Теория и практика журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 16:27, доклад

Описание работы

Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Файлы: 1 файл

TEORIYa_I_PRAKTIKA_ZhURNALISTIKI-1605.docx

— 198.98 Кб (Скачать файл)

 

Кузин В.Н. Психологическая культура журналиста. – СПб., 1997.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2002.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб., 2006.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000.

 

     Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию (в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации).

     Основные теории медиавоздействия:

     1) Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры — один из аспектов более широкой теории социального научения, которая объясняет поведение, изучая процесс тройного взаимодействия: когнитивные факторы + поведенческие факторы + факторы внешней среды. Ключевые элементы социально-когнитивной теории – научение путем наблюдения и моделирование. Наблюдая действия других индивидов и их последствия, индивид может обучаться увиденным моделям поведения. Моделирование — это воспроизведение усвоенных моделей поведения. Мотивация (влияние, побуждающее к моделированию нового поведения или принятию новых идей) является динамичной и представляет собой комбинацию внешних факторов, а также когнитивных способностей и индивидуальных характеристик человека.

     2) Эффект прайминга имеет место, когда массовая информация стимулирует понятия, мысли или знания, приобретенные аудиторией в прошлом и имеющие отношение к содержанию новой информации. Эффект прайминга может обуславливать поведение человека. Под воздействием прайминга индивид может реагировать или действовать определенным образом, причем последствия этих действий могут быть нежелательными. Случаи преступлений-копий — патологические проявления эффекта прайминга. У большинства же телезрителей прайминг вызывает умеренную реакцию, которая ослабевает с течением времени или может вообще не проявляться.

     3) Гипотеза культивации Джорджа Гербнера предполагает, что у зрителей, которые много смотрят телевизор, со временем восприятие мира приближается к тому образу реальности, который они видят на экране. Исследования показали, что среди прочих категорий телезрителей люди, потребляющие большие объемы телевизионной информации, склонны культивировать такую же искаженную картину действительности, как и на телеэкране.

     4) Диффузия инноваций: инновация диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели, графически представленной в виде колоколообразной кривой. В зависимости от особенностей принятия инноваций различают пять категорий людей, каждая из которых занимает определенную позицию на кривой: новаторы (люди, принимающие нововведения первыми), ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и отстающие. Ключевые этапы процесса ДИ: знание или осведомленность об инновации, убеждение посредством оценки достоинств инновации, решение о принятии или непринятии нововведения и подтверждение правильности принятого решения.

     5) Теория использования и удовлетворения: различия между членами аудитории обуславливают индивидуальное использование медиаинформации и индивидуальную реакцию на нее. Социальное окружение и психологические характеристики индивида обуславливают воздействие СМИ в такой же мере, как и собственно медиаинформация.

 

     Приведем типологию проявлений эффектов массовой коммуникации.

25. Психология  журналистского творчества.

Психологические концепции творчества (нейрофизиологические теории творчества, роль межполушарной асимметрии, теория воронки, психоаналитический подход, рефлекс «что такое?», «ага-переживание» и т.д.). Творчество и креативность: разграничение понятий. Особенности журналистского творчества (творчество-в-процессе-коммуницирования). Психологическая составляющая творческого процесса в журналистике. Творческий стиль мышления. Элементы творческого мышления. Роль воображения в журналистском творчестве: механизмы воображения, типы воображения и их воплощение в журналистском материале. Зависимость типа творчества от личностных характеристик журналиста. Зрелая личность и самоактуализирующаяся личность. Методы активизации творческого процесса. Парадигмы мышления и типы медиатекстов: магическое мышление и мифологический текст, рационалистическое мышление и убеждающий текст, позитивистское мышление и прагматический текст, драйв-мышление и гедонистический текст, гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст, NET-мышление и сетевой текст. Нелокальность психики и системность журналистского текста.

 

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб., 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2006.

Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989.

 

     Психологические концепции творчества:

     1) Нейрофизиологические теории творчества. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте. Она включает в себя: 1) накопление и бессознательное распределение образов в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных образов в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения, удовлетворяющего сформулированной задаче. Известно, что знаменитый французский математик Ж. А. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

     2) Роль межполушарной асимметрии. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. В основе любого творчества лежат взаимодополняющие отношения между двумя типами мышления. Решающее значение для творчества имеет правополушарное мышление. Доказано, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества.

     3) Теория воронки: искусство помогает преодолеть диссоциацию между практически неограниченным количеством поступающих в мозг сигналов и ограниченной возможностью их словесного выражения.

     4) Психоаналитический подход при восприятии искусства заключается в процессе катарсиса, озарения, снятия конфликта между сознанием и подсознанием. Творчество снимает внутренний конфликт прошлого, творец работает в диалоге с прошлым (со своими родителями, любимыми, близкими и т.п.) Кроме того, часто процесс художественного творчества – это своего рода сновидение, а также интуиция в форме вещего сна.

     5) Рефлекс «что такое?» (ориентировочный рефлекс) впервые был квалифицирован И.П. Павловым в 1927 г. Основное функциональное назначение ориентировочного рефлекса состоит в повышении чувствительности анализаторов для наилучшего восприятия воздействующих раздражителей и определения их значения для организма. Таким образом, любой вид анализа раздражителей происходит при активном участии ориентировочного рефлекса. Очевидна роль этой реакции в формировании любых проявлений приспособительной деятельности организма, индивидуального опыта, научения.

     6) Ага-переживание (чувство озарения) – эмоциональное переживание, связанное с внезапно найденным решением и пониманием проблемы; эмоциональный компонент инсайта (ага-реакции).

     Существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий "творчество" и "креативность":

  • творчество – это процесс, приводящий к созданию нового, а креативность - потенциал (внутренний ресурс) человека (Хрящева, Макшанов);
  • творчество – это процесс, а креативность – способность человека к творчеству (Ванюрихин).

     Особенности журналистского творчества: 1) журналист не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики; 2) журналистское познание по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения.

     Этапы творческого мышления: накопление информации → забывание → подсознательное созревание решения → озарение → проверка правильности решения.

     Характерные  черты личности творческого человека: способность к «сцеплению» (объединению новых знаний с имеющимися), цельность восприятия, гибкость мышления, легкость генерирования идей, способность к оценочным действиям, способность к ассоциативному мышлению.

     Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности. Оно способствует углублению и расширению знаний, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, участвует в создании образов. Две его составляющие: преобразование представлений и создание новых образов на основе имеющихся (используются агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей; гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений; заострение – подчеркивание каких-либо признаков; схематизация – представления, из которых конструируется образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план; типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе).

26. Маркетинг  в сфере СМИ.

Определение маркетинга. Концепция маркетинга по Филипу Котлеру. Основные элементы концепции маркетинга Медиамаркетинг. Рынки ресурсов. Информационный рынок. Исследование информационного рынка: поиск сегмента и ниши, позиционирование и инновации. Исследование рынка потребителей (покупателей). Анализ аудитории. Исследование конкурентов. Сравнительный типолого-маркетинговый анализ СМИ. Планирование и прогноз на информационном рынке. Маркетинговая кампания.

 

Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М., 2004.

Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – М., 2000.

Репкова Т. Новое время: Как создать профессиональную газету в демократическом обществе. – М., 2004.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. – Воронеж, 2001.

 

     Маркетинг – социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена* товаром.

* Человек может получить  нужный ему товар 4 способами: обмен, насилие, натуральное производство, попрошайничество. Обмен – акт приобретения некоего желаемого товара взамен на нечто, предлагаемое другой стороне.

     Слагаемые маркетинга по Филипу Котлеру:

1)  Нужды – ощущаемая людьми нехватка чего-либо.

2) Потребности (специфические формы удовлетворения человеческих нужд) и спрос (потребность в определенных товарах, выраженная не столько в желании, сколько в способности их приобрести).

3) Товары – все, что может быть предложено для удовлетворения потребностей и нужд.

4) Ценность (оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды) и издержки (расходы, связанные с приобретением товара).

5) Отношения между партнерами и система взаимодействия.

6) Рынки образуют все потенциальные потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они способны и желают принять участие в обмене.

7) Активные субъекты рынка и предполагаемые покупатели. Когда одна сторона ищет обмена активнее, ее называют предпринимателем, а вторую сторону – предполагаемым покупателем. Если на рынке два активных субъекта – ситуация взаимного маркетинга.

     Медиамаркетинг – особый вид профессиональной деятельности, связанной с продвижением СМИ на рынок и направленной на обеспечение существования СМИ и на удовлетворение информационных потребностей аудитории. Этот процесс происходит на рынке в узкопрофессиональном смысле слова:

Рынок (внешняя среда)

↓            ↓

Рынок ресурсов

Информационный рынок

  1. финансовый рынок
  2. рынок рабочей силы
  3. издательский рынок
  4. технический рынок
  5. рынок материалов
  6. рынок сбыта

1. рынок информации и  идей

2. рынок СМИ

3. рынок потребителей информации


 

     Исследование рынка СМИ:

1) Сегментация, т.е. деления рынка на части по определенным признакам (пример – молодежные журналы).

2) Анализ сегмента – учет его количественных и качественных характеристик. Количественные: 1) данные о размерах потенциальной аудитории и о возможной емкости сегмента; 2) количество и характеристики СМИ, которые могут выступить нашими конкурентами. Качественные характеристики устанавливаются в процессе изучения потенциальной аудитории: 1) географические; 2) демографические; 3) социальные; 4) психографические (стиль жизни, традиции, привычки, религиозность); 5) идеологические.

3) Поиск информационной ниши – части сегмента, представляющей наилучшие условия для выпуска, продвижения, продажи СМИ и для получения наилучших доходов и прибыли. В маркетинге различают два вида рыночных ниш – вертикальную (производство продукции, которой могут пользоваться различные группы ее потребителей) и горизонтальную (диверсификация производства, т.е. расширение ассортимента).

Информация о работе Теория и практика журналистики