Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:37, курс лекций
Осмотр - это действие, направленное на собирание доказательств в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.
Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (Ст.176 УПК РФ).
Введение……………………………………………………….…………………4
Глава 1. Общие положения и понятие осмотра в уголовном процессе……….6
Глава 2. Материальные следы и объекты на месте происшествия………......21
Глава 3. Технико-криминалистические средства, используемые при осмотре места происшествия...……90
Глава 4. Применение фотосъемки и видеозаписи при осмотре места происшествия ………………102
Глава 5. Осмотр места происшествия, связанного с обнаружением трупа .……………………………119
Глава 6. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия….……......128
Глава 7. Осмотр места авиационного происшествия ..……………………..135
Глава 8. Осмотр места железнодорожного происшествия …….…………144
Глава 9. Осмотр места происшествия, связанного с взрывом ….…………155
Глава 10. Осмотр места происшествия по делам о грабежах и разбоях…..162
Глава 11. Осмотр места происшествия по делам о кражах, совершаемых с проникновением в жилище .…………………167
Глава 12. Осмотр места происшествия по делам о пожарах …..…………..173
Глава 13. Осмотр места происшествия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации .……181
Глава 14. Некоторые характерные ошибки, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов при осмотре места происшествия ………...186
Список использованной литературы ………………………………………..188
- направление и угол падения;
- положение самолета в момент удара и т.д.
Осмотр материальной части воздушного судна включает в себя осмотр:
- планера воздушного судна (определить те участки, узлы и элементы, разрушение которых не является следствием удара самолета о землю; выяснить, с чего началось разрушение; установить возможные следы взрыва; наличие льда на крыле и мотогондоле; выявить возможные следы пожара);
- шасси и кабины экипажа (рис. 3-5);
- органов управления самолетом и двигателей (рис.5);
- топливной системы и маслогидросистемы;
- воздушного винта;
- узлов подвески двигателей и крепления гондол (рис.1);
- противопожарной и противообледенительной систем.
При осмотре шасси надо установить:
- выпущено или убрано было шасси во время полета;
- положение шасси при ударе о землю.
При осмотре кабины экипажа нужно:
- отметить состояние органов управления и приборов;
- определить характер повреждений приборов;
- определить и зафиксировать положения рычагов управления двигателями и кранов подачи топлива и т.д.;
- выяснить положение автоматов защиты сети; состояние обогрева, вентиляции и системы герметизации кабины; различных люков; систем противообледенительного устройства; характер повреждений кресел и привязных ремней членов экипажа; состояние органов управления автопилотом;
- осмотреть корпус кабины снаружи и изнутри.
Далее, при осмотре воздушного судна необходимо тщательно проверить и зафиксировать в протоколе:
- органы управления воздушным судном;
- двигатели, узлы подвески, крепления гондол;
- топливные системы и маслогидросистемы;
- воздушный винт;
- противопожарные и противообледенительные системы.
Рис. 25.Центральный пульт пилотов: Рис. 26.Верхний пульт пилотов:
1-панель управления двигателями, спойлерами, 1-передняя часть верхнего
триммерами; 2-оградительная диафрагма; пульта с приборами контроля
3-кран аварийного торможения; 4-панель работы двигателей; 2-приборы
топливной системы; 5-приставка светосиг- контроля работы, управления
нализаторов реверса; 6-штурвал противопожарной и топливной
управпения триммерами руля высоты; систем; 3-приборы топливомера;
7-пульт системы автоматического 4-часы
Управления самолетом; 8-панель
Управления шасси; 9-рукоятка управления
закрылками
Глава 8. ОСМОТР МЕСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
8.1. Осмотр места происшествия по делам о крушениях и авариях на железнодорожном транспорте
Цель осмотра:
- установить причины и механизм происшествия;
- выяснить, какие изменения внесены в обстановку места происшествия;
- обнаружить, зафиксировать, изъять и упаковать следы и другие предметы.
Крушения и аварии на железнодорожном транспорте происходят по причинам технического характера, которые оставляют на месте происшествия материальные следы на объектах железнодорожного транспорта. Исходя из этого, место происшествия является важным, а иногда и единственным источником получения доказательств.
Проведению качественного осмотра места происшествия препятствует быстро меняющаяся обстановка в связи с мероприятиями по ликвидации последствий крушения или аварии, большая протяженность места осмотра, значительное количество объектов осмотра.
При подготовке к осмотру необходимо:
- точно определить, какие объекты подлежат осмотру, и в какой последовательности;
- установить связь с органами территориальной милиции, с ведомственной комиссией, руководителем ремонтной бригады. В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия принять меры к подготовке научно-технических средств, необходимых для осмотра места происшествия;
- если по предварительным данным можно предположить, что именно произошло, то, кроме обычных НТС, рекомендуется использовать специальные шаблоны и приспособления, при помощи которых работники железной дороги выявляют дефекты и неисправности объектов железнодорожного транспорта;
-привлечь к производству
осмотра следующих
Следственная практика
показывает, что применение научно-технических
средств является необходимым условием
успешного расследования
Хотя в УПК РФ не закреплено положение об обязательном присутствии специалиста при ОМП по делам данной категории, но практика подсказывает, что без специалиста, владеющего техническими знаниями в различных отраслях железнодорожного транспорта, качественно провести данное следственное действие невозможно.
В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены:
- общие сведения о месте происшествия: наименование станции, перегона, номер километра, пикета, стрелочного перевода;
- общая характеристика поезда: вид поезда (пассажирский, почтово-багажный, воинский, грузопассажирский, грузовой, восстановительный, пожарный, снегоочиститель и т.д., его номер; количество осей; количество и тип вагонов и характер их распределения по длине состава (четырехосные полувагоны, крытые вагоны; восьмиосные полувагоны, цистерны; шестиосные полувагоны, пассажирские и т.д.); фактическая схема состава; расположение единиц подвижного состава на месте происшествия с обязательным составлением подробной схемы.
Зачастую фактическая схема состава – последовательность расположения вагонов в составе поезда – не соответствует указанной в натурном листе. Об этом нельзя забывать при ОМП.
При внешнем осмотре локомотива необходимо зафиксировать: вид, тип, серию; местонахождение (на рельсах, на земляном полотне); положение локомотива по отношению к другому подвижному составу, а также положение секций этого локомотива по отношению друг к другу (вдавлен в другой локомотив, опрокинут, находится на предельном расстоянии, в соприкосновении с другим подвижным составом и т.д.); состояние тормозной системы, а именно: наличие тормозных колодок, степень их нагрева и прижатия к бандажам колес, следы, свидетельствующие о длительном торможении, наличие и исправность автотормозных рукавов, их соединение, исправность концевых кранов; состояние колесных пар локомотива и т.д.
В кабине машиниста в первую очередь необходимо осмотреть состояние приборов, обеспечивающих безопасное движение локомотива, это – контролер машиниста, краны машиниста, аппаратура автоматической локомотивной сигнализации, радиостанция, скоростемер, локомотивный светофор, автостоп и др. При этом обратить внимание на следующие обстоятельства:
- в каком положении находится реверсивная рукоятка;
- основной и вспомогательный краны машиниста;
- включены ли автотормоза локомотива;
- каково давление воздуха в главных резервуарах локомотива;
- в действующем ли состоянии находились песочницы;
- состояние скоростемера;
- состояние АЛС (автоматической локомотивной сигнализации).
На рисунке 27 смотрите
схематическое изображение
Рис. 27. Кабина управления электровоза ЧС–4:
1-панель кнопочных выключателей; 2-реверсивная рукоятка; 3-наклонная панель; 4-переднее стекло; 5-штурвал контролера машиниста; 6-регистрирующий скоростемер; 7-рукоятка крана машиниста; 8-боковое стекло; 9-кресло машиниста
- местонахождение вагона;
- его положение по отношению к другим единицам подвижного состава и объектам верхнего строения пути;
- имеющиеся повреждения и их характер;
- номер, тип вагона (полувагон, цистерна, платформа и т.д.);
- номер вагона в составе поезда;
- состояние продольных и поперечных вагонных балок (рис.28);
- состояние и неисправности сцепного оборудования (рис.29).
- наличие в вагоне груза, его состояние, порядок размещения, крепление, габарит погрузки на открытом подвижном составе;
- состояние вагонной тележки (рис.30);
- состояние колесной пары вагонной тележки (рис.31);
- расположение и содержание меловых отметок;
- состояние тормозного оборудования.
Рис. 28. Рама грузового четырехосного вагона:
1-концевая балка; 2-хребтовая балка; 3-шкворневая балка; 4- и 5–поперечные балки; 6-продольная балка; 7-боковая продольная балка.
Рис. 29. Автосцепное устройство:
1-упорная плита; 2-поддерживающая планка; 3-поглощающий аппарат; 4-задний упорный угольник; 5-тяговый хомут; 6-предохранительная планка; 7-ограничительная планка; 8-клин тягового хомута; 9-передний угольник; 10-головка автосцепки; 11-большой зуб; 12-замок; 13-малый зуб; 14-цепь расцепного рычага;15-центрирующая балочка; 16-маятниковая подвеска; 17-розетка; 18-державка; 19-кронштейн; 20-расцепной рычаг.
Рис. 30. Тележка двухосная ЦНИИ-ХЗ грузового вагона:
1-колесная пара; 2-боковина рамы; 3-рессорный комплект; 4-клиновой гаситель; 5-букса; 6-триангель.
Рис. 31.Колесная пара:
1-ось; 2-колесо; 3-шейка подшипника; скольжения:
4-шейка роликового подшипника; 1-корпус; 2-подшипник; 3-вкладыш;
5-обод; 6-гребень.
Любые неисправности вагонной тележки и ее элементов создают угрозу для безопасности движения и эксплуатации подвижного состава и особенно опасными среди других являются изломы оси, шейки оси, колеса, боковины или над рессорной балки (см. рис. 30).
При осмотре железнодорожного пути необходимо обратить внимание и отразить в протоколе следующие обстоятельства:
- характеристику пути в плане (прямая, кривая) и в профиле (уклон, подъем);
- выявленные отклонения от норм содержания (уширение, сужение, перекосы, резкие углы в плане, угоны и выбросы пути);
- конструкцию верхнего строения пути (стыковый, бесстыковый), тип рельсов, их длину, маркировку, величину температурного зазора в стыках, обнаруженные изломы и дефекты (изломы, трещины, выбоины, срезы, расслоения, боковые и вертикальные искривления и др. (рис. 33 и 34);
- фактическую ширину колеи, фактическое возвышение наружного рельса в кривой;
- вид и тип рельсовых стыковых и промежуточных скреплений, их состояние;
- тип, вид и количество шпал (брусьев) в звене, на километре, расстояние между ними, их состояние, дефекты;
- род балласта, его толщину, загрязненность, степень заполнения балластом шпальных ящиков и торцов шпал;
- тип земляного полотна (насыпь, выемка и др.), его состояние, наличие деформаций земляного полотна;
- вид и марку стрелочного перевода, состояние его элементов, выявленные неисправности и отступления от норм содержания (рис. 35).
Рис. 33.Наименование частей Рис. 34.Раздельное клеммно-болтовое
рельсов и верхнее строение пути: скрепление для железобетонных шпал:
1-рельс; 2-баллас; 3-внутренняя грань 1-подкладка; 2-клемма; 3-гайка; 4-прокладка
рельса; 4-костыль; 5-подкладка; 6-шпала. под подкладку; 5-прокладка под подошву