Осмотр места происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:37, курс лекций

Описание работы

Осмотр - это действие, направленное на собирание доказательств в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.
Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (Ст.176 УПК РФ).

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
Глава 1. Общие положения и понятие осмотра в уголовном процессе……….6
Глава 2. Материальные следы и объекты на месте происшествия………......21
Глава 3. Технико-криминалистические средства, используемые при осмотре места происшествия...……90
Глава 4. Применение фотосъемки и видеозаписи при осмотре места происшествия ………………102
Глава 5. Осмотр места происшествия, связанного с обнаружением трупа .……………………………119
Глава 6. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия….……......128
Глава 7. Осмотр места авиационного происшествия ..……………………..135
Глава 8. Осмотр места железнодорожного происшествия …….…………144
Глава 9. Осмотр места происшествия, связанного с взрывом ….…………155
Глава 10. Осмотр места происшествия по делам о грабежах и разбоях…..162
Глава 11. Осмотр места происшествия по делам о кражах, совершаемых с проникновением в жилище .…………………167
Глава 12. Осмотр места происшествия по делам о пожарах …..…………..173
Глава 13. Осмотр места происшествия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации .……181
Глава 14. Некоторые характерные ошибки, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов при осмотре места происшествия ………...186
Список использованной литературы ………………………………………..188

Файлы: 1 файл

ОСМОТР МЕСТ4.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

 

Глава 7. ОСМОТР МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

 

Получив сообщение об авиационном происшествии, следует как можно подробнее выяснить его время и место, тип воздушного судна, число пассажиров и членов экипажа, кто пострадал и что происходит в данный момент на месте происшествия, и исходя из полученной информации, оперативно решить вопрос о количестве следователей, судебно-медицинских экспертов, других специалистов, о транспорте, на котором участники осмотра будут доставлены на место происшествия, о получении карты местности и т.д.

Для квалифицированного осмотра необходимо привлечь специалистов в области авиационной техники.

Факторы специфики осмотра места авиационного происшествия:

- обстановка места происшествия изменяется до его осмотра, поэтому к осмотру нужно приступить немедленно, несмотря на темное время суток и погодные условия;

- осмотр производится одновременно с комиссией, проводящей служебное расследование, что затрудняет работу следственно-оперативной группы, но дает возможность следователю консультироваться с квалифицированными специалистами и облегчает изготовление схемы места происшествия, и т.д.;

- большие размеры территории, подлежащие осмотру;

- значительное число пострадавших и погибших, обширные разрушения строений, сооружений и т.д.;

- зачастую удаленность и труднодоступность места происшествия.

Место авиационного происшествия – это территория, на которой  находятся: воздушное судно, элементы его конструкции и обломки, груз, багаж пассажиров и другие предметы, имеющие к нему отношение: трупы  пассажиров и членов экипажа, следы соприкосновения воздушного судна с различными препятствиями. Если авиапроисшествие произошло над водной поверхностью или от удара самолета о нее, то местом происшествия будут дно водоема и его поверхность.

 

По  прибытии на место авиационного происшествия необходимо:

- убедиться в том, что приняты все необходимые меры по ликвидации последствий катастрофы или аварии, и при необходимости организовать помощь пассажирам и членам экипажа;

- проверить, организована ли охрана места происшествия, и удалить посторонних лиц;

- принять меры к установлению очевидцев происшествия;

- принять срочные меры к сохранности наземных средств объективного контроля.

До прибытия комиссии по расследованию авиапроисшествия осмотр производить только статическим методом – фиксировать объекты осмотра, не изменяя их положения. Обеспечить точную фиксацию объектов, особенно в тех случаях, когда возникает необходимость в незамедлительном изменении их первоначального положения (спасение раненых, уборка трупов и обломков воздушного судна с транспортных магистралей и т.д.).

При осмотре необходимо:

- наметить примерные границы территории, которую нужно осмотреть;

- провести общее ознакомление с данной территорией (как с земли, так и с воздуха);

- взаимодействуя с рабочими группами служебной комиссии, тщательно осмотреть все без исключения участки территории;

- все обнаруженные предметы точно локализовать и нанести на схему. Если воздушное судно касалось деревьев, столбов, строений и др., то нужно зафиксировать повреждения, обращая особое внимание на их высоту и на то обстоятельство, что в местах повреждений могут быть обнаружены части воздушного судна;

- произвести ориентирующую, обзорную и узловую фото- и видеосъемку;

- в динамической стадии осмотра при необходимости предметы передвину, рассмотреть, измерить, описать и запечатлеть фото- и видеосъемкой;

- зафиксировать и изъять следы и иные объекты.

Особое значение для  расследования авиационных происшествий имеют записи средств объективного контроля: бортовых самописцев, фиксирующих  параметры полета и магнитофонов, внутрикабинные переговоры и радиообмен между экипажем и службой движения. Их обнаружение, фиксация и изъятие производятся совместно с членами комиссии. По окончании служебного расследования они приобщаются к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Осмотр трупов на месте  авиационного происшествия имеет свои особенности. В данном случае основное – собирать материалы, необходимые для проведения опознания погибших; определиться с числом погибших и установить их личности.

При обнаружении трупов в протоколе должны быть зафиксированы:

- в какой части воздушного судна обнаружен труп;

- пол и примерный возраст;

- особые приметы на теле погибшего (родинки, родимые пятна, прижизненные ампутации, рубцы, зубные и иные протезы, татуировки и т.д.);

- предметы одежды и обуви (вид, цвет, фасон, повреждения, метки и т.д.);

- содержимое карманов одежды погибшего и его багажа (особенно предметы, имеющие индивидуальные признаки);

- наличие, расположение, вид и характер повреждений, имеющихся на трупе или его частях41.

Крайне важно принимать  исчерпывающие меры к сохранности  одежды или ее фрагментов, предметов, обнаруженных в одежде либо на трупе, учитывая, что все эти предметы могут быть предъявлены родственникам  погибших для опознания, если опознать сам труп невозможно.

При осмотре места  происшествия производится ориентирующая, обзорная (с земли и с воздуха), узловая и детальная фото–  и видеосъемка.

Для большей наглядности  полезен такой прием, как последовательное фотографирование обстановки по движению воздушного судна, перемещаясь по направлению судна через интервалы порядка 20-40 м. По мере приближения к важным участкам производится серия узловых и детальных снимков. Это позволяет представить картину происшедшего. Видеосъемку желательно производить после завершения основного осмотра, проходя от точки первого соприкосновения воздушного судна с препятствием до места его остановки, по ходу давая краткие комментарии.

В тех случаях, когда  необходимо немедленно ликвидировать  вредные последствия авиационного происшествия, изменяется положение объекта, производится выкладка воздушного судна служебной комиссией, видеосъемку нужно производить незамедлительно.

При осмотре места  происшествия не следует забывать, что каждое гражданское воздушное  судно должно иметь на борту документацию, предусмотренную ст. 67 ВК РФ, в том числе: судовые документы (свидетельство о государственной регистрации, копию свидетельства эксплуатанта, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал, санитарный журнал, разрешение на бортовую радиостанцию, полетное задание, центровочный график), документы членов экипажа и т.д. Некоторые из этих документов наиболее значимы для расследования. Все эти документы, независимо от их значимости, необходимо осмотреть. Какие из них подлежат приобщению к делу, следователь решает в зависимости от обстоятельств, установленных им в ходе осмотра.

Все ценности и предметы, обнаруженные в ходе осмотра, за исключением  тех, которые могут иметь значение для дела, подлежат передаче в служебную  комиссию.

Следователю желательно присутствовать при выкладке элементов воздушного судна, производимой служебной комиссией после определения местоположения, состояния и характера повреждений, обнаруженных обломков и фиксации, зафиксировать в протоколе сам факт выкладки с проведением фото- и видеосъемки. В отдельных случаях самому произвести выкладку с участием специалистов и экспертов.

 

Примерный фрагмент описательной части протокола  осмотра места катастрофы самолета «ТУ-134А»

Аэропорт города М. имеет искусственную взлетно-посадочную полосу (ИВПП) длиной 2600 м и шириной 44 м, обеспечивающую взлет и посадку воздушных судов с курсами 251 и 71. К северу от нее и строго параллельно расположена грунтовая взлетно-посадочная полоса (ГВПП) длиной 2000 м и шириной 80 м, предназначенная для легких типов самолетов. На момент осмотра ГВПП представляет собой покрытую укатанным снегом ровную поверхность. Расстояние между обочинами ИВПП и ГВПП составляет 40 м. Торцы этих взлетно-посадочных полос с восточной стороны находятся на одном уровне. Самолет ТУ-134А №45328 без правой плоскости крыла, правого двигателя и стабилизатора находится в перевернутом положении на грунтовой ВПП. Судя по следам на ней, самолет коснулся земли поочередно колесами правой, передней и левой стоек шасси, следуя курсом 66 (под углом 5 градусов к оси ВПП). Первое касание произошло в 88 м левее обочины искусственной ВПП, в 53 м от правого края ГВПП, на расстоянии 714 м от торца ИВПП и 114 м от торца ГВПП. В районе первого касания были обнаружены мелкие детали правой плоскости крыла (головка заклепок, полки стрингеров и лонжеронов, части обшивки и др.). В этом месте правая плоскость крыла отделилась, и подъемная сила, создаваемая сохранившейся левой плоскостью крыла, начала вращать самолет вдоль продольной оси – через 22,4 м обрываются следы на ГВПП внешних колес левой стойки. На удалении 49 м от места первого касания обнаружена задняя часть мотогондолы правого двигателя. Здесь же начинаются следы топлива (ГСМ). Следы топлива без признаков горения шириной 10 м и распространяются до 164 м, далее начинается участок закопченного снега. На удалении 125 м стабилизатор задел поверхность ГВПП и отделился. На расстоянии 540 м от места первого касания ВПП самолет остановился.

При осмотре  места происшествия на самолете ТУ-134А  № 45328 были изъяты следующие средства объективного контроля: из переднего багажника – бортовой магнитофон МС-61Б, из аккумуляторного отсека – аварийный самописец МСРП-12-96, а из второго техотсека – самописец КЗ-63, без повреждений.

При осмотре  места происшествия были произведены: ориентирующая (методом линейной панорамы), обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеосъемка с северо-запада и юго-востока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 20. Общий вид самолета «Ил-62».

а-схема обогрева вентиляции; б-размещение топлива; в-схема багажно-грузовых помещений;

1-носовой обзорный  радиолокатор; 2-кабина экипажа; 3-отсек радиооборудования; 4-туалеты; 5-гардероб экипажа; 6-передний пассажирский салон; 7-буфет-кухня; 8-туалет; 9-гардероб; 10-элерон; 11и 12 – триммеры; 13-пружинный сервокомпенсатор; 14-интерцептор; 15-закрылок ОЧК; 16-закрылок центроплана; 17-задний пассажирский салон; 18-рещетка реверсного устройства; 19-гидроотсек; 20-гардероб; 21-носок киля с противообледенителем; 22-поверхностная антенна; 23-руль высоты; 24-триммер автоматической балансировки; 25-триммер ручной балансировки; 26-хвостовой аэронавигационный огонь; 27-триммер; 28-пружинный сервокомпенсатор; 29-руль направления; 30-вспомогательная силовая установка; 31-двигатель НК-8-4; 32-туалет; 33-носок крыла с противообледенителем; 34-основная опора; 35-воздухозаборник системы кондиционирования; 36-задняя входная дверь; 37-передняя входная дверь; 38-передняя опора; 39-выпускной клапан кабинного регулятора давления; 40-короб общей вентиляции кабин; 41-короб индивидуальной вентиляции; 42-короб обогрева кабин; 43-багажно-грузовое помещение

 

 

Рис. 21. Одновинтовой

вертолет с  рулевым

винтом:

1-несущий винт; 2-заборник

воздуха силовой  установки;

3-втулка несущего  винта;

4-хвостовая  балка; 5-ста-

билизатор; 6-рулевой винт;

7-фюзеляж; 8-задние  и

передние опоры  шасси;

9-кабина экипажа

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 22.Общий  вид кабины

экипажа самолета Ил-62:

1-левый пульт  пилота; 2-

штурвал управления самоле-

том; 3-приборная  доска пилота;

4-пульт пилотов; 5-насадок

индивидуального обдува; 6-вен-

тилятор; 7-штора; 8-штурвал

управления  самолетом; 9-правый

пульт пилота; 10-педали управления

рулем; 11-центральный  пульт;

12-рельсы кресла

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 23. Компановка салона самолета Ил–86.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 24. Наименование приборов на приборной доске:

1-вариометр  ВАР-75МК; 2-индикатор усилий ИН-3; 3-индикатор  дальности ИДР-2; 4-указатель числа  М; 5-индикатор дальности ИДР-1; 6-указатель  скорости КУС-730; 7-индикатор курсовых углов ИКУ-1А; 8-указатель скорости; 9-указатель углов тангажа; 10-командно-пилотажный прибор; 11-навигационно-пилотажный прибор; 12-светосигнальное табло; 13-вариометр; 14-указатель высоты; 15-указатель поворота; 16-авиагоризонт; 17-указатель радиовысотомера; 18-указатель высоты в футах; 19-указатель электроманометров системы торможения колес; 20-указатель углов атаки и перегрузок; 21-указатель положения стабилизаторов; 22-указатель положения триммеров и РВ; 23-указатель положения спойлеров; 24-индикатор радиолокационной станции; 25-тахометр; 26-указатель температуры газов за турбиной; 27-указатель температуры, давления масла и давления топлива в двигателе; 28-указатель положения рычага дозировки топлива; 29-указатель вибрации двигателя; 30-указатель числа М; 31-высотомер; 32-указатель положения закрылков; 33-пилотажно-посадочный сигнализатор; 34-индикатор-повторитель координат Sn и Zn из комплекта НВ-ПБ; 35-указатель высотомера УВИД-30-15к; 36-указатель высоты и перепада давления

 

Смотрите схематические  изображения: общего вида самолета Ил-62 (рис.20); общего вида вертолета с рулевым винтом (рис.21); общего вида кабины экипажа самолета Ил-62 (рис.22); компоновки салона самолета Ил-86 (рис.23); приборной доски (рис.24); центрального и верхнего пультов пилотов (рис. 25 и 26).

При осмотре места  падения воздушного судна и окружающей местности необходимо описать: лес, поле, гористую местность и т.д.; указать вид почвы, растительности, какой лес; в гористой местности установить крутизну склонов в месте падения, высоту над уровнем моря, отметить наивысшие точки и обрывы, их местонахождение в протоколе и на схеме.

Если в районе места  происшествия имеются водные пространства, то следует по возможности с помощью  водолазов проверить наличие  там отдельных частей самолета.

При осмотре следов соприкосновения  самолета с землей необходимо выявить:

- следы первого соприкосновения самолета с землей;

- какой частью он коснулся;

- вид следа (борозду, вмятину) и размеры (длину, ширину, глубину);

- расстояние до центра места происшествия (до самолета, воронки и т.д.);

- картину разброса обломков;

Информация о работе Осмотр места происшествия