Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:37, дипломная работа
Цель: выяснить, каким образом средства массовой информации интерпретируют «мужской» успех, какое представление о «мужском» успехе СМИ формируют у аудитории, и какую роль играет это представление в гендерной социализации личности.
Объект исследования: СМИ как институт гендерной социализации.
Предмет исследования: способы и средства интерпретации жизненного успеха мужчин.
Введение
Глава I. Жизненный успех как социальный феномен
Понятие «успех» и его многообразие
Личностный и социальных успех — проблема соотнесения
Концепция мужского успеха
Глава II. СМИ как институт гендерной социализации
2.1. Понятие гендера и гендерной социализации
2.2. Роль СМИ в гендерной социализации личности
2.3. Функции СМИ как института гендерной социализации
2.4. Влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе
2.5. Критерии качества информации журналистских текстов о мужском успехе
Глава III. Исследование мужского успеха в интерпретации СМИ (на примере интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда»)
3.1. Контент-анализ материалов о мужском успехе
3.1.1. Классификатор
3.1.2. Статистический анализ полученных результатов
3.1.3. Проверка обоснованности научных результатов методом экспликации ментальных карт (психосемантическая методология)
3.2. Интерпретация данных
3.3. Экспериментальная проверка гипотезы
Заключение
Библиография
Министерство образования РФ
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра журналистики и русской литературы XX века
Елистратова Ксения Александровна
Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ
Научный руководитель -
ст. преподаватель Бугаец А. А.
« » ___________2010 г.
Оценка ________
Кемерово 2010
Содержание
Введение
Глава I. Жизненный успех как социальный феномен
Глава II. СМИ как институт гендерной социализации
2.1. Понятие гендера и гендерной социализации
2.2. Роль СМИ в гендерной социализации личности
2.3. Функции СМИ как института гендерной социализации
2.4. Влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе
2.5. Критерии качества информации журналистских текстов о мужском успехе
Глава III. Исследование мужского успеха в интерпретации СМИ (на примере интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда»)
3.1. Контент-анализ материалов о мужском успехе
3.1.1. Классификатор
3.1.2. Статистический анализ полученных результатов
3.2. Интерпретация данных
3.3. Экспериментальная проверка гипотезы
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Актуальность: Трансформация базисных структур российского общества, динамизм обновления среды обитания неизбежно приводит к изменению механизмов жизнедеятельности личности. Старые модели, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде, следовательно, возникает необходимость приспособления к новым моделям поведения, что требует обновления взглядов, мнений, ценностей личности.
Таким образом, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп.
Жизненный успех отдельной личности сегодня во многом зависит от того, какие социальные ориентиры и ценности представят СМИ.
«СМИ рассматриваются социологами не только как институты социализации наряду с родителями, группами сверстников, но и как агенты влияния, механизмы конструирования идентичности. Именно масс-медиа поставляют нормативные гендерные образцы поведения, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни»1. Представление о жизненном успехе мужчин также формируется при помощи СМИ.
Особенно актуальным становится изучение мужского успеха в интерпретации СМИ в условиях существующего в современном обществе кризиса маскулинности – «ситуации, когда невозможно реализовать ценности, потребности и установки, на которых базируется мужская самоидентификация; ситуации, где сложно поддерживать стандарты традиционного маскулинного поведения. Основными факторами, инициирующими такой кризис, являются внешние социальные условия. Кризис маскулинности подрывает основы самоутверждения мужчины и приводит к возникновению стресса, сопровождается снижением самооценки, повышением уровня тревожности и депрессивных проявлений»2.
В России кризис маскулинности квалифицируют как кризис мужского статуса, в западном мире его связывают со структурным давлением публичной сферы, предписывающей мужчинам жесткое исполнение некоторого набора ролей.
Постановка проблемы: Средства массовой информации, интерпретируя «мужской» успех, могут акцентировать внимание аудитории не на способах достижения успеха, а на внешних атрибутах успеха, на показателях успешности мужчины, на том, как пользоваться плодами достигнутого успеха, тем самым средства массовой информации могут формировать необъективное представление о «мужском» успехе, вследствие чего - не выполнять функции СМИ, как института гендерной социализации.
Степень разработанности проблемы: В рамках «комплексного анализа жизненных стратегий личности» анализируют успех Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов3. Защищены и диссертации по социологии успеха: Ефремова О. И. – «Успех как социокультурный феномен (личностный аспект)», 1993; Богданова М.В. – «Становление этоса делового успеха в современном российском предпринимательстве», 1997; Знобищева Е.А. – «Жизненный успех "молодых взрослых": типология и детерминирующие факторы,1997. Также защищены диссертации по психологии успеха: Кубышкина М. В. «Психологические особенности мотивации социального успеха», 1997. Много внимания уделяет исследованию феномена успеха известный украинский исследователь Е.И. Головаха – «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи», 1988; «Психология жизненного успеха. Опыт социально-психологического анализа преодоления критических ситуаций», 1995.
Особенностям описания успеха в СМИ посвящена работа гуманитарного журнала «Апология» - «Медийное измерение успеха»4.
Однако ни одним из перечисленных авторов не выяснено, каким образом средства массовой информации интерпретируют «мужской» успех, какое представление о «мужском» успехе тем самым они формируют у аудитории, а также способствует ли это представление гендерной социализации личности или препятствует этому.
Цель: выяснить, каким образом средства массовой информации интерпретируют «мужской» успех, какое представление о «мужском» успехе СМИ формируют у аудитории, и какую роль играет это представление в гендерной социализации личности.
Объект исследования: СМИ как институт гендерной социализации.
Предмет исследования: способы и средства интерпретации жизненного успеха мужчин.
Материал исследования: материалом исследования выступают газеты, издаваемые и распространяемые в России, вышедшие в свет в 2005 – 2010 годах. Отбор конкретных газет проводился по критерию наибольшей популярности (читаемости). Индикатором популярности издания является объем аудитории или его рейтинг. С учетом рейтинга мы выбрали газеты «Комсомольская правда» и «Российская газета».
Гипотезы:
Задачи:
1.1.Уточнить понятие «жизненный успех»;
1.2.Сопоставить социальный и личностный успех;
1.3.Выявить концепцию мужского успеха;
2.1. рассмотреть понятие гендера и гендерной социализации;
2.2.определить роль СМИ в гендерной социализации личности;
2.3. проанализировать функции СМИ как института гендерной социализации;
2.4. определить влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе;
2.5. сформулировать критерии качества информации, которые должны лежать в основе журналистских сообщений о мужском успехе, чтобы текст выполнял функции СМИ как института гендерной социализации;
3.1. с помощью качественных и качественно-количественных методов выяснить, каким образом СМИ интерпретируют мужской успех;
3.2. определить, есть ли взаимосвязь между интерпретацией мужского успеха и половой принадлежности автора сообщения о мужском успехе;
3.3. выявить последствия, которые может нести за собой интерпретация мужского успеха средствами массовой информации (способствовать или препятствовать гендерной социализации личности);
3.4. выяснить, какое представление о мужском успехе средства массовой информации формируют у аудитории.
Методы исследования: качественные и качественно-количественные.
Структура курсового проекта: курсовая работа состоит из введения, где излагаются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, актуальность темы, ее проблематика; теоретической части, где рассматриваются теоретические аспекты СМИ, как института гендерной социализации, а также аспекты мужского успеха; практической части, где при помощи качественных и качественно-количественных методов исследуется способы и средства интерпретации мужского успеха; заключения, где излагаются основные итоги исследования, формулируется конечный результат; приложения, содержащего основные расчеты; библиографического списка.
Глава I. Жизненный успех как социальный феномен
Жизненный успех – феномен сложный, многогранный. Основная трудность при изучении успеха состоит в выявлении его сущностных характеристик. Проблема жизненного успеха носит дискуссионный характер, о чем свидетельствует множество подходов и концепций к исследованию личностных целедостижений. Кроме того, категория «успех» зачастую используется наряду с такими понятиями как самоутверждение, самореализация, цель, смысл жизни, признание, культурный идеал, стандарт. Поэтому науке сложно определить содержание данного понятия.
Можно выделить несколько аспектов этого понятия, последовательно уточняющих его содержание. Во-первых, аспект результативности действий. В этой необходимой, хотя и ограниченной, перспективе успех есть просто достижение поставленных целей или максимальное приближение к ним. Усилия индивида, направленные на практическую реализацию его способностей и талантов, могут приводить к последствиям, которые ретроспективно оцениваются им как личные успехи. И хотя наша деятельность разворачивается на фоне постоянно изменяющихся и неподконтрольных обстоятельств, ситуация успеха задается именно тем, что в качестве главной причины наступления благоприятных результатов рассматриваются специфические личные свойства и сознательные усилия самого человека. Неподконтрольные воле обстоятельства выступают лишь в качестве шансов – сырого и необработанного материала последующей успешности. Этим, в конечном итоге, успех отличается от удачи5.
Во-вторых, сравнительный и соревновательный аспект. Понятие успеха в своей полноте применимо лишь к тем случаям, где личные достижения имеют место на фоне особого вида деятельности, в котором преуспевающий индивид реализует себя и делает это лучше других – всех или, по крайней мере, многих. Успех квалифицируется в категориях превосходства, но не в смысле доминирования, а в смысле превосходного исполнения каких-либо функций или задач. Своеобразной парадигмой успеха является победа в спортивном состязании, предполагающем итоговое ранжирование достижений участников.
В-третьих, аспект символического общественного признания. Успех – это не любое сравнительное достижение, но лишь такое достижение, которое признано определенной группой или всем обществом, исходя из каких-либо коллективно разделяемых стандартов оценки достижений. «Успех должен быть признан, должен быть выражен и воспринят в определенных… символах. Это может быть плодотворное приложение своих талантов и умений, статус в профессиональной среде, обладание какими-то вещами, принадлежность к элитной группе и т.д. Для разных людей доминирующими могут выступать то одни, то другие символы. При этом само по себе доминирование символа говорит о том, что символы могут утрачивать непосредственную связь с отображаемым явлением, приобретать самостоятельное значение – так что преуспеяние нередко скорее связывается с обладанием символами, а не с результатами напряженной деятельности»6.
Как бы ни обстояло дело с отрывом символического признания от результатов деятельности, оно, вне всяких сомнений, не просто фиксирует успех, но фактически конституирует его. Для переживания собственной успешности необходимо, чтобы значимые для меня другие были осведомлены: а) о результатах моей деятельности, б) об их символических отображениях и в) о прямой связи тех и других с моими усилиями и способностями.
1.2. Личностный
и социальных успех - проблема
соотнесения.
Различение социальных и личных ценностей является важной составляющей в нашем анализе.
Относительно природы ценностей вообще, их роли, значимости для различных сторон жизнедеятельности и поведения людей существуют самые разнообразные точки зрения в науках, так или иначе связанных с их изучением. Как отмечает М. Рокич, «...ценности давно являются центром пересечения исследовательских интересов многих дисциплин - философии, общественных наук, экономики, а также психологии и социологии. Все эти дисциплины характеризуются общим интересом к ценностям, последствиям организации и изменения ценностей»7. Обычно акцент делается на изучении той стороны понятия «ценность», которая в большей степени соответствует интересу данной науки, хотя интересы эти часто пересекаются.
Информация о работе Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ