Криминалистические методы и средства установления личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Основная цель исследования заключается в помощи сотрудникам правоохранительных органов в изучении возможностей использования криминалистически значимой информации о личности преступника.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, при использовании криминалистической информации о личности преступника.
Предмет исследования. Предметом исследования являются закономерные связи между характеристиками личности преступника и следовой картиной преступления.

Содержание работы

Введение
с.3
Глава 1. Основы использования данных о личности в судопроизводстве

с.7
§1. Понятие и значение установления личности
с.7
§2. Общие положение о методах и средствах установления данных о личности

с.15
Глава 2. Методы и средства собирания данных о личности

с.26
§1. Личность преступника как объект криминалис-тического изучения

с.26
§2. Личность свидетеля и потерпевшего как объект криминалистического изучения

с.37
§3. Экспертные методы и средства установления личности

с.51
Заключение
с.75
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА крим.docx

— 143.12 Кб (Скачать файл)

 При описании общего  механизма «чтения» ключей доступа  допрашиваемого (калибровки сенсорных  свидетельств) и их использования  при установлении психологического  контакта акцентируется внимание  на том, что «калибровка» сенсорных  свидетельств требует особой  наблюдательности и навыка, который  может быть приобретен после  прохождения специального тренинга  по нейролингвистическому программированию. В качестве эффективного способа  снятия психического напряжения, присущего потерпевшим при допросе  о совершенном преступлении, в  литературе предложены методы, описанные  в нейролингвистическом программировании (рефрейминг контекста и содержания). Для снятия негативного впечатления  при воспоминании с помощью  специалиста также может применяться  метод установки «разномодальных  якорей», в основе которого  лежит принцип смешивания или  интеграции негативного и позитивного  воспоминаний с помощью установки  положительного кинестетического  якоря при воспоминании проблемной  ситуации.

Тактика допроса добросовестных свидетелей и потерпевших, обнаруживающих непроизвольные ошибки в показаниях состоит в следующем:

1.Предварительное и непосредственное  изучение личности допрашиваемого;    

2. Этап получения показаний,  состоящий из свободного рассказа  свидетеля или потерпевшего и  вопросно-ответной части;   

3. Проверка полученных  показаний;   

4. Оценка показаний с  точки зрения достоверности показание  является достоверным, показание  является заведомо ложным, показание  содержит непроизвольные ошибки;    

5. Диагностика причин  добросовестного заблуждения;   

6. Принятие решение о  дальнейшей работе с показанием  по получению объективной информации  в случае наличия пробелов  в воспоминаниях;   

7. Оценка показания, содержащего  добросовестное заблуждение в  контексте расследований в обвинительном  заключении или ином процессуальном  документе;   

 Особое внимание специалистами  уделяется изучению личности  допрашиваемого как реализации  индвидуально-личностного подхода.  Актуален психологический подход  к изучению личности допрашиваемого  с точки зрения теории установки,  согласно которой характер является  диспозиционной (смысловой) установкой  личности, те обусловлен смысловым  уровнем установки, закладываемым  в процессе воспитания, обучения, и обусловленный культурологическими  национальными, социальными детерминантами. Смысловая установка имеет тенденцию  проявляться в поведении, придавая  «своеобразную» окраску вербальным  и невербальным паттернам поведения  (поза, лишние движения, ошибочные  действия, обмолвки и оговорки). На  основании проведенного исследований  и анализа выделяются следующие  методы изучения личности допрашиваемого  автобиографический, сбор независимых  характеристик, интервьюирование, непосредственное  наблюдение

При рассмотрении этапа получения  показаний от допрашиваемого, существуют тактические приемы, в том числе  используемые зарубежной полицией при  получении и оценке информации, использование  открытых вопросов, с точки зрения нейролингвистического програмимрования использование «Мета-Модели», использование  парафраз, эхо-реплик, рефлексивных замечаний.

Этап проверки информации представлен основными способами: сверка с имеющейся доказательной  базой, проверка данными, на которые  имеется ссылка в показании исследование логичности внутреннего содержания показания и экспериментальный  способ.

Диагностика непроизвольных ошибок предполагает психолого-криминалистическое исследование причин вызвавших искажение  информации, которое предполагает определение  стадии когнитивного процесса и уровня деятельности в котором произошло  искажение. В литературе делается вывод  о необходимости определения  установочного уровня деятельности для диагностики непроизвольных ошибок в показаниях путем детального выяснения у допрашиваемого его  мотивов целей и стадий интересующего  процесса, причем высказывается мнение о необходимости репрезентации  хода и результатов проведеннои  диагностики в материалах уголовного дела.

Отмечается недостаточный  уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, которые проявляются в дефиците знании в области психологии и  отсутствии коммуникационных навыков. В связи с этим актуально включение  в программу обучения курса криминалистики психологических основ тактики  следственных действии.    

 Первые исследования  конца XIX в - начала XX в о достоверности  свидетельских показаний явились  фундаментом для криминалистических, процессуальных и судебно-психологичезких  исследовании как за рубежом,  так и в России. После Второй  мировой войны исследования в  области судебной психологии  и криминалистики продолжались, хотя объем их значительно  снизился по объективным причинам. 1960-е гг отмечены своеобразным  всплеском в исследованиях в  судебной психологии и криминалистике  и в частности в исследованиях  свидетельских показании. Исследования  с 1990 г. до настоящего времени  нельзя, сравнить по объему с  предыдущим периодом, однако в  последних исследованиях просматривается  тенденция к более прикладному  характеру исследовании и более  смелому использованию зарубежного  опыта особенно в области психологических  исследовании.

Особое внимание в современной  литературе уделяется рассмотрению добросовестному заблуждению. При  этом  делается вывод о субъективно-психологической природе добросовестного заблуждения как процесса, имеющего свои причины в психике субъекта, в отличии от объективных факторов восприятия и субъективно-физиологических особенностей субъекта, предоставляющих информацию в искаженном виде на входе. Добросовестное заблуждение возникает а ходе познавательных психических процессов под влиянием психических особенностей субъекта. Получая относительно объективную информацию, не искаженную объективными условиями наблюдения и относительно точно переданную физиологическими анализаторами, психика субъекта привносит в ее структуру свои изменения основанные на индивидуальности личности. Субъективно психологический характер трансформации отражается и в определении этого процесса как «добросовестное заблуждение» в котором термин «заблуждение» отражает неосознаваемый субъектом психический процесс.

При рассмотрения психической  причины возникновения добросовестного  заблуждения с точки зрения целостной  индивидуальной детерминанты или модуса личности, оказывающей регулирующее воздействие над всеми психическими процессами необходимо отметить, что  определение добросовестного заблуждения  выглядит, как результат действия установки -добросовестное заблуждение  это бессознательное частичное  или полное искажение объективной  действительности в показаниях участников уголовного процесса, обусловленное  имеющейся у субъекта системой установок  различного уровня, происходящее при  восприятии, переработке воспоминании и воспроизведении информации.

Существует вероятность  искажения информации свидетелями  и потерпевшими в процессе восприятия. Установки в данном случае представлены как модус индивидуальной личности целостного индивида определяющие ре акцию субъекта на ситуацию. Подразделяя  действие установок соответственно трем уровням деятельности мотивационному целевому и операциональному в науке  классифицируются ошибки восприятия возникающие  под влиянием установок каждого  уровня.

Мотивационный или смысловой  уровень действия установки находит  наибольшее выражение в добросовестном заблуждении свидетелей и потерпевших  в связи с ошибками возникающими вследствие действия социальной установки. Огромное влияние на качество показаний  оказывают социальные факторы существования. Социальный статус воспринимающего, среда  существования, национальные и культурологические особенности, являясь фильтрами  восприятия, искажают поступающую информацию. Эта проблема особенно актуальна  с точки зрения криминалистики, а  в частности, тактики допроса  свидетелей и потерпевших принадлежащих  к разным социальным группам, свидетельствующих  об одном и том же событии.   

В научной литературе рассматривается  проблема допустимости умозаключений  в показаниях свидетелей и потерпевших, при этом делается вывод о том, что умозаключение является неотъемлемой частью свидетельствования о каком-либо факте, однако показание, содержащее умозаключение, нуждается в уточнении и детализации  фактов на основании которых свидетель  или потерпевший сделал умозаключение.

Наличие какой либо цели у субъекта определяет направленность и концентрацию его внимания. Вследствие чего при восприятии возникает определенное соотношение фигуры и фона которое  управляет направленностью внимания на одни объекты и отсутствие внимания по отношению к другим. Выбор определенного  элемента, вокруг которого организуется окружающее, определяется значимостью, целью или интересом. В этом смысле теория установки, а именно целевой  уровень установки,  обусловленный вниманием, тесно связан с психологической гештальт-теорией. Добросовестное заблуждение, обусловленное целевой установкой, проявляется в отсутствии внимания свидетелей и потерпевших к определенным предметам и событиям, не имеющим субъекгивного значения, однако являющимися значимыми с криминалистической точки зрения. Главной рекомендацией при допросе свидетелей и потерпевших, обнаруживающих отсутствие воспоминании о событии вследствие отсутствия интереса к нему, является диагностика имевшихся на тот момент целей и задач.  Это возможно уточнением внутреннего отношения к событию в ходе допроса. В зависимости от этого следователь сможет определить, являлось ли для допрашиваемого интересующее расследование событие однообразным фоном либо минимальное количество внимания было обращено на сопутствующие реализации цели события, обусловив латентное запечатление. Во втором случае у следователя есть шанс извлечь интересующую информацию психолого криминалистическими приемами.

Представляют интерес  ошибки восприятия вследствие действия целевой установки обусловленные  психическими состояниями. Такие ошибки проявляются в стойких иллюзиях относительно воспринятых событий  в связи с сильными эмоциональными переживаниями сопровождающими  восприятие, являющимися негативными  фильтрами восприятия. Психологическими приемами работы с такими потерпевшими, являются те, в основе которых лежит  принцип корректного отношения  к их эмоциональному состоянию. Способом диагностики показаний является сравнительный анализ психического состояния, присущего потерпевшему на момент посягательства и характера  его действий.

Ошибки восприятия, возникающие  вследствие действия операциональной  установки. С точки зрения криминалистики такие ошибки проявляются в показаниях свидетелей и потерпевших, свидетельствующих  о ежедневно повторяющихся событиях. В механизме восприятия таких  событий отсутствует акт объективации или внимания, восприятие происходит на основе ранее фиксированной установки. Многократное повторение восприятия рождает  стойкую иллюзию, в то же время  однократный акт объективации может  разрушить застывшую картину, в  результате чего в сознании отразится  максимально приближенный к объективной  реальности образ.

Отдельное внимание специалистами  уделяется описанию механизма трансформации  информации путем преобразования глубинных  структур в поверхностные, описанного Д.Гриндером и Р.Бэндлером в  теории нейролингвистического программирования. Согласно этой теории, информация претерпевает три типа изменений: обобщение или  генерализация, опущение - выборочное восприятие и описание, искажение - трансформация под воздействием психических состояний, установок, фантазий. Стержневая идея этой теории заключается в том, что наибольшую роль в трансформации информации при воспроизведении играет поверхностная  структура, то есть словесные обозначения. Д. Гриндер и Р.Бэндлер предлагает эффективный способ восстановления искаженной информации, называемый «мета-модель».

«Мета-модель» представляет собой эффективную систему открытых вопросов, позволяющих подняться  на более высокий уровень «мета» по отношению к двусмысленному высказыванию. Использование «мета-модели» в  практической деятельности резко повышает эффективность допроса, сокращает  его время и повышает качество полученных показаний, которые отличаются высокой степенью ясности и конкретности, что значительно облегчает расследование.

Специалистами изучаются  проблемы «пробелов» памяти у потерпевших  и свидетелей. Они подразделены на две категории: возникающие в  связи с незапечатлением криминалистически  значимой информации и частичным  или полным забыванием.

Специфичен механизм запоминания  криминалистически значимой информации в зависимости от действия установок, в связи с чем в тактике  допроса необходима обязательная постановка вопросов, направленных на выяснение  уровня деятельности, сопровождающего  запоминание, а также характера  запоминания: произвольного и непроизвольного. Обращается внимание на то, что внимание потерпевшего может характеризоваться  «мнемической направленностью», то есть быть ориентированным на произвольное запоминание, однако и в этом случае показание может не избежать искажений, т.к. произвольное запоминание субъективно  существенных деталей исключает  запоминание других, которые впоследствии могут оказаться высокозначимыми.

Запоминание, реализуемое  прямой установкой на запоминание, в  ряде случаев менее продуктивно, чем непроизвольное запоминание, продиктованное характером деятельности. Именно поэтому  тактика допроса, направленная на определение  «русла» выполняемой деятельности, должна быть основана на индивидуально-личностном подходе к допрашиваемому. Обстоятельства окружающей действительности, лежащие  за границей направленности, не связанные  с основным руслом деятельности, не запечатлеваются актуально, однако могут составлять патентный слой запечатления.

Отдельно рассматривается  подход к процессу запоминания с  точки зрения когнитивной теории памяти, согласно которой степень  запоминания напрямую зависит от уровня обработки материала. Глубокая обработка на семантическом уровне предполагает прочное запоминание. Большое значение в этом механизме  играет субъективная обработка информации - «отнесение анализируемой информации к себе», то есть переработка информации через субъективные фильтры. Это  обстоятельство следует учитывать  в тактике допроса, которая должна быть основана на постановке вопросов, ориентированных относительно личности и интересов допрашиваемого.

Общим правилом допроса является его производство как можно быстрее, не дожидаясь трансформирующего  воздействия времени. Однако в отношении  потерпевших, переживших психотравмирующее  воздействие, действуют иные приемы, обусловленные процессом реминисценции, когда отсроченное во времени  воспроизведение может оказаться  более эффективным, чем непосредственное. В то же время при определении  времени допроса следует учитывать  действие интерференции, которая может  вызвать обратный процесс в связи  с наложением последующей информации. При наличии таких ограничений  закономерным является вывод о необходимости  учитывать индивидуально-личностные особенности потерпевшего и его  психическое состояние, а также  возможность влияния со стороны  других участников процесса и иных форм внушения. Тактически верным будет  проведение краткого допроса потерпевшего о смысле произошедших с ним событий  для квалификации преступления и  дальнейшего планирования расследования  с последующим подробным допросом по прошествии некоторого количества времени для стабилизации воспринятого в памяти.

Информация о работе Криминалистические методы и средства установления личности