Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 16:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексный анализ криминологических и уголовно-правовых аспектов терроризма. В соответствии с этим определенны следующие задачи дипломной работы:
Раскрыть проблемный характер понятия терроризм.
Выявить причины и условия порождающие терроризм.
Провести исследование мер по предупреждению терроризма.

Файлы: 1 файл

pravovaya_i_kriminologicheskaya_harakteristika_terrorizma.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Обозначим лишь фрагментарно (на отдельных примерах) инструменты механизма превентивных средств и методов.

Например, для предупреждения терроризма, в основе которого лежат межрелигиозные столкновения, религиозный фанатизм, необходима целенаправленная, постоянная массовая разъяснительная работа среди населения, не только специалистов в области теологии, авторитетов церкви, но и юристов, обществоведов, психологов, педагогов и иных представителей просветительских учреждений. Архиважно для лишения идеологической почвы зарождения терроризма, в основе которого лежат лозунги (идеи) защиты своей религии, подобрать такие убедительные контраргументы, которые будут направлены на вскрытие и предание гласности истинных целей, зачастую ничего не имеющих общего с религией. Здесь важно показывать их несостоятельность хотя бы потому, что не одна из традиционных религий не проповедует насилие в форме терроризма.

В организации работы, имеющей целью упреждение террористических проявлений, также очень важно особое внимание уделять структурам и группам, состоящим преимущественно из молодежи. В последнее время они все больше играют роль катализатора потенциальных общественно – опасных угроз в нашей стране. Специфика молодежной среды весьма полярна, она требует не только адекватного реагирования государства и общества в плане создания эффективных барьеров, препятствующих процессу вовлечения их в криминогенную среду, но и упреждающих профилактических мер вовлечения в террористические акции, особенно в студенческой, рабочей среде, среди военной и неорганизованной молодежи, прежде всего лицами, хорошо знающими ее психологию, в том числе и со стороны правоохранительных структур.30

Эти примеры показывают, что превентивные меры требуют универсальных, специфических средств и методов проведения профилактической работы в борьбе с терроризмом, с преступлениями террористического характера.

В Федеральном законе «Об оперативно – розыскной деятельности» указано, что одной из задач ОРД является превентивное (предупреждающее) воздействие (профилактическое воздействие) с целью недопущения совершения общественно опасного деяния (действия или бездействия), запрещенного уголовным законом, а также воздействие на причины и условия, способствующие совершению преступления.31

Основная задача профилактики заключается в предотвращении общественно опасного деяния еще до того, как соответствующие лица (лицо) приступят к его непосредственному приготовлению или покушению (ст. 30 УК РФ). Вместе с тем необходимо отметить, что уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям (ч.2 ст. 30 УК РФ). В ОРД с помощью оперативно-разыскной профилактики возможно решать задачи по предупреждению преступлений категорий небольшой и средней тяжести на стадии приготовления к их совершению. К таким преступлениям можно отнести преступления общеуголовной направленности, которые вынуждены совершать члены террористических организаций, в частности, на стадии приготовления терактов (незаконное хранение и сбыт наркотических веществ, как средство добывания денег, незаконное хранение, приобретение и сбыт огнестрельного оружия и взрывчатых веществ и т.д.). Прерывание преступного посягательства на стадии покушения на совершение преступления также признается оперативно-розыскной профилактикой.

В системе субъектов этой деятельности основная тяжесть по реализации предупредительной функции ложиться на органы внутренних дел, среди которых ведущее место занимают подразделения криминальной милиции. Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности ОРД, они имеют в своем арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих на более ранней стадии, нежели другие подразделениям ОРД, выявлять лиц, замышляющих, подготавливающих или покушающихся на совершение преступления, и предпринимать меры оперативно-розыскного характера по недопущению его совершения.

Практика оперативно-розыскной профилактики террористических акций выделяет три этапа: ранняя профилактика; непосредственная профилактика и поздняя профилактика.

Объекты ранней профилактики – лица, допускающие нарушение общественного порядка и ведущие антиобщественный образ жизни, это возможные пособники, предоставляющие жилье, автомобили, оружие, документы членам террористических организаций.

Объекты непосредственной профилактики – лица, на которых имеется оперативная и иная информация, по которой они подпадают под административный надзор (особо опасные рецидивисты и др.). Это реальные и потенциальные участники террористических акций и члены террористических организаций.

Объекты поздней профилактики – лица, замышляющие или подготавливающие преступления, а также покушающиеся на него (непосредственный члены террористических организаций.).

Вышеупомянутые мною этапы оперативно-розыскной профилактики, позволяющие достичь нужных результатов при осуществлении оперативной профилактики в криминальной среде и теневой экономике, в отношении же террористов-смертников, как правило, не приводят к их отказу от преступных замыслов, а лишь заставляют принимать дополнительные меры конспирации и изменять место и время терактов. Следовательно, в отношении террористических организаций и групп на первый план выдвигается задача выявления фактов совершения разного рода преступлений, неизбежных при подготовке к теракту и связанных, например, с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ (ВВ), подделкой документов, незаконным пересечением государственной границы, незаконной миграцией, контрабандой оружия и ВВ, подкупом должностных лиц в ходе проникновения на особо охраняемые объекты, и целого ряда других противоправных деяний. Только в этом случае возможен превентивный арест участников террористических групп, их осуждение за преступления, не представляющие такой опасности для общества, как терроризм, либо за подготовку к терактам с последующим осуждением и изоляцией на длительный срок местах лишения свободы.

Многие признаки террористической деятельности базируются на проявлении специфических правил преступной среды и культивируемых в ней отношениях.

В силу этого, получение оперативно-розыскной информации о террористической среде, мне представляется целесообразно обеспечивать по следующим направлениям:

путем изучения образа жизни, связей, рода деятельности рецидивистов, ранее судимых и лиц, находящихся на учетах в ОВД;

путем анализа и дополнительного изучения сигналов о незаконных поставках и приобретении сырья, оборудования, используемого при совершении террористических актов, осуществление подозрительных финансовых операций;

путем взятия под наблюдение должностных лиц по сигналам о признаках коррупции (продажа документов, удостоверяющих личность, оформляющих транспортные средства, перевозимые грузы и т. п.);

за счет обобщения данных о террористических преступлениях либо попытках их совершения, которые совершались с участием одних и тех же лиц, что позволяет предполагать о функционировании террористической организации (такие данные могут быть рассредоточены в уголовных делах, «отказных» материалах, письмах граждан и т.д.);

проверкой фактов преступной (террористической) деятельности, установленных журналистским расследованием.

Необходимо учитывать, что в механизме террористической деятельности (в террористических организациях) существует жесткое распределение функций между ее звеньями:

существует общий «банк» («общак») для финансирования террористических актов и распределения доходов;

сложилась иерархия отношений: есть лидеры, идеологи, исполнители, пособники и т.д.;

организованно осуществляются меры безопасности;

ведется контрразведка.

Сведения же о террористических организациях можно получить лишь изучением отношений, т.е. глубинных явлений, часто слабо фиксируемых визуально и по материальным следам. Содержание отношений как предмет познания при получении информации о террористической преступности становится возможным главным образом либо в результате удачных оперативных контактов в криминогенной среде, либо в результате длительного поиска осведомленных лиц и серии оперативно-розыскных мероприятий для углубления контактов в этой среде.

Но это уже является реализацией первичной информации путем организации серии проверочных оперативно-розыскных мероприятий. Первичными же сигналами, становятся:

  1. угрозы насилием, вынудившие срочно покинуть данную местность лиц, связанных с преступной (террористической) средой;
  2. сигналы о покровительстве, особом расположении должностных лиц различных управленческих организаций к «процветающим» коммерческим структурам, ассоциациям, финансовым компаниям, имеющим непрозрачные финансовые потоки;
  3. сигналы о фактах предпочтения в предоставлении помещений, оборудования, стройматериалов, сырья, характерных для подготовки террористических акций;
  4. отход уголовников-профессионалов от привычного промысла на фоне заметного возрастания из финансовых возможностей;
  5. сообщения о подозрительных (несанкционированных) контактах оперативных работников или сотрудников других служб правоохранительных органов с представителями преступной среды, ее лидерами (особенно – лидерами этнических преступных группировок);
  6. выделение крупных кредитов «дружественными» банками без надежной гарантии об их возврате лицам или организациям, подозреваемым в причастности к террористической деятельности;
  7. заказы на поставку валюты, оружия, наркотиков, резко выделяющиеся по масштабам и качеству из обычных потребностей данной криминальной среды;
  8. факты вовлечения студентов, старших школьников, иной молодежи в экстремистские, радикалистские организации;
  9. подготовка боевиков в спортивных секциях, клубах;

Предлагается несколько этапов оценки поступающей оперативно – розыскной информации о террористических организациях.

На первом этапе – универсальная оценка по единой программе. Она дается любым оперативным сотрудником, столкнувшимся с признаками организованной преступной деятельностью.

На втором этапе – оценка этих признаков специализированным аппаратом и выбор тех оперативных подразделений, которые в ходе повседневной работы имеют возможность участвовать в развитии, уточнении, проверке первичной информации.

Именно на данном этапе чаще всего включается аналитический поиск, если на первом этапе информацию получили сотрудники, не специализирующиеся на борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

На третьем этапе – после сопоставления первичных данных с результатами аналитического поиска – создание общей, максимально возможной по имеющейся информации картины террористической деятельности с ее связями и участниками для принятия адекватных ситуации тактически решений.

По результатам обобщения информации, получаемой в результате оперативного и аналитического поиска, необходимо проводить тактические операции (выявление звеньев террористической преступности и участников преступной акции) с целью пресечения преступной деятельности членов террористических организаций, отдельных групп, способствующих террористической деятельности.

Предупреждение преступлений оперативно-розыскными мерами – весьма действенное и перспективное направление деятельности подразделений криминальной милиции. По сравнению с уголовно – процессуальным и уголовно-правовым предупреждением оперативно-розыскное предупреждение отличается большей эффективностью. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение последствий и, в конечном счете, сужает сферу применения мер уголовного наказания.32

Опыт же использования действующего законодательства России в области борьбы с терроризмом свидетельствует о наличии в нем целого ряда неоптимальных подходов, пробелов и иных недостатков.

В связи с этим представляется необходимым определить одним из приоритетных направлений дальнейшее развитие системы профилактики преступлений террористического характера. Осуществление этой деятельности предполагает принятие нормативно-правовых актов специального характера, т.е. направленных на предупреждение отдельных, особо опасных видов преступлений, например террористического характера.

Не менее актуальным является ресурсное обеспечение превентивных мер в борьбе с терроризмом. Так, Закон «О борьбе с терроризмом» (1998г.) предусматривает для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, создание антитеррористических комиссий на федеральном и региональном уровнях. Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998г. №1302 образована Федеральная антитеррористическая комиссия и утверждено Положение о ней, сформулированы ее основные задачи, которые в целом носят профилактический характер; определяются стратегические меры борьбы с терроризмом по выявлению его причин и условий и поиску путей их устранения и иные меры.

В развитии этого 15 сентября 1999 года издано Постановление Правительства РФ №1040 «О мерах по противодействию терроризму», которое содержит перечень мер идеологического, социального и экономического характера. Однако в них не предусматривается конкретных мер по организации материального и иного ресурсного обеспечения.

Аналогично положение с Программой государств – участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, утвержденной Советом глав государств СНГ 21июня 2000 г., в которой, в частности, раздел V именуется так: «Материально – техническое и финансовое

 

обеспечение», но каких – либо конкретных мер здесь не предусмотрено33.

Современное состояние терроризма свидетельствует, что борьба с этим явлением возможна также при условии ограничения финансовых потоков, питающих террористическую деятельность, при своевременном выявлении и устранении источников финансирования, т.е. экономической базы терроризма. Не случайно на 54 – ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (10декабря 1999г.) в числе превентивных мер по ликвидации международного терроризма признана чрезвычайной мерой борьба с его финансированием со стороны отдельных государств, кредитных корпораций и частных лиц, а также принят к подписанию канадский проект «Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»34. В соответствии с этим «подлежит ответственности любое лицо, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения такого рода преступлений».

Таким образом, карается не только финансирование конкретного преступления террористического характера, но и отчисление средств на обеспечение международного терроризма. Это положение требует трансформации и регулирования  и в отечественном законодательстве.

Для разработки целенаправленных превентивных мер, методики их осуществления для всех заинтересованных органов с тем, чтобы достичь на деле желаемых результатов, назрела необходимость создания мощного организационного аналитического аппарата – Федеральной службы противодействия терроризму (либо формирования в структуре Правительства штатного аппарата из специалистов силовых ведомств с сохранением их денежного содержания по месту службы).

Иной путь – за счет средств бюджета, что менее привлекательно для самого бюджета.

Необходимо упомянуть о такой проблеме, как готовность граждан страны к самозащите в условиях проявления террористической акции. На мой взгляд, инструкции, развешенные в определенных местах или на объектах возможного посягательства, малоэффективны, и они не воспринимаются сегодня и населением.

Информация о работе Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма