Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 16:27, доклад
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
- образ условен и идеален;
-образ нагляден и передаваем;
-образ обращаем.
Публицистический образ, в отличие от литературного, не является независимой сущностью, он привязан к реальности. Его особенности:
К специфическим особенностям публицистических произведений относится наличие двух типов отображения действительности – документального и условного.
Публицистическая условность – это сложный механизм отображения действительности, имеющий своими исходными точками документальную фиксацию жизненного факта, а также свободу, ассоциативность и логичность авторского мышления.
Формы условности:
1. Отбор и эстетическая обработка документальных фактов в процессе типизации.
2.Выбор определенных ракурсов или точек зрения.
3.Автор и авторская позиция.
4.Фабульно-сюжетные и
5.Использование некоторых форм вымысла (усиление одних черт за счет других; перенос события во времени и пространстве; «домысливание» за персонажей; включение вымышленных персонажей или эпизодов и т.п.)
Образная структура публицистического текста:
1) Образы-детали – мельчайшие единицы эстетического видения, которые могут отличаться в масштабах – от подробностей, обозначенных одним словом, до развернутых описаний (портрет, речевая характеристика, описание обстановки, быта, пейзаж).
2) Фабульный (сюжетный) образный уровень. Фабула – последовательность событий. Сюжет – последовательность описания этих событий в произведении. Т.о., данный уровень включает события, поступки, настроения, стремления, расчеты и др. Создается при помощи: авторской мысли; личности автора; собственно сюжета.
3) Образы характеров и
обстоятельств – единичные и
собирательные герои
4) Образ судьбы и мира
(в публицистике – образ
Особенности времени и пространства в публицистике. Пространство – современность как совокупность характерных ситуаций в богатстве составляющих ее элементов. Публицистическое время работает в тексте на 3 уровнях: время ситуации, историческое время, время в философском понимании слова. Публицистический хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений.
Образ-модель – схематизация явления, процесса с целью создания наглядного образного представления о них. Служит раскрытию внутренней сущности явлений. Сочетает черты научного и художественного познания.
15. Понятие жанра. Жанровые признаки. Система публицистических жанров.
Сравнительный анализ различных определений жанра (словарные определения, определения Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного). Понятие «жанровые признаки» («жанрообразующие факторы»). Признаки жанров в концепциях различных исследователей (традиционная концепция, концепции Е.И. Пронина, А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, С.М. Гуревича, М.Н. Кима). Группы публицистических жанров (текстов): традиционный подход, «межгрупповые» жанры у А.А. Тертычного, подход Л.Е. Кройчика. Публицистические жанры как система. Диффузия жанров как важная современная тенденция в развитии системы публицистических жанров.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Социальная практика и журналистский текст. – М., 1990.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
В литературоведении под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений».
Е. И. Пронин: жанры – исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала.
А.А. Тертычный: жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.
Л.Е. Кройчик:
Итак, публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.
Как уже отмечалось
выше, под журналистскими жанрами
подразумеваются устойчивые
А.А. Тертычный выделяет:
Л.Е. Кройчик: Иногда тексты группируют по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образная публицистика», «комментирующая журналистика». Между тем, какая бы классификация ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп:
1)оперативно-новостные –
заметка во всех ее
2)оперативно-
3)исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
4)исследовательские – статья, письмо, обозрение;
5)исследовательско-образные
(художественно-
16. Информационные жанры
Информация как родовое понятие для группы информационных жанров. Социально-коммуникативные предпосылки возникновения развития и дифференциации жанров. История развития заметки, отчета, интервью, репортажа. Сообщение о фактах, информирование о них – главная функция информационных жанров, их оперативность, злободневность, актуальность. Структурная организация информационных жанров по М.Н. Киму. Споры ученых о составе группы информационных жанров: взгляды Б.В. Стрельцова, Л.Е. Кройчика, В.В. Ворошилова, А.А. Тертычного. Основные тенденции развития информационных жанров.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Стрельцов Б.И. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Информация – это вся совокупность сведений, которые журналистика несет своей аудитории, независимо от способа их представления. Свойства журналистской информации: 1) социальная; 2) идейно насыщенная; 3) документально отражающая действительность (опора на факты, точность в отображении явлений); 4) оперативность; 5) краткость; 6) аналитичность.
Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.
Информационная группа жанров выделяется по генеральному признаку – по назначению: оперативно сообщать о фактах действительности. Содержательный признак информационных жанров – злободневный факт. Информация может быть общая (которая удовлетворяет интересы всех читателей) и выборная (более специализированная информация).
Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений.
Структурная организация информационных жанров по М.Н. Киму.
1.Заметка. Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели: заголовок – лид – зачин – подробности.
2.Репортаж. По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие: зарисовочная заставка - репортажное описание – концовка.
3.Интервью. Среди разновидностей интервью выделяют: событийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог. По постановке вопросов интервью делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (свободные). С учетом этих особенностей и строится композиция той или иной публикации.
К информационным жанрам относятся заметка, отчет, интервью, репортаж. Их важнейший признак – новизна сообщаемого факта или события, оперативность. Им обязательно присущ событийный повод.
Виды репортажа: событийный, постановочный, проблемный, тематически-познавательный, актуальный, репортаж – расследование.
Споры ученых о составе группы информационных жанров:
Б.В. Стрельцов: заметка, отчет, интервью, репортаж, зарисовка.
Л.Е. Кройчик: 1)оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях; 2)оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты.
В.В. Ворошилов: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет.