Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:37, курс лекций
Осмотр - это действие, направленное на собирание доказательств в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.
Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (Ст.176 УПК РФ).
Введение……………………………………………………….…………………4
Глава 1. Общие положения и понятие осмотра в уголовном процессе……….6
Глава 2. Материальные следы и объекты на месте происшествия………......21
Глава 3. Технико-криминалистические средства, используемые при осмотре места происшествия...……90
Глава 4. Применение фотосъемки и видеозаписи при осмотре места происшествия ………………102
Глава 5. Осмотр места происшествия, связанного с обнаружением трупа .……………………………119
Глава 6. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия….……......128
Глава 7. Осмотр места авиационного происшествия ..……………………..135
Глава 8. Осмотр места железнодорожного происшествия …….…………144
Глава 9. Осмотр места происшествия, связанного с взрывом ….…………155
Глава 10. Осмотр места происшествия по делам о грабежах и разбоях…..162
Глава 11. Осмотр места происшествия по делам о кражах, совершаемых с проникновением в жилище .…………………167
Глава 12. Осмотр места происшествия по делам о пожарах …..…………..173
Глава 13. Осмотр места происшествия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации .……181
Глава 14. Некоторые характерные ошибки, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов при осмотре места происшествия ………...186
Список использованной литературы ………………………………………..188
- докладывает начальнику ОВД и ГАИ о ДТП;
- если к происшествию причастен транспорт иностранных государств, информирует об этом заинтересованные ведомства;
- если водитель с места происшествия скрылся, выясняет приметы транспортного средства, вероятное направление его движения, приметы водителя;
- обеспечивает своевременный выезд на место происшествия следственно-оперативной группы в полном составе38.
Сотрудники милиции, первыми прибывшие на место происшествия, обязаны: оказать лично или принять меры к оказанию помощи пострадавшим; установить очевидцев происшествия; принять меры к сохранности следов и обстановки; обеспечить объезд транспортных средств, а если это невозможно, зафиксировать первоначальное расположение следов и предметов (начало и конец тормозного пути, контуры пятен крови, расположение тела трупа, предметов его одежды, вещей, передних и задних колес транспортного средства, упавшего груза и т.п.), могущих иметь значение для дела; сделать замеры этих следов и привязку не менее чем к двум ориентирам.
Отметка может быть сделана мелом, краской, острым предметом.
Состав следственно-оперативной группы (СОГ) и их обязанности
В состав следственно-оперативной группы входят: следователь, инспектор дознания ГАИ, оперуполномоченный уголовного розыска, инспектор ГАИ, эксперт-криминалист, специалист-автомеханик.
Следователь руководит производством осмотра места происшествия, составляет протокол, планы и схемы к нему, координирует работу всех членов СОГ.
Инспектор дознания ГИБДД исполняет поручения следователя по составлению процессуальных документов, при отсутствии следователя руководит СОГ по проведению осмотра места происшествия.
Оперуполномоченный уголовного розыска оказывает помощь следователю или дознавателю при осмотре места ДТП, выполняет их поручения, проводит оперативно-розыскные мероприятия; совместно с представителями ГИБДД организует преследование скрывшегося водителя; принимает участие в организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося транспортного средства; производит обход квартир граждан, проживающих поблизости от места происшествия; беседует с собравшимися на месте происшествия гражданами в целях получения от них сведений, могущих иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП; получает объяснения от потерпевших об обстоятельствах ДТП.
Инспектор ГИБДД обеспечивает безопасность движения транспортных средств и пешеходов в районе ДТП; оказывает помощь следователю или дознавателю в ОМП в обнаружении следов и предметов, которые могут иметь значение для раскрытия и расследования ДТП, для установления транспортных средств, участвовавших в ДТП; помогает проверить техническое состояние транспортного средства и отправить его к месту хранения до решения вопроса о выдаче владельцу.
Эксперт-криминалист оказывает помощь следователь или дознавателю в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке следов, объектов со следами, оказывает помощь в вычерчивании планов и схем, осуществляет фото– и видеосъемку места ДТП и технических средств, проводит предварительное исследование следов на месте ДТП с целью раскрытия преступления «по горячим следам».
Действия следователя по прибытию на место происшествия
- установить личность водителей ТС, участвовавших в происшествии, проверить их документы и, в случае необходимости, изъять их;
- выяснить у очевидцев и у работников милиции, что произошло при ДТП и какие изменения внесены в обстановку;
- при невозможности сохранить обстановку ДТП в неизменном состоянии отметить местоположение ТС; контуры ТС, тел потерпевших, следов и объектов;
- если у водителя отмечается наличие признаков опьянения, немедленно направить его на медицинское освидетельствование в сопровождении работников милиции;
- в случае, если водитель скрылся с места происшествия, принять меры к его задержанию.
Общий и детальный осмотр места ДТП
В ходе осмотра участка дороги фиксируются его точные координаты. Если он находится в населенном пункте, указываются название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта.
Направление дорожного полотна в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом – по населенным пунктам. Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (прерывистая, сплошная), наличие или отсутствие перекрестков и их характер. Указываются тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, грунт), его состояние (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и т.д.), наличие продольного или поперечного наклона дороги.
Необходимо установить условия видимости различных объектов при определенном освещении и расстояние до них. Следует зафиксировать, какие лампы установлены на столбах уличного освещения, а также наличие и отсутствие луны, ее фазы. В случаях, если электросистема транспортного средства не вышла из строя, то расстояние видимости следует определять включением ближнего и дальнего света фар этого автомобиля. Если ДТП случилось вечером или на рассвете, то определение расстояния видимости нужно производить в то же время суток и при такой же погоде.
При детальном осмотре наиболее целесообразной является такая последовательность осмотра следов и объектов на месте ДТП:
1. Осмотр, фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих веществ, мелких объектов. Они подвержены быстрому изменению и уничтожению, поэтому должны осматриваться, фиксироваться и изыматься в первую очередь.
2. Осмотр стойких следов транспортных средств (торможения, частей ТС на препятствиях, сооружениях, деревьях и т.д.), следов и веществ биологического происхождения. Эта группа следов более устойчива, поэтому их осмотр, фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть осуществлены во вторую очередь.
3. Осмотр трупа и транспортных средств. Эти объекты можно, после их фото- и видеосъемки, отметки мелом на проезжей части дороги, улицы, переместить на обочину дороги или на тротуар.
Такая необходимость возникает при осмотре мест происшествия на дорогах с интенсивным движением.
Отдельные объекты и следы запечатлеваются детальной фото– и видеосъемкой с применением масштабной линейки, измеряется расстояние от них до элементов дороги, описав положение и зафиксировав расстояние следов и объектов в отдельности, с помощью специалиста-автотехника можно определить происхождение частей транспортных средств, масел и других жидкостей, используемых для обеспечения работы механизмов.
После их описания объекты и следы изымаются, упаковываются в подручные средства, упаковки процессуально оформляются. Кроме того, изымаются и контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п.
При обнаружении следов шин в протоколе указывается:
- вид и состояние поверхности, на которой обнаружены следы;
- вид следов (статический, динамический, поверхностный, объемный и т.п.;
- место расположения следов;
- количество дорожек следов и их относительное размещение;
- ширина каждой беговой дорожки (ширина следа протектора);
- ширина колеи передних и задних колес;
- строение рисунка протектора (ромбы, треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники или их сочетание);
- форма и размеры особенностей протектора, наличие дефектов (трещин, выбоин, заплат и т.п.);
- расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина следа одного оборота колеса);
- длина следов торможения;
- признаки направления движения.
При описании следы должны быть сориентированы к неподвижным объектам: границам перекрестка, пешеходному переходу, к углам расположенных поблизости домов и др. Например, при обнаружении следов торможения в протоколе ОМП можно записать: «Следы торможения начинаются в 14 м от северо-восточного угла дома №35 по ул. Дахадаева и в 3 м от правого тротуара по движению транспорта, а заканчиваются в 22,7 м от того же угла дома и в 1,5 м от того же тротуара». След торможения измеряется по отношению к одной паре колес. Если измерить весь след (от начала до конца), то из этой величины нужно вычесть базу автомобиля (расстояние между осями передних и задних колес; у полуприцепов – расстояние между первой и третьей осью).
При обнаружении всех четырех следов протекторов, в виде отрезка дуг в протоколе ОМП можно записать, например, так: «Правый след начинается в 2,5 м от правого тротуара и при общей длине 10,5 м заканчивается в 1,7 м от него. В 3 м от начала след удален от правого тротуара на 2,5 мм, в 6 м – на 2,1 м и 8 м – на 1,9 м». Такое описание позволяет воспроизвести расположение следов с большой точностью.
Следы протектора запечатлеваются фото- и видеосъемкой. При обзорной и узловой съемке желательно использовать глубинный масштаб в виде номерных таблиц, расположенных через каждые 90 см друг от друга. По таким снимкам можно судить о взаиморасположении следов и различных объектов, находившихся на дороге, а также определить расстояние между ними.
Осмотр транспортного средства
На месте происшествия транспортные средства осматриваются после осмотра, фиксации, изъятия и упаковки следов и предметов, подверженных изменению и уничтожению, одновременно с трупом или сразу после него.
В протоколе осмотра указывается:
- какое это транспортное средство, его вид, модель, регистрационный номер, цвет;
- характер перевозимого груза, его количество, вес и т.д.;
- где находится ТС (на проезжей части, тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке и т.д.);
- как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть (бампер, крюк), правая и левая стороны (шины, борта кузова) от элементов дороги, других ТС, трупа, а также объектов, избранных в качестве ориентиров40.
Следы автомашины отчетливо видны на правой обочине Федеральной автомобильной дороги (если смотреть в сторону Махачкалы). Они представляют собой вдавленные оттиски в застывшем грунте. Следы начинаются в 16 м к северу от километрового столба с обозначением 946/12, отходят от края асфальтового покрытия под углом около 30 градусов и заканчиваются, подходя к асфальтовому покрытию, приблизительно под таким же углом. Следы имеют форму дуги. Общая длина дорожки следов протектора (по прямой) 32 м. Наружный след проходит от края асфальтового покрытия на расстоянии 1, 8 м. Общее число следов – четыре, каждый след отображен в отдельности. Ширина каждого следа составляет 9,5 см. Ширина колеи - 117 см и 110 см (между центрами соответствующих пар следов). Рисунки протекторов шин, отобразившиеся во всех четырех следах, аналогичны и состоят из пяти рядов: углубленных пятиугольников – два боковых ряда размером 7х5 см; углубленных ромбиков размерами 7х6 см – три средних ряда; глубина следов 5 см. С двух фрагментов следов, где рисунок отображен более отчетливо, изготовлены гипсовые слепки. Следы шин автомашины зафиксированы ориентирующей, узловой и детальной фото– и видеосъемками, зарисованы, на плане-схеме указаны цифрой 4. Гипсовые слепки упакованы в деревянный ящик с ватой, крышка которого закреплена 8 гвоздями. Ящик перевязан шпагатом белого цвета, концы связаны и опечатаны оттиском печати «Для пакетов №3, Советский РОВД, г. Махачкала». На упаковке выполнена надпись «Два гипсовых слепка, изготовленных с фрагментов следов протектора колес автомашины при осмотре места ДТП на 12 километре ФАД на участке Махачкала – Сулак 20.10.2003 года», закрепленная подписями специалиста, понятых и следователя.
В 12 м слева от шоссейной дороги Махачкала – Шамхал (если стать лицом к северо-западу) и в 2,5 м от головы трупа на рыхлой земле обнаружены объемные следы протектора автомашины, направлением юго-восток – северо-запад. Следы находятся на повороте. Размер колеи передних колес – 154,5 см, задних колес – 167,5 см. Ширина каждой из них – 17см, максимальная глубина следов – 8 см. На отдельных участках следов имеются хорошо выраженные ступеньки, пологие стороны которых направлены на северо-запад. На одном из участков крайней дорожки (если встать лицом на северо-запад) обнаружена периодически повторяющаяся особенность (повторяющаяся через каждые 277,2 см) в виде выпуклости веретенообразной формы наибольшими размерами 5 х 2 см, расположенный под углом 25 градусов к направлению следа. В следах отобразился рисунок протекторов шин, состоящий из углубленных ромбовидных (длина сторон 5 см и 7 см) и угловатых (длина сторон 4 см и 7 см) элементов. Следы измерялись при помощи мягкой миллиметровой рулетки с миллиметровым делением, штангенциркуля и транспортира. Общий вид следов протектора, их индивидуальные особенности были зафиксированы узловой и детальной фото – и видео съемками. С участка следов (с индивидуальной особенностью) изготовлен гипсовый слепок. Слепок упакован в картонный коробок с опилкой, края которой заклеены скотчем и опечатаны 6 оттисками печати «Для пакетов №3, Советский РОВД, г. Махачкала». На упаковке выполнена надпись «Гипсовый слепок с фрагмента следа протектора автомашины, обнаруженного при осмотре места происшествия по факту обнаружения трупа 20.10.2003 г.», закрепленная подписями специалиста, понятых и следователя.