Понятие, задачи и принципы криминалистической трасологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей криминалистической трасологии.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие и задачи криминалистической трасологии;
2. Изучить классификацию следов в криминалистической трасологии;
3. Дать характеристику отдельных видов следов в криминалистической трасологии.

Файлы: 1 файл

курсовая по криминалистике.docx

— 60.76 Кб (Скачать файл)

- периферические следы. Такие следы образуются при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги 18.

В зависимости от механизма следообразования следы разделяются на:

- статистические следы, представляющие собой ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом один непрерывный оттиск следообразующей поверхности в развернутом виде (след качения);

- динамические следы, которые образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса (отображаются в виде пучка трасс).

Следы торможения отличаются от статических следов качек тем, что они растянуты, смазаны элементы рисунка протектора, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении. Если колеса совсем перестают вращаться до полной остановки транспортного средства (блокировка колес), то следы торможения превращаются в следы скольжения (юза), т.е. сплошные смазанные следы, где отдельные элементы уже неразличимы.

На транспортном средстве в результате контактного взаимодействия могут образоваться следующие виды следов (повреждений):

- вмятины – повреждения различной формы, размера,

характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей

поверхности, возникающие вследствие ее остаточной деформации;

- задиры – следы скольжения с приподнятостью кусочков (частиц) следовоспринимающей поверхности, образующиеся при контакте жесткой поверхности частей одного объекта с менее жесткой поверхностью другого или с поверхностью иной природы;

- царапины – неглубокие, поверхностные повреждения, длина которых больше их ширины;

- пробои – сквозные повреждения шины размером более 10 мм, образующиеся от внедрения в нее какого-либо предмета (например, гвоздя, камня, болта и т.п.);

- проколы – сквозные повреждения шины размером до 10 мм, образующиеся от внедрения в нее тонкого предмета (например, куска проволоки, осколка стекла и др.);

- соскобы (отслоения) – удаление верхнего слоя поверхности деталей или части транспортного средства 19.

В протоколе следует отразить:

- положение транспортного средства относительно проезжей части дороги, неподвижных ориентиров, других средств, участвовавших в происшествии;

- марка, модель шины, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, модель шины, тип рисунка, остаточная глубина протектора;

- техническое состояние транспорта (определяется «экспресс-методом» при помощи специалиста-автотехника): тормозная система; рулевое управление; ходовая часть; электрооборудование; показание приборов; положение клавиш переключателей света; положение рычагов коробки передач; включение переднего моста; положение главного фрикциона (у гусеничной техники); состояние лобового стекла и зеркал заднего вида;

- повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, их характер и локализация;

- наличие и локализация следов наложений и их характеристику (отслоения лакокрасочного покрытия другого автомобиля, объекты биологического происхождения и т. п.);

- груз (наличие, характер, положение);

- место хранения транспортного средства после обнаружения и осмотра (с указанием лица, ответственного за его хранение) 20.

В протоколе осмотра следует зафиксировать:

- вид и состояние покрытия дороги;

- место расположения следов относительно неподвижных ориентиров;

- вид и количество следов;

- ширину каждой беговой дорожки;

- глубину объемных следов;

- размер колеи;

- строения рисунка протектора, характер отпечатков особенностей поверхности шины;

- базу транспортного средства;

- длину следа торможения;

- признаки направления движения;

- способ фиксации, изъятия и упаковки следа.

Идентификация транспортного средства проводится по признакам следов протекторов шин, обусловленных: дефектом протектора; признаками, связанными с производством шин, с использованием средств противоскольжения (шипов, цепей, траков), а также случайных признаков (посторонние предметы, застрявшие в углублениях протектора или внедривши в резину и др.).

Определение технического состояния некоторых агрегатов транспортного средства происходит по оставленным на месте происшествия (например, на месте стоянки) следам моторного масла, тормозной жидкости и т.п.

Определение вида и марки транспортного средства осуществляется по  ширине колеи и размерам его базы.

Определение направления движения и места стоянки транспортного средства производится по следующим признакам в следах колес и на дороге:

- на асфальтовом покрытии с лужами, рассыпанном грунте (брызги воды и частицы грунта выбрасываются вперед, образуя веер в стороны в направлении движения);

- на пыльной или песчаной дороге (частицы пыли (песка) располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде дуг, концы которых направлены в сторону, противоположную движению);

- по высокой траве (стебли ее наклоняются в сторону движения, а при движении по низкой траве при пробуксовке стебли наклоняются в сторону, обратную движению);

- на рыхлой поверхности, например, глине, мокром снегу (на дне объемного следа образуются выступы треугольной формы, пологие края которых обращены в сторону движения);

- при переезде предмета, препятствия (например, ветка, палка ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения);

- по грунту (камень сдвигается, в сторону движения, а выемка от камня остается в стороне, противоположной движению);

- при торможении и юзе на мягком грунте (почва сдвигается в сторону движения);

- острый угол рисунка протектора шин повышенной проходимости направлен в сторону, противоположную направлению движения;

- угол расхождения передних и задних колес в начале поворота больше угла схождения в конце поворота;

- при торможении след юза резко усиливается по ходу движения и резко обрывается;

- разрывы на одежде потерпевшего от протектора направлены в противоположную движению сторону 21.

Установление признаков, свидетельствующих об остановке транспортного средства, к которым относятся:

- потеки масла, воды, следы бензина и др.;

- следы ног человека около транспортного средства и на обочине;

- следы домкрата, если производились ремонтные работы или замена колес.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, трасология – криминалистическое учение о следах – один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступных посягательств.

Криминалистическое значение следов определяется возможностью установления по ним существенных обстоятельств преступного события.

При этом решаются идентификационные и диагностические задачи. Первые имеют цель отождествить объект по следам, установить групповую принадлежность или общий источник происхождения. Человека идентифицируют по оставленным на месте происшествия следам рук, босых ног, реже зубов, губ, ушной раковины, лба. По следам определяется вид использованного преступником орудия. Полученные сведения облегчают его поиск, а затем и отождествление по следу-отображению. Капли горюче-смазочных материалов помогают установить вид транспорта, в котором они используются, а затем и конкретное транспортное средство или АЗС.

При решении диагностических задач в первую очередь выясняется механизм образования следов, то есть характер взаимодействия объектов в момент следообразования. К диагностическим относятся задачи по установлению того, с какой стороны (снаружи или изнутри) взломана преграда; в каком направлении скрылось транспортное средство; исправен ли механизм замка и каким способом его открывали; не перебит ли номер на двигателе, шасси автомобиля и т.д. Диагностические исследования позволяют выяснить причинную связь между событием и наступившими вредными последствиями, проанализировать всю совокупность образовавшихся следов и на этой основе разобраться в динамике произошедшего.

Изучение следов имеет важное криминалистическое значение, поскольку дает возможность определить орудие преступления и получить сведения о субъекте, его применившем (физические данные, профессиональные навыки, одежда и др.).

Иными словами, следы могут быть полезными при решении следующих криминалистических задач, входящих в предмет доказывания по уголовному делу:

а) идентификация лиц и предметов по оставленным следам;

б) установление групповой принадлежности объектов;

в) выяснение отдельных анатомо-физиологических особенностей лица, оставившего следы;

г) определение механизма с ледообразования и связанных с ним обстоятельств расследуемого преступления.

В ряде случаев помимо решения перечисленных задач криминалистический анализ следов позволяет установить причины и условия, способствовавшие преступлению, что облегчает разработку мероприятий по их предупреждению, в частности путем технической защиты объектов от преступных посягательств.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 I. Нормативно-правовые акты.

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 июня 2015г. г. № 190-ФЗ) // Парламентская газета. – 2001. – № 241-242.

II. Литература

2. Белкина Р.С. Криминалистика: учебник для вузов / Р.С.    Белкина. – М.: Норма, 2006 г. – 973 с.

3. Волынский А.Ф. Криминалистика: учебник для студентов вузов / А.Ф. Волынский. – М.: Юнити дана: Закон и право, 2008 г. – 943 с.

4. Драпкин Л.Я. Криминалистика: учебник /Л.Я. Драпки. – М.: Проспект, 2011 г. – 768 с.

5. Егоров Н.Н. Криминалистика: вопросы и ответы / Н.Н. Егоров. – М.: Проспект. – 2010 г. – 170 с.

6. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник / Е.П. Ищенко. – М.: Инфра-М, 2010 г. – 784 с.

7. Кокорин П.А. Судебная экспертология: учеб-методич. комплекс / П.А. Кокорин. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2009 г. – 42 с.

8. Майлис, Н.П. Руководство по Трасологической экспертизе / Н.П. Майлис. – М.: Щит_М, 2011 г. – 44 с.

9. Мерецкий Н.Е. Методология обнаружения и фиксации объектов криминалистического и судебно-медицинского характера: Научно- практическое пособие / Н.Е. Мерецкий. – М.: Юлитинформ, 2009 г. – 184 с.

10.      Ю.Мухин, Г.Н. Криминалистика: учебник для вузов / Г.Н. Мухин. – М.: ТетраСистемс, 2012 г. – 240 с.

11. Порубов, Н.И. Криминалистика: учебник / Н.И. Порубов. – М.: Норма, 2011 г. – 640 с.

12. Сорокина, Л.О. Криминалистика: учебник / Л.О. Сорокина. – М.: Норма, 2010 г. – 350 с.

13.      Филиппова А.Г. Криминалистика: учебник / А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2009 г. – 441 с.

14. Хлус A.M. Криминалистика: курс интенсив, подгот. / A.M. Хлус. – Минск: ТетраСистемс, 2008 г. – 256 с.

15. Шамонова, Т.Н. Следы человека на месте преступления, их роль в доказывании (биологический аспект) / Т.Н. Шамонова. – М.: Щит-М, 2009 г. – 153 с.

16. Шумак Г.А. Криминалистика: учебное пособие для вузов / Г.А. Шумак. – М.: ТетраСистемс, 2010 г. – 160 с.

17. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: Учебное пособие / Н.Г. Шурухнов. –  М.: Юристъ, 2008 г. – 776 с.

18.      Эксархопуло А.А. Криминалистика: учебник / А,А. Эксархопуло. – Спб.: Лема, 2009 г. – 416 с.

19.   Яблоков, Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – М.: Норма, 2009 г. – 400 с.

 

1 Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для вузов / Р.С. Белкина. – М.: Норма, 2006 г. – С. 202.

2 Филиппова А.Г. Криминалистика: учебник / А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2009 г. – С.65.

3 Драпкин Л.Я. Криминалистика: учебник / Л.Я. Драпкин. – М.: Проспект, 2011г. – С. 214.

4 Кокорин П.А. Судебная экспертология: учеб.-метод. Комплекс / П.А. Кокорин. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та,  2009г. – С. 33.

5 Хлус A.M. Криминалистика: курс интенсив, подгот. / A.M. Хлус. – Минск: ТетраСистемс, 2008 г. –  С. 188.

6 Волынский А.Ф. Криминалистика: учебник для студентов вузов / А.Ф. Волынский. – М.: Юнити дана: Закон и право, 2008 г. –  С. 325.

7 Шамонова Т.Н. Следы человека на месте преступления, их роль в доказывании (биологический аспект) / Т.Н. Шамонова. – М.: Щит-М, 2009 г. – С. 102.

8 Сорокина Л.О. Криминалистика: учебник / Л.О. Сорокина. –  М.: Норма, 2010 г. – С. 217.

9 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015г.  № 190-ФЗ) // Парламентская газета. – 2001. – № 241-242. – Ст.166, 167.

10 Шурухнов Н.Г. Криминалистика: Учебное пособие / Н.Г. Шурухнов. –  М.: Юристъ, 2008 г. –  С.78.

11 Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – М.: Норма, 2009 г. - С. 300.

12 Мерецкий Н.Е. Методология обнаружения и фиксации объектов криминалистического и судебно-медицинского характера: Научно-практическое пособие / Н.Е. Мерецкий. –  М.: Юлитинформ, 2009 г. –  С. 56-57.

13 Мухин Г.Н. Криминалистика: учебник для вузов / Г.Н. Мухин. –  М.: ТетраСистемс, 2012г. – С. 175.

14 Комиссаров, В.И. Следы человека как объект криминалистического исследования / В.И. Комиссаров. – М.: Юлитинформ, 2009 г. –  С. 115.

15 Мерецкий Н.Е. Методология обнаружения и фиксации объектов криминалистического и судебно-медицинского характера: Научно-практическое пособие / Н.Е. Мерецкий. – М.: Юлитинформ, 2009 г. – С. 61.

16 Егоров Н.Н. Криминалистика: вопросы и ответы / Н.Н. Егоров. –  М.: Проспект. - 2010 г. – С. 120.

17 Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник / Е.П. Ищенко. – М.: Инфра-М, 2010 г. – С. 522.

18 Шумак, Г.А. Криминалистика: учебное пособие для вузов / Г.А. Шумак. –  М.: ТетраСистемс, 2010 г. –  С. 110.

19 Порубов, Н.И. Криминалистика: учебник / Н.И. Порубов. – М.: Норма, 2011 г. – С. 452.

20 Эксархопуло, А.А. Криминалистика: учебник / А,А. Эксархопуло. – Спб.: Лема, 2009 г. – С.322.

21 Майлис Н.П. Руководство по трасологической экспертизе / Н.П. Майлис. – М.: Щит_М, 2011 г. –

Информация о работе Понятие, задачи и принципы криминалистической трасологии