Возникновение желтой прессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение своеобразия «желтой прессы» и основных тенденций в ее становление и развитие. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
. рассмотреть историю возникновения и развития желтой прессы; · определить роль желтой прессы в обществе;
· изучить типологические черты «желтой прессы»;
· дать сравнительную характеристику «качественной» и «желтой прессе»;
· выявить причины популярности желтой прессы.
. рассмотреть «желтую прессу» как способ воздействия на массовое сознание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I.Теоретические основы понятия «желтая пресса»………………………5
1.1. История создания «желтой прессы»…………………………………….5
1.2. Типологические черты «желтой прессы»………………………………12
1.3. «Качественная» и «желтая пресса»,
некоторые характеристики и особенности………………………………….19
II. «Желтая пресса» как способ воздействия на массовое сознание…….22
2.1. Психологические механизмы воздействия на аудиторию «желтой прессы»…………………………………………………………………………...22
2.2. «Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»………….27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

I.Теоретические основы понятия «желтая пресса»………………………5

1.1. История создания «желтой прессы»…………………………………….5

1.2. Типологические черты «желтой прессы»………………………………12

1.3. «Качественная» и «желтая пресса»,

некоторые характеристики и особенности………………………………….19

II. «Желтая пресса» как способ воздействия на массовое сознание…….22

2.1. Психологические механизмы воздействия на аудиторию «желтой прессы»…………………………………………………………………………...22

2.2. «Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»………….27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список  использованной литературы…………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

Введение

Средства массовой информации давно стали одним  из главных инструментов в конкурентной борьбе – как политической, так и экономической. И немалую роль в ней играет так называемая «желтая пресса». Именно она вовсю публикует рекламные материалы или антирекламу под видом статей, заметок, авторских и редакционных колонок, именно она без смущения копается в грязном белье, если в этом есть выгода.

«Желтая журналистика» не отражает действительность, а играет в ней, допуская даже грубую инсценировку. В желтой прессе наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда следствие: недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Информации много, она подавляет, оглушает, но вся эта информация, как правило, не стоит выеденного яйца. Зато довольно широкий спектр экономических, политических, социальных и иных проблем практически остается «за кадром», игнорируется. Из-за этого человек не получает полной, завершенной информации. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Другими словами, журналистика перестает быть той самой "четвертой властью", голосом общества, первым поднимающим перед властью серьезные проблемы. Несмотря на все указанные «недостатки» «желтой прессы», она очень популярна среди массового читателя. Этим обусловлено актуальность нашей работы.

Целью данной работы является рассмотрение своеобразия «желтой прессы» и основных тенденций в ее становление и развитие.

Для достижения поставленной цели в работе будут  решены следующие задачи:

. рассмотреть историю возникновения и развития желтой прессы;

 

· определить роль желтой прессы в обществе;

· изучить типологические черты «желтой прессы»;

· дать сравнительную характеристику «качественной» и «желтой прессе»;

· выявить причины популярности желтой прессы.

. рассмотреть «желтую прессу» как способ воздействия на массовое сознание.

В работе использованы материалы учебных пособий по истории отечественной журналистики и научно-исследовательских журналов, статьи, опубликованные на интернет-сайтах, а также аналитические обзоры, представленные «National Readership Survey» и Компанией «Медиалогия».

Работа  состоит из двух частей - теоретической части, которая включает в себя разъяснение понятия «желтая пресса», типологические черты «желтой прессы», характеристику качественной и желтой прессы и практической части, в которой представлены результаты проделанной нами работы по изучению тематических и структурных особенностей «желтой прессы».

Объектом нашей работы является такие «желтые издания», как «Жизнь», «Желтая газета», «СПИД – инфо», «Комсомольская правда» и другие.

Предметом работы является тематическое своеобразие «желтых газет».

Научная новизна работы определяется комплексным рассмотрением «желтых» изданий с точки зрения их тематики и структуры.

Издания, подходящие под определение «желтых» обладают некоторой сенсационностью. С чем  это связано? Какое влияние оказывает  пресса на своих непосредственных читателей? Какие приемы используются для продвижения  данной продукции? Эти и другие вопросы  будут рассмотрены в работе.

I.Теоретические основы понятия желтая пресса

    1. История создания «желтой прессы»

     «Желтая пресса» (также бульварная пресса) – обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве развлекательного товара.

     С  точки зрения Н.А. Шаркова желтая пресса – «бульварно-массовая» печать, насыщенная крикливыми сенсациями, «жареными фактами», сплетнями, инсинуациями, ориентированная на малообразованных читателей, а также  на людей с низменными интересами и вкусами.

[цит. по Е.Ф. Сазонов]

 Термин возник в американской печати конца XIX века на фоне острой конкуренции между двумя медиамагнитами Джожефом Пулитцером и Уильямом Херстом. Непосредственным поводом к возникновению термина стала серия карикатур Р. Ауткоита «Желтый малыш». Еще одним оттенком этого термина является синонимичное понятие «бульварная пресса». Существуют и некоторые другие трактовки этого понятия, определяющего степень презрительности.

     Желтая  пресса – использование сенсационных  деталей и новостей в издательстве  газет в целях привлечения  читателей и повышения тиража. Данное выражение появилось в 1890 гг. для определения тактики, которая применялась в ходе яростной конкуренции между двумя нью-цорскими газетами – «Уорлд» и «Джорнал» [Н.М. Черниговский, 2004:457].

Сазанов Е.В. пишет, что «желтая пресса» - обзор новостей кино, шоу-бизнеса, политики и спорта; скандалы, сенсации, слухи. Подборка публикаций о звездах и светских персонах.

[цит. По Е.Ф. Сазонов]

В энциклопедическом словаре, «желтая пресса» - это низкопробные периодические издания, публикующие в погон за сенсацией, скандальные отношения, дезинформацию.

Г.С.  Храбров считает, что «желтая пресса» - вульгарные, бульварные, низкопробные, падшее на дешевые сенсации средства массовой информации. [цит. по Е.Н. Науменко, 2007:33]

Таким образом, анализ литературы показывает, что  большинство исследователей сходятся в определении «желтой прессы» как бездарного, некачественного и недостойного внимания самостоятельно мыслящего человека издания.

После 1830 года, с ростом урбанизации, журналистика стала обращать внимание на запросы  иммигрантов и рабочего класса. Появилась «центовая база», предшественница «желтой». Издательский бизнес стал все чаще формироваться по образу и подобию коммерческого предприятия. Образование «центовых» газет стало значимым социокультурным феноменом, связанным с процессами зарождения массовой культуры. Первыми успешными проектами в русле «желтой» тематики стали издания «Pere New York Sun», «The New York Herald», «The New York Tribune». Сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия уже тогда заняли господствующее место на полосах «желтых» газет. Эти новые веяния с наибольшей полнотой воплотили в своих изданиях

 Дж. Пулитцер  (The New York World») и У.Херст («The San Francisco Examiner»). Их газеты быстро добились широкой популярности не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания «human-interest Stories» - газетных материалов, которые больше ориентируются на пробуждение эмоций ( сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер (а затем и Херст) ввел особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания  с самого факта на его подачу. Это совпало с развитием парадигмы массовой биллетристики, в частности приключенческого и детективного романов, которые провозгласили занимательность в качестве основной жанровой доминанты.

      Для привлечения внимания читателей  в газетах Пулитцера и Херста  появились крупные заголовки, которые сознательно вводили читателя в заблуждение, и цветные иллюстрации. Для более легкого понимания массовой аудиторией издания использовали большое количество фотографий, схем и карикатур. Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали.

     Многие  исследователи считают, что родиной  «желтой прессы» является Америка  и Англия. Это не совсем верно,  поскольку сходные прочесы формирования  массовой журналистики проходили  и в дореволюционной России. Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати.

     В  материалах таких «желтых» газет,  как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881), и «Газета-копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории. Вольное изложение репортерами действительных фактов превращало репортаж в беллетризованную интерпретацию события. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способ подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя, российская «желтая» пресса быстро приобрела популярность. Возникновение нового типа газет явилось значительным этапом в развитии содержания и формы журналистики. Издания, подобные «Петербургскому листку» и «Московскому листку», не боялись экспериментировать, потому заложили основы законов, по которым живут современные СМИ, приблизили газету к рядовому читателю. Однако приход к власти большевиков в 1917 году не позволил российской «желтой» прессе полноценно развиться. 

     К  началу Второй мировой войны  бурное развитие «желтой» прессы  затормозилось практически во  всех странах, где она существовала. Причиной стали изменения, которые  произошли в социуме, во внутренней и внешней политике европейских государств.

 Ситуация изменилась в 50-60-х годах XX века, когда получили распространение идеи сексуальной революции. На этой волне в 1953 году начинается новый виток развития «желтой» прессы. Появляется журнал «Playboy» - популярное   издание, полностью посвященное теме секса. Знакомство с исследованиями полового поведения человека социологов У.Рейха и А.Кинзи, а также с разработками У.Херста помогло Хефнеру создать теоретическую основу для издания, в котором интимные темы ставятся на один уровень с выступлениями крупных политических и общественных деятелей. С этого времени гипертрофированное внимание к освещению сексуальной тематики стало характерным для большинства «желтых» изданий.

     Распространение  «желтизны» в масс-медиа – результат эволюции массового общества в XX веке. Но само понятие «желтой» журналистики, как отдельной ветви масс-медиа, зародилась в конце XIX века в ходе жесткой конкурентной борьбы между двумя магнатами прессы У.Р.Херстом и Дж.Пулитцером(центовая пресса – penny-press) с появлением так называемого «желтого малыша», героя комиксов под названием «Переулок Хогана».Как и все газетные рисунки того времени, комиксы были черно-белыми, но одеяние главного героя было раскрашено в желтый цвет. Появляясь в газете из номера в номер, персонаж забавлял читателей своим смешным видом, эксцентричными рассуждениями на различные темы. Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую определенный вид комиксов с конкретным героем. После того как в 1896 году Эрвин Уордмэн, редактор третьего издания – New York Press, напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты «желтой прессой», выражение стало крылатым.

 По другой  версии, «желтая пресса» получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела. Но, несомненно, термин «желтая пресса» не прижился бы, если бы не вольная ассоциация с «желтым билетом» - специальной карточкой, которую полиция выдавала представительницам другой профессии, не менее древней, чем журналистика.

     «Желтая пресса появилась одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало быть привилегией интеллектуальной элиты. Но массового читателя отпугивали заумные статьи респектабельных изданий, их излишняя назидательность.

     Публика  желала развлечений. А ничто  не вызывает такого жгучего  интереса, как слухи, сплетни, скандалы, интимные подробности из жизни знаменитостей. И, конечно, в таких изданиях должно быть больше секса, насилия и жареных фактов, а лучше все сразу.

     Качественное  изменение в стратегии и тактике  продвижения информационного товара на рынке после технократической, сексуальной и прочих революций создало социально-культурные предпосылки для возникновения откровенной «желтизны». Вообще, в российской и зарубежной прессе, исходя из собственностей их функционирования, У. Херст условно выделял 3 основных типа изданий: качественные, массовые (популярные) и «желтые». Говоря о практике газетного дела,  между ними нет жестких разграничений. Например «желтизну» можно встретить в рубрике «Светская жизнь» на страницах даже столь качественного издания, как «Известия». Понятно, что «желтая» пресса, используя темы и приемы качественных и массовых газет ориентируясь прежде всего на коммерческий успех, имеет другие цели и поэтому на современном этапе развития является вполне самостоятельным типом издания.

         Как считает, Сергей Викторов, начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС, причины популярности «желтой прессы» кроются, в востребованности подобного рода аудитории. По большому счету, степень заинтересованности народом «желтухи» отражает общий уровень культуры в обществе. Менее интеллектуально развитые индивидуумы предпочитают читать прессу, «бьющую» в примитивные инстинкты. Люди же более «продвинутые» любят, что называется «пищу для ума и души», то есть информацию, стимулирующую к размышлениям. Соответственно, чем больший в обществе процент населения, смакующего дешевые, непроверенные сенсации и имеющего главным приоритетом интерес, к, скажем, нижнему белью или интимной жизни звезд, тем популярнее и востребованнее «желтая пресса».

Информация о работе Возникновение желтой прессы