Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

4) Рынок распространителей  и т.д.

Оптимизация информационных отношений в условиях рынка возможна при наличии прочной законодательной и материальной базы: первая является гарантом необходимого для демократического общества плюрализма мнений и здоровой конкуренции, вторая обеспечивает выпуск многообразной информационной продукции.

 

27. Асноўныя інфармацыйныя патокі ў замежных краінах

Зарубежом существует 4 осн.инф.потока, составляющих все инф.пространство:

1) свободный поток информации,

возник в 60-е  гг.19 в., когда воз-никли телеграфнфые аг-ва. В 1896 г. В Париже прошла конференция  по вопросам распределения сфер влияния. Столкнулись интересы инф.и телеграфных аг-в. США предложили свободный поток инф.: свободное передвижение ж-стов в любой стране. В 1936 г. сост.конференция про-тив милитаризма и фашизма. Нач.радиовойна: агитационное вещание или заглушение радиовойн. В 1973 г . в Алжире сост.конференция глав гос-ва. Произошёл инф.передел, возникла борьба за нов.инф.порядок. В 1983 г. США вышли из ЮНЕСКО т.к. оно слишком политизированно. В 1989 г. на Лондонском инф.форуме выступил ред-р Огонька , где гово-рил о признании свободного потока инф.

2) односторонний, 

близок к  свободному, но инф-я в основном идёт с Севера на Юг: 99% - с Севера. Много  инф.из США, мало из Африки, мелких гос-в, которые не оперде-ляют мировую политику. Этот поток стоит на защите стратегических интересов США.

3) вертикальный,

движение фактов сверху вниз. Он ввиде пирамиды. Мировые  новости, о которых говорят все   с разных позиций.

4) горизонтальный.

местные региональн.новости, не инте-ресные узкому кругу, мировому инф-му рынку. Происходит защита потоков инф.рынка. Происх.защита потоков инф.одними гос-ми и отри-цание другими.

Характеристика  СМИ по странам:

Великобритания:

1) Британия – страна классической  вертикальной модели прессы. Несмотря на большое количество региональных газет, жители этой страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету.

2) Предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. Монополистические начала проявляли себя  в канун Первой мировой войны преимущественно в семейной форме владения газетно-журнальной групп.

3) Четкое разделение на качественные и массовые газеты. Но чем ближе к 90 годам, тем заметнее стирание этих различий. Официальный справочник – ежегодник «Британия», в 1994 впервые внес коррективы в классификацию национальных газет.

Примеры СМИ:

Франция:

1) Ежедневная  пресса: национальные газеты общеполитической  информации и специализированные  газеты. «Журнальная пресса: еженедельники  общей информации (журналы новостей); информационные иллюстрированные  еженедельники; журналы для женщин, финансово-экономичесие журналы и др.

2) Смешанная  форма собственности на телерадиоэфир.

Примеры СМИ: «Монд» -одна из самых влиятельных среди качественных газет мира. «Фигаро» - старейшая газета Франции. “La Gazete” – Теофраста Ренодо первая политическая официалььная газета Франции. 160-летний бесперибойный выход газеты.

Италия:

1) В Италии официальная монополия РАИ - итальянской радиотелевизионной организации - закончилась в начале 70-х годов. В 1974 г. итальянские суды разрешили существование станций коммерческого телевидения, вызвав волну их стихийного строительства. Коммерческие станции имеют локальный (региональный), а не общенациональный характер. Рупором нации остается РАИ.

Япония

1) Одна из  самых развитых стран в области  электронных средств журналистики. Японцы боготворят телевидение.

2) В Японии  государственная и коммерческая  телевизионные сети родились почти одновременно, в начале 50-х годов. Мощная государственная сеть - Японская вещательная корпорация (Нипон Хосо Куокай, сокращенно Эн-эйч-кей) работает на двух каналах. Сеть существует за счет госбюджета и абонентной платы.

3) Япония взяла  на вооружение иной американский  образец: она стала «закрытым  обществом» для проникновения  телеимпорта, занявшись широким телеэкспортом. Львиную долю телепродукции для зарубежья составляют японские мультфильмы.

 

Америка:

1) ведущая роль  в развитии телевидения на  нашей планете.

Производственная база телевидения США такова, что телепрограмм на ней делается больше, чем их может вместить эфир, и прежде всего потому, что Голливуд стал телевизионным, заполняя своей продукцией малые экраны мира, как прежде он заполнял большие.

2) Основная масса  коммерческих телестанций США  группируется под эгидой национальных  радиосетей; ведущими были три  - «Американская вещательная компания» (Эй-би-си), «Национальная вещательная компания» (Эн-би-си), «Вещательная компания Коламбия» (Си-би-эс).

3) Федеральная  комиссия связи - государственная  организация, которая выступает  как регулятор внутреннего эфира  страны.

4) Телевидению вменено в обязанность предоставлять равное время политическим оппонентам: это касается только двух партий - демократической и республиканской. Правительство США рекламирует через СМИ свою деятельность.

 

 

 

28. Замежныя тэорыи друку.

20 лет  назад в США вышла книга Теодора Петерсона, Уилбура Шрамма и Фреда Сиберта «4 теории печати». Она является бестселлером, переведена на 100 языков мира. В этой книге обосновываются 4 теории. При этом исходят из той структуры государственности, которая определяет методы журналистики. Итак, выделяют:

1. Авторитарная теория.

Возникла в 16-18 веках в газетах Италии и России при авторитарном режиме власти. Эта печать существует и поныне. Например, в Непале, где есть король: на каждой странице портрет короля, на второй – жены, на третьей – детей и министров. В Марокко работа журналиста приравнивается к работе полицейского. Запрещена критика лиц, стоящих у власти. Печать контролируется государством.

2. Теория свободы воли журналиста (либертарианская).

Возникла в  Англии во время гражданской войны на основании учения Локка и Мильтона «О естественных правах человека на получение информации». В этой теории печать контролируется самопроизвольно на рынке идей. Можно переводить критику в область дискуссии.

3. Теория социальной ответственности журналиста.

Возникла в 1930-е  гг. в США на основании трудов Хадчестона. Цели и задачи:

– информировать как о положительном, так и об отрицательном;

– конфликт переводить в дискуссию;

– у кого есть, что сказать, может создать газету или радио;

– контролируется социальной ответственностью журналиста перед обществом.

Выдвигает идеи определенной автономии СМИ от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества. Эта теория базируется на добровольном согласии владельцев и издателей на уступки журналистам и обществу и на существенное ограничение своих прав.

4. Коммунистическая (советская).

Возникла на основании трудов Маркса, Энгельса, Ленина (№ 5 газета «Жизнь»). Газета – орган организации. Печати присуща партийность. Процветала цензура. Отсутствие свободы печати. Эта теория существует и поныне в Венесуэле, Китае, Вьетнаме, на Кубе, в Северной Корее

 

29. Роля дзяржавы ў фарміраванні  інфармацыйнай палітыкі

Уровни влияния государства  на СМИ:

1) законодательно-регулирующий (Конституция, Закон о СМИ и  др.подзак.акты);

2) основание  СМИ (право на основание СМИ  + государство-основтаель);

3) программное;

4) влияние  через образование, подбор и  расстановку кадров;

5) информативно-коммуникативное  влияние (пресс-конф., брифинги, совещания  гос.представителей).

Три ветви власти:

1) Законодательная; 

2) Исполнительная;

3) Судебная.

В СМИ отражается проблема взаимоотношений власти, ее структур с местной властью: областными, городскими, районными советами. Есть структуры и судебной власти - их работа отражается в СМИ («Советская Белоруссия», «Республика»). Отражается также взаимоотношение власти и оппозиции, на референдумах, выборах и т.д.

Те нормы  журналистики, которые существуют в  западной и американской журналистики они для сытого общества. Саму власть мало интересует, что пишут о ней журналисты. Власть больше всего боится скандала. Разоблачения в коррупции, махинации в конгрессе или в законодательном собрании каком-нибудь. В общем, то что нарушает баланс равновесия между журналистикой и властью. У каждого свое дело. Эти ходят, наблюдают, ищут и пишут гадости. Вот это то, что свойственно развитым странам, где журналистика вправе контролировать деятельность власти. Не что напишет, а как напишет.  Там где этого нет, всегда возникает делема, кто главнее журналистика или власть. Теория на этот счет ответа не дает, это, скорее всего мировоззренческая вещь.

Там где нет баланса интересов  между властью и обществом, журналистика не может быть надсмотрщиком над  властью. Журналистика купается в свободе слова. Это ее естественное состояние. Нет независимой журналистики. Может быть независимое мнение журналиста, но сама журналистика как область общественной жизни независимой быть не может, она в любом случае будет зависеть от условий, в которых живет общество.

Мера ответственности за слово. Журналистика иногда подогревает интерес там, где этого интереса быть не должно. СМИ ставят на место. Там где журналистика не противостоит власти, не контролирует власть, а наблюдает за действиями власти и в корректной форме ее комментирует или критикует – это нормальное состояние отношений, в развитой демократии. Полной гармонии между властью и журналистикой не будет никогда, потому что журналистика должна находить изъяны в общественной жизни, в действиях власти, это может сделать только журналистика больше никто. Прокурор надзирает над законом, журналист над нормами поведения, которые нигде не прописаны.

Журналистика  должна быть совестью общества. Есть предел, за который заступать нельзя. Журналистика не может заменить собой правоохранительные органы.

 

30. Сусветныя інфармацыйныя агенцтвы.

В мире действуют более 130 агентств, которые по классификации ЮНЕСКО распространяют информацию 4 видов:

1) о своей  стране для своих, 

2) о своей  стране для иностранцев,

3) о других  странах для своих,

4) о других для других.

Основатель  первого в мире информационного  агентства Наvas ("Гавас") Шарль-Луи Гавас. В 1830 году Гавас начал переводить выдержки из зарубежных газет, которые он выписывал в Париже, и продавать их французским газетам. К 1832 году Гавас, приобретя дело нескольких своих конкурентов, начал издавать бюллетень под лозунгом "Быстро и хорошо", а через несколько лет создал свое агентство.

Всего существует 5(6) Мировых информагентств которые могут распространять информацию четырех видов во все регионы мира:

Франс пресс, (Agence France Press), 1835, Чарльз Гавас, Франция,

Рейтер, 1851, Поль Рейтер, Англия,

ЮПИ, (United Press International, Юнайтед пресс интернешинал), 1853, США,

АП, (Associated Press, Асошиейтед пресс), 1856, США, Нью-Йорк,

ИТАР ТАСС, Россия,

ЮСИА, Голос Америки, США.

ИТАР-ТАСС.

Проблема: СМИ развивающихся стран активно пользуются услугами мировых информагентств, игнорируя при этом свои, национальные (и мировые, конечно, не помешают, но нужен фильтр).

Белорусские: БЕЛАПАН, Медиофакт, Экопресс, Агентство печати, Минск-новости, БелТА.

Международные региональные: МАГРИП (Алжир, Тунис, Ливан, ПТИ (Индия), Пресса Латина (Куба), МАП (Марокко).

Международные национальные: АН (Ганы), Иордания, Кипр, Нигерия.

Методы работы зарубежных агентств:

1) закон - каждый материал сопровождается лидом.

2) в статьях  прослеживается баланс объективности  и субъективности (без этого материал  сворачивают). 3) при сборе и компоновке  фактов использовать метод «перевернутой  пирамидой», т.е. вначале сказать  о самом главном, а не в конце.

4) уважительное отношение к фундаментальной триаде: свобода-необходимость-ответственность.

5) соц.позиция  журналиста должна основываться  на соц.ответственности перед  обществом. 

6) четкая координация  функций журн. творчества (идеологическая, социальная, коммерческая, развлекательная и просветительская функции).

Принципы работы информагентств во всем мире одинаковы:

1) каждый журналист агентства, кроме редакторов, специализируется на определенной теме и "ведет" тех или иных общественно значимых людей или, в случае с экономической информацией, те или иные рынки или предприятия. Значительную часть своего рабочего времени он тратит именно на то, чтобы выяснить, что же будет происходить в его "секторе ответственности" в ближайшее время.

2) каждый корреспондент готовит свой индивидуальный план работы, который позже входит в состав большого плана работы всего агентства. Таким образом, агентство знает, что в определенный момент времени должно произойти определенное событие. Если об этом событии прессе не сообщают его участники (в форме пресс-релизов, пресс-конференций и т.п.), корреспондент сам выясняет, что произошло. После этого он пишет новость.

3) слово "новость" в этой работе, как правило, обозначает "заметку о событии" или "сообщение". Эта дань жаргону информационного журналиста необходима, ибо "новость" является "атомом", минимальной единицей любого информационного продукта. Она и оказывается на ленте, становясь общедоступной.

Сегодня все  продукты информационных агентств готовятся в электронном виде, то есть с использованием компьютерной техники. Однако так было не всегда. В 1996 году АР вместе с ВВС создают новую систему работы с информацией, которая объединяет в себе функции приема и обработки текстов, видео- и аудиосюжетов, которая была названа "электронной системой производства новостей". Тогда же все новости, фотографии, аудио- и видеосюжеты АР можно было получать через сеть Интернет. Эта система была названа "The Wire" ("Вайер", от англ. "провод").

Продукты информагентств делятся на две категории по аудиториям: продукты для прессы и продукты для коммерческих организаций.

 

 

 

 

 

31. Основные этапы  развития Белорусского РАДИО  и ТВ.

Два периода: советский (1925-1991) и постсоветский (1991 - ).

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"