Теория и практика журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 16:27, доклад

Описание работы

Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Файлы: 1 файл

TEORIYa_I_PRAKTIKA_ZhURNALISTIKI-1605.docx

— 198.98 Кб (Скачать файл)

    А.А. Тертычный: заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, бли-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог.

     В последнее время идет обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитичный характер. Жанровая палитра пополняется новыми разновидностями материалов. В некоторых изданиях регулярно стала появляться новая рубрика «Журналистское расследование», которое можно назвать жанровой разновидностью в силу специфики его подготовки.

17. Аналитические  жанры публицистики. Общая характеристика  и обзор основных жанров.

Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки аналитической группы жанров. Классические концепции жанрообразования и концепции Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного, С.М. Гуревича. Жанры, входящие в аналитическую группу (классическая и иные концепции). Аналитические тексты и жанры сегодня.

 

Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.

 

     Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами:

1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное;

2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется  разными целями публикации;

3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).

     Существует 2 метода преображения действительности в её информационный аналог – рационально-познавательный и художественно-образный. Рационально-познавательный включает в себя 2 уровня познания:  эмпирический и теоретический (который и создает поток аналитических публикаций).

     Особенность аналитических жанров состоит в том, что они предлагают интерпретирующую информацию, логический анализ явлений. Жанры, которые воспроизводят действительность как процесс.

  • Обращаемся к прошлому – прогнозируем будущее.
  • Системное представление о действительности. Объем информации очень велик. Чтобы представить информацию системно, надо расчленять ситуацию на первоэлементы и показать их связи, отношения. Получаем информацию о причинах и средствах.
  • Необходимо представить противоречивые, подчас взаимоисключающие мнения по поводу одной ситуации. Проблема – отражение в сознании противоречивых явлений действительности.
  • От конкретного к абстрактному мышлению. Факт – явление.

 

     Согласно классической  концепции, к аналитическим жанрам  относятся корреспонденция, статья, комментарий, рецензия, обозрение, обзор СМИ, обзор писем, письмо.

  1. Корреспонденция – аналитический жанр, вскрывающий закономерность конкретных фактов действительности в их безусловной пространственно-временной локализации.

Виды корреспонденции: оперативная (узкая по масштабам темы), проблемная / постановочная.

  1. Статья – жанр публицистики, основанный на ясном развитии строго определенной мысли, которая подкрепляется системой аргументов и типических фактов и получает окончательное выражение в обобщениях и выводах.

Виды статьи: общеисследовательская, практическо-аналитическая, полемическая.

  1. Комментарий – аналитический жанр, с помощью которого автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними проблемы в форме сжатого анализа, а также выражает их оценку и прогноз развития.

Виды комментария: жесткий комментарий по факту, оперативный комментарий, оперативная мини-рецензия, реплика, колонка.

  1. Рецензия – аналитико-публицистический жанр, представляющий собой литературно-причинную оценку отдельного законченного произведения искусства (как явления культуры, публицистики, науки и т.д.)

Виды рецензии: по объему – грандрецензии, микро- и минирецензии; по числу анализируемых произведений – монорецензии и полирецензии; по теме – литературные, театральные, кинорецензии.

  1. Обозрение – аналитический жанр, который знакомит читателя с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц и т.п.)
  2. Обзор СМИ – аналитический жанр, изучающий особенности публикаций, литературной, творческой деятельности издания, радио- и телепрограмм. Это также способ знакомства аудитории с публикациями с целью дать представление об их содержании и форме.
  3. Обзор писем – аналитический жанр, в котором на основе писем, приходящих в СМИ, дается панорамное изображение действительности и комментируется совокупность социальных фактов.
  4. Письмо – аналитический жанр в эпистолярной (греч. «послание») форме, в основе которого – острая проблема, требующая немедленного разрешения.

 

     Споры ученых о составе группы аналитических жанров:

    Б.В. Стрельцов: корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор печати, обзор писем.  

     Л.Е. Кройчик: 1)исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

2)исследовательские – статья, письмо, обозрение.

    В.В. Ворошилов: корреспонденция, статья,  комментарий, рецензия, обозрение, обзор писем.

    А.А. Тертычный: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз.

 

 

 

18. Художественно-публицистические  жанры. Общая характеристика и обзор основных жанров.

Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки художественно-публицистической группы. Синтез науки и искусства. Литературы и социологии. Проблема документализма в художественно-публицистических жанрах. Жанры, входящие в художественно-публицистическую группу (классическая и иные концепции). Художественно-публицистические тексты и жанры сегодня.

 

Колосов Г.В. Поэтика очерка. – М., 1977.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. – Воронеж, 1975.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

 

     Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами:

1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное;

2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется  разными целями публикации;

3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).

     Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек.

     От публицистики эти жанры взяли политическую нацеленность, остроту, актуальность, логико-рациональную систему исследования, а от художественной литературы – образную систему и стиль. Художественно-публицистический текст – это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга.

    Общая характеристика художественно-публицистических жанров (Мельник, Тепляшина):

1) Отражают весь спектр социальных отношений.

2)Представляют собой синтез  эмоционально-образного и рационально-познавательного  отражения действительности, т.е. науки  и искусства, литературы и социологии.

3)Имеют свои стилевые  особенности, которые обусловлены:

- внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора  к содержанию высказывания),

- функциями публицистики (единство информационной и воздействующей  функций) – документальность и  объективность, с одной стороны, и оценочность, выразительность, эмоциональность  и полемичность – с другой.

     Стилеобразующий принцип художественно-публицистических жанров – чередование стандартных и экспрессивных единиц языка.

     Документальность способствует появлению образов – фактов (совпадение природных данных факта с замыслом художника).

    

     Согласно классической  концепции, к художественно-публицистическим жанрам относятся очерк, эссе, фельетон, памфлет.

  1. Очерк – художественно-публицистический жанр, в котором путем сочетания логико-рационального и художественно-образного способов отражения действительности решается определенный аспект концепции человека или общественной жизни. Л.Е. Кройчик определяет природу очерка как соединение 3 начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

Виды очерка: публицистический, сюжетный, портретный, зарисовка (этюд), путевой.

  1. Эссе – публицистический жанр, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира.
  2. Фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной ассоциативной разработки темы с использованием иносказания. Средства сатирического заострения в фельетоне: гипербола (резкое преувеличение), гротеск (фантастическое преувеличение), пародия (утрированное подражание), литота (резкое преуменьшение). Все они создают сатирическую типизацию - воспроизведение характеров и явлений в обобщенном и в то же время в индивидуализированном виде в соответствии с их внутренней логикой, с определенных мировоззренческих позиций.
  3. Памфлет – жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. В отличие от фельетона, памфлет ставит целью моральное уничтожение политического врага; гораздо ярче проявляется в нем публицистическое начало.

     Споры ученых о составе группы художественно-публицистических жанров:

    Б.В. Стрельцов: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

     Л.Е. Кройчик: исследовательско-образные (художественно-публицистические) жанры – очерк, эссе, фельетон, памфлет

    В.В. Ворошилов: зарисовка, очерк, фельетон, памфлет.

    А.А. Тертычный: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.    

     Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность.   

19. Законодательство  РФ о журналистике. Федеральный  закон «О средствах массовой  информации».

Система законодательства о СМИ в России. Основные законы РФ, касающиеся медиасферы. Понятия свободы слова и информации, гарантии этих свобод в Конституции. Недопустимость цензуры. Ограничения на свободу слова и информации. Понятие частной жизни. Тайна и неприкосновенность частной жизни. Ограничения неприкосновенности частной жизни. Принципы сбора и хранения информации о гражданах. Приоритет международного права над национальным. Идеологический и религиозный плюрализм. Свобода творчества и преподавания. Гласность парламентской деятельности и судопроизводства.

 

Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002 .

Правовое поле журналиста. – М., 1997.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2002 .

Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002.

 

     Основные законы РФ, касающиеся медиасферы:

  • Конституция РФ
  • Закон «О СМИ»;
  • Закон «Об авторских и смежных правах»;
  • Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»;
  • Закон «О рекламе»;
  • Закон «Об информации, информатизации и защите информации»;
  • Закон «О связи»;
  • Закон «О защите прав потребителей»;
  • Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»;
  • Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Закон «О государственной тайне».

     I. Конституция РФ.

Информация о работе Теория и практика журналистики