Современная школьная пресса: системные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77

Файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ Юнкоровская ПРЕССА.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

 

§ 9. ЭКОНОМИКА ШКОЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

 

 

Для многих школьных изданий  финансирование – самый болезненный  вопрос. Когда инициатива выпускать  школьную газету исходит «снизу», от учеников или рядовых учителей, администрация школы не всегда готова идти навстречу и выделять на эти нужды материальные средства. Другие школы, напротив, выделяют в своем бюджете отдельную строку под издание школьной газеты или журнала.

Исходя из реалий сегодняшней  жизни, можно предложить следующую классификацию школьной прессы относительно финансирования:

1. «Безбюджетный» тип.  Не финансируется школьной администрацией  либо финансируется из статьи  расходов «канцтовары». В итоге  средств хватает лишь на то, чтобы сделать несколько ксерокопий на копировальном аппарате. Бывает и такое, что педагог-издатель сам финансирует выпуск газеты.

2. «Малобюджетный» тип.  Наличие как минимум одного  компьютера, собственного принтера (ризографа), на котором можно  сделать тираж в 100-200 экземпляров, выделение администрацией средств на покупку комплектующих и расходных материалов.

3. «Бюджетный» тип.  Наличие как минимум двух компьютеров  (один для набора, второй для  верстки), сканера, фотоаппарата, принтера  дает возможность делать полноценное  школьное издание с перспективой роста. Администрацией оплачиваются расходы на печать в собственной или коммерческой типографии (цены разнятся в зависимости от региона, периодичности, объема, цветности и тиража издания). Собственное типографское оборудование приобретается, если школа, во-первых, достаточно богата, чтобы купить и обслуживать его, а во-вторых, имеет в нем серьезную потребность (печать не только периодических изданий, но и методических пособий, научных работ, брошюр, изготовление бейджей, оригинальных грамот, похвальных листов, дипломов и пр.).

Некоторые издатели считают, что финансовая зависимость от администрации  школы ставит издание в заведомо подчиненное и невыгодное положение. В таком случае используется родительская или спонсорская помощь. Так, одно время газета «Контакт!» (школа № 1259, г. Москва) тиражировалась силами родителей одного из учеников, размножалась на копировальной технике в их офисе.

Нечасто школьные газеты используют для выпуска деньги, полученные от распространения рекламы, однако некоторые издатели считают, что реклама в школьных СМИ – это значимый шаг к самостоятельности. Например, президент Лиги начинающих журналистов Чувашии Евгений Суховерко предлагает несколько эффективных способов поиска рекламодателей32:

- Во-первых, завязать знакомство с фирмами и предприятиями, где работают родители учеников. Выделить на выпуск очередного номера несколько тысяч рублей для них не составит особого труда.

- Во-вторых, можно найти  партнеров через фирмы и предприятия,  которые потенциально заинтересованы в школьниках. Если они не спешат выделять деньги – использовать бартер: газета – рекламу, они – продукцию (услуги, билеты, сувениры, спортивную атрибутику, сладости).

- В-третьих, можно провести  интервью с интересным (и состоятельным)  человеком, в ходе которого попросить его стать спонсором газеты (хотя бы одного номера).

- В-четвертых, можно  за определенную плату публиковать  объявления, поздравления, принятые  от самих школьников.

- В-пятых, можно организовать  подписку на школьное издание  среди учеников и учителей (с доставкой по классам).

Иногда издания сталкиваются с тем, что нет денег даже для  первого, пилотного выпуска газеты. Жак Гонне приводит такой пример поиска средств на издание газеты: «В 1907 году во французской школе  доктора Декроли решили организовать специальную лотерею, чтобы собрать необходимый фонд для выхода их первого еженедельника. Этот прием всегда действует безотказно33».

Перед каждыми издателями встает вопрос: делать газету платной  или бесплатной. По большему счету  продавать или раздавать газету – вопрос не столько коммерческий, сколько нравственный. Одни считают, что дети и деньги – вещи несовместные и бесплатная газета – идеальный вариант. Другие  издатели полагают: то, что досталось бесплатно, обесценивается, нужно приучать детей к тому, что за все надо платить. «Поэтому рекомендуется во имя читабельности и окупаемости газету продавать, но не дороже, чем стоимость булочки с чаем в школьной столовой34». К тому же газету необходимо на что-то издавать, а в некоторых изданиях принято платить детям гонорары, хотя бы чисто символические. «Это не приучение к деньгам, а оплата труда. Чтобы дети чувствовали, что их труд кому-то нужен, его замечают. Что их труд – не просто баловство, а вещь необходимая»35. Цены на большинство платных школьных газет колеблются от 5 до 20 рублей за экземпляр.

Завершить этот параграф хочется дельным замечанием заведующего  кафедрой телевизионной журналистики Томского государственного университета Юрия Ершова: «Предложение детским  СМИ зарабатывать самим считаю глупостью. Есть закономерность, связывающая доход издания и его тираж. Юношеское, школьное, межшкольное, подростковое, молодежное СМИ по определению не может быть самоокупаемым и прибыльным. В нашей стране нет ни одного примера такого рода»36.

 

 

Глава 2. Исследование школьной прессы

Истринского района Московской области

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В первой, теоретической  главе своей дипломной работы я выявила некоторые типологические особенности школьных изданий. Неоднократно повторялось, что сегодня школьная пресса получила широкое распространение по всей стране. Во второй, практической главе я решила провести исследование школьной прессы Истринского района Московской области. Этот регион был выбран мною неслучайно: во-первых, я здесь проживаю, сама училась в двух школах района; во-вторых, я здесь работаю – педагогом дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования» (Центра ТРиГО) г. Истры, где вместе с учениками курса «Основы газетной журналистики» издаю школьную газету «Подросток», а также где уже второй год организую и провожу Районный форум школьной прессы; в-третьих, в районе у меня есть необходимые технические и административные ресурсы для проведения данного исследования.

Цель данного исследования – дать начальную, основную характеристику школьной прессе района. Задачи – выявить  школы, занимающиеся изданием периодической  печати; посмотреть, кто, на какой базе, какими средствами ее издает; проанализировать школьные издания, их виды, жанровые, тематические, графические и иные особенности. Исследование состоит из двух частей: анкетирование школ района и подробный анализ типовой школьной газеты «Подросток». Анкетирование проводилось путем рассылки анкет по электронной почте и последующего телефонного опроса школ, где выходят периодические издания. Для анализа, когда это было возможно, были собраны подшивки или отдельные номера изданий.

Газета «Подросток»  в разное время представляла собой  тип межшкольной и школьной газеты, в определенный период в ней публиковались материалы, написанные учащимися разных школ и освещающие школьную жизнь всего района, издание является лауреатом и призером Всероссийского конкурса школьных изданий, а значит, представляет собой пример качественной школьной газеты. Вот уже на протяжении четырех с половиной лет  я являюсь редактором газеты, наблюдаю за ее эволюцией, наконец, что немаловажно, мне доступна вся подшивка газеты с первого по последний номер, и я имею возможность общаться со всеми предыдущими редакторами газеты.

Исследование проводилось  в течение месяца под эгидой Центра творческого развития и гуманитарного  образования, при поддержке Управления образованием Истринского муниципального района. В ходе его несколько трансформировалась форма проведения (первоначально планировалось ограничиться только анкетированием по электронной почте). К сожалению, не все учебные заведения выразили понимание поставленных задач и выказали желание участвовать в опросе, однако были школы, которые оказывали содействие и посильную помощь в проведении исследования. Так, пять из семи школ, имеющих печатный орган, согласились предоставить номера своих изданий для анализа.

 

§ 2. ШКОЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ  ИСТРИНСКОГО РАЙОНА

 

 

В Истринском районе 25 средних  общеобразовательных школ, в том числе 8 городских (из них 2 лицея) и 17 сельских. Во все школы мною были отправлены по электронной почте анкеты единого образца (см. Приложение 1). Они включали 20 вопросов, касающихся типа, периодичности, аудиторной заявки, жанровой и тематической, редакционной и графической структур, целей и финансирования школьных периодических изданий. В результате малой активности школьного руководства мне пришлось дополнительно провести телефонные опросы. Результаты анкетирования представлены в данном параграфе.

 

КТО И ЧТО ИЗДАЕТ

Из 25 школ района имеют  свои периодические издания 7 школ, в том числе 3 городских и 4 сельских. Оба находящихся в районе лицея  имеют свои печатные органы: лицей  г. Истры – газету «Виват, Лицей!», лицей г. Дедовска – литературный альманах «Собранье пестрых глав». Из 7 школьных изданий района 4 являются газетами. Дедовский Лицей, повторюсь, издает альманах, Дедовская школа №1 – информационный журнал «Зебра», а Костровская школа – литературный журнал «Рябиновые костры», кстати, являющийся старейшим школьным изданием района – выходит с 1997 года. С 2001 года выходит альманах «Собранье пестрых глав». Остальные издания появились сравнительно недавно, в 2004-2006 годах.

Периодичность у всех изданий оказалась разная. Газета «Вагон» (Глебовская школа) выходит с периодичностью 2 раза в месяц, газета «Виват, Лицей!» и журнал «Зебра» – ежемесячно, газеты «Ровесник» (Павловская школа) и «Не факт» (Рождественская школа) – раз в четверть (4 раза в год), журнал «Собранье пестрых глав» и альманах «Рябиновые костры» – 1 раз в учебный год. Тираж анализируемых изданий очень скромный – от 1 (альманах «Собранье пестрых глав») до 50 экземпляров (газета «Вагон»). Некоторые издания, например, «Зебра» или «Не факт» имеют тираж, равный количеству классов в школе.

Руководителями школьных изданий являются завучи, учителя  русского языка и литературы, информатики, заведующая библиотекой, педагог-организатор. Как показывает практика, с уходом педагога-издателя из школы, издание  газеты чаще всего прекращается. Так произошло в Рождественской школе: с января 2007 года выпуск газеты «Не факт» приостановлен в связи с увольнением Сергея Мамаева, который руководил изданием. Директор школы надеется, что к новому учебному году найдет человека, который взял бы на себя ответственность издавать школьную газету, и даже готов выделить ему отдельную ставку, что в наше время большая редкость.

Авторы школьных изданий  района – в основном ученики старших  классов, в двух школах ребят еще  и обучают азам журналистики и  издательского дела: в Дедовской школе №1 работает кружок по журналистике «Зебра», в Дедовском лицее действует секция «Филология» общешкольного Научного объединения учащихся.

Инициатива создать  школьное издание исходила в двух школах – от директоров (Костровская  школа, Дедовская школа №1), в одной – от заведующей библиотекой (Лицей г. Истры), в остальных – это было совместное решение учеников и учителей. В Рождественской школе первую газету предложила создать президент школьного самоуправления, ученица Марина Машнинова, ребята поддержали идею, учителя были не против – так появился «Свежачок», который после ухода Марины из школы не прекратил свое существование, а превратился в новую газету – «Не факт». В Павловской школе ученики, посещающие Центр ТРиГО и знакомые с газетой «Подросток», предложили создать в школе свою газету, учителя поддержали их в этом начинании.

 

КАК ВЫГЛЯДЯТ

Все проанализированные издания имеют типичный для школьной прессы формат А4, все, кроме газеты «Ровесник», - черно-белое оформление. Объем изданий: газеты – в среднем 4 полосы, журнал «Зебра» - 12 полос, журнал «Рябиновые костры» и альманах «Собранье пестрых глав» - от 35 до 60 полос.

Практически все издания  верстаются в программе MS Word, единственное исключение – газета «Не факт», которую делали в программе профессиональной верстки QuarkXpress. Естественно, возможности текстового редактора Word не могут удовлетворить требования даже школьной газеты, и все издания значительно проигрывают в оформлении газете Рождественской школы.

Не добавляет качества и тиражирование путем ксерокопирования, к которому прибегают большинство изданий. Немногие могут позволить себе распечатывать тираж на принтере. Во всех школах на это отдельно деньги не выделяются, но разрешается пользоваться школьной оргтехникой, администрация выделяют бумагу. В связи с отсутствием средств на печать с 2006-2007 учебного года журнал «Зебра» стал выходить только в электронной версии.

Особенностью почти  всех анализируемых изданий является отсутствие выходных данных. Профессиональнее всех в этом отношении показала себя газета «Не факт», в выходных данных которой есть сведения об учредителе, адресе и телефоне редакции, тираже, главном редакторе и верстальщике. «Ровесник» приводит только имена подготовивших выпуск учеников и учителей, «Зебра» - координаты для обратной связи. Остальные издания не дают читателю никакой информации о себе. Возможно, при распространении в рамках одной школы в этом нет особой необходимости, но газета может попасть в руки и к далекому от школы человеку, да и читателям-ученикам, думаю, небезынтересно, кем создается газета, какой она имеет тираж, куда и к кому можно обратиться с замечаниями и предложениями.

В то же время хочется  отметить оригинальность авторов изданий  при выборе названия. Например, «Вагон»  авторы расшифровывают как «внешкольная атипичная газета объективной иНформации» и дают пояснение: «атипичная – позиция, не входящая в общую концепцию понимания мира и событий»37. Информационно-развлекательная газета Рождественской школы «Не факт» объясняет свое название так: «Факт – знание, достоверность которого доказана. А мы не будем ничего никому доказывать (и нам ничего доказывать не надо), мы просто будем писать о том, что происходит вокруг нас, о том, что доказывать не надо, о том, чему мы сами верим без лишних сомнений, в общем, будем писать о нашей жизни»38. У журнала «Зебра» на первой полосе к названию издания добавляется еще и подзаголовок, который меняется из номера в номер: «Журнал для тех, кто понимает», «Именно тот журнал», «Две полосы в жизни: черная и белая» и др.

Информация о работе Современная школьная пресса: системные характеристики