Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 16:27, доклад
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
Виды наблюдения.
I. Непреднамеренное – протекает само по себе, не имеет определенной цели. Поводом для этого наблюдения становятся сами объекты наблюдения.
II. Целенаправленное – предпринимаемое по составленному заранее плану, существует заранее намеченная цель. К этому методу прибегают в том случае, когда точно знают, чему будет посвящен и кому адресован материал:
1) локальное - привязанное к определенному месту (информации, которую намерен собрать на конкретном участке наблюдатель, должно быть достаточно для убедительных выводов);
2) одноразовое (журналист имеет дело с процессами, протекающими в короткий промежуток времени; используется в репортажах, зарисовках, очерках) и многократное (дает наибольшую эффективность при работе над корреспонденцией, статьей);
3) открытое и скрытое (журналист не представляется; используется тогда, когда журналист уверен, что открытым методом достоверную информацию не добыть);
4) включенное (участие журналиста в ситуации) и невключенное (журналист находится за пределами ситуации и не входит в контакт с участниками события).
Включенное скрытое наблюдение – метод маски или смены профессии – достаточно распространенный метод. Этот метод использовал Кольцов М., являющийся редактором и издателем «Огонька»; Рубинов, который удачно провел почтовый эксперимент (меченые атомы).
Правовые и этические пределы использования метода.
Журналисту статьей 47 Закона «О средствах массовой информации» предоставлены права искать, запрашивать, получать и распространять информацию, получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и материалы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использованием средств аудио-видеотехники, кино-фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.
Но наряду с правами у журналиста есть и обязанности, они перечислены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»: 1) установлены сведения, которые следует отнести к государственной тайне (ст. 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»); 2) по Закону «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия; 3) целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскрывает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; нарушение изобретательских и патентных прав, разглашение тайны усыновления (удочерения) [статьи 137, 138, 147, 155].
«Смена профессии» возможна лишь в случаях, когда репортер уверен, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Такого рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства.
10. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике.
Понятие документа. Документ и источник. Классификация документов как первый этап их анализа. Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Использование документа в журналистском материале.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.
Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.
Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
Понятие «документ» употребительно сегодня в двух смыслах — широком и узком. Согласно широкому, документ — это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и в пространстве. Документы могут содержать письменные и печатные тексты, изображения, звуки. Документ в узком смысле — деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
Говоря о значении документа для журналистики, часто имеют в виду именно узкий смысл. Между тем для нее актуальны оба значения слова: «деловая бумага» — лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности.
Проработка документов — метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранящиеся в многообразных «информационных кладовых». Они могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий.
Классификация документов как первый этап их анализа.
1) По способу фиксирования информации: рукописные, печатные, кинопленки, магнитные ленты.
2) По типу авторства: личные, общественные.
3) По статусу: официальные, неофициальные.
4) По способу получения: естественно функционирующие; целевые (созданные по запросу).
5) По степени близости
к фиксируемому материалу: первичные
(непосредственное отражение
Проблема подлинности, достоверности и надежности документов.
Подлинность – действительное происхождение документа от того автора и при тех обстоятельствах, которые указаны или подразумеваются в тексте. Если возникает сомнение в подлинности документа, необходимо прибегнуть к методам специального анализа. Они включают в себя «внутреннюю» и «внешнюю» критику документа. Иначе говоря, предполагают внимание к его содержательным характеристикам и к его внешней стороне в целях подтверждения признаков подлинности или выявления несоответствия им. В ситуациях, когда и эти процедуры не снимают сомнений, приходится просить помощи у специалистов — историков-источниковедов, текстологов, криминалистов.
Достоверность – соответствие информации действительности. Чтобы не допустить ошибки, журналисты могут ориентироваться на правила, принятые при проверке документальных данных на достоверность в социологии. Согласно этим правилам при анализе документов необходимо:
1) различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2)определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;
4) учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.
Всегда полезно для проверки достоверности сведений из документа сопоставить их с данными, полученными из других источников информации другими методами. Аудиозапись и видеозапись проверить на достоверность может только специалист-криминалист.
Для проверки данных документа на надежность, то есть на то, в какой мере они основательны, представительны, чтобы служить базой для серьезных выводов и обобщений, журналистам нужно консультироваться со специалистами, способными выступить в качестве экспертов по той или иной проблеме.
Существуют разные методы анализа документов. Традиционные методы (их еще называют качественные) составляют основу журналистского исследования документов. Эти методы преломляются в интерпретации документа, в фиксировании полученных таким образом сведений. Интерпретация - сравнение содержания документа с определенными критериями, соотносящимися с этим содержанием.
Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам этих документов. Контент-анализ – это трудоемкий научный метод, и применяется в журналистике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
Использование документа в журналистском материале:
1) характер использования содержащихся в них сведений – от извлечения только фактов до сугубого интереса к оценкам и мнениям;
2) функция документа в журналистском материале: иллюстрация или комментарий; основной аргумент или побочное доказательство; самостоятельное произведение журналистики;
3) способ представления
документа в журналистском
11. Предмет публицистики. Категории «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность», «произведение», «проблема» в публицистике.
Понятия «объект» и «предмет» публицистики. Структура предметной области публицистики: социальная действительность, человек, отраженная действительность. Место в этой структуре и сущность понятий «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность». Произведение как предмет публицистического текста. Соответствие предметных категорий конкретным публицистическим жанрам. Проблема как инструмент исследования предмета в публицистике. Проблемный подход в публицистических текстах разных жанровых групп.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Публицистика - (от лат. publicus - общественный) – система произведений особого рода, непосредственная литературно-политическая деятельность, результатом которой является рождение одного из основных потоков социальной информации. Фундаментальные свойства публицистики – документальность (фактографичность), ситуативность, проблемность.
У каждого жанра публицистики свой объект отображения – та область реальной действительности, которую исследует автор текста. При обращении журналиста к определенному жанру объект отображения конкретизируется в предмете отображения - факте, событии, ситуации, явлении, процессе, личности, произведении, проблеме.
Структура
предметной области
Факт (factum – «сделанное», «свершившееся») – действительное, вполне реальное событие или явление, всем известная вещь. Для него характерна истинность и конкретность. Отличительная черта факта от других категорий – инвариантность, т. е. независимость факта от любых его истолкований. Факт – первичная ступень в познании, эмпирическое знание о реальности. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.
Событие – точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе.
Ситуация – система фактов, объединенных причинно-следственными связями.
Явление определяет закономерность фактов: факт → ситуация → явление.
Процесс – динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи.
Личность - человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Каждая личность обладает собственной историей, своим характером, только ей свойственными мировоззрением, миросозерцанием, мироощущением, индивидуальными привычками, склонностями, способностями и пр.
В конкретном выступлении журналист может сосредоточиться на какой-то одной стороне личности. Например, он может исследовать:
Предметом публицистического текста может быть произведение искусства, публицистики, науки. Объектом исследования в данном случае выступает отраженная действительность, другими словами, такой текст является информацией об информации. Основу его составляют факты, но берутся они не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в данном случае подвергается вторичной обработке.
Предмет отображения является важным жанрообразующим фактором. Например, к разным жанровым группам будут относиться публикации, отображающие предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире – и публикации, предмет отображения которых относится к внутреннему миру автора. Кроме того, текст может отображать как «первичную реальность» (различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы), так и «вторичную» (информационные явления: книги, фильмы, телепередачи и т.п.), либо и то, и другое. Только первую группу явлений освещают, например, «аналитические» (в узком смысле этого слова) статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии, а также публикации информационных жанров.