Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:37, курс лекций
Осмотр - это действие, направленное на собирание доказательств в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.
Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (Ст.176 УПК РФ).
Введение……………………………………………………….…………………4
Глава 1. Общие положения и понятие осмотра в уголовном процессе……….6
Глава 2. Материальные следы и объекты на месте происшествия………......21
Глава 3. Технико-криминалистические средства, используемые при осмотре места происшествия...……90
Глава 4. Применение фотосъемки и видеозаписи при осмотре места происшествия ………………102
Глава 5. Осмотр места происшествия, связанного с обнаружением трупа .……………………………119
Глава 6. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия….……......128
Глава 7. Осмотр места авиационного происшествия ..……………………..135
Глава 8. Осмотр места железнодорожного происшествия …….…………144
Глава 9. Осмотр места происшествия, связанного с взрывом ….…………155
Глава 10. Осмотр места происшествия по делам о грабежах и разбоях…..162
Глава 11. Осмотр места происшествия по делам о кражах, совершаемых с проникновением в жилище .…………………167
Глава 12. Осмотр места происшествия по делам о пожарах …..…………..173
Глава 13. Осмотр места происшествия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации .……181
Глава 14. Некоторые характерные ошибки, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов при осмотре места происшествия ………...186
Список использованной литературы ………………………………………..188
Осмотр железнодорожного пути следует проводить не только на аварийном участке, но и на участках, прилегающих к нему с каждой стороны.
При сходе в обязательном
порядке выявляются и фиксируются
следы схода колес и расположен
- следы гребня колеса на внутренней грани рельса от вкатывания гребня на головку рельса;
- след гребня на поверхности головки рельса;
- след сползания колеса с головки рельса;
- след трения бандажа о головку рельса при сходе колеса с рельса;
- следы сошедших колес на шпалах, балласте и скреплениях.
Рис. 35. Основные части
обыкновенного стрелочного
перевода
Если в результате происшествия верхнее строение пути разрушено, то после осмотра его элементов со следами схода на месте происшествия необходимо в удобном для этого месте, со специалистами выложить все элементы в «дорожку» в той последовательности, в которой они находились в пути до происшествия, и произвести повторный осмотр.
Для обеспечения движения
поездов на железнодорожном транспорте
применяются различные
При осмотре данных устройств необходимо зафиксировать:
- систему зависимости стрелок и сигналов на данной станции;
- схему зависимости между маршрутами и входным сигналом, состояние блок-аппаратуры, пульта централизации, табло;
- наличие или отсутствие пломб на крышке и на других частях аппаратов СЦБ и связи, показания аппаратуры о состоянии блок-участков, положение рукояток, переключателей и т.д. на аппаратуре, наличие красных лампочек на кнопках управления;
- состояние и положение входного, выходного или соответствующего проходного светофора в районе крушения, видимость сигналов с определенных точек, расстояние от входного сигнала до места крушения;
- состояние питающих линий СЦБ и связи;
- в случае необходимости опробовать устройства СЦБ и связи;
- следы коротких замыканий, возгораний, перегрева на элементах монтажа этих устройств, обрывов в электрической цепи и т.п.
При осмотре места происшествия на переезде (например, в случае столкновения подвижного состава с транспортным средством), кроме изложенного выше, также выясняются и фиксируются следующие обстоятельства:
- положение транспортного средства относительно железнодорожного пути и проезжей части переезда и расположение поезда после его остановки;
- положение шлагбаумов и светофоров переездной сигнализации, звуковой сигнализации, их состояние (видимость сигналов, повреждения и др.);
- показание заградительного светофора, наличие сигнальных знаков «С» – подача свистка на подходах к переезду и расстояние их установки от переезда;
- положение кнопок на щитке управления в помещении дежурного по переезду, наличие и отсутствие пломб на кнопках;
- состояние покрытия проезжей части в границах переезда и дороги на подходах к переезду (гололед, снег, влага и др.);
- следы торможения транспортного средства, расстояние видимости водителем транспортного средства приближающегося к переезду поезда и локомотивной бригадой – переезда;
- наличие и состояние дорожных предупреждающих знаков на подходах к переезду, расстояние их установки от переезда;
- план и профиль автомобильной дороги на подходах к переезду;
- повреждения, имеющиеся на транспортном средстве;
- если события произошли в темное время суток, - состояние освещения проезжей части переезда и подходов к нему и видимость поездных сигналов локомотива на подходах к переезду;
- действие радио-телефонной связи на переезде;
- при наличии автоматической переездной сигнализации – соответствие длин участков приближения расчетным нормам, время от начала подачи извещения до включения красных сигналов переездных светофоров и начала перевода бруса в закрытое положение, соответствие этого времени нормативному значению;
- действие тормозов, рулевого управления, осветительных приборов, звукового сигнала на транспортном средстве42.
8.2. Осмотр места происшествия по делам о кражах грузов на железнодорожном транспорте
При осмотре мест происшествий по делам о кражах грузов с подвижного состава следует установить:
-каким способом совершено хищение;
-вид, количество, вес и стоимость похищенного груза;
-какие следы
преступника и орудия
-какие следы преступник мог унести на себе;
-где совершено хищение: на месте обнаружения кражи, на станции отправления при погрузке, на сортировочных станциях при обработке поезда, в пути следования грузового поезда;
-количество преступников, участвовавших в преступлении;
-сколько времени потребовалось для совершения преступления;
-когда и кем совершено хищение;
-кто мог совершить хищение43.
Получив сообщение об обнаружении хищения, необходимо отдать распоряжение о приостановлении выгрузки, обеспечении охраны, приглашении представителей администрации станции.
По прибытии на место происшествия, если выгрузка продолжается, приостановить ее; ознакомиться с перевозочными документами: дорожной ведомостью, вагонным листом, накладной на груз или описью вещей, перевозимых в контейнере, натурным листом поезда или с документами, составленными по поводу нарушения упаковки груза и его недостачи: коммерческим актом, актом общей формы. Необходимо выяснить:
- какие изменения внесены в обстановку;
- кем и как вскрывался вагон;
- сколько и какой груз выгружен;
- кем и какие признаки кражи обнаружены.
У представителя администрации надо уточнить:
- время прибытия грузового поезда, в составе которого находился данный вагон;
- продолжительность его стоянки на станции;
- характер проводимых маневровых работ, во время которых данный вагон был отцеплен.
Из перевозочных документов и при опросах работников станции получить информацию: о роде и весе груза; дате его загрузки; о пломбировочных устройствах и контрольных знаках на них; о виде упаковки груза.
После проведения ориентирующей и обзорной фото- и видеосъемки производится осмотр вагона или контейнера.
При осмотре крытого вагона. При этом необходимо:
-осмотреть места, через которые создан доступ к грузу (двери, дно, торцовые стенки кузова, загрузочные–разгрузочные и боковые люки) с целью обнаружения следов отжима, следов распила и разреза, глубоких вмятин и царапин рабочих граней орудий и инструментов. При этом в протокол осмотра записывается: форма, размеры, расположение повреждений, состояние их краев, наличие волокон, фрагментов одежды, следов крови; наличие, вид и материал предметов, использованных в качестве маскировки повреждений;
- изучить запорно–пломбировочные устройства (их целостность и правильность наложения), занести в протокол состояние поверхности, конфигурацию и размеры, текст и контрольные знаки, их соответствие указанным в сопроводительных документах;
- внутри вагона указать, насколько он загружен, в каком месте расположено незагруженное пространство, и его размеры. С целью поиска следов преступления и преступника тщательно осмотреть: проломы кузова, люки, места с грузом, нарушенную упаковку груза, свободные от груза участки пола. В протокол необходимо занести, при осмотре мест с нарушенной упаковкой: материал, из которого она сделана; вид упаковочных лент, проволоки, текст этикеток и надписей; типы швов; способ заделки ее углов; однородность ниток; следы повреждений; наличие признаков маскировки упаковки тары, что свидетельствует о краже на станции погрузки или в пакгаузе и т. д.
При осмотре цистерн в протоколе указывается: состояние наружной поверхности; загрузочных люков и сливных устройств; наличие потеков с запахом похищенного груза, рассверленных отверстий, их расположение и состояние, диаметр отверстий, цвет и материал пробки; наличие следов орудий и инструментов и изменений цвета поверхности на горловине и крышке люков состояние запорно-пломбировочных устройств и т.д.
При осмотре контейнеров в протоколе отмечается: состояние кузова и дверей; при наличии разрубов и следов термического воздействия – их форма, размеры, микрорельеф краев повреждений; состояние запорно-пломбировочных устройств; результаты поиска следов орудий взлома; расположение грузовых мест внутри контейнера; состояние, вид, особенности упаковки; форма, размеры и расположение повреждений.
Если обнаруживаются какие-то улики, подтверждающие хищение груза на месте происшествия, то производится осмотр территории станции: пути прихода и ухода преступника с места происшествия; наличие следов (рук, обуви, обрывки упаковок, следов курения) и орудий взлома; места предположительного хранения похищенного (старые контейнера или вагоны, сараи, служебные помещения, полуразрушенные строения, кусты, ямы, кучи с мусором и т.д.).
Глава 9. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ, СВЯЗАННОГО СО ВЗРЫВОМ
Осмотр места взрыва
является одним из наиболее сложных
и трудоемких видов следственного
осмотра. Успех осмотра места
происшествия во многом зависит от
качественного проведения организационно-
Подготовка к осмотру должна начинаться до выезда на место происшествия. Подбор участников следственного действия является одним из важных аспектов при подготовке к осмотру места происшествия связанного, со взрывом и обнаружением ВУ.
Прежде всего к участию в осмотре следует привлечь специалистов инженерно-технического подразделения ОМОН, инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой, специалиста-взрывотехника, судебного медика (если на месте взрыва имеются потерпевшие). При возникновении пожара целесообразно привлечь специалистов пожарных подразделений для изучения особенностей пожара, характера горения и распространения огня и установления причины пожара; при взрыве автомашины – специалиста-автотехника; при взрыве в многоэтажных домах – представителей соответствующих служб коммунального хозяйства, аварийно-спасательных и восстановительных работ, которые смогут оценить рабочее состояние зданий с целью выявления и устранения возможности обвалов и разрушений и т.д. Большую роль в осмотре места происшествия играет участие специалиста–криминалиста для обнаружения, фиксации, изъятия и упаковки следов и объектов со следами, а также оперативных работников для оказания помощи следователю и проведения оперативно-розыскных мероприятий; сотрудников милиции для оцепления места происшествия. Для обеспечения контроля за объективностью и полнотой фиксации, изъятия доказательственной информации должны быть приглашены понятые.
До выезда на место происшествия следователь должен получить максимальную информацию о происшествии: где и когда произошел взрыв; кто о нем сообщил; есть ли потерпевшие, оказана ли им помощь и где они размещены; каковы последствия взрыва, имеются ли разрушения, не возник ли пожар, нет ли выброса воды, газа и т.д.
В зависимости от полученной информации решаются следующие вопросы: об организации охраны места происшествия; экипировки участников осмотра, необходимости привлечения достаточного количества участников для осмотра.
Осмотр места происшествия по фактам взрыва или обнаружения ВУ имеет свои особенности, которые состоят в том, что место происшествия может представлять собой большие площади, определяемые разлетом осколков, предметов окружающей обстановки, разрушениями, вызванными действиями воздушной ударной волны, а также может требовать незамедлительного проведения аварийно-восстановительных и спасательных работ.
Основными задачами следователя при осмотре места происшествия, где произошел взрыв, являются:
- соблюдение мер безопасности;
- выяснение вопроса, имел ли место взрыв или разрушения произошли по другой причине;
- изучение и фиксация материальной обстановки места взрыва; обнаружение, фиксация, предварительное исследование, изъятие и упаковка материальных объектов и следов, позволяющих определить непосредственную причину, способ, иные обстоятельства взрыва и выявить лиц, причастных к преступлению;
- установление центра взрыва;
- восстановление механизма взрыва по имеющимся следам и иным материальным объектам;
- установление способа подрыва, мощности взрыва, вида и конструктивных особенностей взорванного ВУ;
- выяснение условий, которые способствовали возникновению взрыва;
- ликвидация последствий взрыва.
Прибыв на место происшествия, следователь должен:
- удостовериться, что правильно организована охрана места происшествия, потерпевшие эвакуированы, люди из опасной зоны удалены и приняты меры по предупреждению последствий взрыва, возможных новых взрывов и обеспечению безопасности участников осмотра;
- выявить и опросить очевидцев, а также сотрудников милиции, находящихся на месте происшествия, об обстоятельствах взрыва, количестве потерпевших и их установочных данных и местах госпитализации;
- дать поручение оперативным работникам: о преследовании преступников по «горячим следам», а если есть приметы – об их задержании; проведении поквартирного обхода на прилегающей территории с целью выявления свидетелей; прочесывании местности для поиска следов преступления и брошенных ими предметов;