Осмотр места происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:37, курс лекций

Описание работы

Осмотр - это действие, направленное на собирание доказательств в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.
Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (Ст.176 УПК РФ).

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
Глава 1. Общие положения и понятие осмотра в уголовном процессе……….6
Глава 2. Материальные следы и объекты на месте происшествия………......21
Глава 3. Технико-криминалистические средства, используемые при осмотре места происшествия...……90
Глава 4. Применение фотосъемки и видеозаписи при осмотре места происшествия ………………102
Глава 5. Осмотр места происшествия, связанного с обнаружением трупа .……………………………119
Глава 6. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия….……......128
Глава 7. Осмотр места авиационного происшествия ..……………………..135
Глава 8. Осмотр места железнодорожного происшествия …….…………144
Глава 9. Осмотр места происшествия, связанного с взрывом ….…………155
Глава 10. Осмотр места происшествия по делам о грабежах и разбоях…..162
Глава 11. Осмотр места происшествия по делам о кражах, совершаемых с проникновением в жилище .…………………167
Глава 12. Осмотр места происшествия по делам о пожарах …..…………..173
Глава 13. Осмотр места происшествия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации .……181
Глава 14. Некоторые характерные ошибки, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов при осмотре места происшествия ………...186
Список использованной литературы ………………………………………..188

Файлы: 1 файл

ОСМОТР МЕСТ4.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

- направление и угол падения;

- положение самолета в момент удара и т.д.

Осмотр материальной части воздушного судна включает в себя осмотр:

- планера воздушного судна (определить те участки, узлы и элементы, разрушение которых не является следствием удара самолета о землю; выяснить, с чего началось разрушение; установить возможные следы взрыва; наличие льда на крыле и мотогондоле; выявить возможные следы пожара);

- шасси и кабины экипажа (рис. 3-5);

- органов управления самолетом и двигателей (рис.5);

- топливной системы и маслогидросистемы;

- воздушного винта;

- узлов подвески двигателей и крепления гондол (рис.1);

- противопожарной и противообледенительной систем.

При осмотре шасси надо установить:

- выпущено или убрано было шасси во время полета;

- положение шасси при ударе о землю.

При осмотре кабины экипажа нужно:

- отметить состояние органов управления и приборов;

- определить характер повреждений приборов;

- определить и зафиксировать положения рычагов управления двигателями и кранов подачи топлива и т.д.;

- выяснить положение автоматов защиты сети; состояние обогрева, вентиляции и системы герметизации кабины; различных люков; систем противообледенительного устройства; характер повреждений кресел и привязных ремней членов экипажа; состояние органов управления автопилотом;

- осмотреть корпус кабины снаружи и изнутри.

Далее, при осмотре  воздушного судна необходимо тщательно  проверить и зафиксировать в  протоколе:

- органы управления воздушным судном;

- двигатели, узлы подвески, крепления гондол;

- топливные системы и маслогидросистемы;

- воздушный винт;

- противопожарные и противообледенительные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 25.Центральный пульт пилотов:                       Рис. 26.Верхний пульт пилотов:

1-панель управления  двигателями, спойлерами,    1-передняя часть верхнего 

триммерами; 2-оградительная  диафрагма;               пульта с приборами контроля

3-кран аварийного  торможения; 4-панель                 работы двигателей; 2-приборы 

топливной системы; 5-приставка светосиг-                контроля работы, управления

нализаторов реверса; 6-штурвал                                 противопожарной и топливной

управпения  триммерами руля высоты;                      систем; 3-приборы топливомера;

7-пульт системы  автоматического                               4-часы

Управления  самолетом; 8-панель

Управления  шасси; 9-рукоятка управления

закрылками

 

 

Глава 8. ОСМОТР МЕСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

 

8.1. Осмотр места происшествия по делам о крушениях и авариях на железнодорожном транспорте

Цель осмотра:

- установить причины и механизм происшествия;

- выяснить, какие изменения внесены в обстановку места происшествия;

- обнаружить, зафиксировать, изъять и упаковать следы и другие предметы.

Крушения и аварии на железнодорожном транспорте происходят по причинам технического характера, которые оставляют на месте происшествия материальные следы на объектах железнодорожного транспорта. Исходя из этого, место происшествия является важным, а иногда и единственным источником получения доказательств.

Проведению качественного  осмотра места происшествия препятствует быстро меняющаяся обстановка в связи  с мероприятиями по ликвидации последствий крушения или аварии, большая протяженность места осмотра, значительное количество объектов осмотра.

При подготовке к осмотру необходимо:

- точно определить, какие объекты подлежат осмотру, и в какой последовательности;

- установить связь с органами территориальной милиции, с ведомственной комиссией, руководителем ремонтной бригады. В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия принять меры к подготовке научно-технических средств, необходимых для осмотра места происшествия;

- если по предварительным данным можно предположить, что именно произошло, то, кроме обычных НТС, рекомендуется использовать специальные шаблоны и приспособления, при помощи которых работники железной дороги выявляют дефекты и неисправности объектов железнодорожного транспорта;

-привлечь к производству  осмотра следующих специалистов: работников научно-исследовательских,  проектных и учебных институтов железнодорожного транспорта; сотрудников органов надзора за безопасностью движения.

Следственная практика показывает, что применение научно-технических  средств является необходимым условием успешного расследования уголовных  дел о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Кроме того, характер повреждений, положение аварийных объектов, следы схода, различные дефекты и неисправности трудно поддаются описанию. Поэтому при осмотре места происшествия по делам данной категории необходимо как можно шире применять фото- и видеосъемку, составлять подробные схемы расположения аварийных объектов, а также планы осматриваемой территории. Это в последующем позволит дать надлежащую правовую оценку обстоятельств происшествия и сделать правильный вывод о его причинах.

Хотя в УПК РФ не закреплено положение об обязательном присутствии специалиста при  ОМП по делам данной категории, но практика подсказывает, что без специалиста, владеющего техническими знаниями в различных отраслях железнодорожного транспорта, качественно провести данное следственное действие невозможно.

В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены:

- общие сведения о месте происшествия: наименование станции, перегона, номер километра, пикета, стрелочного перевода;

- общая характеристика поезда: вид поезда (пассажирский, почтово-багажный, воинский, грузопассажирский, грузовой, восстановительный, пожарный, снегоочиститель и т.д., его номер; количество осей; количество и тип вагонов и характер их распределения по длине состава (четырехосные полувагоны, крытые вагоны; восьмиосные полувагоны, цистерны; шестиосные полувагоны, пассажирские и т.д.); фактическая схема состава; расположение единиц подвижного состава на месте происшествия с обязательным составлением подробной схемы.

Зачастую фактическая схема состава – последовательность расположения вагонов в составе поезда – не соответствует указанной в натурном листе. Об этом нельзя забывать при ОМП.

При внешнем  осмотре локомотива необходимо зафиксировать: вид, тип, серию; местонахождение (на рельсах, на земляном полотне); положение локомотива по отношению к другому подвижному составу, а также положение секций этого локомотива по отношению друг к другу (вдавлен в другой локомотив, опрокинут, находится на предельном расстоянии, в соприкосновении с другим подвижным составом и т.д.); состояние тормозной системы, а именно: наличие тормозных колодок, степень их нагрева и прижатия к бандажам колес, следы, свидетельствующие о длительном торможении, наличие и исправность автотормозных рукавов, их соединение, исправность концевых кранов; состояние колесных пар локомотива и т.д.

В кабине машиниста в первую очередь необходимо осмотреть состояние приборов, обеспечивающих безопасное движение локомотива, это – контролер машиниста, краны машиниста, аппаратура автоматической локомотивной сигнализации, радиостанция, скоростемер, локомотивный светофор, автостоп и др. При этом обратить внимание на следующие обстоятельства:

- в каком положении находится реверсивная рукоятка;

- основной и вспомогательный краны машиниста;

- включены ли автотормоза локомотива;

- каково давление воздуха в главных резервуарах локомотива;

- в действующем ли состоянии находились песочницы;

- состояние скоростемера;

- состояние АЛС (автоматической локомотивной сигнализации).

На рисунке 27 смотрите схематическое изображение кабины управления электровоза ЧС-4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 27. Кабина управления электровоза ЧС–4:

1-панель кнопочных  выключателей; 2-реверсивная рукоятка; 3-наклонная панель; 4-переднее стекло; 5-штурвал контролера машиниста; 6-регистрирующий скоростемер; 7-рукоятка крана машиниста; 8-боковое стекло; 9-кресло машиниста

При осмотре вагонов необходимо осмотреть и зафиксировать:

- местонахождение вагона;

- его положение по отношению к другим единицам подвижного состава и объектам верхнего строения пути;

- имеющиеся повреждения и их характер;

- номер, тип вагона (полувагон, цистерна, платформа и т.д.);

- номер вагона в составе поезда;

- состояние продольных и поперечных вагонных балок (рис.28);

- состояние и неисправности сцепного оборудования (рис.29).

- наличие в вагоне груза, его состояние, порядок размещения, крепление, габарит погрузки на открытом подвижном составе;

- состояние вагонной тележки (рис.30);

- состояние колесной пары вагонной тележки (рис.31);

- расположение и содержание меловых отметок;

- состояние тормозного  оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 28. Рама грузового четырехосного вагона:

1-концевая балка; 2-хребтовая балка; 3-шкворневая балка; 4- и 5–поперечные балки; 6-продольная балка; 7-боковая продольная балка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 29. Автосцепное устройство:

1-упорная плита; 2-поддерживающая  планка; 3-поглощающий аппарат; 4-задний упорный угольник; 5-тяговый хомут; 6-предохранительная планка; 7-ограничительная планка; 8-клин тягового хомута; 9-передний угольник; 10-головка автосцепки; 11-большой зуб; 12-замок; 13-малый зуб; 14-цепь расцепного рычага;15-центрирующая балочка; 16-маятниковая подвеска; 17-розетка; 18-державка; 19-кронштейн; 20-расцепной рычаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 30. Тележка  двухосная ЦНИИ-ХЗ грузового вагона:

1-колесная пара; 2-боковина  рамы; 3-рессорный комплект; 4-клиновой гаситель; 5-букса; 6-триангель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рис. 31.Колесная пара:                                          Рис. 32. Букса с подшипником

 1-ось; 2-колесо; 3-шейка подшипника;                   скольжения:

 4-шейка роликового подшипника;                          1-корпус; 2-подшипник; 3-вкладыш;

  5-обод; 6-гребень.                                                     4-польстер; 5-пылевая шайба; 6-крышка.

 

Любые неисправности  вагонной тележки и ее элементов  создают угрозу для безопасности движения и эксплуатации подвижного состава и особенно опасными среди  других являются изломы оси, шейки оси, колеса, боковины или над рессорной балки (см. рис. 30).

При осмотре железнодорожного пути необходимо обратить внимание и отразить в протоколе следующие обстоятельства:

- характеристику пути в плане (прямая, кривая) и в профиле (уклон, подъем);

- выявленные отклонения от норм содержания (уширение, сужение, перекосы, резкие углы в плане, угоны и выбросы пути);

- конструкцию верхнего строения пути (стыковый, бесстыковый), тип рельсов, их длину, маркировку, величину температурного зазора в стыках, обнаруженные изломы и дефекты (изломы, трещины, выбоины, срезы, расслоения, боковые и вертикальные искривления и др. (рис. 33 и 34);

- фактическую ширину колеи, фактическое возвышение наружного рельса в кривой;

- вид и тип рельсовых стыковых и промежуточных скреплений, их состояние;

- тип, вид и количество шпал (брусьев) в звене, на километре, расстояние между ними, их состояние, дефекты;

- род балласта, его толщину, загрязненность, степень заполнения балластом шпальных ящиков и торцов шпал;

- тип земляного полотна (насыпь, выемка и др.), его состояние, наличие деформаций земляного полотна;

- вид и марку стрелочного перевода, состояние его элементов, выявленные неисправности и отступления от норм содержания (рис. 35).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 33.Наименование частей                           Рис. 34.Раздельное клеммно-болтовое

 рельсов и верхнее строение пути:                   скрепление для железобетонных шпал:

1-рельс; 2-баллас; 3-внутренняя  грань              1-подкладка; 2-клемма; 3-гайка; 4-прокладка

рельса; 4-костыль; 5-подкладка; 6-шпала.          под подкладку; 5-прокладка под подошву

                                                                                рельса; 6 и 8 –шайбы; 7-закладной болт;

                                                                                                  9-втулка изоляционная.

Информация о работе Осмотр места происшествия