Первое лицо в школьном
издании – сам школьник, автор
и читатель в одном лице. Такого не знает «взрослая» пресса,
в которой человек пишущий и человек читающий
отделены друг от друга профессиональными,
социальными и возрастными рубежами. Главная
цель школьного издания – наладить диалог
между учениками, учителями, родителями.
Основная тема публикаций – школьная
жизнь, а уже из нее можно вывести десятки
и сотни более узких тем. В школьных изданиях
зачастую можно встретить нерафинированные
жанры, здесь по соседству располагаются
журналистские и литературные жанры.
Конечно, школьная пресса, да еще и такой огромной страны,
как Россия, пестра и разнообразна. Есть
издания сильные и слабые, начинающие
и мастера своего дела, веселые и серьезные,
обучающие и развлекательные, универсальные
и специализированные, еженедельные и
издающиеся всего 1 раз в учебный год, с
тиражом в 1 и в 1000 экземпляров. Все по отдельности
они разные, но в целом они – единая система
школьной прессы России. В созданном в
2006 году Реестре школьной прессы России
зарегистрировано уже более 1000 изданий,
тысячи других существуют в самых разных
уголках страны.
Школьная пресса с
каждым годом не только разрастается,
но и эволюционирует, растет в профессиональном
плане. Новая тенденция – формирование
целых групп изданий, формирование
в школах настоящих издательств,
не ограничивающихся выпуском одной газеты, а работающие
сразу над несколькими изданиями, ориентируясь
на разные интересы школьников. Так, к
основной школьной газете добавляется
газета для начальной школы, альманах
творческих работ учеников и художественные
альманахи, научные и публицистические
журналы, учебные и методические пособия.
Издание школьной газеты
– это синтез педагогической и
журналисткой работы, и оно ставит
школьное образование на новую ступень
развития. «Обучение в условиях ответственности
за опубликованное слово – аспект фундаментальный»,
- пишет французский исследователь Жак
Гонне39. Януш Корчак, один из зачинателей школьной
прессы в Восточной Европе, как педагог
вдохновенно рассуждает о пользе школьной
газеты:
«Газета учит честно выполнять
добровольно взятые на себя обязанности, учит работать
по плану, опираясь на объединенные усилия
самых разных учеников, учит смело высказывать
свои убеждения, учит спорить, доказывая,
а не ссорясь, вносит гласность туда, где
без газеты кружила бы сплетня и клевета,
ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся,
направляет общественное мнение – является
совестью общины. Газета сближает, связывает
класс или школу воедино, благодаря газете,
знакомятся между собой такие ребята,
которые до сих пор ничего не знали друг
о друге; газета выводит на трибуну тех
сосредоточенных, кто умеет высказываться
в тиши с пером в руке, но которых перекричат
в шумном споре».40
Насколько незначительными
могут показаться школьные издания
в общей системе периодической
печати, действительная роль их велика. Школьная пресса «может вырастить
свободную личность. Свободную от иллюзий
относительно власти, от стереотипов «центральной
газеты» и «всемогущего спонсора», свободную
в своих творческих проявлениях. Школьная
газета – это внеклассное занятие на тему
«Я могу говорить». Школьная газета –
это школа жизненной позиции, школа лидерства»41. Моя дипломная работа была попыткой
доказать это.
ЛИТЕРАТУРА
- Акопов А.И. Периодические издания. - Ростов-на-Дону, 1999.
- Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник Московского университета. Сер.10.Журналистика. - 1998. - № 3.
- Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997). // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. - 1999. - № 3.
- Аньес Жан. Педагогический проект «Факс!» // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве. – М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
- Бабинская Н. Некоторые проблемы становления и развития периодических изданий для детей и подростков// Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. Материалы международного семинара. – М., 1994.
- Балаганская Н.М. Как рождаются школьные газеты. - http://www.mediashkola.ru/publ/02.html
- Бородина А. Медиа-холдинг школы № 1259 // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 38-39.
- Боченков Виктор. Главное – одержимость. Журналистское же образование приложится // Учительская газета. - http://www.ug.ru/01.45/t1.htm
- Вагон, газета. - №№ 1-6.
- Верглинский Андрей. Что было, что будет, чем сердце успокоится? Как выпустить газету? // Учительская газета. - http://www.ug.ru/00.04/t38.htm
- Внеклассный журнал // Первое сентября. – 2002 г. - № 45
- Воспитание автора / Сост. Любжин А. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2006.
- Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М.: Аспект Пресс, 2005.
- Гонне Жак. Как издавать газету: практические советы. Какая газета? Для кого? Как? - http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action= show&dir= metodbiblioteka&file=15
- Гонне Жак. Школьные и лицейские газеты / Пер. с франц. - М.: ЮНПРЕСС, 2000.
- Гостомыслов А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе. – СПб., Издательство Михайлова В.А., 2006.
- Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М., 2000.
- Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. - М., 1996.
- Донина Е., Лукошкова А. Исследовательская работа по журналистике. Основные темы в школьной прессе. – Новосибирск, 2005.
- Ершов Юрий. Иллюзии и преимущества юнкоровской журналистики // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 57-60.
- Журин А.А. Школа, подростки, средства массовой информации (монография). - 2000 г.
- Засурский Я.Н. Искушение свободой.- М., 2004.
- Зебра, журнал. – 2006. - №№ 1-3.
- Избранные страницы школьной прессы. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2004.
- Избранные страницы школьной прессы. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2005.
- Издательство в учебном заведении // Педагогическая лоция. – Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2004.
- Каталог ретро-выставки «Из истории школьной прессы» / Сост. Любжин А. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2006.
- Кирсанов Дмитрий. Шрифт, типографика и школьные издания // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 77-80.
- Класс-медиа // Первое сентября. – 2003 г. - № 43
- Коваленко А.А. Школьная газета. Учебное пособие. – С-Пб.: Отдел образования администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга; Межшкольный центр информационной культуры «Интеллект», 2004. – 49 с.
- Корчак Я. О школьной газете. - http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=15_5
- Кулакова Н.Л. Издатель в поисках детской аудитории.
- Кулакова Надежда. Приглашение в детскую журналистику, или Что такое ЮНПРЕСС // Первое сентября. – 2003. - № 43
- Лебедева Светлана. Не вводите в заблуждение детей! // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 47-49.
- Левит Т. Литературная среда Лермонтова в Московском Благородном пансионе // Литературное наследство. – М., 1948. – Тт. 45–46.
- Липина Ирина. Захлебнулись волной СМИ. // Учительская газета. – 2004 г. - №19 (9996).
- Методика изучения периодической печати. – М., 1977;
- Методика типологического анализа периодической печати / О.А. Воронова, Л.Л. Реснянская, И.А. Руденко. – М., 1995.
- Методологические основы изучения региональной печати. – М., 1993.
- Михайлова Татьяна, Василенко Игорь. Не спи – иди в СМИ // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - № 6-7 – С. 46-64.
- Наш цитатник. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2004.
- Наш цитатник. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2005.
- Не факт, газета. – 2006. - №№ 1-2.
- Подросток, газета. – 2001-2007. - №№ 1-43.
- Пономарева Светлана. Что такое «очепятка»? // Учительская газета. – 2004 - №19 (9996).
- Попова М. Ф. Детская и юношеская самодеятельная пресса России: опыт типологии // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве.- М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
- Пресс-портфолио. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2005.
- Пресс-портфолио. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2006.
- Пресс-портфолио. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2007.
- Реснянская Л.Л. Особенности развития газетно-журнальной периодики России. – М., 1996.
- Реснянская Л.Л. Эволюция газетно-журнальной периодики // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. – 1994. – № 4
- Реснянская Л.Л., Свитич Л.Г., Фомичева И.Д., Ширяева А.А. Перспективы развития региональной прессы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1996. - № 3.
- Ровесник, газета. – 2004 – 2007. - №№ 2 (4), 3 (5), 4 (6), 1 (8), 1 (10).
- Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати. Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 188-203.
- Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. – 2003. - №2
- Руденко И.А. Детская пресса России на современном этапе. – М., 1996.
- Руднев Евгений. Страницы для многих голосов // Первое сентября. – 2003 - № 43
- Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2003.
- Скоробогатько Владимир. В поисках своего style’я // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - № 6-7 – С. 66-72.
- Скоробогатько Владимир. Заяви о себе громко, но красиво // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - № 9 – С. 38-42.
- Скрябина Анна. Трудные дни школьной прессы с точки зрения московских издателей. // Лицейское и гимназичес<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;