Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:48, шпаргалка
1. Друкаваныя СМІ Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадства (1986-1991)
Крат.харк-ка:
- перестройка журналистики в период социально-политического реформирования советского общества,
- система СМИ: газетно-журнальная периодика,
- господствующее положение изданий КПСС.
Зависимость всех сфер современного общества - от мир.инф.системы, от норм.развития и обмена информацией (что связано с повсеместным внедрением новейших инф.технологий) - > актуальность проблемы информационной безопасности.
Необходимо иметь в виду следующие проблемы:
1) Глобальная взаимосвязь нац.
Зависимость национальных усилий по охране своего информационного ресурса от уровня защищенности и «неагрессивности» информационных пространств других государств. Труднопреодолимый разрыв в уровнях развития инф.систем разных стран, который дает более развитым государствам возможность манипулировать общ.сознанием (для разных видов экспансии);
2) Информационное оружие — новое средство, используемое в сепаратистских и гражданских конфликтах, а также для ведения широкомасштабных войн. Возник новый термин — «информационный терроризм».
3) Обеспечение безопасности
4) Сложность правового
5) Информационная война и
Вот почему остро стоит вопрос о разработке основ международной информационной безопасности. Таковыми могли бы быть:
-сотрудничество в свободном и беспрепятственном распространении идей мира, разоружения, взаимопонимания, сотрудничества, международной безопасности с помощью СМИ;
-безусловное уважение в международной практике права каждого народа суверенно избирать формы и пути своего информационного развития;
-исключение
из международной практики
-взаимное уважение свободы печати и информации;
-содействие развитию всех видов информационной деятельности на благо и в интересах экономического и социального развития народов.
37. Масмедыйныя праекты Саюзнай дзяржавы
2 апреля 1996 года принято называть Днем единения народов России и Беларуси, когда главами двух государств был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который ровно через год трансформировался в Договор о создании Союзного государства.
В составе парламентского собрания России и Беларуси участвовала комиссия по информационной политике и взаимодействию с общественными организациями. Она сразу проявила инициативу в организации выпуска приложения - газеты «Союз. Беларусь – Россия» (издание Совета Министров Союзного государства газета) - выходит еженедельным приложением к «СБ» и "Российской газете" с декабря 1999 года (750 тыс.экз). Задача – инф. сопровождение процессов создания Союзного государства, формирование в общественном сознании понимания перспектив белорусско-российской интеграции. Темы - освещение заседаний Высшего Госсовета, союзного Совета Министров и Парламентского Собрания, реализация союзных программ, создание реального равноправия граждан Беларуси и России, развитие эффективных прямых связей между отдельными предприятиями и целыми регионами обеих стран (+ культура и спорт, глубинка).
"Союзное вече" – еженедельная газета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В РБ – бесплатное приложение к "Народной газете", в РФ – отд.издание. на стр. – «дискуссионный клуб», в котором политиками, учеными, парламентариями, простыми читателями высказываются разные, нередко полярные точки зрения о политических, экономических, социальных процессах, происходящих на просторах Союза Беларуси и России.
Газета "Лад" (с 2002, тир – 66 тыс) - проект Постоянного Комитета Союзного государства и "Литературной газеты" - рассказывает об историческом единстве, общих культурных корнях белорусско-российского братства, о сегодняшнем состоянии культуры, литературы и искусства.
В области Интернет-ресурсов
функционирует Информационно-
Активную деятельность ведет информационное агентство СГ «Союз-инфо». Ежедневно по заказу Постоянного Комитета БелТА выпускает и распространяет в электронном виде информационный вестник для регионов России по тематике СГ.
В программе «Парламентский час» Белтелерадиокомпании появилась специальная рубрика «Актуальные проблемы строительства и развития союза Беларуси и России».
В январе 1998 года создана Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза). В сотрудничестве с творческими коллективами других телекомпаний и радиостанций ТРО Союза производит тематические теле- и радиопередачи и документальные фильмы.
На канале «ОНТ» еженедельно выходит в эфир тележурнал «Союз».
Подготовлен к эфиру на телеканалах Беларуси и России ряд документальных фильмов: «Гарнизон Брестской крепости», «Солдаты памяти и др.
На радиоканале «Маяк-24» в прямом эфире два раза в месяц транслируется «Круглый стол. Россия и Беларусь». На «Первом национальном канале белорусского радио» выходит еженедельная воскресная программа «Беларусь–Россия: грани становления Союзного государства». На радиостанции «Радио России» дважды в день выходят информационные выпуски «Новости Союзного государства» и информационно-аналитическая программа «Радиожурнал «Союз».
В апреле 2006 г. руководителями Министерства информации РБ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ создана рабочая группа по разработке проекта программы «Обеспечение единого информационного пространства в области СМИ».
39. Тэндэнцыі развіцця сучаснай беларускай фотажурналістыкі
Сегодня мы становимся свидетелями незримого, но в то же время тотального процесса «оцифровывания», протекающего во всех сферах жизнедеятельности человека.
Влияние цифровых технологий на фотожурналистику неоднозначно:
1. Исключение таких промежуточных процессов получения фотоизображения как проявка пленки и печать. Это значительно увеличивает оперативность работы фотожурналиста.
2. Цифровая камера предоставляет возможность оценивать результат уже во время съемки на дисплее.
3. При наличии соответствующего оборудования появляется возможность дистанционной передачи фотоизображений с места съемки в редакцию с любой точки планеты в считанные минуты.
4. Возможность включения фотографий в информационные сети различных уровней, что существенно оптимизирует поиск и приобретение фотографий периодическими изданиями у агентств и фотобанков.
5. Хранение больших объемов фотографий в редакции в виде базы данных.
6. Однако сохранность цифровых изображений пока что ниже, чем аналоговых (на дешёвых CD и DVD – 2-3 года, внешний жёсткий диск (HDD) – лучще, но в случае сбоя есть возможность потерять весь архив сразу).
7. Влияние цифровых технологий на психологию творчества фотожурналиста:
- цифра не ограничивает расходным материалом (пленкой) - создает иллюзию безграничности материала - фотограф чувствует беспечность во время съемки – ведь не удавшийся кадр можно переснять (на проф.жаргоне таких фотографов называют «щелкунчиками») - количество не переходит в качество.
- с использованием цифровой техники высокопрофессиональных снимков в прессе не стало больше - количество настоящих фотографов, естественно, не увеличилось и увеличиться не может, зато количество средних полупрофессионалов возросло необыкновенно.
8. Использование цифровых технологий приводит к изменению сущностных свойств фотожурналистики. Наиболее важным из этих свойств всегда априорно признавалась документальность или способность запечатлевать «физическую реальность». Сегодня профессионально сделанная компьютерная обработка не позволяет даже заподозрить искажение реальности (новый термин «цифрография» - теряет статус док.отражения реальности, статус исторического документа эпохи, столь ценимого в фотографиях прошлого).
9. Продукция штатных фотокорреспондентов, информационных агентств в печатной периодике сегодня активно дополняется еще из двух источников: пишущие журналисты и Интернет (разнообр.и протвореч.последствия - вопросы морально-правового плана: нарушение авторских прав, некорректное контекстуальное использование).
10. С развитием технологий осуществился постепенный переход республиканских газет на цветную печать, что выдвинет большие требования к качеству фотографий и фотоиллюстраций в периодической печати.
Жанры фотожурналистики:
По назначению:
1. в основе единичный факт – фотозаметка, фоторепортажа, информационно-познавательной фотозарисовка.
2. в основе – система фактов (целое явление) - фотокорреспонденция, фотоочерк и фотомонтаж (зависит от - количество отображённых фактов и актуальность события или проблемы).
По количеству снимков в публикации:
1. один снимок – фотозарисовка, все виды фотозаметки и фотокорреспонденция.
2. несколько снимков – развёрнутая заметка, репортаж, очерк.
3. комбинирование нескольких фотографий в одном кадре – фотомонтаж (коллаж).
По
временной разнице между
1. до 1 недели - фотозаметка, репортаж, оперативная корреспонденция.
2. от 1 недели до месяца - проблемная корреспонденция, очерк, зарисовка, монтаж.
3. больше месяца - обзорная корреспонденция, очерк.
По первичности внешнего и внутреннего пласта в материале:
1. первичен внешний пласт - заметка, хроникальный репортаж.
2. первичен внутренний пласт - зарисовка, корреспонденция, очерк, монтаж.
3. внутренний пласт соотносится с внешним - информационно-познавательная зарисовка.
40. Этычныя нормы работы жур-та.
Этика – наука,
изучающая и формирующая
Франция: Хартия поведения, 1918,
Швеция: 1900,
США: Каноны журналистики 1923, Кодекс этики 1929, Кодек Радио и кодекс ТВ,
ЮНЕСКО: Декларация об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам 1978,
1980-83 – Международные
принципы журналистской
К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но, порой, сенсации ради газеты публикуют заведомую ложь. В большинстве случаев Законом о "СМИ" это напрямую не возбраняется. Публикуя неправду, газеты грубо нарушают проф. Этику. Скрытое наблюдение оправдано в двух случая: важно увидеть «непотревоженную» жизнь и сведения, которые сознательно скрывались. Крайним нарушением считается сознательное «выдергивание» фрагментов и сознательно извращающей истину монтаж высказываний и кадров. Систему требований к журналисту многие исследователи рассматривают, как трёхэтажную пирамиду. На верхнем «этаже» размещаются такие категории, как профессиональный долг, обязанность, ответственность, совесть, честь, достоинство. Второй уровень – производственно-этические принципы, где определены более конкретные требования к поведению журналиста. Третий уровень – запреты или побуждения, регламентирующие все аспекты поведения ж-та в конкретных производственных ситуациях, соответственно проф.- этические нормы.
Ситуации: журналист – аудитория, ж – источник инфо, ж – герой, ж – автор, ж – редактор, ж – коллектив, ж – коллеги. Ситуации решает суд.
Кодекс профессиональной этики журналиста принят на IX съезде Белорусского союза журналистов 8 октября 1995 г. Задачей этого Кодекса является определение основных моральных ориентиров, которыми должен руководствоваться журналист при осуществлении своих профессиональных обязанностей, с тем чтобы его деятельность не противоречила справедливым интересам тех лиц, которые пользуются результатом его работы, а также граждан, коллег и организаций, с которыми он вступает в контакт в процессе сбора, обработки и распространения информации. Настоящий Кодекс является также пособием при рассмотрении дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики. Положения этого Кодекса распространяются на членов Союза журналистов Беларуси, штатных творческих работников редакций средств массовой информации, а также лиц, занимающихся журналистской деятельностью по поручению редакций или на иных законных основаниях.
I. Принципы профессиональной этики журналиста
Статья 1. Социальная ответственность журналиста
Статья 2. Правдивость и объективность
Статья 3. Добросовестность
Статья 4. Уважение общечеловеческих ценностей
Статья 5. Профессиональная солидарность
Статья 6. Проступки, нарушающие право граждан на получение информации
Статья 7. Проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мыслей
Статья 8. Проступки против чести и достоинства личности
Статья 9. Нарушение профессиональной чести журналиста
Статья 10. Нарушение
служебной этики и
III. Возложение ответственности
Статья 11. Рассмотрение дел
Статья 12. Официальное разъяснение
Недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, облика. Нельзя писать о родственниках, близких людях; надо согласовывать даже незначительные поправки, грамотно отвечать на письма; сохранение редакционной проф.тайны, выполнение того, что необходимо для функционирования ред-ции, не выступать без согласования в других СМИ; совместное решение проблем. Вместе с тем он вправе отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям. Также он обладает правом отказ-ся от зад., если оно либо его выполнение противоречит законам; при сборе инф. прежде всего действует право ж-ста искать, запрашивать, получать и распространять инф. В ряде случаев решение вопроса о предоставлении инф. закон возлагает на соотв.органы. При сборе сведений использование скрытой записи допускается законом,если это не нарушает конституционных прав и свобод. Существует запрет на сбор инфы в пользу постороннего лица или орг-ции; Ж-ст вправе излагать свои личные суждения и оценки в материалах, предназнач.для распростр.за его подписью,при этом он обязан ставить галвного ред-ра в известность о возм.исках.Он может снять свою подпись,если,по его мн.,м-л. был искажен. Порно!! Гражд.или орг-ция, в отнош.кот.в СМИ распространены свд-ния,не соотв.д-ти или ущемляющ. права и законные интерсы,имеют право на ответ в том же СМИ.Преследуется также осуществление цензуры.