Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа
Для западной прессы инвестигейторы и “разгребатели грязи” практически одно и то же. Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно
скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. Понятно, что зачастую это просто невозможно сделать,будучи в лайковых перчатках. И тогда метод поиска материала становится не менее захватывающим, чем сама тема расследования.
Введение.................................3
Глава 1. Инвестигейторы по-русски....................4
Глава 2. Западные коллеги делятся опытом................12
2.1. Как составить план работы.......................12
2.2 Как бороться с ошибками....................13
2.3 О плюрализме мнений......................14
2.4 Универсальные советы.....................15
2.5 Краткое руководство по проведению журналистского расследования...16
Глава 3. Как получать и излагать информацию...............19
3.1. Как составить вопросы.....................19
3.2. Как начать беседу........................21
3.3. Как себя вести........................21
3.4. Как определить, что вам лгут......................22
3.5. Как избежать ляпсусов.....................23
3.6. Язык мой — враг мой....................25
3.7. Можно ли то, что не запрещено?................26
3.8. Декларация «Судебных репортеров»...............27
Глава 4. Официальные и сомнительные источники информации.......29
4.1. Не дорог подарок, дорого внимание...............29
4.2. Специальные люди “для связей с общественностью.........31
4.3. Эксклюзивные источники...................33
4.4. Первые лица...........................33
4.5. “Группы давления”........................34
4.6. Специальная литература.....................35
4.7. Самотек............................35
4.8. Бандиты............................36
4.9. Анонимы.............................37
Заключение..................................40
Список литературы.............................42
бесплатно, но у нас люди получают зарплату. Каждый раз приходится объяснять:
да, вы пришли с интересным случаем, мы готовы им заняться, но давайте теперь
обсудим денежную сторону вопроса. Почему такая иллюзия, что журналист должен
работать бесплатно? Никому же не приходит в голову прийти в булочную и
заявить, что вот у нас такая сложная ситуация, дайте нам бесплатно двадцать
пять батонов. Почему-то считается, что к журналисту можно прийти, как в
общественную приемную, и сказать: это же ваша обязанность — разобраться в
ситуации. Безусловно, это наша работа. Но в слове “работа” и “заработок”
корень один.
В обычных же случаях происходит так. Выслушав заказчика и поняв, что именно
он хочет получить, мы договариваемся о сумме и забираем одну треть — аванс.
Эти деньги мы отрабатываем следующим образом. Мы делаем не журналистский
материал, а подробную справку по данному делу. Она очень скучная и сухая, в
ней просто разложена вся фактура — имена, фамилии, как дело было и прочее.
Допустим, эта работа идет месяц. Печатать полученные материалы нельзя, их
читать никто не будет — не интересно. Народ рехнется на установочных данных,
на номерах машин, килограммах, баранах и еще чем-то. Но на основе этой
справки, в которой уже есть какие-то выводы, легко сделать читабельный
материал, историю.
И очень часто бывает, что такая справка — результат нашей работы — абсолютно
не устраивают тех людей, которые ее заказали. То есть, не устраивают выводы,
к которым мы пришли. Ну и до свидания. Вот вам справка, можете идти и делайте
с ней что хотите. Но и мы сами можем ее у себя в дальнейшем использовать,
если захотим. Поэтому, когда люди говорят о заказных расследованиях, они в
подавляющем большинстве случаев просто не понимают, о чем идет речь.
Заказными, в нашем понимании, могут быть статьи в различных средствах
массовой информации, но не сами расследования.
— По каким признакам определить, что статья заказная?
— Всестороннее изучение вопроса предполагает совокупное исследование проблемы
из различных источников. В материале непременно должны быть представлены и
факты, и комментарии, и аргументы,и контраргументы различных точек зрения.
Причем, желательно,в равном объеме. Авторская позиция не декларируется в виде
эмоций,она выстраивается
тема полностью осваивалась. Если же налицо скакание по верхушкам, то налицо и
ее тенденциозная подача. Это не расследование, это версия. В наше время
вообще о заказном, или, скорее,незаказном характере материала говорить
сложно. Взять журналиста, работающего в газете. Вот он проводит независимое
расследование по теме, которую ему... заказал его редактор, работодатель. Он
же ему просто сказал: займись этим вопросом. И человек будет заниматься,
прекрасно понимая, что тоже принял заказ, но не от человека с улицы, а от
своего начальника. Который, кстати, тоже, может быть, не сам эту тему
придумал, а заинтересованные люди подсказали. И даже оплатили. Ну, не
деньгами, а услугами, еще там чем-то. Всякое же бывает.
Что касается нашей работы, то если имеет место какой-то вопиющий случай, мы
можем и просто так сделать свое дело. Но мы не можем себе позволить делать
это постоянно, потому что должны сами себя окупать и кормить. И у нас, к
сожалению, нет никакой поддержки со стороны государства, которое выделяло бы
что-то для нашего существования. А раз так, то мы должны крутиться в условиях
этого рынка.
— Журналистские расследования — не единственный источник вашего существования?
— Агентство живет за счет того,
что у нас очень много
работы самые разные. Продажа ежедневной сводки преступлений и происшествий,
например. Многие иностранцы — журналисты и бизнесмены — становятся нашими
клиентами. Есть также небольшие секреты, которые, на самом деле, секретами и
не являются. В очень серьезных СМИ, например, выходит много нашей информации,
но без нашей подписи. Они просят разрешения опубликовать материалы от своего
имени, и мы не возражаем. Для них это просто дороже стоит. Мы не претендуем
на то, чтобы стояла наша марка, но когда работа не приносит славы, она должна
приносить деньги.
У нас очень большой и хороший архивно-аналитический отдел. Он занимается
исторической работой. Но можно заказать и досье на какие-то фигуры или целые
направления.
Также мы издаем газету “Ваш тайный советник”. Потребность в таком издании
возникла потому, что мы нарабатываем много интересных материалов, которые
далеко не все могут купить по устраивающей нас цене. Проблему реализации
собственной продукции и решает новая газета.
Еще одна форма работы — консультации. Хотя здесь нередко возникают казусы.
Обращаются, например, иностранные журналисты и просят дать интервью. Я
соглашаюсь, а потом оказывается, что вопросы, которые они начинают задавать,
касаются организованной преступности или криминальной ситуации в городе. Но,
позвольте, вас интересую не я как руководитель Агентства, не я как личность,
не мои творческие планы, не мои пристрастия. Вас интересуют мои знания. И
если я даю вам консультацию, выступаю в качестве эксперта, почему я должен
делать это бесплатно? Просто потому что мы — коллеги по цеху?
— И как реагируют обычно журналисты на такой поворот с вашей стороны?
— Абсолютно нормально реагируют. Сначала они ныть начинают, пытаться еще о
чем-то поговорить, но я веду себя очень жестко. Объясняю, да, вопрос, который
вы задаете, нам известен, мы можем дать по нему исчерпывающую информацию.
Более того, она у нас уже написана, сброшюрована и так далее, но, извините,
это наш товар, которым мы не можем разбрасываться. Почему мы должны вам
отдать его бесплатно, тогда как вы сами, вставив его в свой собственный
материал, получите в конечном итоге за него деньги. Это же бред.
Другое дело, что бывают иногда случаи, когда мы идем на какие-то сделки.
Приезжает, допустим, НТВ, просит дать оценку какой-то ситуации и обещает, что
за это наше Агентство прозвучит в “Итогах”. И какая-нибудь подпечатка под
комментарием: “Андрей Константинов,
Агентство журналистских
Санкт-Петербург” тоже имеет свою цену, потому что это раскрутка, это имидж,
реклама. Это трудно измерить деньгами, но кто-то увидит, обратится к нам,
сделает заказ, и так далее. На такие вещи мы можем пойти.
А “подарки” для нас уже
совершенно беспардонно, упомянут тебя в одной строчке: “по мнению такого-то,
дело обстоит так-то и так-то”, и дальше всю свою статью делают на базе того,
что ты им наговорил. Только ты сам к этому никакого отношения как бы и не
имеешь, а все мысли, выводы и их поиск произведены, якобы, самим этим
журналистом. Ну, это же скотство, с моей точки зрения. Я против такой
практики, это неправильно.
— Ваша осведомленность о происходящих в городе событиях на порядок выше
ведомственных пресс-служб и на несколько порядков выше, чем в средствах
массовой информации. Нередко информация, которую вы реализуете, для основной
массы журналистов труднодобываема. Сотрудники правоохранительных органов,
чиновники или избегают говорить о ней, или ссылаются на секретность. Для вас
же, как будто, такой преграды не существует. Как вы этого добиваетесь?
— Мы прекрасно понимаем, что к нам достаточно пристальное внимание, и
работаем самыми обычными методами. Платить за информацию нам приходится
редко. Это миф о том, что везде нужно платить, и только таким образом
приобретается какой-то эксклюзив. Люди, как правило, просто ленятся или не
умеют приложить свои силы к тому, чтобы получить то, что их интересует. Хотя,
конечно, и у нас в каждом отделе есть и оперативные расходы, и еще какие-то
средства на нетрадиционные затраты, но это не является основой работы. Вообще
же так называемый “платник” — человек, который берет деньги за регулярно
предоставляемые сведения — это, по опыту, источник так себе. У нас, в
основном, деньги получают разовые источники. А уж мотивов, как склонить
человека к тому, чтобы он поделился информацией, миллион. Все они изложены,
например, в книгах Дейла Карнеги, дающего ценные советы: как приобретать
друзей и знакомых, как добиться успехов в бизнесе...
Военными и государственными тайнами мы не интересуемся, а все остальные — это
тайны чиновников, они прозрачны, да и сами чиновники не умеют их хранить. При
них же существуют и секретарши, и помощники — огромный аппарат людей, имеющих
доступ к тем или иным сведениям. И они не остаются без нашего внимания.
Но главное заключается в том, что мы имеем возможность тщательнее
использовать те академические навыки, которые известны всем. Мы просто
“окучиваем” наши источники информации так, как это положено нормальным
огородникам. Двум-трем журналистам, которые обычно работают в криминальном
отделе газеты, просто не охватить всего объема ежедневной информации, не
отследить все те сферы, где она может появиться. Им просто не разорваться. У
нас же в Агентстве, где трудится 41 человек, есть возможность работать со
всеми источниками, отсюда и информированность, и глубина проработки той или
иной темы. Одним и тем же делом у нас могут заниматься одновременно несколько
человек. Кроме того, в штате есть специальные люди, которые материалов не
пишут, но занимаются выяснением, выявлением, уточнением и развертыванием
каких-то фактов и подробностей. Подчас они имеют принципиальное значение.
Один журналист, например, напишет:
“Этот человек имеет “мерседес”
богатый”. Наш сотрудник сначала выяснит, что упомянутый “мерседес” белого
цвета, 1978 года выпуска и стоит на рынке в три раза дешевле, чем “жигули”.
Соответственно, вывод он сделает, что человек, о котором шла речь, совсем и
не богатый. Улавливаете разницу в подходах?
Кроме того, у нас, повторю, отличные архивы, нормально устроенная и
работающая база. Поэтому конкурировать с нами смешно. Какой-то частный факт
мы, может быть, и можем упустить. Нас обгонят, к примеру, с сообщением о
каком-то происшествии, если наш сотрудник, курирующий тот или иной сектор,
направление, в данный момент заболел или занят чем-то другим, более срочным и
важным. Но это случай. А соревноваться с нами в плане системы бессмысленно,
потому что система всегда переиграет индивидуала.
— Ваши отношения с
Агентства, априори должны быть хорошими, доброжелательными, взаимовыгодными.
Но вот вам становится известной какая-то информация, реализация которой может
повредить ходу следствия, и вас просят не публиковать ее. Как вы поступите?
— По-разному. В зависимости от того, кто об этом просит и как он мотивирует
эту просьбу. Все это — вопросы человеческих отношений и собственной нашей
позиции по тому или иному делу. Иногда, действительно, просят, но ты видишь
за этим ложь и какие-то совсем другие мотивы, которые стоят за этой просьбой
— обычную трусость, традиционное “как бы чего не вышло” или что-то еще. В
каждом конкретном случае мы принимаем свое решение, базируясь на каких-то нам
известных данных. Бывает, удовлетворяем такую просьбу, если человек нам много
раз помогал, а теперь просто ему лично нужно, чтобы что-то не было предано
огласке. Конечно, никакая информация не стоит того, чтобы раз и навсегда
испортить отношения с хорошим источником. Это всегда вопрос очень тонких
компромиссов. И потом, если мы будем такими упертыми “отморозками”, то очень
скоро останемся без базы источников.
— А если все-таки происходит так, что вольно или невольно, но вы переходите
дорогу следствию, забежав на каком-то этапе “впереди паровоза”. Например,
спугнули злоумышленника, который был на примете у оперативников, но они до
него еще не добрались. Совесть после этого не мучает?
— Нет, не мучает, потому что правоохранительные органы тоже работают
небезупречно, тоже совершают ошибки. Сыщики точно также могут спугнуть
преступника. И потом, то, что мы пишем, это еще далеко не все из того, что мы
знаем. В какой-то мере мы даже щадим самолюбие правоохранительных органов. А
почему, собственно, нас должна мучить совесть? Когда мы искали одного
человека, который сбежал от разыскивающей его милиции, уверенности в том, что
он находится именно по тому адресу, куда мы направились, было на пять
процентов. Но оказалось, что попали в цвет. Вариант был почти дохлый, и
правоохранительные органы им вообще и не занимались. Мы же подобрали огрызок
с барского стола, а он в результате оказался золотым. Ну, и что теперь? Не мы
же его со стола сбросили. Кто мешал им самим заняться этим направлением? Так
что, у правоохранительных органов никаких претензий к нам не было. Досада
была, это точно. Но зато потом мы переговорили и нашли взаимопонимание. Потом
у нас еще один адрес появился,
где мог появиться
мы предложили уголовному розыску поехать туда вместе. Мы им сказали: “Братцы,