Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:59, дипломная работа
Цель исследования. Основная цель исследования заключается в помощи сотрудникам правоохранительных органов в изучении возможностей использования криминалистически значимой информации о личности преступника.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, при использовании криминалистической информации о личности преступника.
Предмет исследования. Предметом исследования являются закономерные связи между характеристиками личности преступника и следовой картиной преступления.
Введение
с.3
Глава 1. Основы использования данных о личности в судопроизводстве
с.7
§1. Понятие и значение установления личности
с.7
§2. Общие положение о методах и средствах установления данных о личности
с.15
Глава 2. Методы и средства собирания данных о личности
с.26
§1. Личность преступника как объект криминалис-тического изучения
с.26
§2. Личность свидетеля и потерпевшего как объект криминалистического изучения
с.37
§3. Экспертные методы и средства установления личности
с.51
Заключение
с.75
Список использованных источников
При описании общего
механизма «чтения» ключей
Тактика допроса добросовестных свидетелей и потерпевших, обнаруживающих непроизвольные ошибки в показаниях состоит в следующем:
1.Предварительное и
2. Этап получения показаний,
состоящий из свободного
3. Проверка полученных показаний;
4. Оценка показаний с
точки зрения достоверности
5. Диагностика причин
добросовестного заблуждения;
6. Принятие решение о
дальнейшей работе с
7. Оценка показания, содержащего
добросовестное заблуждение в
контексте расследований в
Особое внимание
При рассмотрении этапа получения
показаний от допрашиваемого, существуют
тактические приемы, в том числе
используемые зарубежной полицией при
получении и оценке информации, использование
открытых вопросов, с точки зрения
нейролингвистического
Этап проверки информации
представлен основными
Диагностика непроизвольных ошибок предполагает психолого-криминалистическое исследование причин вызвавших искажение информации, которое предполагает определение стадии когнитивного процесса и уровня деятельности в котором произошло искажение. В литературе делается вывод о необходимости определения установочного уровня деятельности для диагностики непроизвольных ошибок в показаниях путем детального выяснения у допрашиваемого его мотивов целей и стадий интересующего процесса, причем высказывается мнение о необходимости репрезентации хода и результатов проведеннои диагностики в материалах уголовного дела.
Отмечается недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, которые проявляются в дефиците знании в области психологии и отсутствии коммуникационных навыков. В связи с этим актуально включение в программу обучения курса криминалистики психологических основ тактики следственных действии.
Первые исследования
конца XIX в - начала XX в о достоверности
свидетельских показаний
Особое внимание в современной литературе уделяется рассмотрению добросовестному заблуждению. При этом делается вывод о субъективно-психологической природе добросовестного заблуждения как процесса, имеющего свои причины в психике субъекта, в отличии от объективных факторов восприятия и субъективно-физиологических особенностей субъекта, предоставляющих информацию в искаженном виде на входе. Добросовестное заблуждение возникает а ходе познавательных психических процессов под влиянием психических особенностей субъекта. Получая относительно объективную информацию, не искаженную объективными условиями наблюдения и относительно точно переданную физиологическими анализаторами, психика субъекта привносит в ее структуру свои изменения основанные на индивидуальности личности. Субъективно психологический характер трансформации отражается и в определении этого процесса как «добросовестное заблуждение» в котором термин «заблуждение» отражает неосознаваемый субъектом психический процесс.
При рассмотрения психической
причины возникновения
Существует вероятность искажения информации свидетелями и потерпевшими в процессе восприятия. Установки в данном случае представлены как модус индивидуальной личности целостного индивида определяющие ре акцию субъекта на ситуацию. Подразделяя действие установок соответственно трем уровням деятельности мотивационному целевому и операциональному в науке классифицируются ошибки восприятия возникающие под влиянием установок каждого уровня.
Мотивационный или смысловой уровень действия установки находит наибольшее выражение в добросовестном заблуждении свидетелей и потерпевших в связи с ошибками возникающими вследствие действия социальной установки. Огромное влияние на качество показаний оказывают социальные факторы существования. Социальный статус воспринимающего, среда существования, национальные и культурологические особенности, являясь фильтрами восприятия, искажают поступающую информацию. Эта проблема особенно актуальна с точки зрения криминалистики, а в частности, тактики допроса свидетелей и потерпевших принадлежащих к разным социальным группам, свидетельствующих об одном и том же событии.
В научной литературе рассматривается
проблема допустимости умозаключений
в показаниях свидетелей и потерпевших,
при этом делается вывод о том,
что умозаключение является неотъемлемой
частью свидетельствования о каком-либо
факте, однако показание, содержащее умозаключение,
нуждается в уточнении и
Наличие какой либо цели
у субъекта определяет направленность
и концентрацию его внимания. Вследствие
чего при восприятии возникает определенное
соотношение фигуры и фона которое
управляет направленностью
Представляют интерес
ошибки восприятия вследствие действия
целевой установки
Ошибки восприятия, возникающие
вследствие действия операциональной
установки. С точки зрения криминалистики
такие ошибки проявляются в показаниях
свидетелей и потерпевших, свидетельствующих
о ежедневно повторяющихся
Отдельное внимание специалистами
уделяется описанию механизма трансформации
информации путем преобразования глубинных
структур в поверхностные, описанного
Д.Гриндером и Р.Бэндлером в
теории нейролингвистического
«Мета-модель» представляет
собой эффективную систему
Специалистами изучаются
проблемы «пробелов» памяти у потерпевших
и свидетелей. Они подразделены на
две категории: возникающие в
связи с незапечатлением
Специфичен механизм запоминания
криминалистически значимой информации
в зависимости от действия установок,
в связи с чем в тактике
допроса необходима обязательная постановка
вопросов, направленных на выяснение
уровня деятельности, сопровождающего
запоминание, а также характера
запоминания: произвольного и
Запоминание, реализуемое
прямой установкой на запоминание, в
ряде случаев менее продуктивно,
чем непроизвольное запоминание, продиктованное
характером деятельности. Именно поэтому
тактика допроса, направленная на определение
«русла» выполняемой
Отдельно рассматривается подход к процессу запоминания с точки зрения когнитивной теории памяти, согласно которой степень запоминания напрямую зависит от уровня обработки материала. Глубокая обработка на семантическом уровне предполагает прочное запоминание. Большое значение в этом механизме играет субъективная обработка информации - «отнесение анализируемой информации к себе», то есть переработка информации через субъективные фильтры. Это обстоятельство следует учитывать в тактике допроса, которая должна быть основана на постановке вопросов, ориентированных относительно личности и интересов допрашиваемого.
Общим правилом допроса является
его производство как можно быстрее,
не дожидаясь трансформирующего
воздействия времени. Однако в отношении
потерпевших, переживших психотравмирующее
воздействие, действуют иные приемы,
обусловленные процессом
Информация о работе Криминалистические методы и средства установления личности