Типологические характеристики "5 канала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Телевидение выполняет различные функции1 (образовательную, рекреативную, культурно-просветительскую, интегративную, социально-педагогическую, организаторскую), но для аудитории является в первую очередь источником информации, поэтому производство новостных программ для любого канала – первоочередная задача, его «визитная карточка». Действительно, создание собственной информационной службы - показатель зрелости любой, федеральной или местной, государственной или частной, телекомпании. А эффективность деятельности этой службы – залог успеха телеорганизации у аудитории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Место и роль «Пятого канала» в системе российского
телевидения…………………………………………………………….6-13
Глава 2. Информационная политика «Пятого канала»…………….13-17
Глава 3. Особенности информационной программы «Сейчас»…17-21
Заключение……………………………………………………………21-23
Список литературы……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

курсвая2 (восстановлен).doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                 С

Введение………………………………………………………………….3-6

Глава 1. Место и роль «Пятого канала» в системе российского

телевидения…………………………………………………………….6-13                     

Глава 2. Информационная политика «Пятого канала»…………….13-17

Глава 3. Особенности информационной программы «Сейчас»…17-21

Заключение……………………………………………………………21-23

Список литературы……………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современному  человеку  трудно представить свою жизнь без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), появившегося более ста лет назад, телевидение превратилось в систему,  захватившую умы и души миллиардов людей на Земле.

Телевидение выполняет различные функции1 (образовательную, рекреативную, культурно-просветительскую, интегративную, социально-педагогическую, организаторскую), но для аудитории является в первую очередь источником информации, поэтому производство новостных программ для любого канала – первоочередная задача, его «визитная карточка». Действительно, создание собственной информационной службы - показатель зрелости любой, федеральной или местной, государственной или частной, телекомпании. А эффективность деятельности этой службы – залог успеха телеорганизации у аудитории.

Однако наблюдается следующая тенденция: в сетке вещания современных телеканалов информационными могут считаться не только новостные передачи. Наряду с ними информативную функцию выполняют публицистические, дискуссионные программы. К примеру, дирекция канала НТВ позиционирует как информационные новостную программу «Сегодня» (что естественно), программу «ЧП» (корреспонденты предоставляют обзор чрезвычайных событий в стране и за ее пределами, «новости без политики»), а также ток-шоу «Говорим и показываем». Другой пример – канал Россия 1. Здесь отвечают информационной потребности зрителя выпуски новостей «Вести», публицистические программы «Авторская программа Аркадия Мамонтова и «Специальный корреспондент», ток-шоу «Поединок» и «Прямой эфир».

На «Пятом канале»  ситуация схожая - информационные программы  представлены передачами разных форматов: новостная программа «Сейчас», расследовательская журналистика в программе «Место происшествия», информационно-аналитическая программа «Главное», публицистическая программа «Момент истины», дискуссионные программы «Открытая студия» и «Правда жизни». Однако у «Пятого» есть и отличительная особенность: все вышеперечисленные передачи образуют единый информационный блок, информационно-аналитический канал в режиме LIVE. По мнению дирекции «Пятого» введение в информационную политику канала подобную вещательную сетку и послужило главной причиной увеличения доли аудитории по России на 50 процентов за один телевизионный сезон (сентябрь 2010  – июль 2011 года).2

Таким образом, изучение «Пятого» как типа информационного канала является актуальным.

Свои работы посвятили исследованию проблем  телевидения Я.Н. Засурский, Г.В. Кузнецов, Г.В. Лазутин.3 В свою очередь, проблемам информационной журналистики были посвящены работы Я. В. Назарова И.Фэнга, Н.К. Позднякова.4

Целью курсовой работы является анализ «Пятого канала» как информационного канала.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить место и роль «Пятого канала» в системе российского телевидения; охарактеризовать информационную политику канала; выявить особенности главной информационной программы «Сейчас».

Объект исследования – современное российское телевидение.

Предмет исследования – «Пятый канал».

Теоретической базой исследования являются труды Цвик В. Л., Свитич Л.Г., Юровский А.Я.

Эмпирической  базой курсовой работы являются последние выпуски информационных программ «Сейчас в сети», «Открытая студия», «Момент истины», «Место происшествия», «Правда жизни», «Главное», а также материалы информационной программы "Сейчас" с августа 2012 года по январь 2013 года.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка и литературы.

В первой главе  данной работы рассматривается формирование концепции вещания «Пятого канала», его типологические характеристики. Во второй главе приведен анализ информационной политики «Пятого». Третья глава посвящена выявлению особенностей информационной передачи «Сейчас».

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ «ПЯТОГО КАНАЛА» В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Конец ХХ столетия – начало новой демократической  российской журналистики. Достаточно непросто и нелегко вписывается  журналистика в эту новую систему, систему свободы и поиска, систему  рыночных отношений, систему нового мышления и мировоззрения. Редакционные коллективы вдумчиво, системно, планомерно создают свой единственный, неповторимый информационный продукт, используя для этого решительно все: и новое, и хорошо забытое старое. И журналисты – практики достаточно обосновались на высотах новостной журналистики. 5

В силу особенностей отечественного экономического и политического  развития в России монополия на оперативное  распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению  и радио. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.6

Производство  местных телевизионных новостей впервые дало возможность высказывать  мнение и выражать интересы местной  аудитории, С появлением помимо государственного телевидения негосударственных станций программы стали более разнообразными, увеличилось количество часов вещания.

Однако основной задачей будущего развития телевидения России остается увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, художественного, культурно-просветительского, спортивного и образовательного вещания. Приоритетным является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Основной функцией новостных телепрограмм является превращение  фактического материала в информацию о событиях. Но информационное телевидение  не является независимой переменной. Эфир погружен в общество и связан с ним цепью прямых и обратных общественных связей. Конкретный выпуск новостей на том или ином канале - не более чем событие события: подлинное сообщение - это то, чем телевидение обязано окружающей жизни, а эфирное сообщение - это то, чем зрители обязаны телепередаче.7

Телеаудитория - не точный адресат. Широкую нестабильную аудиторию необходимо вовлечь в  информационное пространство.  Стремление к объективности, оперативности и легкости подачи материала, которое объединяет всех современных журналистов, и привело к появлению  разнопрофильных и разнонаправленных информационных программ. «Пятый» далеко не единственный, но яркий пример формирования своего вещательного канала путем создания информационных программ разных форматов, благодарю чему он и обладает на российском телевидении «Знаком отличия».  

«Пятый канал» – единственный федеральный канал, вещающий из Санкт-Петербурга. ТРК «Петербург-Пятый канал» входит в состав ЗАО «Национальная Медиа Группа» наряду с медиахолдингом RTL GROUP, медиахолдингом РЕН ТВ, «Первым каналом», газетой«Известия» и радиостанцией «Русская Служба Новостей». Сегодня телепрограмма «Пятого канала» присутствует в эфире в 82 субъектах РФ и доступна телеаудитории, превышающей 130 миллионов человек. Эфирным и кабельным телевизионным  вещанием «Пятого канала» охвачены 1952 населенных пункта в различных регионах России, в том числе все города-миллионники.

В рамках данной работы в истории развития современного «Пятого канала» гораздо больший интерес будет представлять период времени с февраля 2011 года по настоящее время. Данный отрезок времени дирекция канала определяет как новый этап в развитии телеканала, и существуют веские на то основания.

Конец 2010 года ознаменовал череду серьезных кадровых перестановок в компании. На должность Генерального директора ОАО «ТРК «Петербург» назначен Алексей Бродский, занимавший ранее должность заместителя руководителя дирекции информационных программ «Первого канала». Аркадий Соловьев, возглавлявший компанию с сентября 2009 года, занял пост председателя Совета директоров ОАО «ТРК «Петербург». На новой должности он сосредотачивается на вопросах стратегического развития компании.8

В начале 2011  года в  эфир выходит промо-ролик, в котором «Пятый» позиционируется как дневной информационно-аналитический канал в режиме LIVE: с понедельника по пятницу информационно-аналитические программы выходят в уникальном для российского телевидения формате единого 4-х часового прямого эфира («Открытая студия»,  «Сейчас», «Место происшествия»). Новости в мире политики и экономики, специальные репортажи, интерактивное общение, достоверные факты, экспертные комментарии. Основные слоганы рекланой кампании: «То, о чем другие узнают только завтра, мы расскажем уже сейчас», «Информация, которой можно доверять», «Полная картина дня». 9

Но, несмотря на то, что канал принял в качестве основной функции информационную, весомое количество часов в вещательной сетке занимает «Кинопоказ на Пятом: любимые фильмы в лучшее время». Аудиторию у экранов собирают как фильмы или сериалы советского производства («Родное советское многосерийное кино» - великая культура советского многосерийного фильма на «Пятом»), так и премьеры отечественного и зарубежного кинематографа («Большое кино»).

Более того «Пятый канал» создает площадку для выпуска в эфир новых развлекательных проектов, ориентированных на молодую активную аудиторию. Яркий пример – появление в июне 2011 года почти 3-х часового утреннего шоу «Утро на 5», которое продолжает существовать в немного измененном виде до сих пор. В студии между тремя ведущими разворачивается динамичная остроумная беседа, участником которой может стать и зритель, позвонив в прямой эфир. Слоган развлекательного утреннего шоу – «С какой бы ноги Вы не встали, Ваше утро всегда будет на 5!».

Подводя итоги телевизионного сезона 2010-2011 дирекция «Пятого канала» не без оснований заявляла о стабильном уверенном росте как аудитории в целом, так и качественной аудитории активного возраста.10 Теперь «Пятый» – динамично развивающийся федеральный вещатель страны. Впервые в истории канала среднесуточная доля аудитории за месяц увеличилась с 2 до 3 процентов. Результатом формирования новой вещательной сетки стало увеличение доли аудитории канала по России на 50 процентов по сравнению с 2010-м годом. В Санкт-Петербурге «Пятый канал» занял место в пятёрке телелидеров, находясь на четвертой позиции после «большой тройки» основных федеральных каналов (Первый канал, НТВ, Россия-1).11 «Пятый» смог привлечь нового зрителя, сохранив ядро лояльной аудитории, благодаря оптимизации процесса производства новостного продукта и развитию информационно-аналитического вещания, созданию эффективной программной политики, четкому позиционированию линеек документальных и художественных фильмов, запуску качественного промо.

«И это только начало!» - уверяла телезрителя редакция «Пятого канала». И она его не обманывала.

Новый телевизионный  сезон канала не заставил себя ждать, и уже 29 августа 2011 года «Пятый» запускает новый слоган – «Пятый. Знак отличия». В эфире это было проанонсировано серией имиджевых промо-роликов.12

В рамках концепции нового сезона «Пятый» позиционирует себя как качественное телевидение федерального уровня с эфирными событиями, заслуживающими «Знак отличия».  Базовые понятия, на которых строится имидж канала: «Яркий», «Открытый», «Правдивый», «Оперативный», «Родной» – определяют проекты, входящие в программное предложение канала.

Телевизионная программа пополнилась новыми проектами (например, «Родом из детства» - утренний воскресный показ лучших сказок отечественного кино, «Легенды нашего кинематографа» - лучшие отечественные сериалы и любимые советские фильмы), а некоторые программы, уже зарекомендовавшие себя и востребованные телезрителями, вышли в эфир в обновленном виде.

Ярким эфирным событием на «Пятом» стал вышедший впервые в прошлом сезоне неординарный проект «Утро на Пять». Дневной информационный канал («Открытая студия»,  «Сейчас», «Место происшествия») в совокупности составлял уже больше пяти часов прямого эфира в будни, чего нельзя было увидеть ни на одном канале отечественного телевидения.  Так же в новом сезоне продолжалась, нашедшая своего зрителя, линейка «Родное советское многосерийное…» и «Большое кино».

И уже по прошествии полгода, то есть в феврале 2012, по данным «TNS Россия» аудитория «Пятого» увеличилась на 2 процента и достигла своих рекордных показателей - 5,2%.

Наращивание зрительского внимания в целом по России складывается из впечатляющего повышения интереса аудитории в крупных городах. «Пятому каналу» удалось не только больше чем вдвое повысить аудиторные показатели в таких городах-миллионниках, как Казань (+161%), Нижний Новгород (+176%), Ростов-на-Дону (+133%), Уфа (+198%), Челябинск (+ 118%), но и совершить рекордный прорыв на столичном телевизионном                  рынке. В Москве прирост аудитории «Пятого составил» 133%, и канал впервые за свою историю с долей 4,2% занял 7 позицию среди основных телевещателей.13                                                                                                   

Что же представляет из себя «Пятый канал» в текущем телевизионном сезоне? «Пятый канал», единственный из «федеральной двадцатки», демонстрирует позитивный тренд медиаметрических показателей последние 6 месяцев подряд. Доля аудитории «Пятого» в России достигла рекордных 6,4%, что в 1,5 раза превышает результат ноября 2011 года. За этот период заметный вклад в рост аудитории внесли жители Москвы. По итогам месяца, доля зрителей столичного региона, отдавших предпочтения программам «Пятого», составила 5,3%, что выше соответствующего показателя ноября 2011 года на 71%.14

Информация о работе Типологические характеристики "5 канала"