Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение своеобразия «желтой прессы» и основных тенденций в ее становление и развитие. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
. рассмотреть историю возникновения и развития желтой прессы; · определить роль желтой прессы в обществе;
· изучить типологические черты «желтой прессы»;
· дать сравнительную характеристику «качественной» и «желтой прессе»;
· выявить причины популярности желтой прессы.
. рассмотреть «желтую прессу» как способ воздействия на массовое сознание.
Введение…………………………………………………………………………3
I.Теоретические основы понятия «желтая пресса»………………………5
1.1. История создания «желтой прессы»…………………………………….5
1.2. Типологические черты «желтой прессы»………………………………12
1.3. «Качественная» и «желтая пресса»,
некоторые характеристики и особенности………………………………….19
II. «Желтая пресса» как способ воздействия на массовое сознание…….22
2.1. Психологические механизмы воздействия на аудиторию «желтой прессы»…………………………………………………………………………...22
2.2. «Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»………….27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Кирилл Василенко, обозреватель газеты «Время новостей», считает, что «желтая пресса» работает на основных инстинктах человека – страх, секс, эксплуатация чувства гордости, зависти, гнева. Может охватить более широкую аудиторию, поскольку привлекает серую массу, не желающую напрягать мозги, анализировать, искать суть. Кроме того, привлекает и часть думающей аудитории, благодаря возможности «отключить мозги», получить информационное удовлетворение тех же самых основных инстинктов. «Желтая пресса» работает по принципу «правда «искусства» важнее правды жизни». Целевая аудитория «желтой прессы» - люди, которые не способны самостоятельно принимать решения, используясь мозгами, но с радостью пойдут улюлюкать по указанному журналистами маршруту. Толпа поддержит любой выплеск негативных эмоций, независимо от того, по отношению к кому это направлено.
[цит. по А.С. Папушин]
Грубо говоря, что в одной стране принято считать средним классом, то в другой – высший, а в третьей – низший. Им станет определенная часть – «середины». Такая же ситуация и с «желтой прессой». Уберите «Спид-инфо» - моментально пожелтеет кто-то еще. Навсегда искоренить «желтую прессу» невозможно – она была, есть и будет. И в этом есть свой положительный момент. Она не дает опуститься более достойным и серьезным изданиям.
Кроме
того, это своеобразный «
Таким образом, на сегодняшний день нет четных границ между желтыми и респектабельными изданиями. Известная желтизна может присутствовать и в издании, рассчитанном на серьезную публику, а самое низкопробное массовое издание порой поднимает серьезные общественные проблемы. Желтизна издания определяется, во-первых, затрагиваемой тематикой, во-вторых, способом подачи материала, а главное – тщательностью проверки распространяемых сведений. Как правило, желтые издания весьма вольно обходятся с фактами и не утруждают себя проверкой публикуемой информации.
Характерным
признаком «желтой прессы»
Экскурс в историю
1) Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещен е табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая пресса» проявляет к трем видам табуированной информации.
во-первых, это интерес к интимным отношениям.
во-вторых, «желтая пресса» проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания.
в-третьих, в «желтой прессе» наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.
2) Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций.
«Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к размышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени - позитивные.
Сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку.
Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие - недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность - с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность - усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.
3) Следующая типологическая черта «желтой» прессы - тематический эклектизм. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.
Содержание массовой печати также затронула тенденция к специализации. Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации.
Выделено два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:
а) нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.
б) превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план.
4. Одним из «ядерных» элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы.
В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра.
Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации - эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества.
Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование.
«Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая - информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала - комикса.
Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное - оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей.
В практику вошли
дезинформационные заголовки
а) внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.
б) заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.
в) заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
Вся история XIX века неразрывно
связана с развитием
В зависимости от наличия типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, в массиве «желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности.
Это:
1. «промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «желтых».
2. бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
3. собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом сенсационности и откровенной вульгарности.
4. полупорнографические и порнографические издания (для них характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений).
Таким образом, становление и развитие «желтой» прессы на Западе и в России свидетельствует о глубоких социокультурных переменах, о смене парадигмы массового общества в ХХ веке.
1.3 «Качественная» и «желтая» пресса, некоторые характеристики и особенности
На сегодняшний день проблема качественной и желтой прессы очень актуальна. Постоянно «идет борьба» между этими двумя разновидностями прессы. Качественные издания имеют четкое представление о собственной аудитории, а желтая пресса стремится стать прессой для всех. Именно поэтому популярность желтой прессы растет с каждым днем.