кто примет на себя обязательство не участвовать в забастовках. В ответ на ультиматум печатники не вышли на работу. В свою очередь, Мэрдок уволил 6 тыс. участников забастовки, что положило начало длительному и напряженному конфликту, который закончился поражением полиграфистов.
Конфликты неоднократно возникали на предприятиях Максвелла и в редакциях его изданий: журналисты, уволенные им, потребовали исключить Р. Максвелла из лейбористской партии.
Прогноз, составленный в середине 70-х годов, начал сбываться: были сделаны шаги к полному техническому перевооружению прессы, одновременно сопровождавшиеся массовыми увольнениями. Преодоление кризисных явлений в английской прессе досталось дорогой ценой.
Технологическая революция в области средств массовой информации, связанная с упразднением типографского набора и введением спутникового телевидения, а также рост рекламы, наблюдавшийся в английских масс медиа, способствовали повышению рентабельности ряда газет. К тому же снизился размер капитала, необходимый для выпуска новых изданий, что стало стимулом для расширения качественного своеобразия прессы страны.
В 80-е годы Великобритания обладала широкоразветвленной сетью периодической печати. Продолжало сохраняться традиционное для страны деление прессы на качественную и массовую. И та, и другая сохраняли свою направленность: первая обращалась к образованному читателю, часто связанному с системой управления, была информативна и аналитична; вторая, ориентируясь на широкую аудиторию, скорее следовала ее вкусам и запросам, чем пыталась изменить или усовершенствовать природу человека. Обе разновидности британской прессы нашли и своего рекламодателя. На страницах качественной печати печаталась дорогостоящая реклама тяжелой промышленности, строительной индустрии, недвижимости; массовая рекламировала, как правило, товары массового потребления.
В середине 80-х годов наиболее высокотиражными массовыми газетами были «Ньюс оф де Уорлд» (4,78 тыс. экземпляров), «Сан» (4,05 млн.), «Миррор» (3,26 млн.), «Дейли Экспресс» (1,98 млн.), «Дейли Мейл» (1,86 млн.). Тиражи качественных изданий распределялись следующим образом: «Дейли Телеграф» (1,3 млн. экземпляров), «Гардиан» (421,6 тыс.), «Таймс» (305,7 тыс.), «Файненшл Таймс» (204 тыс.).
Отличалась разнообразием английская журнальная периодика. Ее представляли политико-экономические и научные издания, например, «Экономист» (232,1 тыс. экземпляров). Освещал проблемы политики, литературы и искусства еженедельный журнал «Нью Стейтсмен» (40 тыс.), основанный при участии Дж.Б. Шоу и имевший лейбористскую окраску, и журнал «Спектейтор» (18,4 тыс.), ориентировавшийся на консерваторов. Среди изданий по вопросам науки и техники серьезное место занимал еженедельный журнал «Нью Сайнтист» (77,2 тыс.).
Английская военная периодика была представлена рядом журналов: «Дифенс» («Оборона») (11,3 тыс.), «Армд Форсиз» («Вооруженные силы»), «Арми Куотерли энд Дифенс Джорнэл» («Армейский ежеквартальный журнал по вопросам обороны») (20 тыс.).
Иллюстрированными еженедельниками для женщин являлись «Вумэн» (1,3 млн. экземпляров), «Вумэнз Оун» («Журнал для женщин») (1,38 млн.), «Ми» (1,25 млн.).
Большой популярностью пользовались в Великобритании издания, освещающие деятельность телевидения и радио, – «Радио Таймс» (3,36 млн.) и «Лиснер» (29,2 тыс. экземпляров).
Обществом Британо-Советской дружбы издавался журнал «Бритиш-Совьет Френдшип» («Британо-советская дружба») (3 тыс.). Распространялся в Советском Союзе также ежеквартальный журнал на русском языке «Англия».
Широкую известность получили журналы «Уэст Африка» («Западная Африка» (31 тыс. экземпляров), «Нью Африкэн» («Новый африканец») (42 тыс.), «Африка» (92,5 тыс.), освещавшие политико-экономические и социальные проблемы Африканского континента.
В 80-е годы серьезные трудности испытывала партийная печать: закрылся официальный еженедельник лейбористов «Лейбор Уикли». Стал снижаться тираж «Морнинг Стар» – издания Коммунистической партии Британии. Коммунистическая партия Великобритании приступила, к изданию еженедельника «7 Дейз» («7 дней»), оставшись без ежедневной газеты.
Широкое распространение в Великобритании получили альтернативные издания, публиковавшиеся на кооперативной основе на средства профсоюзов или демократически настроенных лиц. Во второй половине 80-х годов в стране насчитывалось около 80 таких малоформатных газет, напоминающих бюллетень и выходящих нерегулярно небольшими тиражами.
В конце 80-х годов было заметно оживление в сфере провинциальной печати, которая стремилась расширить свою аудиторию. Появились также издания, рассчитанные на «цветных» британцев и на выходцев из Азии. Британские издатели планировали создать специальную «говорящую газету» для слепых[204].
На рубеже 90-х годов наметились новые изменения в структуре Би-Би-Си. Если в середине 80-х годов корпорация обладала четырьмя общенациональными каналами радио, местными радиостанциями и двумя каналами телевидения, то планировалось оставить два национальных канала радио, создать три общенациональных канала эфирного телевидения (два – в ведении Би-Би-Си), обсуждался вопрос о расширении возможностей коммерческих эфирных телекомпаний, речь шла о создании новых космических телевизионных каналов, расширении кабельной сети и создании местных микроволновых телестанций.
Иновещание Би-Би-Си в 80-е годы составляло 643 часа в неделю с использованием 39 языков.
В 1982 г. был открыт первый британский канал спутникового телевидения, в 1989 г. он начал использовать люксембургский спутник «Астра», след которого охватывает всю Западную Европу. В дальнейшем на орбиту были выведены очень дорогостоящие спутники «Марко Поло», что расширило возможности британского телевидения.
В 80-е годы шло изменение структуры агентства «Рейтер». Руководство заявило, что первоочередной задачей «Рейтер» является достижение самых высоких стандартов в организации службы новостей. В это время агентство превратилось в гораздо «более международную службу», чем какое-либо другое: журналистский штат «Рейтер» за рубежом составлял 514 человек, «Ассошиэйтед Пресс» – 346, «Франс Пресс» – 310. К 1984 г. штат агентства насчитывал 3865 сотрудников. Из них 2085 в Европе, 817 в Северной Америке, 675 на Ближнем Востоке, в Азии, Австралии, 288 в Латинской Америке. Самый большой оборот средств агентства был связан с европейским рынком. «Рейтер» создало одну из наиболее разветвленных компьютерных сетей в мире. Его базы данных находились в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Франкфурте, Женеве[205].
В 1984 г. «Рейтер» перестало быть частным предприятием и стало акционерным обществом. Его прибыль составила почти 100 млн. долларов. Сотрудники «Рейтер» ежедневно готовили 60 тыс. слов информации для 15 тыс. органов пропаганды, предприятий и банков почти в 160 странах мира. Экономическая служба предоставляла сведения о курсах валют, расценках товаров. К концу 80-х годов в «Рейтер» существенно увеличилась доля, принадлежавшая Р. Мэрдоку.
Начало 90-х годов было
ознаменовано для журналистики Великобритании
усилением тенденций
Для жителей объединенной Европы предназначал Р. Максвелл свою новую воскресную газету, вышедшую в мае 1990 г. и ставшую региональным изданием. Качественная, богато иллюстрированная (в газете используется цветная печать) «Юэропиэн» («Европеец») вышла тиражом 300 тыс. экземпляров.
Но в целом в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Несколько упали доходы «Ньюс оф де Уорлд», «Сан». Определенные потери понесли воскресные газеты (закрылась «Санди Корреспондент» («Воскресный корреспондент») и ряд других новых воскресных изданий). Приносила убытки «Тудей» («Сегодня») Р. Мэрдока. В рассматриваемый период только качественные газеты сохранили свои тиражи.
В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван и тем, что молодежная аудитория переориентировалась не только на телевидение. В ее распоряжении оказался широкий набор видеопродукции, компьютерные игры, с которыми «старым» средствам информации конкурировать достаточно сложно.
Информация о работе Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)