Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:45, контрольная работа
1. Основные тенденции развития современных зарубежных СМИ.
2. Транснациональные корпорации на рубеже ХХ – ХХI вв.: общая характеристика.
3. Система и типология современных зарубежных СМИ.
4. «Четыре теории прессы» и их современная трансформация в зарубежной коммуникативистике.
5. Концепция постиндустриального общества в трактовке Д.Белла и О.Тоффлера.
Classics. Среди радиослушателей поклонников классической музыки не слишком много, но это стабильная аудитория, сформированная из людей высокого социального статуса. Именно поэтому радиостанции классической музыки, хотя и не могут похвастаться сверхприбылями, получают неплохие прибыли. Они занимают свою небольшую, но постоянную нишу в FM-диапазоне. Правда, для станций этого формата необходимо правильно строить рекламную стратегию вещания. Чем меньше перерывов в сетке вещания, тем больше успех у слушателей – таково главное правило их деятельности. Именно поэтому радиостанции классической музыки стараются сделать максимальными перерывы между рекламными блоками в вечернее время и сокращают объем музыкальных программ между рекламными вставками – в дневное. Во многих странах Западной Европы и США радиостанции формата классической музыки носят некоммерческий характер, входя в сферу деятельности общественного радио.
Middle-of-the Road (MOR). Этот формат, называемый также Full Service, Variety, General Appeal и Diversified, не имеет четко выраженных границ. Его часто называют переходным, поскольку он адресуется практически всем категориям слушателей. Появлению этого формата, составляющего своего рода баланс специализированным, т.е. форматным, станциям, способствовало разнообразие вкусов слушателей, их стремление к хорошей музыке разных стилей. Важным условием успеха этих станций является выбор ведущих, которые придают этому смешанному формату индивидуальность. Музыкальная политика станций формата MOR в большей степени, чем станций узкого формата, зависит от умения диктора поговорить со своими слушателями, предложить им интересные обзоры новостей, спортивных событий, сделать объявление. Время, отводимое разговорным программам на станциях этого формата, практически равно времени музыкального вещания. В радиоиндустрии США распространено мнение о том, что формат MOR стал кузницей дикторских кадров для всех других форматов коммерческого радио.
Промежуточные форматы. Развитие
цифрового радио и расширение
социальной категории «средний класс»,
в которой различие между сегментами
аудитории имеет не столько социально-
Новости и/или разговорное радио (News/Talk). Этот формат представляет собой альтернативу музыкальному радио, поскольку основу его программ составляют речевые программы. Оба формата появились в 1960-х годах. Новостные радиостанции (All News) чаще всего концентрируются в крупных городах, где легче найти рекламу. Кроме того, специализация на новостях более дорогостоящая, чем специализация на музыке: больший объем затрат, большее число сотрудников. Чаще всего этот формат сориентирован на молодую, политически и социально активную часть аудитории.
Формат разговорного радио (All Talk) развивался с середины 1950-х годов, когда некоторые радиостанции общего характера стали предлагать слушателям ответы на звонки в радиостудию в прямом эфире. Возникновение этого формата объяснялось стремлением повысить интерес аудитории к программам, передаваемым не в самое популярное время, а также законодательными требованиями, предъявляемыми к объему и качеству общественно-популярных программ. Этот формат завоевал особую популярность не слишком образованной и пожилой аудитории.
На протяжении последних
десятилетий оба формата нашли
приверженцев среди разных сегментов
аудитории, что позволило со временем
интегрировать их специфические
черты и создать
Показательно, что в США вещание в формате News/Talk традиционно велось в среднем диапазоне (AM), тогда как FM-диапазон был в основном заполнен музыкой. Вместе с ростом популярности разговорного радио на средних волнах многие станции, работавшие в коротковолновом диапазоне, осознали перспективы разговорного радио или разговорных программ. Поскольку основу аудитории FM-диапазона составляют молодые люди (возрастной диапазон 25–44 года), многие станции стали добавлять ток-шоу к музыкальным программам. Правда, FM Talk несколько отличается от разговорных программ на средних волнах: новости здесь короче, разнообразнее, динамичнее, увлекательнее. Непременным атрибутом ток-шоу в диапазоне FM становится интерактивность – участие в них слушателей. Многие эксперты радиоиндустрии прямо заявляют о том, что «будущее жанра ток-шоу на волнах FM представляется блестящим»[3].
Развитие современного радиорынка в последние годы приводит к неизбежной интеграции наиболее популярных форматов. В результате, например, речевое и музыкальное радио пошли по пути создания общего формата. Формат News Plus предлагает чередование последних известий с большой долей спортивной информации и музыкальными программами в формате Adult Contemporary. Такие станции приобрели особую популярность на радиорынках крупных и средних городов, где население тратит значительную часть времени на поездки в автомобилях. Другим типом интегрированного формата стал Talk'n'Rock для молодежной аудитории.
Многие форматы – религиозного
радио, радио для национальных меньшинств
– распространены практически во
всех странах. Изначально некоммерческие,
эти форматы всегда находили своих
сторонников, однако их финансирование
традиционно имело
Общественное радиовещание. Общественное радиовещание, как и общественное телевидение, – концепция, пришедшая из европейской практики, однако сегодня она становится популярной и на других континентах. Для стран Западной Европы радио – составная часть деятельности вещательных общественных корпораций, которая финансируется за счет единой лицензионной платы, поступающей в бюджет телерадиокомпаний
Положение общественных радиоканалов в разных странах Западной Европы существенно отличается Например, положение радио ВВС весьма стабильно. В начале 2000-х годов доля аудитории его пяти каналов составляла 51%. Радио остается для британцев популярным времяпрепровождением, причем именно ВВС доминирует в общенациональном масштабе. Пять каналов радио ВВС имеют свой ярко выраженный профиль – от современной молодежной музыки до популярного фольклора, классики, джаза, новостей социально-политической, культурной и спортивной жизни. Корпорация также вещает на местных рынках. Деятельность радиовещания ВВС внутри Великобритании, как уже отмечалось выше, финансируется за счет абонентской платы.
Реальную конкуренцию радио ВВС составляют коммерческие радиостанции, но не на национальном, а на местном уровне, где средний британец может выбрать между 15 станциями. Именно на местном рынке популярность форматных коммерческих радиостанций в три раза опережает популярность местного вещания ВВС.
Для стран Западной Европы общественное радио сохраняет большое значение как культурный и просветительский институт, который способствует сохранению их национальной идентичности и главным образом языков. Поэтому деятельность радиоканалов общественных вещательных корпораций предполагает сохранение общественного финансирования при растущей конкуренции за аудиторию, ее отдельные сегменты, прежде всего молодежь. В число успешных попыток обновления традиционного национального радиовещания входит создание молодежных радиоканалов для радиорынков небольших стран.
Программы общественных каналов для молодежи «Радиомафия» (Финляндия), «Петре» (Норвегия) напоминают скорее специализированное, форматное радио. Нестандартный, бунтарский подход к освещению событий, выбор музыки, ориентированной на молодежь в возрасте 15–24 лет, постоянно действующая связь с диджеями в редакции – все это способствовало росту популярности обоих каналов. В условиях таких небольших рекламных рынков, как в Финляндии и Норвегии, возможности создания качественного форматного коммерческого вещания объективно ограничены. Поэтому эксперименты общественного радио с современной молодежной музыкой представляются совершенно оправданными. Выделение ресурсов на форматное вещание для молодежи в рамках крупных общественных корпораций становится в последнее время довольно распространенным явлением.
Некоммерческое общественное радио в США. «Национальное общественное радиовещание» США (National Public Radio, NPR) имеет довольно долгую историю. В отличие от общественного телевидения, создававшегося на основе единой концепции, образовательное радио, праобраз современного общественного вещания, возникло из различных инициатив отдельных радиостанций. В середине 1920-х годов университетские центры Среднего Запада начали осознавать образовательный потенциал радио – своеобразной «школы в эфире». Базируясь первоначально на собственном финансировании, а с 1930-х годов и на специальных грантах, образовательные радиостанции начали расширять сферу своего вещания. В этот период создание собственных программ было весьма дорогим, а установление общенационального сотрудничества – нереалистичным. После создания национальной ассоциации образовательных вещателей (National Association of Educational Broadcasters, NAEB) федеральная комиссия связи приняла решение об обязательном на каждом географическом рынке резервировании пяти радиочастот в среднем диапазоне для образовательных станций. Аналогичное решение было принято для FM-станций после их появления в 1940-х годах (в 1945 г. число образовательных радиостанций в FM-диапазоне было установлено в размере 12).
Развитие общественного радио, действовавшего на некоммерческой основе, тормозилось отсутствием ресурсов для производства программ у местных станций. Для того чтобы избежать этой проблемы, американская радиоиндустрия использовала уже отработанную организационную модель. Была создана NPR, выполнявшая функции программной корпорации.
ИЗМЕРЕНИЕ РАДИОАУДИТОРИИ
Измерением радиоаудитории в США занимается несколько компаний. Наряду с уже упоминавшейся Neilsen крупным игроком на рынке радиоизмерений является Arbitron Ratings Company, определяющая размеры аудитории радио на 250 рынках США. Методика Arbitron основывается на анализе семидневных дневников, получаемых от респондентов в конце недели. Второй службой измерения рейтингов является RADAR (Radio's All-Dimension Audience Research), работающая с радиосетями и независимыми станциями. Методики этой службы основаны на телефонных опросах 12000 респондентов, рассказывающих о прослушанных накануне радиопередачах. Окончательные результаты выводятся после анализа данных, которые собираются в течение 48 недель.
Необщественные радиостанции
в странах Западной Европы в целом
соответствуют моделям
Создание своего рода экономического баланса между общественным и коммерческим радио можно считать важнейшей чертой современного радиорынка информационно богатых стран.
В 1980-х годах NPR стала первой радиосетью, которая начала использовать спутник для более эффективной и дешевой передачи сигнала. Однако бремя финансовых затрат, тяжелым грузом давившее на местные общественные радиостанции, вынудило руководство корпорации изменить ее организационную структуру и поведение на рынке. В 1988 г. NPR отказалась от концепции централизованного программирования и стала действовать на основе принципов, близких к синдицированию. Это означало, что компания стала предлагать свои программы по отдельности или «пакетами», для того чтобы местные радиостанции могли купить столько программ, сколько соответствовало их экономическим возможностям и запросам слушателей. И все же тарифы NPR оставались слишком высокими для небольших общественных радиостанций, которые в 1990-е годы пошли по пути кооперации и создания альтернативных организаций.
Одной из таких альтернатив NPR можно считать создание программной компании Public Radio International, PRI (первоначально American Public Radio, 1994 г.). К настоящему времени она превратилась в предприятие, производящее радиопрограммы в самых различных музыкальных форматах, новостные и разговорные передачи, комедийные радиопостановки. Сегодня программы PRI транслируются более чем 450 некоммерческими станциями США. Другими альтернативами в сфере некоммерческого радиовещания США выступают такие компании-производители программ, как Public Radio Cooperative, WFTM Fine Arts Network, Concert Music Consortium и др. (табл. 28).
Финансирование общественного радио в США организовано в виде системы дотаций, которые выделяются федеральными властями через Corporation for Public Broadcasting, СРВ («Корпорацию общественного вещания»), а также поступают в бюджет общественных радиостанций от штата, города, институциональных инвесторов. Законодательство не разрешает общественному радио передавать в эфир прямую рекламу, однако спонсорские субсидии корпораций и частных граждан представляют собой значительную долю финансирования. В результате оно позволяет покрывать расходы на подписные программы таких радиосетей, как NPR, PRI и др.
Общественные радиостанции
США, как и стран Западной Европы,
не конкурируют с коммерческим радио
за доходы от рекламы, но вступают в
борьбу за свободное время