Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка
1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.
1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики
в период социально-
- система СМИ: газетно-
- господствующее положение изданий КПСС.
Центральные
партийные и комсомольские
Появление изданий, оппозиционных КПСС: "Московские новости", "Литературная газета", "Независимая газета", журналы "Огонек", "Столица". Тенденция к возрождению некоторых дооктябрьских изданий: газеты "Куранты", "Московские ведомости", журнал "Нива" и др. Создание центральных газет по вопросам экологии: "Зеленый мир", "Экологическая газета", "Спасение". Всесоюзная благотворительная газета "Голос милосердия".
Пресса для деловых людей: гаазета "Коммерсант". Печать неформальных организаций. Формирование многопартийной журналистики: "Демократическая газета" (орган Демпартии России), "Новая речь" (газета партии революционных демократов) и др.
Перестройка в деятельности радиовещания и телевидения: создание Российской телерадиокомпании, 1-ая независимая от Гостелерадио радиостанция "Эхо Москвы", возникновение Российского телевидения, развитие кабельного телевидения.
Информационные агентства: ТАСС, ИАН (ИТАР), Интерфакс, "Постфактум", "Сиб. ИА", Христианское информационное агентство (ХИАГ).
Роль журналистики в новом освещении отечественной истории, в раскрепощении народной инициативы, в формировании общественных движений и т.д. Формы массовой работы: "дискуссионные клубы", "горячие линии", "прямой эфир", "телемосты" и т.д.
Провозглашение демократизации и гласности открыло перед средствами массовой информации возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм.
После 70 лет ограничений средства массовой информации заговорили в полный голос. Они стали мощным рычагом начавшихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройке, активизации сознательных действий по слому административно-командной системы.
Развернувшаяся перестройка
привела к все более
В журналистике начала 90-х гг. заметно выделились несколько направлений:
1) издания, политические по сути, но не связанныхес какой-либо организацией: "Московские новости", "Известия", "Литературная Россия" и др.
2) издания, тип которых сформировался в результате перестроечных процессов и рыночных отношений, соединивших в себе черты политической журналистики и других направлений информационной деятельности: "Коммерсантъ", "Независимая газета", "Сегодня" и др.
3) возрождение
многопартийности — системы
2. Першыя перыядычныя
выданні ў Беларусі
1-шыя друкаваныя перыяд. выданні на Б. ўзніклі ў часы ВКЛ (16-18ст.). Фр.Скарына выдаў свою 1-ю кнігу ў 1517г. у Празе(Чэхія). 1-шая друкаваная газета, якая выйшла на тэрыторыі Б. у 1563г. – газета-аднадзенка “Навіны грозныя а жалостлівые о нападе княжаті Московского Івана на землю русску”. Максімовіч лічыў, што газета была надрукавана у Нясвіжы С.Будным.
Затым на працігу некалькіх дзесяцігоддзяў у ВКЛ выйшлі яшчэ газеты: “Эдыкт з замку Полацкага”(1597), “Навіны о взятьі Смоленска, або тріумф радосны” (1610), “Навіны о шчаслівом поступаньні на царство Московское Найяснейшага Владыслава, Короля Польского”(1617). У 1760г. у Вільні выйшла польскамоўная “Газета літэрацка віленьска”.
У апошняй чвэрці 18ст. Выходзілі: “Газэта Гродзеньска” (1776-1783) і “Вядомосці Гродзеньскі” (лістапад-снежань 1792) - з’яўляліся друкаваным органам Таргавіцкай канфедэрацыі (1788-1793), саюза магнатау Рэчы Паспалітай, выходзіла 2 разы на тыдзень. У 1678г. у Гродне выйшаў 1-шы нумар газ. “Авізы Градзеньскі”.
Первые период.издания на белорусском языке: газетах "Дзянніца" (1918-1919), "Савецкая Беларусь" (с 1920 г.), журнале "Чырвоны шлях" (1918, большинство материалов печаталось на русском языке).
1 марта 1918 г.
в Петрограде возобновила
Статьи "Дзянніцы" обращают на себя внимание в первую очередь бранью, с которой авторы набрасываются на своих бывших друзей - деятелей Белорусской Народной Республики (была провозглашена в марте 1918 г.). Последний номер газеты вышел 2февраля 1919 г.
Газета на белорусском языке начала издаваться в Смоленске 1 февраля 1920 г. Это была "Савецкая Беларусь", выходившая как орган ЦК Компартии Литвы и Беларуси. Готовила газету специальная Белорусская редколлегия, в которую входили Вильгельм Кнорин, Александр Червяков, Фабиан Шантырь, Александр Бурбис, Змицер Жилунович.
Газета "Звон" начала выходить 25 августа 1919 г. В материалах газеты звучат идеи возрождения белорусской государственности, экономики и культуры. В редакционной статье "Наша задача", помещенной в первом номере, подчеркивалась необходимость "своей родной белорусской Державы", создания белорусской армии.
Преемницей "Звона" стала ежедневная политико-экономическая и литературная газета "Беларусь", первый номер которой появился 21 октября 1919 г., а последний вышел 9 июля 1920.
"Минский курьер", издававшийся в это же время на русском языке как "ежедневная беспартийная газета", внешне стремился продолжать традиции русскоязычной демократической прессы.
Первые революционные кружки появляются в конце 60-ых годов 19 века. Эти организации носили просветительский характер, их члены занимались изучением и распространением литературы, например, творчества Чернышевского, Бакунина, Лаврова, а также интересовались деятельностью 1 Интернационала (1-я массовая международная организация пролетариата, основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом и существовавшая с 1864 по 1876). В 1876 году возникает народническая организация «Земля и воля», программа которой основывалась на утопической теории крестьянского социализма и предусматривала переход земли крестьянам, передачу общественных функций общинам, раздел Российской империи на части в соответствии с «местными пожеланиями». Позже, в августе 1879 года, организация раскололась на организацию «Народная воля» (террор, 1 марта 1881 убийство Александра 2, а в 1883 разгромлена) и «Черный передел» (перестала существовать в 1882 году). Народники считали, что селянство – это единый класс. Не соглашались с тем, что растут отношения капиталистов и кулачество.
Белорусское народничество было тесно связано с общественной мыслью всей Российской империи. Первые народнические кружки стали появляться в Беларуси в конце 1870-ых годов, основу которых составляла студенческая молодежь. Так, в Вильне в это время действовали 3 подобных кружка, такие же объединения существовали в Минске, Пинске, Витебске, Могилеве, Гродно, Горках. После восстания 1863 года белорусскими издателями неоднократно предпринимались попытки издавать газеты и журналы «прогрессивной направленности», но царское правительство препятствовало этому. Литература прогрессивного характера поступала в Беларусь из-за границы. Кроме того, белорусы сотрудничали с русскими газетами, отправляя в их редакции корреспонденции о жизни Беларуси. Так, например, активно сотрудничали с активисты Виленского кружка Либерман, Гласко, Трусов с газетой и журналом «Вперед!», где печатались рубрики “З Магілева”, “з Вільні”, “З Беластока”, “З Беларусі” (в последней публиковались материалы Гласко).
В конце 70-80-ых годах углубились экономические и политические противоречия в стране, что вызвало активизацию деятельности народников. В 1879 году в Минск приезжает Плеханов, проводится съезд народников города, а в 1881 году в Минске разворачивает свою деятельность организация «Черный передел» (Николаев, Короткевич из Беларуси родом), здесь создается подпольная типография (на Обувной улице), в которой печатаются журнал «Черный передел» и рабочий листок «Зерно». Материалы для опубликования поступали из Петербурга, в Минске они набирались и отправлялись в Пб, а после издания распространялись по территории Б. и шли за границу. В Минске были напечатаны прокламация «Земля и воля», №3 «Черный передел», программа народной партии, №3 «Зерно», прокламация о еврейских погромах, по случаю убийства Ал.2. Первый минский номер журнала (№3) вышел 21 мая 1881 года под редакцией Буланова. Название журнала объяснил в №1 в Женеве Плеханов: «задача – разрушить существующую государственную систему… в этих словах – решение крестьянского вопроса, от которого зависит решение всех остальных. В минском номере также опубликованы статьи Плеханова «Обращение бывших издателей журнала», письма в редакцию «ЧП», в которых Плеханов излагает направления деятельности народников. В письме содержится известный лозунг: «Освобождение народа должно быть делом самого народа». Кроме того, в журнале были опубликованы статьи «СПб., 1 марта», «Несколько слов об организации партии Лаврова», «По случаю убийства Ал 2», рубрика «Из села», международный отдел, где была напечатана статья «Несколько слов о социалистическом движении во Франции». №4 вышел 19 сентября 1881 года, он был посвящен покушению Гриневицкого на царя, а 21 декабря 1881 года - №5.
Листок «Зерно» начал издаваться за границей в декабре 1880. Это – газета 6-8 страниц, рассчитанных на 3-4 статей. Пять последующих номеров вышли в Российской империи (4 из них в Мн). Структура газеты: передовица, раздел «Русская жизнь». В трех последних номерах был опубликован рассказ «За кого царь». Цель газеты – объединить рабочий класс и крестьянство. В конце 1881 года произошел ряд арестов активистов народнического движения. Шрифты зарыли в деревне Семков городок, а через 10 лет нашли и увезли в Саратов.
В 1881 белорусский революционер-народник Бонч-Осмаловский попытался открыть новую типографию в Вильне, но ему не удалось это сделать, т.к. его арестовала полиция и взяла под домашний арест в поместье Блонь Пуховического уезда.
Кроме того, 1884 году нелегально издается народнический журнал “Гоман” для агитации и широкой пропаганды (№1 – начало 1884 и №2 – 15 ноября). Издавался на РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
В середине 80-х во всех крупных городах Беларуси действовали народнические огранизации (хотя в России уже рапространялись марксистские взгляды – в 1883 году создана группа освобождения труда), в Вит. обнаружена полицией библиотека, где помимо прочей литературы была социология на белорусском языке, кроме того, распространялась “энеида навыварат”, что свидетельствовало о том, что в городе была типография с белорусскими шрифтами. Белорусские революционеры распространяли литру из-за границы, в 1888 в Мн полиция нашла 4 брошюры Лаврова и литературу 1886-1889 годов, в 1886 году Гальперин и Гуревич попыталичсь издвать журнал “Социалистические знания”, но не вышло, в 1899 Бонч-Осмоловский, Клечко, Радионова подполную типографию попытались организовать и выпустили брошюру “Свобода”.
Газета «Звезда». Первой большевистской газетой в Беларуси стала «Звязда» (27 июля 1917г.). Сначала функционировала как орган Минского комитета, а потом – Юго-западного комитета РСДРП (б). У ее истоков стояли Фрунзе, Месников, Кнорин. Была зарыта Временным правительством 25 августа, 15 сентября начала выходить под названием «Молот». Снова запрещена 6 октября. Но 8 октября вышла под названием «Буревестник». После победы октябырьской революции с 1 ноября 1917 года снова выходит под названием «Звезда». До 1925 года она печаталась на русском языке, с 1927 на русском и белорусском, с 9 августа – послностью перешла на белорусский язык. В середине 1920 года Минск покидает Красная армия, «Звезда» переезжает в Смоленск. Снова выходит в Минске 8 августа 1920 года. У перадавым артыкуле працуе у Минску, як раз у дзень сваёй трэццяй гадавины. 3 сакавика 1921 г. – выходзиць штодзень, орган.Цэнтр.Бюро КП(б)Б.
В начале 80-х гг. центром белорусских народников был Петербург. Белорусское землячество при Петербургском университете в 1881г. обратилось с призывом «К белорусской молодежи», «Письмо про Беларусь», «К белорусской интеллигенции», «Послание к землякам-белорусам». В начале 1884 г. с инициативой объединения в единую организацию всех народнических кружков выступила группа «Гомон», которой руководили А. Марченко и Х. Ратнер. Были изданы два номера газеты «Гомон», которая пропагандировала идеи областной автономии Беларуси в федеративной республиканской России. «Гомоновцы» впервые заявили о существовании белорусской нации, отстаивали ее права на национальную самостоятельность. Однако создать единую организацию в Беларуси гомоновцы не смогли, что объясняется репрессиями властей и кризисом народничества, которое сходило с исторической арены и уступало дорогу марксизму.
В последующие годы народничество приобретало либеральный характер. Отказавшись от революционной борьбы с правительством, либеральные народники сконцентрировали внимание на укреплении крестьянского землевладения, надеясь задержать процесс обезземеливания крестьян. Они предлагали укрепить общинное землепользование, дать крестьянам льготные кредиты, развивать крестьянские промыслы и т.д.
Три года спустя
в Петербурге вышли два номера
подпольного гектографического
журнала «Гомон». Его издатели —
группа студентовнародовольцев из Беларуси во главе
с А.Марченко и Х.Ратнером называли Гриневицкого
«одним из горячих основателей своей фракции».
На страницах «Гомона» с революционнодемократических
позиций говорилось о существовании белорусской
нации и звучало требование ее федеративной
самостоятельности после уничтожения
царизма.
«Мы — белорусы и должны бороться за местные
интересы белорусского народа и федеративную
автономию страны, — читаем в первом номере
«Гомона». — Мы — революционеры, потому
что, разделяя программу борьбы «Народной
воли», считаем необходимым принять участие
в этой борьбе; мы — социалисты, ибо нашей
главной целью является экономическое
улучшение страны на основе научного социализма».
«Гомоновцы» полагали, что народной интеллигенции
в своей деятельности нельзя ограничиваться
изучением родного края и культурной работой
в его пользу, так как при таком режиме
это не принесет никаких практических
результатов. Необходима политическая
борьба.
Призывая белорусов бороться за социальные
и национальные идеалы, авторы журнала
писали, что народ может чувствовать неуверенность
в своих силах, но отсутствие в его массах
национального движения — еще не свидетельство
его будто бы извечной дремотной пассивности.
«Гомон» напоминал о сопротивлении белорусских
церковных братств окатоличиванию, о мощных
крестьянских бунтах против крепостничества,
национальноосвободительных восстаниях
при Николае I и Александре II.