Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.
Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77
В школьной прессе функция информирования отходит на второй план. В школьных газетах собственно новостей немного, редко встречаются информационные заметки без авторских комментариев, и в то же время много бессюжетных зарисовок, посвященных воспроизведению настроений, переживаний автора, и эти, не газетные в традиционном понимании тексты наиболее читаемы подростковой аудиторией, узнающей в данных материалах собственные чувства и эмоции. Причину этого явления можно увидеть в конфликте с внешним миром и обращенности к миру внутреннему, свойственным подростковому возрасту. Подростки в период личностного становления испытывают потребность как в самовыражении, индивидуализации, так и в идентификации с определенной социальной группой. Таким образом, коммуникативная функция, которую часто рассматривают как техническую (установить контакт с аудиторией для последующей реализации других функций) выходит на первый план, становится одной из наиболее важных.
Традиционно остаются ведущей
функция идеологическая, в данном
случае ценностно-ориентирующая, к
ней добавляется
Педагогическая функция
свойственна большинству
Что касается практических навыков, приобретаемых в процессе работы над изданием школьного печатного СМИ, их перечень огромен. Школьник учится облекать свои мысли в слова, устно и письменно формулировать свое мнение и позицию, отбирать факты, аргументы, анализировать полученную информацию и находить наиболее приемлемую для ее изложения форму. Активное развитие письменной речи благотворно сказывается на структурности мышления и логике. В школьной редакции ребенок осваивает и простые «рабочие» навыки журналистского труда: быстро набирать текст, пользоваться ксероксом, электронной почтой, факсом, диктофоном, верстать полосы, фотографировать и обрабатывать снимки с помощью компьютерных технологий, рисовать макет, редактировать чужие тексты и т.д.
Не менее важен коллективный характер редакционного труда. Работа в редакции всех ее участников учит дисциплине, порядку, собранности, взаимному уважению. Навыки совместного труда помогают ребятам и в дальнейшем общении с людьми. Словом, «школьное издание — мощный социализирующий фактор. Молодой человек невольно попадает в сферу коллективных отношений, осознает себя как частицу общества, готовится к походу в мир взрослых»16.
Ранняя юность является
решающим этапом в процессе социализации
личности, и журналистское творчество
оказывается хорошим способом самоопределения
и самоосознания, поскольку создает
условия и для
§ 5. ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ
Школьные издания, несмотря на то, что выходят в совершенно разных учебных заведениях (городских и сельских, общеобразовательных и специализированных, в обычных школах и лицеях, домах творчества и центрах дополнительного образования), имеют сходную тематическую и жанровую структуру.
Первая и основная тема школьной прессы – школа и школьная жизнь. Более того, для некоторых изданий эта тема не только основная, но и единственная, находящая отражение на страницах. Зачастую за пределами школьной прессы остается жизнь не только страны, но и родного города (села, района, области, края). Исключения в этом общем правиле – отдельные питерские и новосибирские школьные издания. Любовь к родному городу у петербуржцев несокрушима, так, журнал «Созвездие Сервантеса» (гимназия № 148 им. М. Де Сервантеса, г. Санкт-Петербург) и «Литературная газета» (Вторая Санкт-Петербургская гимназия) культивируют эту любовь, печатая вполне профессиональные материалы о районах города и интервью с выдающимися людьми северной столицы. На страницах «Француженки» (школа № 162, г. Новосибирск) ярко и значительно представлен Новосибирск, причем не только невнятными детскими признаниями в любви родному городу, но ценнейшей, подчас вполне эксклюзивной информацией о людях и научных организациях Академгородка. В то же время московские издания в большинстве своем никак не подчеркивают свое «место жительства» - дети, живущие в мегаполисе, чувствуют себя скорее «школьниками мира», космополитами, нежели москвичами.
Никаких проблем общественной жизни школьная пресса в массе своей не замечает, создается впечатление, что школьных издателей не волнует и не интересует ничего, кроме школы. Исключение – например, газета «Вечный двигатель» (Новосибирск), авторы которой стремятся решать по-настоящему важные проблемы, такие, как мировой терроризм, эпидемии гриппа, глобальное потепление и другие.
«До какой степени стоит внедряться в обсуждение отечественной деятельности? Это может быть воспринято как вызов: может ли школа позволить себе обсуждать социально-политические новости? Да, но осторожно, особыми методами и с определенными гарантиями. Мне кажется, принципиально невозможно не касаться событий, происходящих в своей стране. Иначе вообще отрицается жизнь»17, - считает французский педагог, теоретик и практик школьной прессы Жак Гонне.
Дети, живущие в век цифровых технологий, пользующиеся всеми благами этой новой электронной цивилизации, крайне редко обращаются к теме компьютерных технологий и Интернета. В школьной прессе крайне мало отзвуков массовой культуры, обсуждения той информации, что идет к зрителю из «больших» средств массовой информации. На удивление редко упоминаются новые книги или фильмы, которые, безусловно, подростки читают и смотрят. Исключения – газеты «Контакт!» (школа № 1259, г. Москва) и «Берег» (Иркутская Вальдорфская школа), печатающие толковые обзоры современной литературы, газеты «Вот так!» (Центр развития детей и юношества «Школьный пресс-центр», г. Астрахань) и «Мы – глобалисты» (клуб «Глобалист, г. Новосибирск»), в которых активно обсуждают новые фильмы.
В абсолютном большинстве
школьных изданий для отображения
выбираются самые светлые, позитивные
и оптимистичные моменты
«Похоронили метод изображения реальности в ее революционном развитии, осмеяли и забыли его стилевые характеристики, но образ мысли, принуждающий говорить о собственной жизни лишь со счастливыми интонациями и рисовать мир в розово-голубой гамме, остался в силе и нашел себе убежище в школьных изданиях»18.
Школьная пресса сосредоточена только на жизни школы, предпочитает показывать ее исключительно положительные стороны, и, к сожалению, чаще всего не видит, не вскрывает и не анализирует проблем, школьной жизни все же присущих. Как правило, на страницах школьных изданий не видно школы как целостной структуры. Немногие газеты и журналы предоставляют читателям информацию о школьной жизни в ее противоречии и развитии, а не только в отдельных выхваченных моментах.
Широко отображаются в школьных изданиях всевозможные внеклассные мероприятия: праздники, конкурсы, конференции, КВНы и т.п. Но качество этого отображения зачастую оставляет желать лучшего: читая большинство школьных газет, создается впечатление, что в разных школах проходят одни и те же по замыслу, идее и даже по содержанию мероприятия. Причина этого и в том, что юные авторы в своих репортажах и заметках основную ставку делают не на факты, а на собственные впечатления и эмоции. Зачастую элементарно не хватает фактов, конкретики, непосредственного описания событий. Обратная ситуация – читая материал, не видно «лица автора»: формальный подход, скупые, избитые эпитеты. Примерами того, как надо писать о школьных мероприятиях, могут стать газета «Школьный калейдоскоп» (школа №156, г. Новосибирск), репортажи с праздников в которой не только информативные и увлекательные, но и оригинально поданы, и газета «Провода» (лицей №49, г. Калининград), в каждом материале которой видна позиция автора.
Основные герои публикаций школьной прессы – естественно, ученики и учителя. Что касается первых, на страницах школьных изданий они обычно предстают в роли участников тех или иных описываемых мероприятий и событий. Современная школьная пресса ушла от назидательности советских стенгазет, она не обличает двоечников и хулиганов, хотя иногда по старинке превозносит отличников в учебе, спорте и искусстве. Школьное издание – портрет поколения, даже скорее автопортрет. Читая школьную прессу, можно понять, какими видят себя современные школьники. Получается примерно следующее: они оптимистичны, самоуверенны, доброжелательны, твердо верят в то, что их жизнь уже сейчас светлее и интереснее, чем жизнь их родителей, и в дальнейшем ждут еще больших успехов. Философские вопросы школьной прессы – Кто я? Кто мы? Почему мы такие? Какими мы хотим быть? – поднимаются как раз через раскрытие личности ученика – героя и автора публикаций.
Как ни странно, но самая сложная, самая проблематичная для школьных изданий тема – учителя и их работа. Именно в освещении учительского труда на страницах школьной прессы встречается больше всего пустых и затертых банальностей, находки же и новые подходы к теме на удивление редки и немногочисленны. Очень часто учитель как целое, как личность, как живой человек отсутствует – его заменяют несколько условных масок. Как правило, он выступает либо в роли адресата «с-днем-учительских» поздравлений, либо в роли героя анекдотов (по большей части заимствованных), либо в роли героя ежедневных школьных новостей. Причем, в последней, самой интересной по своей сути роли, – к сожалению, нечасто. Даже если учитель попадает на страницы газеты, обычно он «немногословен»: поделится впечатлениями о поездке, прочитанной книге, расскажет о своем хобби. Обсуждения действительно проблемных вопросов очень мало, и практически нет разговоров на профессиональные темы, о педагогических взглядах и жизненных установках. Школьных изданий, в которых учителя предстают как живые люди, думающие, неравнодушные, со своими пристрастиями и увлечениями, не так много. Например, журнал «Гранки» (лицей «Грани» при школе № 107, г. Барнаул), где голос учителя звучит наравне с голосом ученика.
В то же время стоит отметить, что школьные издания пишут про учителей с уважением. И хотя проблем и конфликтов «ученик – учитель» в любой школе бывает предостаточно, юные журналисты с удивительной для подростков деликатностью обходят острые углы. В столичных изданиях, более вольных и свободных по содержанию, наблюдаются новые оттенки темы «учитель – ученик»: напряжение «мы – они» сменяется снисходительной ироничностью со стороны учеников.
Одна из постоянных тем многих изданий – шпаргалки, при этом вопросы этики или даже утилитарной полезности для собственного образования не обсуждаются: только советы и рекомендации – как сделать, куда спрятать. Еще одна общая большая тема – путешествия. Сегодняшние школьники много ездят, причем, не только по стране, но и по миру, и свои впечатления о новых местах, городах, странах излагают на страницах школьных изданий.
Иногда на страницах школьной прессы заметно влияние «больших» молодежных журналов. И появляются в массе своей неинтересные заметки о молодежных кумирах, девичьи советы «как одеться, накраситься, с мальчиком познакомиться», скачанные в Интернете или с тех же журналов списанные анекдоты и психологические тесты, даже советы, касающиеся сексуальной жизни. Такие школьные издания не представляют интереса: затрагивая темы массовых молодежных журналов, они проигрывают им по всем позициям. «Главное ощущение от них – комплекс неполноценности, испытываемой по отношению к «большим» коллегам, пишущим о «большой» жизни. Это всегда с привкусом вторичности, а значит и одинаковости, застандартизированности. Школа уступает, прогибается под давлением этих ориентаций, и ее издания все чаще становятся местными филиалами всяких «молодежек»»19.
Тема любви, отношений между полами интересует любого подростка, а значит, и ей нашлось место на страницах школьной прессы. Основные вопросы, которыми задаются авторы материалов: Что за чувство любовь? Каким должен быть любимый человек? Как и где встретить свою любовь? Чаще всего тема проявляется в виде стихотворений, с неразделенной или несчастной любовью в основе. И пусть в основе чувства мелкие, слова заемные, но подросткам действительно необходимо разобраться хотя бы с этими – мелкими пока – чувствами и опробовать эти – неизбежно заемные – слова, чтобы понять, что чего стоит. Пугает лишь то, что общедоступная интимность становится все более модной, современные дети взрослее, умнее, самостоятельнее не стали, но стали беззастенчивее, и зачастую словом «любовь» заменяется что-то скорее пошлое, чем возвышенное. Другое дело, что даже в самом простеньком стихотворении чувств и таланта несравненно больше, чем в «настенной живописи» типа «Саша+Маша=Любовь», и эта простенькая любовная лирика становится для подрастающего человека проигрыванием будущих чувств и эмоций, поводом задуматься о смысле жизни.
Информация о работе Современная школьная пресса: системные характеристики