Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.
Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77
Если человека встречают по одежке, то газету или журнал – по обложке. Два журнала и альманах показали типично журнальное оформление первой полосы: логотип издания и иллюстрация (не меняется из номера в номер). «Зебра» добавляет подзаголовок и анонс материалов, вошедших в номер; импонирует читателю изображение на обложке маленькой зебры, но вызывает вопросы начертание логотипа каждый раз новым шрифтом. Черно-белое оформление обложки смотрится лаконично и стильно, думаю, цвет здесь был бы помехой для восприятия, к тому же название и символ располагает именно к черно-белому варианту. «Собранье пестрых глав» на первой полосе дает сведения об учредителе и годе издания альманаха (повторюсь, он выходит 1 раз в год), обложка выполнена с использованием дополнительного голубого цвета. В центре полосы – авторский рисунок: рука, держащая весы, на которых книга с пером перевешивает горсть монет. Единственное замечание: начертание названия выполнено меньшим кеглем, чем обозначение типа издания («литературный альманах»).
Оформление газет не
единообразно, однако во всех первая полоса
представляет собой полосу-страницу.
Так, «Не факт» помимо оригинального
логотипа, в который входит постоянный
рисунок (правда, не авторский, а из
компьютерной коллекции изображений),
номер издания, информация о типе издания
и учредителе («информационно-
О том, что такое колонтитул, похоже, знают только издатели газеты «Ровесник», использующие в колонтитуле название газеты и ее номер, а также колонцифру. Остальные издания даже не все номеруют страницы. Только газета «Не факт» может похвастаться четким рубрикатором, остальные издания, даже если в анкетах и заявляли о наличии постоянных рубрик, не продемонстрировали их наличие в самом оформлении полос.
Что касается шрифтов, то, как и следовало ожидать, фаворитом оказался повсеместно используемый Times New Roman. Все издания используют его для основного текста, некоторые и для заголовков («Собранье пестрых глав», «Вагон»). Пытаются экспериментировать со шрифтами для заголовков «Не факт», «Зебра» и «Ровесник». «Ровесник» часто прибегает к объектам WordArt; «Зебра» иногда совершенно необоснованно использует декоративные шрифты для основного текста, которые ухудшают его читаемость; лучше всех на общем фоне смотрится газета «Не факт».
Малоподходящей для газет является верстка в одну колонку, но к ней прибегают «Вагон» и «Зебра», в две колонки верстают «Ровесник», в три – «Не факт». В «Собранье пестрых глав» верстку в одну колонку частично оправдывает тип издания – литературный альманах, но ему не хватает каких-либо средств выделения: сплошные тексты без иллюстраций и даже каких-либо рамок, виньеток, типичных для альманахов, смотрятся невзрачно.
Издания, как правило, выбирают для иллюстрирования изображения из электронных коллекций. В «Зебре» много авторских фотографий, встречаются они и в «Ровеснике», изредка – в газете «Не факт». Даже черно-белые фотографии невысокого качества смотрятся намного эффектнее однотипных заимствованных иллюстраций: одни и те же картинки из электронных банков изображений встречаются в разных изданиях, в большинстве своем не имеют художественной ценности и совсем не красят школьную газету. В «Вагоне» иллюстрации вообще отсутствуют, что сильно обедняет газету, использующую для оформления только декоративные линии, которые разделяют материалы. Странно, что в изданиях практически нет детских рисунков (исключение – газета «Не факт»), ведь в школах преподается ИЗО, учатся дети, посещающие художественные школы, наконец, среди школьников сейчас популярно увлечение компьютерной графикой, и это могло бы пойти на пользу газете.
О ЧЕМ И КАК ПИШУТ
Полноценно проанализировать тематическую и жанровую структуру изданий можно было только в том случае, если школа предоставила несколько номеров для анализа, - ответы на вопросы анкеты не давали четкого видения картины. Издания «Виват, Лицей!» и «Рябиновые костры» школы не предоставили, поэтом мне пришлось судить об их особенностях только по анкетам.
В анкету был включен вопрос о тематике школьного издания, для выбора предлагалось 20 наиболее распространенных тем. Как показал опрос, абсолютно все анализируемые издания пишут о школьной жизни и внеклассной работе, об учителях, публикуют материалы патриотической направленности и «детское творчество» (стихотворения, прозу и т.п.). Большинство изданий (6 из 7) в качестве «своих» тем выбрали такие, как «наши ученики», «экология», «профессии», «спорт», «юмор». Реже всего в ответах фигурировали темы: «наши родители» и «начальная школа» - только две школы в каждом случае освещают данную тему. А тему «высшее образование» никогда не поднимало ни одно из вышеперечисленных изданий, что лично для меня оказалось неожиданностью. От себя дописывали такие темы, как подростковая психология, фантастика, детские мечты и фантазии.
Самыми распространенными жанрами, судя по ответам на аналогичный вопрос анкеты, стали интервью и статья, большинство изданий (6 из 7) также публикуют на своих страницах репортажи, опросы, статистику. Самым сложным и редко используемым из предложенных жанров оказался фельетон, который встречается только в одном издании.
Куда интереснее и эффективнее было не изучение анкет, а непосредственное знакомство с самими изданиями (повторюсь, мне удалось достать для анализа подшивки только пяти изданий).
Двоякое впечатление осталось от газеты «Ровесник», пять номеров которой (2004 – 2007 годы) были предоставлены мне для анализа. С одной стороны, можно отметить неплохие репортажи со школьных мероприятий (Татьянин день, Литературный вечер, Рыцарский турнир), как правило, подкрепленные авторскими фотографиями; глубокие и информативные материалы о родной школе и селе, имеющих солидную историю; совсем не скучный отчет о работе школьного интеллектуального клуба «Апрель». С другой, ну очень много заимствованных материалов: из журнала «Парадокс», районной газеты «Истринские вести», газеты Дедовского филиала РГСУ «Студдень» и из сети Интернет. Непонятно, почему газета объемом всего 4 полосы не жалеет места для чужих статей, когда сама Павловская школа известна своими традициями, активным участием в районных мероприятиях, сильными учителями и талантливыми учащимися. Приятно, что на страницах школьной газеты могут высказаться и учителя: мне встретились три материала, написанные школьным психологом. Но в то же время создается впечатление, что в газету пишут только два человека: уже упомянутая психолог Вероника Борисовна Маслова и ученица Елена Полякова, являющаяся редактором издания, – других фамилий в подписях к материалам нет. К тому же многие материалы вообще не подписаны, встает вопрос: они также откуда-то заимствованы? К сожалению, встречающиеся на страницах «Ровесника» материалы про вред курения и употребления спиртного не отличаются оригинальностью и выглядят как формальная отписка (на своем опыте знаю, что иногда школьная администрация требует размещать в газете подобные материалы, чему лично я сильно противлюсь – школьникам уже порядком надоела такая примитивная пропаганда здорового образа жизни, и они их просто игнорируют, получается пустая трата драгоценного места на полосе).
Мне было очень трудно читать номера газеты «Вагон» (№№ 1 – 6). Причины – верстка в одну колонку, нелогичное расположение материалов и отсутствие каких-либо иллюстраций. Создавалось впечатление, что держишь в руках не школьную газету, а черновую распечатку текстов в номер. В первом номере читателей знакомят с редакцией «Вагона», каждый из членов которой носит некий псевдоним (Джейн, Bad boy, Жужжа, Kenny, Солнце, Tyler, Эдна Моос, Вирус, Кузенька – заметно влияние массовой молодежной культуры) и ведет ту или иную рубрику. По сути, первый номер номером как таковым и не является – скорее, предисловие к изданию. Второй номер открывается словом редактора Джейн (кстати, из газеты нельзя выяснить, кто скрывается за тем или иным псевдонимом) – здесь одновременно и впечатление от первого номера, и описание реакции общественности на него, и очень эмоциональный отзыв о прошедшей школьной дискотеке. Также в номере (перечисляю по порядку): ответы учителя на вопросы учеников (рубрика «Лицом к лицу»), рецензия на компьютерную игру «Half Life II», отчеты о школьных конкурсах (рубрика «Они живут рядом…»), советы девочкам, желающим похудеть (рубрика «Тайнам здесь не место»), размышления о российском футболе (рубрика «Жизнь в темпе»), блиц-портрет выпускника школы (рубрика «Привет, прошлое!»). Подобную структуру имеют и другие номера «Вагона». Общее впечатление от газеты – сумбур, но если вчитаться, окажется, что и тексты интересные, и название рубрик привлекают внимание, и темы поднимаются актуальные, только вот катастрофически не хватает должного оформления. Добавь к уже имеющемуся содержанию приличную газетную верстку, и «Вагон» можно будет назвать одним из лучших школьных изданий района.
Информационно-развлекательная газета «Не факт» больше развлекает, чем информирует. В двух имеющихся у меня номерах (№ 1 и № 2) всего один информационный материал, о школьниках – победителях районных олимпиад, практически все остальное – развлекательное чтиво: гороскопы, анекдоты, материалы рубрики «Комната смеха» (один точно заимствованный, второй, скорее всего, тоже), головоломки, советы как на разных языках признаться в любви, поздравления с днем рождения, знакомая каждому школьнику история Дня святого Валентина. Что в газете «школьного», сразу и не скажешь. К сожалению, скудость тем не может окупить даже действительно хорошая верстка. «Не факт» (по крайне мере, его первые два номера) с трудом можно назвать школьной газетой.
«Зебра» представляет собой тип школьного информационного журнала. Вошедшие в три проанализированных мною номера материалы неравнозначны по уровню: есть и очень слабые, и весьма неплохие. Школьники поднимают самые разные темы и используют различные жанры: репортажи со школьных митингов, концертов, конкурсов, фестивалей, рецензии на современное кино, интервью с учителями и юными музыкантами, путевые очерки об экскурсионных поездках, опрос о музыкальных предпочтениях учеников и учителей и даже личный дневник на тему «Лучшее лето». Первое замечание к некоторым материалов – они написаны «для своих», чужой для школы человек вряд ли поймет, о чем или о ком идет речь, например, в интервью не всегда указывается даже имя собеседника. Журналу не хватает продуманной структуры, логичного рубрикатора. У «Зебры», даже несмотря на то, что в этом учебном году из-за нехватки средств журнал существует только в электронном виде, есть будущее, но необходима работа над словом и более внимательное отношение учителей к тому, что и как пишут ученики.
Тематика и жанры материалов, вошедших в предложенные мне три номера «Собранья пестрых глав» (2003-2004, 2005-2006, 2006-2007 уч.гг.), оправдали тип издания – перед нами действительно литературный альманах. Если в номер за 2003-2004 учебный год вошли совершенно разноплановые материалы (эссе «Слово», «Прерванный полет» - о творчестве В.С. Высоцкого, «Классики о Боге», репортажи со школьного «Фестиваля народов лицея», сценарии школьных КВНов), то в двух последних номерах прослеживаются несколько ведущих тем: в номере за 2005- 2006 уч. год – 65-летие города Дедовск, 25-летие лицея, размышления о творчестве писателей и поэтов, в номере за текущий год – темы «Лучше мамы друга нет», «День славянской письменности и культуры», «Эра фантастики». В обязательное содержание каждого номера входит творчество – поэзия и проза – лицеистов, а также выпускников и учителей. Это стихотворения, эссе, сказки, рассказы, поэмы, очерки, даже оды и былины. Причем, достаточно высокого уровня – видна качественная работа составителя альманаха, учителя русского языка и литературы Натальи Ивановны Лукашиной. К содержанию нет никаких претензий, но альманаху не хватает должного оформления: если не иллюстраций, то хотя бы типичных для такого типа издания рамок, виньеток и иной графики, которая только украсит «Собранье пестрых глав».
Наконец, главная претензия к большинству изданиям – ошибки, орфографические, пунктуационные, стилистические, которые бросаются в глаза и характеризуют издание не с лучшей стороны. Создается впечатление, что взрослый корректор, редактор или руководитель издания вообще не читал его перед выходом в свет. Такое доверие к учащимся и поощрение их самостоятельности в каких-то случаях, может, и похвально, но в случае издания средства массовой информации недопустимо – это просто неуважение к читателю.
ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО
В анкету был включен вопрос о целях издания школьной газеты, журнала или альманаха. Анализируемые издания по-разному отвечали на него: одни ставили на первое место функцию информирования, другие – пропагандистские функции, третьи – педагогические. Так, газета «Не факт», по мнению ее издателей, носит информационно-агитационный характер: не только рассказывает о школьной жизни, но и призывает к активному участию в делах школы. К сожалению, в попавших мне в руки номерах это прослеживалось слабо. Газета «Виват, Лицей!» и журнал «Зебра» на первое место выдвигают функцию информирования, авторы журнала добавляют: «чтобы сами дети и люди со стороны больше узнали о школе». А вот альманах «Собранье пестрых глав» и журнал «Рябиновые костры» ставят своей первостепенной задачей развитие творческих способностей учащихся, их самовыражение, самореализацию в слове. Судя по ответу в анкете, газета «Ровесник» существует по принципу «быть, чтобы быть»: «чтобы в школе было свое печатное издание, которое делают сами ученики», однако добавляется и коммуникативная функция: «чтобы ребята лучше узнали друг друга». По собственному заявлению, газета «Вагон» создана как «трибуна мнений», а также нужна для «тренировки творческих возможностей учеников», и обе этих линии прослеживаются в исследованных мною номерах.
Следует заметить, что издания, осознавшие необходимость своего существования не просто как престижного атрибута школы, а как полноценной ячейки в ее структуре, нужного помощника в образовательном и воспитательном процессе, в выпуске которых одинаково заинтересованы и ученики, и учителя, авторы которых могут со всей определенностью ответить на вопрос: «Зачем мы это делаем?», имеют возможность совершенствоваться и развиваться, расти и вырастать в солидные качественные школьные газеты, журналы, альманахи. На мой субъективный взгляд, сложившийся после анализа изданий, такое перспективное будущее есть у газет «Ровесник» и «Вагон», журналов «Собранье пестрых глав» и «Зебра», альманаха «Рябиновые костры».
§ 3. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА «ПОДРОСТОК»
Информация о работе Современная школьная пресса: системные характеристики