Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:24, реферат
Основной задачей правоохранительных органов является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с установленном законом порядке. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью государства и нас самих.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Предмет правоохранительных органов……………………….......................4
2. Понятие правоохранительных органов……………………….......................4
3. Признаки правоохранительных органов…………………………………….9
4. Система правоохранительных органов…………………………………….14
5. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами..….16
6. Нормативная база деятельности правоохранительных органов..………..17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Деятельность государства и
его органов охватывает многие сферы
государственной и общественной
жизни. Решение проблем, связанных
с обеспечением нормального функционирования
экономики в целом, ее отраслей и
конкретных хозяйственных организаций,
осуществление внешней
Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Уровень воплощения в жизнь
воли законодателя, реализации права
показывает не только степень авторитетности
государства, но и эффективность
деятельности его органов по обеспечению
прав и свобод граждан. В правовом
государстве признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина является обязанностью
государства. В рамках реализации данной
конституционной нормы
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.
Правоохранительная
Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека2.
Таким образом, основная задача правоохранительных органов является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с установленном законом порядке. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью государства и нас самих.
Защита прав и свобод гражданина
и человека – конституционная
обязанность государства. Полномочия
по их охране возложены на специальные
созданные государственной
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Правоохранительные органы - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, государства, борьба с преступностью с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом3.
Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.
Что же следует считать
Прежде всего, рассмотрим признаки4, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.
Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.
Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.
Нарушенное право порождает
обязанность государства
Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.
Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.
Для своего нормального функционирования
государство вынуждено
Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.
Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.
К признакам второй очереди относятся5:
- право применения норм уголовного закона;
- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.
Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.
Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
Под приведенное определение
Для того чтобы выделить правоохранительный
характер деятельности этих органов
и в то же время показать, что
в узком понимании они не являются
правоохранительными, представители
нижегородской школы
Таким образом, квазиправоохранительные органы6 – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.
К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.
Правоохранительные органы в РФ7 – это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.
Основными признаками правоохранительных органов являются:
Специально созданные для
Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.