Создание корпоративного издания студенческой газеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - изучить принципы создания и функционирования корпоративного издания в вузовской среде на примере студенческой газеты.
Задачи исследования сформулированы следующим образом:
1. описать историю студенческих изданий на основе анализа научной литературы;
2. выявить специфические модели студенческой прессы;
3. определить основные характеристики корпоративного издания;
4. рассмотреть принципы функционирования корпоративного издания в вузовской корпорации;
5. проанализировать структуру и жанровую специфику корпоративного издания в вузовской среде.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторический аспект развития корпоративной студенческой прессы. 7
1.1.Основные вехи в развитии студенческой прессы. 7
1.2. Основные типологические модели современных корпоративных студенческих изданий 15
Глава 2. Основы корпоративного вузовского издания 19
2.1. Основные принципы функционирования корпоративной студенческой газеты 19
2.2. Механизмы создания корпоративной студенческой газеты 22
Заключение 27
Библиография 29

Файлы: 1 файл

lit-ra.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Кардинальные перемены в общественно-политической ситуации, утверждение новых принципов функционирования журналистики и корректировка существовавшей ранее системы образования повлекли за собой структурные и качественные изменения в печати для студентов на рубеже 1910-х-1920-х гг. Для советского периода характерен количественный рост многотиражных вузовских газет. Новые веяния в социально-политической жизни страны, начиная со второй половины 80-х годов, существенно повлияли на роль и возможности средств массовой информации. Многие вузовские газеты перестали отвечать потребностям читательской аудитории, настроенной на демократические преобразования.

Современная система периодических изданий для студентов состоит из изданий, организованных на основе одной из следующих четырех основных типологических моделей: «студенческое факультетское (вузовское) издание», «корпоративное вузовское издание», «городское студенческое издание», «межрегиональное (федеральное) студенческое издание». Из представленных моделей наибольший интерес представляет вторая, которая выступает объектом настоящего исследования и будет рассмотрена подробно далее.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основы корпоративного вузовского издания

Изучение периодики для студенчества начала XXI в. является достаточно сложным процессом.

Во-первых, сама система все еще продолжает меняться, тенденции развития только оформляются. Это значит, что динамика, некоторая нестабильность и стихийная трансформация будут и дальше  неотъемлемыми характеристиками развития молодежной студенческой прессы.

Во-вторых, ее классификация возможна только на основе ряда признаков, поэтому разные исследователи могут выдвигать свои собственные модели и определения. Вопросы дифференциации студенческой печати и выделения типов в этом отряде изданий будут еще долгое время оставаться дискуссионными.

Между тем в рамках данной главы обобщим проведенные нами наблюдения за корпоративными вузовскими изданиями и предложим рекомендации по организации такого издания в образовательном учреждении.

 

2.1. Основные принципы функционирования корпоративной студенческой газеты

Корпоративное издание является элементом деловой инфраструктуры, которая обслуживает компанию, в качестве которой в данном исследовании выступает ВУЗ, оказывая влияние на активизацию деловой жизни в рамках процессов управления и самоуправления в корпоративной системе. Оно создает условия для включенности персонала организации, ее потребителей и партнеров в процессы духовно-практической и непосредственно производственной деятельности организации [Корпоративные издания…, 2004]. Речь идёт о формировании общественного мнения, связанного с принятием различных управленческих решений, сбором и накоплением необходимой информации, обобщением опыта, популяризации принимаемых решений.

Корпоративное издание информирует о работе над различными целевыми программами, методах их осуществления, организует общественный контроль за их выполнением.

Среди основных целей корпоративных изданий – позиционирование организации, то есть ВУЗа (разъяснение миссии, стратегии и целей образовательного учреждения, упрочение фирменной этики и бренда, преодоление кризисных ситуаций с наименьшими потерями и успешное проведение ребрендинга) и формирование имиджа и репутации [Кривоносов, 2004]. Поэтому любая информация, будь то газетная публикация, телевизионный сюжет или новостная лента на портале ВУЗа, так или иначе представляет собой чистую или скрытую рекламу. И решение этих задач означает достижение одной из главных целей корпоративных изданий – имиджевой.

Цели корпоративных изданий определяют их основные задачи: формирование корпоративной культуры и положительного имиджа ВУЗа, внедрение определенных ценностей и моделей поведения, создание в коллективе преподавателей и студентов чувства единой семьи, укрепление доверия к руководству, консолидацию и мобилизацию персонала и студентов на решение производственных задач [Жаворонкова, 2003].

Кроме того, в последнее время важнейшей задачей внутрикорпоративных СМИ все чаще называется формирование у персонала и студентов понимания сопричастности к повседневным делам ВУЗа, осознание ими зависимости различных количественных показателей от качества труда каждого сотрудника и студента [Дегтяренко, 2002].

Для любых корпоративных СМИ крайне важны следующие функции: информационная, коммуникативная, развлекательная, организационно-агитационная, идеологическая, образовательная (просветительская), коммерческая (рекламно-справочная), интеграционная и имиджевая [Кажикин, 2003]. Они обеспечивают, с одной стороны, оптимальное функционирование всех звеньев организации, в качестве которой выступает ВУЗ, с другой – помогают ВУЗу усиливать свои позиции на рынке товаров и услуг.

На наш взгляд, стоит говорить о выделении информационной, мотивационной, посреднической и развлекательной функций как первоочередных.

Реализация информационной функции предполагает информирование аудитории о состоянии дел в организации, публикацию материалов, помогающих адаптироваться новым членам студенческого или преподавательского коллектива и бороться со слухами [Каширская, 2002].

Мотивационная функция предполагает поощрение желательного и изменение нежелательного поведения работников или студентов, демонстрацию отношения руководства к сотрудникам, соотнесение личных качеств персонала/ студентов и ценностей ВУЗа [Красноперова, 2004].

Посредническую функцию можно назвать организационной и регулирующей, так как ее реализация предполагает контроль над соответствием действий руководства ВУЗа с провозглашенными ценностями. В данном случае внутрикорпоративная газета выступает посредником между администрацией и персоналом/студентами [Лапина, 2002]. Эта функция предполагает анализ работы ВУЗа, что выгодно как персоналу/студентам, так и администрации. Успех реализации этой функции зависит от уровня доверия аудитории внутрикорпоративной газете и эффективности системы обратной связи с читателями. Умение правильно организовывать работу и отдых – важное условие эффективной деятельности. Поэтому реализация развлекательной функции предполагает прежде всего возможность проявлять творческие способности.

Таким образом, можно справедливо заметить, что внутрикорпоративная газета – это полновесное СМИ (по крайней мере, должна им быть, так как требует высокого уровня дизайна, качества материалов и печати, придерживается четкой информационной политики и главное - должна удержать свою читательскую аудиторию) и инструмент связей с общественностью (так как является проводником корпоративной культуры, призвана налаживать гармоничные отношения между персоналом/студентами и руководством и поддерживать обратную связь с работниками). Поэтому внутрикорпоративное издание – симбиоз журналистики и связей с общественностью. Который должен развиваться по определенным правилам, ряд из которых предложим ниже.

 

2.2. Механизмы создания  корпоративной студенческой газеты

Анализ теоретической литературы помог определить критерии оценки корпоративного вузовского издания:

- объективное  и регулярное освещение деятельности  студентов и персонала вуза, обсуждение  актуальных проблем;

- обеспечение  актуальности, оперативности и доступности  публикуемой информации;

- поддержка  творческих и общественных инициатив  студенчества;

- обеспечение  «обратной связи» посредством  использования различных жанров;

- привлечение  к написанию статей аудитории  путѐм публикации творческих, научных, публицистических работ;

- формирование корпоративной культуры  на основе развития и продвижения  университетских традиций [см работы Савина, 2001; Федотовских, 2003; Чумиков, 2003 и др.].

В этой связи можно предположить, что механизм создания внутрикорпоративной газеты должен состоять из 7 основных блоков:

1 Выработка концепции внутрикорпоративной  газеты.

2 Формирование структурного подразделения, отвечающего за выпуск внутрикорпоративной  газеты.

3 Разработка композиционно-графической  модели газеты.

4 Разработка мероприятий по продвижению внутрикорпоративной газеты.

5 Оценка промежуточных результатов.

6 Разработка краткосрочного плана  выпуска газеты.

7 Оценка результатов.

Таким образом, механизм создания внутрикорпоративной газеты включает в себя принятие принципиального решения о выпуске издания, разработку его концепции, позиционирование, продвижение, оперативный план работы и оценку эффективности проделанной работы. Главный принцип при разработке механизма создания внутрикорпоративной газеты заключается в системности, комплексности и постоянном контроле эффективности.

Кроме этого, на наш взгляд, должны соблюдаться следующие правила и требования, которым должно соответствовать внутрикорпоративное вузовское издание:

- обеспечение оперативности и  актуальности публикуемой информации, ее доступности для обучающихся, сотрудников университета, абитуриентов и иных аудиторий, заинтересованных в деятельности вуза;

- регулярное и объективное освещение  различных сторон учебной, научной, общественной деятельности обучающихся  и сотрудников, наиболее значимых событий в жизни университета, а также актуальных вопросов и проблем жизни вуза и внешней среды;

- содействие политике информационной  открытости вуза, поддержка творческих и общественных инициатив студенчества, преподавателей и сотрудников;

- обеспечение «обратной связи»  с читателями посредством широкой палитры жанров публикуемых в газете материалов, объединенных в различные рубрики;

- содействие удовлетворению духовных  и коммуникационных потребностей  аудиторий, развитию их потенциала  путем публикации на страницах газеты творческих работ, литературных произведений, материалов информационно-публицистического, научного и методического характера, подготовленных студентами и сотрудниками университета в газете и ее приложении;

- пропаганда и творческое развитие лучших традиций университета, формирование на их основе корпоративного сознания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что корпоративное издание, организованное в соответствии с выше изложенными рекомендациями, будет способно удовлетворить потребности основных дискурсов учебного заведения: руководство вуза получает рычаг управления общественным мнением, профессорско-преподавательский состав – возможность опубликовать свои научные разработки в регулярных сборниках научных работ и статей, выпускаемых на базе ВУЗа, студенчество – опыт работы в редакционном деле. Кроме всего вышеперечисленного, не следует забывать, что газета служит надежным источником привлечения новых студентов через распространение в школах или ВУЗах-конкурентах.

Примером удачного вузовского корпоративного издания может считаться газета «Технополис» ЮУрГУ.

Газета «Технополис» функционирует с 1956 года. В настоящее время «Технополис» выходит на 12 полосах тиражом 3000 экземпляров. Газета частично имеет цветную печать и распространяется по всем подразделениям и филиалам вуза. Данное периодическое издание выполняет функцию главного печатного органа университета. Оно распространяется два раза в месяц, оперативно освещая вузовскую жизнь.

В создании газетных материалов принимают участие профессиональные журналисты, преподаватели университета, студенты факультета журналистики и других специальностей. Студенты кафедры СМИ имеют возможность проходить в «Технополисе» производственную практику.

Тематика газеты является очень разнообразной. В ней освещаются вопросы учебы, спорта, науки, культуры, искусства. Как правило, материалы этого периодического издания относятся к информационным жанрам, реже – к аналитическим. Текстов художественно-публицистического жанра в изданиях 2010 года нам обнаружить не удалось. Однако это связано не столько с тематической направленностью газеты, сколько с общей тенденцией развития прессы в России, при которой художественно-публицистические жанры отошли на задний план, уступив место оперативной актуальной информации. В связи с этим материалы информационных жанров занимают в газете основное место в газетном пространстве этого периодического издания. Чаще всего авторы пишут свои тексты в следующих жанрах: заметка, информационное интервью, информационный отчет, репортаж, блиц-опрос. Наименее распространенными в газете являются аналитические жанры. Из них самыми популярными оказались рецензия, аналитическое интервью, обзор, анкета.

 

Таким образом, проведенный в данной главе анализ показал, что внутрикорпоративной прессе присущи все функции, которые свойственны средствам массовой информации: информационная, аналитическая, идеологическая, просветительская, культурно-развлекательная и пр. Но доминирующее значение имеет функция управления.

Корпоративное издание, как правило, имеет две функциональные составляющие: организация коммуникации (что позволяет логично включить его в систему СМИ) и инструментальную функцию (что позволяет рассматривать его как инструмент управления персоналом, ставит перед этим изданием ряд специфических задач). Такая «двуединая» природа внутрикорпоративного издания и определяет особенности его тематической и жанровой структуры. Однако эта функциональная направленность исключает автоматический подход к разработке модели корпоративного издания – этому процессу противопоказано формальное, канцелярское отношение.

Информация о работе Создание корпоративного издания студенческой газеты