Особенности экономической преступности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Предметом рассмотрения данной работы является феномен современной организованной экономической преступности. Дается общая характеристика основных экономических преступлений, излагаются юридические и экономические аспекты контроля над организованной экономической преступностью и обеспечения безопасности экономической деятельности.
Актуальность проблем, освещенных в работе, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов .

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности экономической преступности в России 4
1.1 Понятие, признаки и особенности организованной экономической преступности в РФ 4
1.2 Основные виды преступных организаций, принципы их организации и механизмы жизнестойкости и приоритетные направления противоправной деятельности в области экономики 7
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсач готовый.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

1. Действия по возбуждению уголовного  дела.

2. Неотложные следственные действия, т. е. урегулированные процессуальным законом действия, предназначенные для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств4. Действующий УПК допускает выбор органом дознания любых следственных действий - в зависимости от ситуации расследования (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.).

В то же время орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые  относятся к последующим этапам расследования (суммарному и специальному): вынесение постановления о привлечении  лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение  ходатайства о наложении денежного  взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными  материалами дела; прекращение уголовного дела, приостановление уголовного дела и др.

3. Процессуальные действия по  собиранию и проверке доказательств,  не относящиеся к категории  следственных: истребование и принятие  представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций  и др.

4. Неотложные меры процессуального  принуждения: задержание подозреваемого5, меру пресечения6, наложение ареста на имущество7, обязательство о явке8, привод9.

5. Действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например: доставление задержанного, охрана места происшествия, опрос граждан, наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент и т. д.

Орган дознания проводит процессуальные действия в пределах своей юридической  компетенции, т. е. по установленному законом кругу преступлений10, который определяется правилами подследственности уголовных дел. При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предварительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела определит прокурор после завершения начального этапа расследования.

В ч. 2 ст. 41 УПК РФ установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако он касается лишь тех сотрудников органа дознания (дознавателей), на которых возложены обязанности по производству всего предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК РФ (дознания) и не распространяется на сотрудников органов дознания (иных должностных) при проведении неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных действий должна быть завершена не позднее 10 суток  с момента возбуждения дела путем  передачи его прокурору. Если неотложные следственные действия будут выполнены  за меньшее время или прокурор передаст дело следователю11, то данная деятельность органа дознания заканчивается и до истечения 10 - суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.

После направления дела прокурору  орган дознания вправе производить  по нему следственные и оперативно-розыскные  мероприятия только по письменному  поручению следователя. Впрочем, на органе дознания продолжает лежать обязанность  установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения которой он уведомляет следователя12. При этом оперативные подразделения органов дознания обладают самостоятельностью в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий, согласно оперативно-розыскному законодательству.

Признаки, свидетельствующие о  возможном хищении, могут быть могут сообщены сослуживцами виновных; могут быть обнаружены при плановых проверках хозяйственной деятельности, инвентаризации, ревизии, выявлены оперативным путем при проведении мероприятий по оперативному обслуживанию хозяйственных объектов, а также при анализе технико-экономических показателей предприятия или организации. Все это диктует необходимость проведения доследственной проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела. Методами предварительной проверки служат:

изучение нормативов, регламентирующих деятельность организации, анализ особенностей ее деятельности и связанных с  нею организаций;

ревизия;

внезапная инвентаризация;

истребование документов, отражающих сомнительные операции с материальными  ценностями или денежными средствами;

объяснения должностных и материально  ответственных лиц, причастных к  сомнительным операциям и контролю за ними;

поручения органам дознания провести оперативные мероприятия13.

Характерными поводами возбуждения  уголовного дела о присвоении или  растрате служат помимо задержания виновных с поличным ведомственные материалы: акты ревизии, инвентаризации, иных ведомственных  проверок, а также непосредственное усмотрение органов дознания, основывающееся на результатах оперативно-розыскных  мероприятий. Типичные версии: имело  место хищение путем присвоения (растраты) имущества; хищения не было, а налицо преступная халатность, повлекшая за собой материальный ущерб для собственника.

План расследования должен предусматривать  не только анализ события преступления и действий всех его участников, но и эффективные меры по возмещению нанесенного собственнику материального  ущерба.

Для первоначального этапа расследования  чаще всего характерны такие типичные следственные ситуации:

I. Задержание с поличным (при вывозе похищенного товара и т.п.). В этой ситуации типичен следующий алгоритм действий: а) личный обыск задержанных; б) осмотр изъятых объектов;) допрос подозреваемых; г) обыск служебных помещений и по месту жительства с наложением ареста на имущество; д) выемка и осмотр документов; е) назначение ревизии или инвентаризации; ж) допрос свидетелей; з) назначение экспертизы.

II. Уголовное дело возбуждено по материалам ревизии. Возможны три разновидности данной ситуации:

1. Ревизией обнаружена недостача  товарно-материальных ценностей,  что подтверждается документами,  известны материально-ответственные  лица, однако неясно - явилась ли  недостача результатом хищения.  В этой ситуации строятся типичные  версии о том, что недостача  явилась результатом: а) хищения  должностным лицом, которому вверены  ценности; б) кражи посторонними  лицами; в) халатного отношения  к своим служебным обязанностям  материально-ответственного лица; г)  естественной убыли или других  объективных причин.

2. Обнаружен неучтенный излишек  имущества у материально-ответственного  лица. Причина неизвестна. Типичные  версии о том, что неучтенный  излишек: а) создан преступными  действиями с целью присвоения; б) возник в результате действий  с целью покрытия ранее образовавшейся  недостачи; в) результат ошибки  при получении либо отпуске  товара.

3. Обнаружен подлог документов. Типичные версии о том, что  подлог учинен с целью: а)  присвоения созданных излишков; б) сокрытия недостачи.

Для проверки версии о совершенном  хищении наиболее целесообразным будет  следующий комплекс первоначальных следственных действий: а) выемка и  осмотр документов учета денег и  материальных ценностей, сопоставление  их с материалами ревизии; б) допрос и обыск у подозреваемых лиц; в) наложение ареста на вклады и имущество  с целью его конфискации и  возмещения материального ущерба; г) допрос работников бухгалтерии, ревизоров в качестве свидетелей; д) дополнительная или повторная ревизия (в случае необходимости); е) осмотр рабочих мест; ж) назначение экспертизы.

III. Данные о хищении установлены органами ОБЭП и факт возбуждения уголовного дела преступникам неизвестен.

Здесь большое значение имеет фактор внезапности и расследование начинается с задержания с поличным лиц, причастных к хищению. Проведению данной операции обычно предшествует большая организационно-подготовительная работа. Она должна проводиться следствием совместно с оперативно-розыскными работниками. Определяются оптимальное время проведения операции, состав участников, распределение функций между ними, вид технических средств (чаще всего видео- и аудиотехники), необходимых для дополнительной фиксации, способы изъятия и фиксации вещественных доказательств, а также задачи и роль следствия в ней.

Сразу после взятия с поличным подозреваемых  осуществляется задержание других участников преступных акций. Затем обычно следует  серия неотложных следственных действий: личный обыск задержанных, осмотр похищенного  имущества, осмотр документов, сопровождавших преступную акцию, и различного рода объектов, изъятых у задержанных, осмотр транспортных средств.

Не должно затягиваться проведение одновременных обысков по месту  жительства задержанных, осмотр производственных и складских помещений. Важными  первоначальными неотложными следственными  действиями являются допрос подозреваемых, выемка и следственный осмотр - изучение необходимой документации данной хозяйственной организации.

Чаще всего в этой ситуации трудно обойтись без назначения и проведения аудиторской проверки хозяйственно-экономического субъекта в рамках выявленных следователем подозрительных обстоятельств хозяйствования. В необходимых случаях назначается  проведение судебно-бухгалтерской  экспертизы и криминалистической экспертизы документов. Все эти действия, кроме  назначения экспертиз, обычно носят  неотложный характер.

Для расследования групповых и  многоэпизодных хищений создается бригада (группа) следователей. Организационные вопросы в этих случаях касаются количества следователей в бригаде и распределения функций между ними; состав оперативных работников ОБЭП и уголовного розыска в помощь следователям, координации действий и видов связи между ними; использования общественности и др.

Следственные действия.

  1. Допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого

Допрос свидетеля  и потерпевшего. В УПК в перечне  следственных действий по собиранию  доказательств на первое место поставлен  допрос свидетеля. Это объясняется  наибольшей распространенностью данного  следственного действия, а также  довольно широким кругом лиц, которые  выступают при производстве по уголовному делу в качестве свидетелей.

Общность природы  показаний свидетеля и потерпевшего обусловливается единством процессуальных правил производства их допроса, поэтому  эти правила будут рассматриваться  совместно в процессе дальнейшего  изложения.

Предметом допроса  свидетеля и потерпевшего являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе и о личности потерпевшего, обвиняемого и их взаимоотношениях (ст. 74,75 УПК).

Поскольку дача показаний для свидетеля и  потерпевшего составляет их обязанность, они должны явиться по вызову в  назначенное место, время и дать правдивые показания по делу.

Перед допросом эти лица предупреждаются следователем об уголовной ответственности за отказ, уклонение или дачу заведомо ложных показаний.

Однако эти  лица не обязаны давать показания  против себя самого, супруга, близких  родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральный  закон может установить иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51 Конституции  РФ). Так, УПК РФ освободил священнослужителей от обязанности дачи показанийпо обстоятельствам, которые стали им известны на исповеди (ст. 5 п. 11).

Закон РФ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ" предоставил депутатам  Федерального собрания право отказаться от дачи свидетельских показаний  об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением своих  депутатских обязанностей (ст. 19).

Свидетель и потерпевший  вызываются на допрос повесткой, в которой  должно быть указано, куда и к кому явиться, а также последствия  неявки. Повестка вручается под расписку самому свидетелю, а при его отсутствии кому-либо из членов его семьи или  представителю жилищно-эксплуатационной организации. Вызов может быть также  осуществлен телеграммой или телефонограммой (ст. 155 УПК). При неявке без уважительной причины свидетель и потерпевший могут быть подвергнуты приводу (ст. 73,75 УПК).

Учитывая особенность  процессуального положения потерпевшего, для которого дача показаний служит средством защиты его интересов, закон обязывает следователя  разъяснить перед допросом потерпевшему его права и обеспечить их использование.

Свидетель и потерпевший  допрашиваются, как правило, по месту  производства следствия, а в случае необходимости - по месту их нахождения (ст. 157). Вызванные по одному и тому же делу свидетели и потерпевшие  должны допрашиваться таким образом, чтобы они не имели возможности  общаться между собой. Такие условия  допроса обеспечивают наиболее благоприятную  обстановку для получения правдивых  показаний, исключая возможность их искажения.

Информация о работе Особенности экономической преступности в России