Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение своеобразия «желтой прессы» и основных тенденций в ее становление и развитие. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
. рассмотреть историю возникновения и развития желтой прессы; · определить роль желтой прессы в обществе;
· изучить типологические черты «желтой прессы»;
· дать сравнительную характеристику «качественной» и «желтой прессе»;
· выявить причины популярности желтой прессы.
. рассмотреть «желтую прессу» как способ воздействия на массовое сознание.
Введение…………………………………………………………………………3
I.Теоретические основы понятия «желтая пресса»………………………5
1.1. История создания «желтой прессы»…………………………………….5
1.2. Типологические черты «желтой прессы»………………………………12
1.3. «Качественная» и «желтая пресса»,
некоторые характеристики и особенности………………………………….19
II. «Желтая пресса» как способ воздействия на массовое сознание…….22
2.1. Психологические механизмы воздействия на аудиторию «желтой прессы»…………………………………………………………………………...22
2.2. «Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»………….27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Желтая пресса «всеядна», и, прежде всего, потому что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками. Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. В то время как желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации.
В связи с этим разнятся и подходы к медиа-бизнесу. Для увеличения числа продаж необходима соответствующая «упаковка»,отсюда обостренное внимание к криминальной теме, происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет и журналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур) (Папушин 9). Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количество фотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самые громкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик - огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст. Подписи к фотографиям становятся искусством в данном случае, и в прессе работают люди, которые именно этим и занимаются, т.е. составляют подписи к фотоизображениям. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать это интересно, вызвать у человека какие-то эмоции. Часто используются каламбуры, игра слов, вымышленные цитаты
Характер работы с читательской аудиторией является существенным признаком для подразделения прессы на «качественную» и «желтую». Так, если качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех». Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Акцентируется заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, - что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию. [Принципиальные основы системы средств массовой информации А.С. Папушин].
Самым ярким примером желтой российской газеты является «Московский комсомолец». Показательно, что журналисты, с именами которых ассоциируется нынешний «МК», - это прежде всего криминальные репортеры и авторы скандальных журналистских расследований. Любопытно и то, что тираж «МК» составляет сегодня свыше 1 млн. экз.; и высокие тиражи - общая черта всей желтой прессы, которая в этом смысле дает фору качественным изданиям.
Качественная пресса берет свое, выступая не просто продавцом информации, но инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле как таковое, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах.
«Качественными из качественных» на рынке сегодняшних российских газет можно считать «Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости», еженедельник «Московские новости». Причем, особого внимания в этом ряду заслуживают «Известия». - Если «КоммерсантЪ» и «Ведомости» имеют выраженный деловой уклон, изначально ориентируясь на круг подготовленных читателей, то «Известия» декларируются как «общенациональная газета». Другими словами, как газета «для всех», и при этом - качественная.
Обратим внимание, что понятия качественности или желтизны не являются оценочными, т.е., например, в последнем названии нет оттенка пренебрежения или намека на второсортность. Ясно, что можно качественно делать и желтую газету, - все зависит от того, какая цель стоит перед редакцией и журналистами. Оттенки же и намеки начинаются тогда, когда мы говорим о газетах «бульварных». В общем следует понять: многообразие общества требует многообразия прессы, и эта ситуация - нормальна. Однако не следует забывать и о том, что пресса - будь она качественной или желтой - в любом случае влияет на формирование общественного сознания. То есть выполняет воспитательную функцию.
«Желтые» издания- те, которые в большей степени апеллируют к эмоциям читателя, к его душе, а «белые» - к разуму. Хотя в настоящий момент многие «белые» издания, - это просто плохие газеты, которые пыжатся, надувают щеки, только делают вид, что они качественные. Существуют и такие псевдокачественные газеты, которые будто задержались в советских временах: убогие заголовки, убогий язык, протухшие новости. Там нет ничего качественного. Многие «желтые» издания дадут сто очков вперед таким «белым».
Хорошие «желтые»
газеты, в принципе, делать сложнее,
потому что, помимо обязательной постоянной
заточенности на поиск сенсаций, эксклюзива,
неожиданных поворотов в
Существуют всесторонне разработанные и изученные способы воздействия на сознание и поведение индивида в процессе общения. Это - подражание, внушение, заражение, убеждение.
Механизмы их осуществления
сложны и взаимосвязаны. Они действуют
комплексно и широко применяются
в массовой коммуникации. Здесь достаточно
глубоко и полно изучено
Подражание – это копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности. С подражанием связаны такие понятия как установки, нормы, ценности, если в их основе лежит влияние лидера, авторитета. Распространенной формой является конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Заражение – это такой эмоционально-психологический настрой, при котором происходит бессознательное коллективное или индивидуальное воздействие на аудиторию. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.).
Наиболее распространенным в СМИ способом является внушение. Это такое воздействие на личность, которое приводит либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного чувства, состояния, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент.
Широко используются такие приемы и эффекты, как манипулирование, мифологизация, имиджмейкерство, стереотипизация.
Убеждение – это воздействие, ориентирующееся на развитое мышление, на развернутую систему знаний индивида, на твердо сформировавшиеся идеи и социальные установки. В отличие от других способов это сознательное, интеллектуальное воздействие. Оно требует широкого использования разнообразных логических приемов аргументации, доказательства своих позиций. Особенно сложно вести убеждение в условиях, когда с помощью внушения, заражения или подражания в аудиторию внесены неправильные, чуждые принципы и позиции. Умелое владение приемами убеждения – признак высокого профессионализма журналиста.
Достижению поставленной цели по воздействию на массовую аудиторию подчинены все звенья коммуникативного акта (первоначальное описание которого было сделано Г. Лассуэллом), включающего в себя коммуникатора, само сообщение, каналы передачи ("желтую" прессу) и аудиторию как носителя эффекта воздействия.
Коммуникатор представляет собой то звено, которое осуществляет опосредствованный СМК контакт с массовой аудиторией. Коммуникатор может быть безличным (издание, канал или передача) и персонифицированным, выступающим как конкретный журналист, ведущий, комментатор и т.д. Безличный коммуникатор оказывает влияние на аудиторию в рамках того имиджа, который по его поводу сложился у читателей, зрителей или радиослушателей. В силу этого обстоятельства одной газете читатели доверяют, другой - нет; информацию, поступившую по одному каналу, сразу принимают, по другому - подвергают сомнению, и т.д.
Роль персонифицированного коммуникатора в процессе коммуникативного воздействия определяется тем, что аудитория часто воспринимает его не как выразителя позиции канала, а как выразителя собственного мнения. В силу этого он может нравиться или не нравиться аудитории вне зависимости от ее отношения к каналу. В деятельности персонифицированного коммуникатора реализуется несколько типов воздействия на аудиторию. Наиболее подходящими можно выделить следующие типы:
. Вторжение - тип активного воздействия на читательскую аудиторию без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории.
. Уход – это тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: читатель не пытается понять автора, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу читателя.
. Самораскрытие – тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется читателю, но не как другому, а скорее как самому себе. В результате такого авторского монолога читатель отстранен.
. Вовлечение – тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и читетеля, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.
Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия. Три первых типа воздействия носят типичный для массовых коммуникаций субъект-объектный характер. Четвертый тип является особенным: имея по сути тот же субъект-объектный характер, направленный на массовую аудиторию с целью изменения ее установок и последующего поведения, по форме он выступает как субъект-субъектное воздействие, которым характеризуется общение, по сути своей исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений. Общение предполагает диалог, при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь построить акт коммуникации, "выдав" его за межличностное общение, коммуникатор стремится к тому, чтобы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений, при этом утрачивая прежние. По существу при использовании вовлечения коммуникатору хорошо известны позиции и установки массовой аудитории, однако они значимы настолько, насколько значима для него необходимость в их изменении. Вовлечение, взятое со стороны результатов воздействия, является самым эффективным его типом, ибо видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или вообще устранить барьер сопротивления воздействию, возникающий у людей при ощущении принудительного воздействия на них (в случае ярко выраженной субъект-объектной модели). Не последнюю роль в этом процессе играют личные качества коммуникатора, позволяющие ему налаживать необходимый контакт с аудиторией, казаться "своим", его творческие способности (это очень важно при создании печатных текстов).
В процессе коммуникативного воздействия на массовую аудиторию большую роль играет язык коммуникаторов. Это наиболее важная составляющая речевого воздействия "желтой" прессы. Использование крупных заголовков, широкоформатных фотографий, предлагающих читателю шокирующие сообщения и часто осознанно пользующиеся чрезвычайно прямолинейным, даже вульгарным, способом изложения, делают это для того, чтобы будить и удовлетворять любопытство, жажду сенсаций и остроты ощущений у читателей. Статьи в "желтой" прессе рассчитаны на "понятность", в силу чего используются короткие предложения, простой синтаксис, сниженная лексика. Важная особенность "бульварной" прессы состоит также в том, что новости зачастую выдумываются, особенно это касается слухов о жизни знаменитостей шоу-бизнеса.
Манипулирование осуществляется с помощью методов подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток "организованных" новостей, автоматически вызывая в массовом сознании отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задачи СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению, не только формирование убеждений, но и побуждение к действию, воспитание привычек.
На протяжении всей истории человечества можно различать различные примеры внушения. Благодаря своей биологической природе человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Некоторые психологи утверждают, что подверженность внушению - постоянная участь человека. Но механизмы внушения не всегда работают одинаково.
На сегодняшний
день популярными российскими
Во всех этих изданиях преобладает:
- эпатирующее освещение табуированной тематики;
- сенсационность;
- тематический эклектизм;
- доминирование визуальной составляющей над текстовой.
Как уже было сказано в первой главе, в "желтой" прессе преобладает превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В "желтой" прессе наблюдается экспансия "ярких" оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков.