Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:59, дипломная работа
Цель исследования. Основная цель исследования заключается в помощи сотрудникам правоохранительных органов в изучении возможностей использования криминалистически значимой информации о личности преступника.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, при использовании криминалистической информации о личности преступника.
Предмет исследования. Предметом исследования являются закономерные связи между характеристиками личности преступника и следовой картиной преступления.
Введение
с.3
Глава 1. Основы использования данных о личности в судопроизводстве
с.7
§1. Понятие и значение установления личности
с.7
§2. Общие положение о методах и средствах установления данных о личности
с.15
Глава 2. Методы и средства собирания данных о личности
с.26
§1. Личность преступника как объект криминалис-тического изучения
с.26
§2. Личность свидетеля и потерпевшего как объект криминалистического изучения
с.37
§3. Экспертные методы и средства установления личности
с.51
Заключение
с.75
Список использованных источников
План изучения должен охватывать: условия развития данной личности (жизнь в семье, воспитание, образование и т. д.); сведения о ней в настоящее время; сведения о поведении, действиях данной личности в различных условиях и ситуациях и т. д. Большое внимание должно уделяться исследованию отношений личности с коллективом (поведение в коллективе, отношение к труду, к товарищам и т. д.). В каждом конкретном случае план изучения личности может быть различным с учетом обстоятельств дела, роли личности в процессе.
Планирование предполагает подготовку всех следственных и судебных действий таким образом, чтобы они давали возможность наиболее полно собрать все сведения об изучаемой личности. Планирование предполагает и составление характеристики как результата изучения личности.
Особенности методов изучения личности. Вся намеченная программа изучения личности реализуется при помощи целой системы методов[3]. Для изучения личности в судебной психологии в той или иной степени применяются методы общей психологии, разработанные для этой цели, но измененные, приспособленные и к условиям процессуальной деятельности, и к специфическим целям этой деятельности. Судебно-психологические методы изучения личности базируются на методологических принципах изучения личности, принятых в психологической науке.
Особенность методологических принципов изучения личности заключается и в том, что методы ее изучения обязательно должны применяться в совокупности, так как только при соблюдении этого принципа гарантируется поступление полной информации о личности, возможность учета при оценке личности всех ее проявлений.
Кроме того, данные методы реализуются в условиях процессуальной деятельности, в ходе следственных и судебных действий. Весь процесс расследования, судебного рассмотрения дела, обязательно является процессом изучения личности; выдвижения новых предположений, проверки их и т. д. Применение методов изучения личности связано с проблемой расширения методов фиксации результатов следственных, действий. Как и во многих других случаях, мы здесь сталкиваемся с прямой зависимостью развития методов судебной психологии от процессуальных форм и условий деятельности: В настоящее время, когда одним из основных способов фиксации следственных и судебных действий является протоколирование, результаты применения судебно-психологических методов изучения личности часто не могут иметь никакого доказательственного значения. Чем более широко будут применяться для фиксации следственных действий видео- аудиозаписи и т.п., тем большее доказательственное значение будут иметь методы изучения личности, применяемые в процессе проведения следственных и судебных действий.
В судебной психологии существует целая система методов изучения личности, совокупность которых позволяет в короткое время предварительного следствия и суда вынести достаточно полное суждение о личности обвиняемого, свидетеля:
Метод наблюдения. Под методом наблюдения в общей психологии понимается специально организованное восприятие изучаемых психических явлений. Метод наблюдения дает наилучшие результаты в том случае, если перед его применением в отношении объекта, его взаимодействий уже выдвинуты определенные версии, правильность которых проверяется в ходе наблюдения. Отсюда непременным условием метода наблюдения является его целенаправленность, плановость.
В процессе судебно-
Судебно-психологическое наблюдение выполняется как незаметно для объекта, так и в процессе общения с ним. Это зависит от стадии осуществления правосудия. В оперативной деятельности органов милиции собирание сведений о личности путем наблюдения за нею может проводиться без ее ведома. Такие различия в применении метода наблюдения весьма существенно отражаются на его результатах, в связи с тем что интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы в общении проходят у человека иначе, чем вне общения[5].
Важно уметь наблюдать как за личностью в целом (синтетически воспринимать личность), так и за отдельными деталями. Так, например, наблюдая за руками человека, можно получить информацию о его профессии, об эмоциональном состоянии его в данное время.
Следует различать два вида метода наблюдения: непосредственное и опосредствованное. В первом случае наблюдение производит то же самое лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Опосредствованное наблюдение имеет место в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Такой вид наблюдения имеет характерную особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (речь идет прежде всего о психиатрической экспертизе) и т. д.
Метод беседы. Метод беседы
широко применяется при изучении
личности в общей психологии. «Беседа
— это источник и способ познания
психологических явлений в
К методу беседы предъявляются следующие требования: плановость; целенаправленность; избирательность; индивидуальность; соблюдение этико-педагогического такта.
Применение метода беседы дает возможность познакомиться с определенными особенностями личности, выявить ее действительное отношение к определенным фактам, ее собственную характеристику и т. д. Методом беседы проверяется:
1) отношение человека к определенным фактам, явлениям, личностям;
2) уровень развития личности: общеобразовательный, культурный, профессиональные знания, интересы;
3) мировоззрение личности, понимание моральных и этических норм, правил поведения, отношение к ним;
4) волевые качества личности, темперамент, характер и прочие психологические особенности;
5) соотношение торможения
и возбуждения; виды реакций,
степень их выраженности на
отдельные, специально
Иногда целесообразно осуществлять метод беседы в условиях, наиболее привычных для человека, личность которого изучается.
Результаты беседы, как правило, закрепляются в протоколах допросов, но в ряде случаев .(в зависимости от особенностей самой беседы, стадии осуществления правосудия) они могут и не фиксироваться в процессуальном документе, а закрепляться только в виде записей лица, которое проводило беседу.
Некоторые психологи выделяют в виде разновидности метода беседы заочную беседу, которая характеризуется тем, что испытуемый сообщает сведения о своей жизни, о своем отношении к, тем или иным фактам, явлениям, личностям в письменной форме.
Метод эксперимента. При изучении личности в судебно-психологических целях первостепенное значение имеет изучение действий этой личности. Виды экспериментов:
Метод естественного эксперимента.
Сущность этого метода заключается
в том, что личность без ее ведома
ставится в заранее изученные
или созданные условия, ситуации,
где она должна действовать и
этими своими действиями проявлять
определенные качества, проверяемые
в ходе естественного эксперимента.
Методом естественного
Метод психолого-педагогического эксперимента характерен тем, что он обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания. Особенность его заключается в том, что он реализуется в жизни, деятельности коллектива.
Этот метод содержит следующие элементы: предварительное изучение коллектива, всех отношений внутри его; осуществление с учетом целей и полученных результатов изучения выбора средств воспитательного воздействия для реализации в эксперименте; реализация намеченных для эксперимента средств воспитательного воздействия; анализ и синтез полученных в ходе эксперимента данных.
Метод лабораторного эксперимента
применяется для выявления
Метод обобщения независимых
характеристик. Этот метод может
быть сформулирован как сбор и
последующее обобщение всех устных
и письменных показаний ряда различных
лиц об изучаемой личности. При
применении этого метода важно учитывать
полноту отдельных
Метод анализа результатов (продуктов) деятельности. Под данным методом понимают изучение овеществленных результатов деятельности изучаемого лица. Обычно принято подразделять эти результаты на следующие группы: - результаты художественного творчества; - результаты производственной деятельности; - письменные документы.
Особенно часто производится анализ письменных документов. При этом исследуется стиль письма, выявляются профессиональные, смысловые и иные особенности и т. д. Для анализа письма в целях изучения личности широко используются достижения современной криминалистики в изучении письма, особенностей почерка. В настоящее время криминалистическое исследование письма дает возможность решать многие вопросы об особенностях личности писавшего, о его психических состояниях во время написания изучаемых текстов. Дальнейшее развитие советского почерковедения, безусловно, даст еще более широкую возможность для познания личности писавшего по выполненному им письму.
Кроме вышеперечисленных трех групп продуктов деятельности, следует признать наличие еще двух специфических групп: - орудия совершения преступления; - особенности материальных следов преступной деятельности. В судебной и следственной практике всегда производится осмотр орудий преступления - вещественных доказательств; осмотр следов и результатов преступной деятельности - обстановки на месте происшествия, особенно тех изменений, которые возникли в результате действий преступника; осмотр объектов, носящих на себе следы действий преступника, и т.д. Перечисленные объекты, следы на них, как и результаты действий преступника, могут свидетельствовать о некоторых особенностях его личности и обязательно должны быть использованы в процессе собирания сведений о личности преступника.
В группу продуктов деятельности
следует включить и различного рода
фотоснимки, как изготовленные самим
лицом, личность которого изучается, так
и те, на которых запечатлено данное
лицо в процессе отдыха, деятельности
и т. д. Такое изучение снимков
даст возможность существенно
Методы изучения групп
и коллективов. В процессе осуществления
правосудия следует изучать не только
.отдельные личности, но и отдельные
группы, коллективы. Для полного
суждения о психических качествах
определенной личности следует изучать
эту личность в процессе общения
с другими лицами. Индивидуально-психологическое
исследование должно постоянно сочетаться
с социально-психологическим
При изучении психологии конкретного
коллектива используются методы, разработанные
в общественной (социальной) психологии;
наиболее распространенными из которых
являются: метод анкетирований (именная
и безымянная анкета); изучение документов
о жизни и деятельности коллектива;
изучение психических реакций
Информация о работе Криминалистические методы и средства установления личности