Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:37, дипломная работа
Цель: выяснить, каким образом средства массовой информации интерпретируют «мужской» успех, какое представление о «мужском» успехе СМИ формируют у аудитории, и какую роль играет это представление в гендерной социализации личности.
Объект исследования: СМИ как институт гендерной социализации.
Предмет исследования: способы и средства интерпретации жизненного успеха мужчин.
Введение
Глава I. Жизненный успех как социальный феномен
Понятие «успех» и его многообразие
Личностный и социальных успех — проблема соотнесения
Концепция мужского успеха
Глава II. СМИ как институт гендерной социализации
2.1. Понятие гендера и гендерной социализации
2.2. Роль СМИ в гендерной социализации личности
2.3. Функции СМИ как института гендерной социализации
2.4. Влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе
2.5. Критерии качества информации журналистских текстов о мужском успехе
Глава III. Исследование мужского успеха в интерпретации СМИ (на примере интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда»)
3.1. Контент-анализ материалов о мужском успехе
3.1.1. Классификатор
3.1.2. Статистический анализ полученных результатов
3.1.3. Проверка обоснованности научных результатов методом экспликации ментальных карт (психосемантическая методология)
3.2. Интерпретация данных
3.3. Экспериментальная проверка гипотезы
Заключение
Библиография
Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, так или иначе подчеркивающих определенную сторону или функцию, выполняемую ценностью. Прежде всего, это такие понятия, как социальные и личностные ценности, ценностные представления, ценностные ориентации, ценностное отношение, ценностные переживания, ценностность, ценностное сознание.
Наиболее важные для нас понятия социальная ценность и личностная ценность подчеркивают принадлежность ценности некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как правило, вместе - либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставлении друг другу. Так, в рамках асоциальной парадигмы рассмотрение общественных и индивидуальных ценностей строилось на их противопоставлении, на изначальном конфликтном взаимодействии. В рамках пансоциальной парадигмы личности, характерной до недавнего времени для отечественной психологии, происходило фактическое отождествление социальных и личностных ценностей (Леонтьев Д.А. «От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности», 1996).
В новой парадигме в рамках «культурно-исторической психологии» (Асмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров», 1996) культура и общество, а, следовательно, и социальные ценности, являются «материалом индивидуального развития, которое заключается в их присвоении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности»8.
«Личностный» успех, являясь личностной ценностью, в социально-психологической литературе зачастую трактуется как «психологический», относящийся «к опыту достижения целей, набор которых является лично значащим конкретному лицу, нежели его родителям, организациям или обществу»9. Его еще называют «истинным» успехом. Положительный результат в данном случае - индивидуальное самосовершенствование, индивидуальные достижения человека; следовательно, «богатство личности, ее задатков и дарований определяют меру личного успеха»10. Соответственно, исследуется такой тип успеха прежде всего тем дисциплинарным рядом, где анализ ведется с позиций индивида, личности (психология, философия, этика).
Критерии личного успеха достаточно нечёткие, однако однозначно выделяется реализованная «экзистенциональная установка», т.е. внутренняя свобода, или «состояние свободного духа» по Н.А. Бердяеву.11 Вместе с тем, на наш взгляд, универсальным и свойственным любой культуре является понимание личного успеха как результата определенных целенаправленных индивидуальных действий. В такой трактовке успех - также во всех культурах - достаточно четко отграничивается от понятий «удача», «везение» как результата случайного стечения обстоятельств — расположения звезд, уникальных врожденных способностей, «дара свыше» и т.п. Успех, в противоположность удаче, есть умение индивида распорядиться всеми имеющимися у него ресурсами (включая талант и другие возможности, в том числе ситуативные).
Фактически представление индивида о личностном успехе есть представление об успешности процесса реализации своей жизненной стратегии.
Известный отечественный исследователь К.А. Абульханова-Славская определила стратегию жизни как «некоторый универсальный закон, способ самоосуществления человека в различных сферах его жизни». Признаки жизненной стратегии:
«Общественный», «социальный» успех предполагает несколько иной механизм функционирования. М.Л. Кубышкина, проанализировав в своем диссертационном исследовании семантические значения данного понятия, пришла к выводу, что под ним понимается достижение хороших результатов в значимой деятельности и связанные с ними авторитет и уважение окружающих; завоевание высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих; общественное признание своих достижений, известности, внимания к своей личности13. Таким образом, во-первых, действие, приводящее к итоговому положительному достижению цели, протекает на социальном уровне, и результат действия имеет социально объективированные параметры; во-вторых, оценивание этого результата происходит не только самим индивидом, но и непременно — социальной группой, обществом, и именно социальный резонанс предопределяет оценку результатов человеческой деятельности как успешных. Социальный успех в большей степени, чем личный поддается измерению «посредством рейтинговых оценок, шкал популярности, показателей численности поклонников или единомышленников» 14, так как оценивание в данном случае основывается на использовании социально-статусных критериев. Поскольку сам социум не однолинеен и иерархичен, понятие социального успеха более многомерно, чем понятие «личного» успеха. Для измерения уровневой расположенности видов социального успеха нередко применяется «масштабирование» - как «успешного события», так и референтной группы, в которой происходит оценивание этого успеха.
Уровень события, т.е. рамки протекания деятельности, можно измерить шкалой, где отсчет ведется с «узкого круга знакомых, друзей или родственников», до масштаба «коллектива, организации, города и даже государства»15.
Признание, или, иначе, реферирование успеха представляет собой соотнесение результатов с некими нормативами, и только в случае превышения достигнутым этих самых нормативов, т.е. стандартного уровня, достижение признается успехом. При этом «превышение планки» действительно как для «общественного успеха», базирующегося на внешних социетальных16 нормах, так и для «личного», использующего для оценки индивидуальные стандарты.
Подытожив сказанное, можно определить успех как положительно оцененное достижение, значимо превысившее социетальные либо личностные нормативы, итог целенаправленной и эффективно организованной человеческой деятельности. Такое определение позволяет объединить в рамках одного понятия и социальную, и личностную разновидности успеха. При этом социальный успех есть признание результата достижением со стороны общества, личностный успех есть признание результата достижением со стороны самого индивида. Определив понятие и основные составляющие самого «успеха», мы подходим к рассмотрению собственно модели мужского успеха - одному из важнейших элементов нашего анализа.
В целях данной работы мы считаем необходимым предложить концепцию жизненного успеха мужчины, в рамках которой и будет проведено наше исследование. Ее введение и выбор продиктован тем фактом, что мужчина и социокультурная среда его существования находятся в отношениях постоянной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Во-первых, концепция мужского успеха позволяет нам изучить влияние объективных и субъективных факторов на феномен жизненного успеха мужчины в их единстве и взаимосвязи.
Во-вторых, факторы можно классифицировать на:
- факторы, влияющие на представления мужчины о его жизненном успехе (то есть, влияющие на процесс формирования целедостижения);
- факторы, влияющие на
представления мужчины о способ
Таким образом, к факторам, влияющим на представления мужчины об успехе мы относим:
1.Объективные факторы:
1.1.доминирующие виды
1.2.уровень материального благополучия;
1.3.гендерные возможности;
2.Субъективные факторы:
2.1.различные по содержанию
мнения и оценки по поводу
успеха у представителей
2.2.выбираемые референтные группы17;
2.3.уровень принятия
К факторам, влияющим на представления мужчины о способах достижения успеха мы относим:
1.Объективные факторы:
1.1.уровень материального благополучия;
1.2.уровень образования;
1.3.протекцию18;
1.4.гендерные возможности;
1.5.удачная женитьба;
1.6.возможности
1.7.реализацию задатков и способностей;
1.8.перспективную работу;
1.9.требования профессионализма – требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам мужчины с конкретной профессией;
1.10.материальные возможности – возможности достичь чего-либо посредством денег;
2.субъективные факторы:
2.1.представления мужчины
о наиболее приемлемых и
2.2.личный опыт в достижении успеха;
2.3.уровень проявления потребности в достижении успеха.
Следовательно, целедостижения мужчины обусловлены:
1)социальной заданностью
– осознанным или неосознанным
принятием ценностей
2)природной
Поэтому жизненный успех в нашем исследовании мы определяем как самоутверждение мужчины в конкретной среде посредством целедостижения, в результате влияния социальной и личностной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
Глава II. СМИ как институт гендерной социализации
2.1. Понятие гендера и гендерной социализации
Средства массовой информации, к которым относятся печать, радио, телевидение и информационные компьютерные сети, являются одним из важнейших факторов социализации в целом и гендерной социализации, в частности.
Для объективного изучения средств массовой информации как института гендерной социализации необходимо иметь четкое представление о том, что содержат в себе понятия гендера и гендерной социализации.
«Гендер, или гендерная система,- это система, сложившаяся в обществе разделения социальных ролей мужчин и женщин и форм их деятельности, сложившиеся в обществе различия в поведении мужчин и женщин и их эмоциональных характеристиках.
Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о типично мужском или типично женском: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское»19.
«Гендер конструируется в обществе. С появлением государства складываются и первые гендерные различия в социальном статусе мужчин и женщин. С развитием разных форм государства усложняется и гендерная дифференциация, усложняются гендерные роли как определенные социальные предписания, соответствующие полу предписания в поведении, в речи, манерах, одежде, жестах и в прочем»20.
Гендер – одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность21.
Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность - одна из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации22.
Развитие психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Это в полной мере относится и к половой дифференциации.
Мужская идентичность – категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.
Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.
Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека - одно из направлений его социализации.
Гендерная социализация – процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское» и «женское». Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли23.
В широком смысле понятие роли обозначает способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции в обществе и отвечающий принятому в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под гендерной ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину)24.
Гендерный стереотип – это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и/или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Они очень устойчивы.
Информация о работе Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ