Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

Полемическая  статья. Некоторые издания печатают полемику довольно часто (например, «Независимая газета»). Но в большинстве из них полемические статьи обычно публикуются тогда, когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам. В большинстве СМИ «пик» полемической активности наблюдается чаще всего в преддверии всевозможных избирательных кампаний. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление политических оппонентов, представителей «чужой» научной школы, «теоретического», религиозного течения, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, его издания, выражающее оценки, представления, выводы, предложения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут.

Осознаваемая автором цель полемической статьи, как правило, представляется ему двоякой. Во-первых, он видит перед собой задачу – обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. А во-вторых, ему представляется необходимым опровергнуть позицию своего оппонента.

В любом случае создание полемического текста должно начинаться с формулирования главной мысли (главного тезиса), которую далее автор будет отстаивать как в данном, так и в последующих выступлениях в ходе всей полемической кампании. Следующее требование – доказательность доводов (аргументов) в пользу основной мысли выступления. Очень важным моментом является источник происхождения фактов, содержание фактов.

Передовая статья, передовица, редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала). В партийно-советской печати П. с.— одно из важных средств пропаганды политики КПСС во всех областях общественной жизни. П. с. в общеполитических периодических изданиях освещают и комментируют важнейшие актуальные события, задачи внутренней и внешней политики КПСС и Советского государства, указывают средства практического решения очередных задач коммунистического строительства, пропагандируют передовой опыт, подвергают критике недостатки. Особенность П. с.— в глубоком обобщении отдельных фактов.

Проблемная  статья может иметь дискуссионный характер. Однако представление о дискуссионной статье не следует ограничивать только этой связью. Такая статья обладает своеобразием. Она строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения.

Теоретическая статья как разновидность публицистического жанра достаточно частое явление в области общественных наук. В основе она схожа с теоретической статьей. теоретическая статья обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью; бывает, что в ней обнаруживаются резкие полемические и/или критические суждения. Автор ведет анализ, строит рассуждения, сопровождая их замечаниями и оценками, наполненными его чувствами. Сплав научного метода исследования со средствами публицистики делают такую статью яркой и выразительной, активно воздействующей на мысли и чувства читателя. Важно, однако, чтобы при этом экспрессия не подменяла доказательность и не выступала как основной прием убеждения.

В публицистике заметное место занимает теоретическая статья на историческую тему. Ее цель - осмысление прошлого с позиций современности, выявление роли и значения событий и явлений прошлого для настоящего времени и на этой основе соединение современного с прошлым.

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских  выступлений в информационно  пространстве.

Система фактов и аргментов – псоледовательность, развитие, мнение экспертов, оценки, сбывшиеся и несбывшиеся прогнозы, статистика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Сенсацыя i чуткi ў прэсе. "сенсация" – событие или сообщение, производящее волнующее всех сильное впечатление.

Новости - это сообщения  об изменениях разного уровня (разной значимости), происходящих в мире. Иногда эти изменения носят несущественный характер, касаются сторон действительности, второстепенных по своему влиянию на жизнь людей. Нередко же речь идет об изменениях существенного плана, касающихся фундаментальных сторон жизни. В наибольшей мере на звание сенсаций "претендуют" именно изменения второго рода. 

Сенсации всегда имеют  феноменальный (событийный) характер. Если ничего не происходит (то есть если ничего не "сбывается"), то не может быть и сенсаций. На восприятие какого-либо сообщения как сенсационного влияет и так называемый психолог "фактор насыщения", который отражает степень удовлетворенности запросов на новую информацию. У тех, кто долго живет в атмосфере сенсационных новостей, может наступить "перенасыщение" или они уже не кажутся интересными. Чтобы поддерживать тонус интереса к изданию, как правило, используют два пути. Первый - когда стремятся чаще давать обыденные факты из реальной жизни. На их фоне даже умеренная сенсация будет выглядеть ярче. Однако этот путь может быть использован тогда, когда нет конкурирующих изданий, наполненных сенсациями. А когда они есть, остается второй путь - предлагать аудитории все новые и новые "возбудители эмоций" - постоянно поднимать "планку сенсационности" (отсюда - самые невероятные выдумки, нередко появляющиеся в СМИ).

Виды современных  сенсаций

1. "Естественные" сенсации

Важнейший поток сенсационных сообщений в журналистике основан  на отображении именно естественных необычайных событий, которые можно условно разделить на следующие виды:

1) Феномены (события), представляющие собой резкие, иногда - фундаментальные изменения в мире, окружающем человека. Это могут быть внезапные катастрофы, природные катаклизмы, войны и т.п.

2) События (достижения), резко изменяющие (прежде всего  - расширяющие) возможности воздействия человека на мир, взаимодействия с ним.

3) Предметом сенсационного  сообщения могут быть и открытия, резко меняющие устоявшиеся представления людей о мире, других людях и самом себе. Чаще всего они случаются в науке.

2. "Искусственные"  сенсации

Такого рода "сенсации" создаются специально - прежде всего для того, чтобы рассказав о них в прессе, привлечь внимание аудитории и к изданию, и к тому предмету, о котором шла речь. Эта цель, что вполне понятно, может быть названа рекламной или "пиаровской". Такие сенсации еще называются подготовленными, или "паблисити". Специально организованные сенсационные события должны быть прежде всего оригинальными. Другое важное требование - они должны отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям публики.

По разным причинам организованные сенсации могут таковыми не стать.Наиболее частые из них следующие:1) описываемый случай является тривиальным, обыденым.

2) событие, лежащее в основе сообщения, - выдумка.

Подача сенсационного  сообщения в СМИ

Сенсационное сообщение, как и любое другое, прежде всего  должно отвечать на вопросы: что, где, когда  произошло? Когда сказано главное, можно, если есть время и место, изложить и наиболее важные детали. Журналист должен помнить, что сенсационное сообщение потеряет свою сенсационность, если будет упущено время и то, что хотели рассказать вы, расскажут другие СМИ. Поэтому надо успеть опубликовать информацию первым.

Сенсацион сообщение должно быть соответствующим образом построено. В западной журналистике за многие десятилетия выработаны достаточно устойчивые рецепты построения сенсационного сообщения. Один из них, пожалуй, самый распространенный, предлагает излагать материал в форме перевернутой смысловой пирамиды, состоящей из трех элементов. Первый элемент - "хедлайн", то есть "заглавная строка". В эту "строку", состоящую из 3-5 отдельных предложений, каждое из которых содержит примерно столько же слов, надо вместить суть события. "Хедлайн" обычно выделяется графически (жирный шрифт и пр.). Второй элемент - "лид". Это часть текста, следующая за "хедлайном" и уточняющая суть события. Третий элемент - "корпус" - часть текста, излагающая второстепенные детали события.

В отечеств журна западный опыт используется. гораздо чаще применяется традиц построение "заголовок - основной текст". часто освещение того или иного сенсац события не ограничивается одним текстом. По ходу развития события могут появляться и другие публикации, рассказывающие о его "поворотах", деталях. но первое сообщение всегда восприним как самое сенсационное, самое важное, поскольку излагает базовый факт. Сенс и журн предпосылкой нарушения журн этики может стать установка СМИ на максимальное "раскручивание" сенсац события с тем, чтобы как можно дольше приковывать внимание аудитории к своему изданию. когда речь идет о крупных происшеств, катастрофах, журналисты могут спекулиров на деталях, подробн события, выдумывая то, чего на самом деле не было. Нарушения этики неизбежны и в том случае, когда журн пытаются предвосхитить последствия научных открытий, нередко выдавая желаемое за действительное. То же самое происходит, когда сенсационный слух преподносится как достоверное сообщение. Нельзя назвать этичным и стремление отдельных журналистов "раздувать" любую мелочь до размера события вселенского масштаба. Стремление к сенсации не должно оборачиваться откровенными оскорблениями, унижениями других людей. Это уже уголовно наказуемые деяния.

 

 

25. Тыпалогія друкаваных СМІ Беларусі

По типу коммуникационного  средства СМИ подразделяются на печатные, аудиовизуальные, телевидение,радио, Интернет. Также к ним относятся информационные службы (пресс-службы, пр, рекламные  бюро, телеграфные агентства).

Типологический  анализ системы СМИ РБ:

1)По типу собственника:

- частное СМИ;

- государственное;

- смешанное.

2)По языку СМИ:

- на одном  языке,

- на нескольких  языках.

3)По территории распространения  продукции:

- региональное:

- республиканское

- областное 

- районное.

-межрегиональное  (два и более регионов),

- национальное (территория какой-либо страны),

- международное  (несколько стран).

4)По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские 

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- методические

- научные

- рекламные 

- информационные 

- спортивные

- эротические

- деловые, финасовые

- общественно-политические  и пр.

5) По характеру аудитории:

- для этнических  общностей (наций, народностей):

- для территориальных  общностей (краевые, областные,  районные СМИ);

- для профессиональных  групп (военные, сельскохозяйственные  и т.д.)

- для социальных  групп (среднего класса, интеллигенции  и т.д.);

- для возрастных  групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.);

- для женщин  и мужчин;

- для малых  групп (семья, клуб и т.д.)

- для групп  верующих (православных, католиков  и т.д.).

- для инвалидов  и пр.

6)Периодичность выпуска:

- ежедневные

- еженедельные

- ежегодные  (по нашему закону, реже чем  раз в год – это уже не  СМИ).

7)По источникам финансирования:

- государственные  дотации

- собственные  средства учредителя

- рекламные  доходы

- сбор от  подписки

- спонсорские  средства и пр.

8)По содержанию:

- качественные

- массовые

9)По характеру обращения к  тематическим пластам:

- универсальные,

- многопрофильные,

- специализированные.

10) По формату

(в полиграфии  единицей измерения является печатный лист (60х92 см), формат больших газет - А-2 - печатный лист, сфальцованный (загнутый) вдвое, А-3 - формат многих еженедельников, А-4 – таблоиды).

11) По типу  распространения

(продажа, подписка, доставка, раздача СМИ; рапространение изданий может быть коммерческим (с получением денег от читателей) и некоммерческим (бесплатным).

К ведущим республиканским  изданиям относятся «Советская Белоруссия», «Рэспублiка», «Звязда», «Народная газета», «Белорусская нива», еженедельник «7 дней».

Сегодня общий  разовый тираж государственной  местной печати Беларуси (136 областных, городских, районных и объединенных газет) составляет 814,3 тыс. экз. Самым тиражным региональным изданием является газета «Вiцьбiчы» (г. Витебск, более 53 тыс. экз.).

 

26. Сусветная інфармацыйная  прастора: агульная характарыстыка

В узком смысле информационное пространство - совокупность реалий (как материальных, так и нематериальных, то есть, как предметов, так и, например, мнений)  способных стать предметом отображения в тексте.

В этом отношении  можно сказать, что с развитием  современных технологий инф.пространство постоянно расширяется, так как упрощается доступ к информации.

Если рассматривать  информационное пространство более  широко, то в качестве его субъектов  будут представлены конкретные СМИ  и даже отдельно журналисты в сложной  системе взаимоотношений как  внутри системы СМИ, так и за ее пределами.

До развития рыночных отношений рынка информации в нашей стране не существовало.

В настоящее  время информационные отношения  характеризуются, главным образом, взаимодействием субъектов информационного поля.

Компоненты  инф.поля:

1) Рынок ресурсов (бумага, техника, человеческие ресурсы),

2) Рынок информации (поставщики - информационные агентства),

3) Рынок изданий  (порождает необходимую для рыночных  отношений конкуренцию),

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"