Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:37, дипломная работа
Цель: выяснить, каким образом средства массовой информации интерпретируют «мужской» успех, какое представление о «мужском» успехе СМИ формируют у аудитории, и какую роль играет это представление в гендерной социализации личности.
Объект исследования: СМИ как институт гендерной социализации.
Предмет исследования: способы и средства интерпретации жизненного успеха мужчин.
Введение
Глава I. Жизненный успех как социальный феномен
Понятие «успех» и его многообразие
Личностный и социальных успех — проблема соотнесения
Концепция мужского успеха
Глава II. СМИ как институт гендерной социализации
2.1. Понятие гендера и гендерной социализации
2.2. Роль СМИ в гендерной социализации личности
2.3. Функции СМИ как института гендерной социализации
2.4. Влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе
2.5. Критерии качества информации журналистских текстов о мужском успехе
Глава III. Исследование мужского успеха в интерпретации СМИ (на примере интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда»)
3.1. Контент-анализ материалов о мужском успехе
3.1.1. Классификатор
3.1.2. Статистический анализ полученных результатов
3.1.3. Проверка обоснованности научных результатов методом экспликации ментальных карт (психосемантическая методология)
3.2. Интерпретация данных
3.3. Экспериментальная проверка гипотезы
Заключение
Библиография
Воспитательная функция заключается в направленном воздействии СМИ на человека с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.
2.4. Влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе
Феномен жизненного успеха не может быть рассмотрен в отрыве от такого понятия, как «ценность». Соответственно, тексты СМИ о мужском успехе детерминированы иерархической структурой жизненных ценностей, которую транслируют и формируют для аудитории средства массовой информации.
Выделяя приоритетные для себя ориентиры, мужчина определяет свои способности, потенциал и возможности; определяет «Я» реальное (тот, каким я есть сейчас) и «Я» идеальное (тот, каким я буду). Итогом перехода «Я» реального в «Я» идеальное является занятие определенной жизненной позиции, формирование своей жизненной стратегии, движение мужчины к успеху/неуспеху, самоутверждение.
На современном этапе развития российского общества можно говорить о следующих особенностях формирования системы ценностей мужчин относительно жизненного успеха.
Формирование системы ценностей мужского населения происходит в условиях разрыва, конфликта разных поколений мужчин. Зрелые мужчины зачастую являются носителями ценностей советского периода, не всегда способствующих достижению успеха в новой среде. Кроме того, с возрастом снижаются способности быстро адаптироваться к постоянным инновациям, следовательно, новое не усваивается взрослыми мужчинами столь же быстро, как и молодыми людьми. Возникает «историческое несоответствие старшего поколения мужчин изменившимся задачам нового времени»38. Как отмечают социологи, старшее поколение мужчин в большей степени ориентировано на общественные ценности – ценности всего общества. Поэтому успех в их представлениях – это стремление быть таким, как все. А успех в представлении молодого поколения мужчин – это всегда ориентация на индивидуализм в достижении успеха.
Кроме того, как отмечает А. Д. Галюк в своей диссертации «Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России» «особенность системы ценностей личности состоит в том, что ее формирование происходит в условиях дегуманизации средств массовой информации»39.
Исследовательница говорит о том, что СМИ могут транслировать те или иные модели достижения успеха в зависимости от характера развития общества.
Если общество является стабильно развивающимся, то средства массовой информации демонстрируют несколько существующих в обществе моделей достижения успеха. Все эти модели достижения успеха объединены устойчивым отношением к витальным ценностям: признанием ценности добра, правды и осуждением зла, насилия.
Если общество развивается нестабильно, то СМИ транслируют противоречивые модели достижения успеха. Их противоречивость обусловлена неоднозначным отношением к ценностям: с одной стороны, говорят о ценностях добра, красоты, правды, с другой стороны, о ценностях зла, безобразия, лжи при достижении успеха.
А. Д. Галюк современное российское общество считает нестабильно развивающимся. Имеет ли подтверждение данная гипотеза, мы посмотрим на практике. Но отрицать, что роль СМИ в формировании системы ценностей мужчин относительно жизненного успеха является достаточно большой, мы не можем. Ведь от того, какие ценностные ориентиры представят средства массовой информации современным мужчинам, будет зависеть успешность их деятельности и жизни.
СМИ – это институт социализации, направленный на формирование нравственного, эстетического, ценностного мира человека, основанное на культурном плюрализме. В связи с этим, журналистские тексты о «мужском» успехе должны отвечать определенным качествам.
Чтобы сформулировать критерии качества информации, необходимо уточнить, что включает в себя понятие жизненный успех мужчины.
«Успех – это положительно оцененное достижение, значимо превысившее общие либо личностные нормативы, итог целенаправленной и эффективно организованной человеческой деятельности»40. То есть успех понимается как реализация интереса субъекта в конкретной жизненной ситуации. Он выражается в достижении определенной социальной позиции (объективные показатели успеха), а также в чувстве удовлетворенности жизнью и высокой самооценке субъекта (субъективные показатели успеха).
Таким образом, можно заключить, что успешный мужчина – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, в гармонии с жизнью и обстоятельствами.
Кроме того, подлинный мужской успех не приходит на пустое место, он подкреплен стараниями и усилиями мужчины и его правильным внутренним отношением к успеху и трудностям, которые неминуемы на пути к успеху: «расходуется психическая энергия, выходит из строя нервная система, тратятся силы и здоровье»41.
Исходя из этого, средства массовой информации, как институт гендерной социализации, должны давать мужчинам знания о том, как сформулировать цель и эффективно организовать свою деятельность, чтобы достичь успеха.
Таким образом, журналистский текст, выполняя воспитательную, образовательную и функции личностной идентификации, содержит сведения о том,
Кроме того, конкретная ситуация успеха мужчины не возводится журналистом в рамки общих закономерностей. Журналист описывает частный случай успеха мужчины.
Модель успеха, которая транслируется средствами массовой информации, включает следующие элементы: субъект (герой газетного сообщения), сфера активности субъекта, обстоятельства, в которых он действует, признаки (индикаторы) успеха, ресурсы успеха (внутренние ресурсы: деловые, моральные, социально-психологические качества, приписываемые герою сообщения и способствующие реализации его интереса; ресурсы поддержки во внешней среде).
Возможно, что в материалах об успешных мужчинах в СМИ лишь констатируется факт успеха, но не приводятся сведения о том, как герой достиг успеха, какие трудности встречал на пути к успеху и как эти трудности он преодолевал. Журналистские сообщения о мужском успехе только информируют аудиторию об успехе субъекта, о том, как он пользуется плодами своего успеха. Кроме того, авторы публикаций в большинстве своем злоупотребляют собственными оценочными суждениями о герое материала.
В третьей главе работы мы продолжим исследование жизненного успеха мужчины в интерпретации СМИ по отобранным для контент-анализа материалам интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда». С помощью качественных и качественно-количественных методов мы выясним, каким образом СМИ интерпретируют мужской успех; мы также определим, есть ли взаимосвязь между интерпретацией мужского успеха и половой принадлежности автора сообщения о мужском успехе; попытаемся выявить последствия, которые может нести за собой интерпретация мужского успеха средствами массовой информации (способствовать или препятствовать гендерной социализации личности); выясним, какое представление о мужском успехе средства массовой информации формируют у аудитории.
1 Ж. Чернова. Глянцевые журналы:
издания для «настоящих» мужчин и современных
женщин/Медиа-репрезентации пола: российские
варианты// http://www.ecsocman.edu.ru/db/
2 Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2006. – с.123
3 Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. 384 с
³Медийное измерение успеха.
//www.journal-apologia.ru/
5 Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Успех. М., 1995. С. 253–255
6 Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 225
7 Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973. – с.293
8 Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 4. 1996. С. 37.
9 Mirvis P.H., Hall D.T. Psychological success and the boundaryless career // J. of Organizational Behavior, 1994, vol.15.- P.365-380.
10 Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995
11 Бердяев Н.А.. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.- с.370
12 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
13 Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. - СПб.: СПбГУ, 1997, 222с.
14 Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995. – С.27
15 Там же. С.28
16 относящихся к обществу, рассматриваемых
как единое целое//http://mirslovarei.com/
17 группы, которые оказывают
прямое (при личном контакте) или косвенное
влияние на отношение человека к чему-либо
и его поведение// http://www.edictionary.ru/
18 Протекция (лат. protec-tio — защита, покровительство)
— корыстно-коррупционное покровительство
лица, наделенного властью или обладающего
большими возможностями, кому-либо в устройстве
его личных дел.// http://www.lor.inventech.ru/
19 Гендер и СМИ // Медиа и развитие, апрель 2003 года, № 13. С. 3.
20 Р. Бободжанова. Роль СМИ в формировании
гендерных стереотипов. Душанбе – 2006// www.gender.ru/russian/
21Д . Майерс. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. С. 53
22 Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М., из-во 1995. С. 25
23 Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. – М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. С. 31
24 В. И. Слободчиков., Е. И. Исаев. Психология человека. – М., Изд-во 1995. С. 23
25 Ф. Л. Джейс. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. – СПб.: Питер, 2001. С. 40
26 Г. М. Андреева. Психология социального познания. М., 1997. С. 35
27 О. Максимова. Гендерное измерение в современном
социально-коммуникативном дискурсе.// http://articles.excelion.ru/
28 Р. Бободжанова. Роль СМИ в формировании
гендерных стереотипов. Душанбе – 2006//
www.gender.ru/russian/
29 Ж. Чернова. Глянцевые журналы: издания
для «настоящих» мужчин и современных
женщин/ Медиа репрезентации пола: российские
варианты//http://www.ecsocman.
30 Р. Бободжанова. Роль СМИ в формировании
гендерных стереотипов. Душанбе – 2006//
www.gender.ru/russian/
31 http://mirslovarei.com/
32 Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.,1995. С. 31 - 35
33 Комаровский В. С. Государственная Служба
и СМИ// WWW.KURSACH.COM/biblio/
34Средства массовой информации России. – М. 2001. С. 41
35 Berger A. A. Media Analysis Techniques London: 1991. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage, 1987. С. 26
36 Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995. 42 - 45
37 Комаровский В. С. Государственная Служба
и СМИ// WWW.KURSACH.COM/biblio/
38 Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомерной реконструкции./Современный социоанализ. Сборник статей. – М., 1998. – с.15
40 А. Либин. Стратегии жизненного успеха. //www.elitarium.ru.
41 Ключников С. Ю. Фактор успеха. Новая психология саморазвития. 2002
Информация о работе Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ