Шпаргалка по "Основы журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.

Файлы: 1 файл

shpory_gos.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, штатное  расписание включает в себя должности корректоров, стилистических редакторов, верстальщиков, операторов компьютерного набора, сотрудников отдела писем, менеджеров по рекламе, юрисконсультов, фотокорреспондентов, водителей и т.д.

Главный редактор (в районных и многотиражных газетах – редактор) - его назначает учредитель, если иное не предусмотрено уставом редакции. Сегодня главред един во многих лицах: издатель и финансист, он обеспечивает приток денег для выхода газеты в свет, решает вопросы аренды помещения и закупки бумаги; умелый организатор, он отвечает за эффективность и прибыльность газетного дела; опытный администратор, он привлекает талантливых сотрудников, формируя крепкую «команду» журналистов; и, наконец, ответственный редактор, он разрабатывает общее направление газеты и от случая к случаю предоставляет себе возможность редактировать материалы и даже писать.

В штатном расписании редакций республиканских общественно-политических газет обязательно присутствуют должности «первый заместитель главного редактора» и «заместители главного редактора».

Довольно большую  роль в жизни республиканских  газет играет редакционная коллегия - совещательный орган коллективного руководства работой газеты, создаваемый при главном редакторе. В состав редколлегии входят сам главный редактор (председатель редколлегии), заместители главного редактора (заместители председателя), ответственный секретарь, заведующие отделами, наиболее авторитетные журналисты редакции, а также главный бухгалтер газеты. Перед редколлегией стоит масса задач, среди которых одна из главных – обсуждение на «планерке» очередного номера издания, обеспечение высокого качественного уровня составляющих его материалов, их актуальности.

Ответственного секретаря можно назвать главным помощником главного редактора - начальник штаба, организующий производство газеты. Он отвечает за ее внешний вид, за планирование очередного номера и за выпуск его в свет. Кроме того, в его распоряжении находятся служба фотокорреспондентов, наборщики, верстальщики, дизайнеры, корректоры, стиль-редакторы. Он должен первым узнавать обо всех допущенных ошибках, неточностях, опечатках. Ответственный секретарь согласует планы отделов и, подобно опытному регулировщику, организует поток информации, проходящей через редакцию, с тем, чтобы к читателю попала информация обо всем самом интересном и важном, что происходит в стране и в мире.

Деятельность редакции СМИ осуществляется в трех направлениях - творческом, техническом и коммерческом.

Созданием основы СМИ  – материалов - занимается творческий персонал редакции: корреспондент (собирает оперативную информацию и готовит ее в печать в виде публикаций информационных жанров, от 80-150 тыс. печ. знаков в месяц), собкор (офиц.представитель редакции газеты в той области, где он живет), спецкор (журналист, который выезжает на места событий для выполнения особых заданий, готовит наиболее ответственные материалы по закрепленным за ним направлениям работы), обозреватели (готовят преимущественно аналитические материалы по соответствующим направлениям деятельности).

Творческие  отделы - основные звенья редакции, где планируются, организуются и пишутся материалы на различные темы. Заведующий отделом планирует и организует работу творческого подразделения, редактирует и отбирает журналистские материалы; лично готовит определенное число материалов, выезжает в командировки; проводит встречи с читателями; активно участвует в работе по выпуску номеров.

Тех. отдел: операторы компьютерного набора, корректоры, стиль-редакторы, фотокорреспонденты, верстальщики, секретарь, юрисконсульт, инспектор по кадрам, бухгалтер, начальник отдела распространения.

 

22. Эвалюцыя інфармацыйных жанраў

Языковые изменения  затрагивают не только сферу лексики и грамматики, но и стилистическую систему. Особенно восприимчивой к переменам в общественно- речевой практике оказывается, помимо разговорной речи, сфера массовой коммуникации. Наряду с изменениями, связанными с появлением новых информационных средств (например, Интернет), происходит перестройка и внутри системы публицистического стиля, в частности внутри системы газетных жанров.

Эти изменения  имеют не революционный, а эволюционный характер, при котором многие тенденции, наметившиеся в 70-80е гг., получают развитие в конце 90х. При этом эволюция затрагивает не только периферию системы газетных жанров, но и ее ядро. Ядром жанровой системы публицистического стиля традиционно считаются информационные (заметка, репортаж, отчет), собственно публицистические (статья, рецензия, обзор) и межвидовые формы - информационнопублицистические жанры (корреспонденция, интервью, комментарий). Периферию составляют жанры, возникающие при взаимодействии сферы газетной публицистики с другими сферами речевой практики - деловой, научной, художественной. Ближе к ядру находятся художественнопублицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, зарисовка), научнопублицистические жанры (научнопублицистическая статья), рекламные материалы, дальше - жанры, типичные для других сфер общения и не являющиеся специфически газетными, хотя и помещаемые на газетную полосу (тексты официальных документов, научнопопулярные статьи, художественные произведения и т. д.).

Эволюция:

1. Количественное соотношение текстов  различных жанров может свидетельствовать об устаревании одних жанров, актуализации других в связи с изменением языкового вкуса, переосмыслением роли печати в обществе и другими экстралингвистическими факторами.

Больше заметок, корреспонденций, интервью, репортажей. Меньше – аналитики.

Практически исчез  жанр передовой статьи; публикации, отражающие позицию газеты, занимают ее место на газетной полосе, но не заменяют функционально. Близки к исчезновению жанры фельетона и памфлета . В  ряде изданий их функции берут  на себя такие жанровые формы, как "личная колонка", но чаще используются жанровые возможности комментария и комбинированные формы.

Широко представлен  жанр интервью. Получили распространение  малые жанровые формы - "анонс" (ключевые или сенсационные фразы  газетных публикаций, оформленные как самостоятельные тексты), "актуальная цитата" с комментарием или без комментария.

2. Модификации традиционных газетных  жанров - связаны с изменением основных жанрообразующих признаков:

-наличие авторского  начала,

-цель сообщения,

-предметное  содержания,

-стандартность  средств выражения и объем.

Все это может  приводить к передвижкам в  жанровой системе и, вероятно, к возникновению  новых жанров. Например, в информационных жанрах в целом находит проявление тенденция к усилению личного начала, авторы используют любую возможность выразить свое отношение к сообщаемому даже в таких стандартных жанрах, как информационная заметка. Что касается репортажа, то среди исследованного материала в подавляющем большинстве текстов образ автора проявляет себя достаточно ярко. Это свидетельствует о том, что репортаж в современной газете следует относить к группе информационно-публицистических жанров.

Развитие рекламного дела в конце 90х годов привело  к интенсивному росту газетной рекламы. Рекламная информация хорошо сочетается с готовыми жанровыми формами, поэтому газетная реклама предстает в виде различных газетнопублицистических жанров, изменяя их предметное содержание и целеустановку. Диапазон их широк: от скупого рекламного объявления (скорее, жанра деловой речи) до рекламного очерка.

3. Комбинирование в одном тексте  фрагментов различной жанровой принадлежности, которое, не разрушая целостности текста, сохраняет, тем не менее, самостоятельность его частей. В журналистской практике возникают наиболее устойчивые комбинации жанровых форм в пределах одного текста, например "интервью портретный очерк", "интервью рецензия", "интервью комментарий", "заметка анонс".

Инф. жанры:

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

2. Заметка  (информация). Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

  • Событийная заметка (информация) – фактологическое описание.
  • Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах
  • Аннотация - предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания).

3. Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет.  Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

4. Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

6. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

 

23. Аналітычныя жанры. Карэспандэнцыя і артыкул.

К аналитическим  жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и  синтезе. Индукция, или анализ это  когда какая-то проблема рассматривается  путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению  с информационными жанрами, аналитические  шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

Виды корреспонденции: 1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы. 2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана. 3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную , актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов. 4. Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает , оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

Журналисты российской прессы понятие «корреспонденция» употребляли уже в XVIII в. Однако надо иметь в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, журналов (заметки, письма читателей, отчеты и т.д.). Лишь в конце XIX в. это понятие стало связываться с определенным жанром. Цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом (в отличие от репортажа) не столько «живое» наблюдение, сколько «свернутый» пересказ происходившего.

Цели аналитической  корреспонденции иные. Она также  содержит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя как «живое» наблюдение, фрагменты каких-то выступлений, так и «свернутый» пересказ происходившего. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции.

Истолкование  представляет собой выяснение причин события, явления, определение его  значимости, ценности, прогнозирование  его развития и т.д.

Аналитическая корреспонденция отличается также  и от статьи.

Цель  статьи – обосновать суждение (суждения) по поводу какого-то общезначимого явления, процесса, ситуации, имеющих место в жизни общества, в каких-то сферах деятельности. Причем такие события, процессы, ситуации, как правило, имеют большие последствия для общества, отдельных социальных групп. Поэтому предметом статьи являются не отдельные факты (события), а те закономерные причинно-следственные отношения, которые порождают такие (обычно однородные) факты, события.

Таким образом, центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

Еще точнее можно определить статью как жанр, предназнач. прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей1. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций. соотнести сформулированные тезисы с актуальным современным опытом. Суждения об этом опыте и станут в статье аргументами в пользу выдвинутых тезисов.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы журналистики"