Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Важным криминогенным фактором является социальное расслоение - значительный разрыв в материальном обеспечении детей - выходцев из различных социальных групп. Если среди взрослых вуалирование несправедливости социального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты. Известно, что ничто не оказывает такого сильного криминогенного, воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в злобу, ненависть и агрессию, а также нейтрализует моральные запреты (барьеры) при совершении корыстных преступлений.

Существуют свои проблемы, отрицательно влияющие на формирование подростков, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявление роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность в сочетании с бездуховностью, нередко отсутствие душевного тепла в отношениях друг с другом и сильное взаимное отчуждение.

Криминогенность семейного неблагополучия дополняется криминогенностью в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова). Эта криминогенность состоит в том, что школа, будучи специально предназначенной для выполнения функций обучения и воспитания подрастающего поколения, реализует их неполно либо не оказывает необходимого влияния, не компенсирует недостатки семейного воспитания и не противодействует негативным воздействиям ближайшей криминогенной микросреды, в которой находится подросток.

В качестве криминологически значимых проблем школы можно выделить: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценку различий «стартовых» (начальных) условий обучения и недостаточную помощь в их выравнивании, невнимание к профессиональной ориентации подростков и др.

 

      1. Предупреждение преступности несовершеннолетних 

 

Рассматривая профилактику преступности несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности, правомерно использовать при анализе общекриминологическую классификацию мер профилактики: общесоциальные, специально-криминологические меры.

Общесоциальные меры. К значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые могли бы существенно улучшить условия жизни и воспитания детей и подростков из неблагополучных (кризисных) и малообеспеченных семей.

Социальное обслуживание семьи и детей выступает сегодня как составная часть принципиально нового и чрезвычайно важного направления социальной политики для настоящего и будущего. Суть социального обслуживания семей и детей -помочь человеку на индивидуальном уровне в решении его жизненных проблем, начиная с получения положенного по закону пособия и заканчивая оказанием психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощь в трудной ситуации и одновременно активизировать его внутренний потенциал самопомощи.

Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, развернута сеть семейных детских домов, созданы социальные центры для оказания им необходимой помощи, законодательно определены возможности для помещения таких детей на определенный срок в приемные семьи.

Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для подростков, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к «группе риска». Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших правонарушение.

Специально-криминологическое предупреждение образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Основной объем работы по профилактике преступлений несовершеннолетних выполняют созданные в органах внутренних дел инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН). Эти подразделения выявляют подростков, от которых, судя по их противоправным и антиобщественным поступкам (совершению административных правонарушений, прежней судимости и т.п.), можно ожидать совершения преступлений, и ставят их на профилактический учет, являющийся специфической формой социального контроля. Наряду с оказанием непосредственного воспитательно-профилактического воздействия на таких подростков (проведение с ними профилактических бесед, разъяснение смысла и значения морально-правовых норм, педагогическое предостережение и др.) сотрудники ИДН проводят большую работу по оздоровлению их социальной микросреды, устранению вредных влияний со стороны семьи и сверстников, по вовлечению в социально полезные занятия. Указанные подразделения работают в тесном взаимодействии со школой, органами общего и профессионального образования, органами здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими субъектами криминологической профилактики. Их деятельность имеет сугубо профилактическую направленность.

Специально-криминологическое предупреждение образуют три группы мер: ранняя профилактика, непосредственное предупреждение и профилактика рецидива.

К мерам ранней профилактики относятся следующие:

- предупреждение  и устранение существенных нарушений  нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, и оказания социальной помощи в различных ее формах;

- целенаправленная  корректировка неправильного развития  личности на начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп (контингентов).

К числу мер ранней профилактики также относятся: вовлечение родителей в педагогический процесс, беседы о правах и обязанностях родителей, рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей, направление родителей на лечение и т.д.

Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе (ранняя профилактика) не было предотвращено формирование у подростка склонности к правонарушениям, и он начал их совершать. На данной ступени также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, оздоровление его микросреды. Существенным становится воздействие на самого подростка, включая при необходимости и меры правового характера. Специализированная служба органов внутренних дел выясняет и устраняет обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние нарушают общественный порядок, совершают мелкие кражи, принимают участие в выпивках, азартных играх и т.д., а также ведет работу по исправлению этих лиц. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних вредное влияние.

Следующая группа мер направлена на профилактику рецидива. Их цель - перевоспитание, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, которые способствовали этому. К таким мерам относятся воспитательная деятельность исправительного учреждения, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитание осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из начала реализации мер, которое обусловлено степенью деформации личности и поведением подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоохранительными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 10. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВНОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

 

План:

  1. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной преступности

   2. Причины, условия рецидивной преступности и ее профилактика

 3. Понятие и криминологическая характеристика профессиональной преступности

4.Причины, условия профессиональной преступности и ее предупреждение

 

 

 

  1. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной преступности

 

Под рецидивной преступностью понимают совокупность таких преступлений, которые совершаются лицами, ранее судимыми за другие преступления. Повышенная общественная опасность рецидивной преступности состоит в том, что рецидивисты играют большую роль в «воспроизводстве» новых преступников либо в закреплении привычек и навыков антиобщественного поведения у лиц, ставших на путь совершения преступления. Будучи на свободе или в местах лишения свободы, рецидивисты непрерывно и систематически вовлекают в преступную деятельность новых лиц, передают им свой опыт и навыки преступного поведения, повышают уровень преступной квалификации, оказывают разлагающее влияние на лиц, ставших на путь исправления и перевоспитания. По примерным оценкам, рецидивист способствует вовлечению в преступную жизнь, в среднем, 5-8 человек, в первую очередь из числа несовершеннолетних и лиц, недавно достигших 18 лет.

В литературе и на практике термин «рецидив» понимается по-разному: уголовно-правовой или криминологический.

Уголовно-правовой рецидив. В соответствии со ст. 43 УК Республики Беларусь «рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление». Уголовный закон выделяет три вида рецидива:

простой рецидив;

опасный рецидив;

особо опасный рецидив.

Рецидив преступлений признается опасным:

при совершении лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо было не менее трех раз осуждено и отбывало наказание в виде лишения свободы за умышленные преступления;

при совершении лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, если ранее оно было не менее двух раз осуждено и отбывало наказание в виде лишения свободы за тяжкие преступления либо было осуждено и отбывало наказание в виде лишения свободы за особо тяжкое преступление.

Рецидив преступлений признается особо опасным при совершении лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, если ранее оно было не менее двух раз осуждено и отбывало наказание в виде лишения свободы за особо тяжкие преступления.

Рецидивная преступность не является однородной, хотя ее видовая специфика обособлена в структуре общей преступности. Для успешного осуществления борьбы с рецидивной преступностью, превентивной деятельности и воспитательной работы с рецидивистами необходимо разграничение отдельных видов рецидива.

Наиболее важное значение имеет разграничение рецидива преступлений, а следовательно, и рецидивной преступности, которое осуществляется на основе категоризации преступлений, совершенных рецидивистами. В зависимости от этого выделяются общий и специальный рецидив.

Общий рецидив имеет место в том случае, когда преступление, совершенное при наличии судимости за другое деяние, по своему характеру неоднородно с предыдущим деянием.

Однородные преступления характеризуются несколькими показателями. Посягательства совершаются:

- на одинаковый непосредственный объект (например личное имущество);

при одинаковой форме вины (умысел);

одним и тем же или подобным способом.

Если новое преступление и то деяние, за которое лицо уже было осуждено, являются по своему характеру однородными, речь идет о специальном рецидиве.

Криминологический рецидив. Криминологическое понятие рецидива исходит из факта повторного совершения преступления, независимо от того, было ли лицо вообще привлечено к ответственности, поскольку уже сам факт совершения повторного преступления характеризует личность субъекта и обусловливает необходимость принятия мер (исправительного воспитания, ограничения, лечебного характера) к данному лицу.

Определение понятия рецидива в уголовном законе не может отразить все ситуации, которые фактически приводят к нему. Необходимо, чтобы рецидив как отрицательное общественное явление был как можно быстрее пресечен. При рассмотрении вопроса о степени общественной опасности преступника, который может и в будущем совершить преступление, необходимо учитывать конкретные обстоятельства и принять во внимание такую ситуацию, когда лицо юридически не является рецидивистом, например, потому, что предыдущее преступление было совершено в возрасте, когда уголовная ответственность еще не могла иметь места, или когда прежнее преступление подпадало под действие акта амнистии, или в силу давности была погашена судимость и др. Благодаря своей широте криминологическое понятие рецидива помогает органам, участвующим в уголовном процессе, правильно судить о личности субъекта и его безопасности или опасности для общества. Это имеет значение с точки зрения последовательной индивидуализации наказания и иных мер, назначаемых субъекту преступления.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"