Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа
Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.
Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
«___» ___________2006 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ЛИЧНОСТЬ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
(КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
Специальность 030501 - юриспруденция
Студент 6 курса группы 0281
___________Е.А. Жигуляева
Великий Новгород
2006
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника
как объект криминологического изучения
и его классификация……………………………………………
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации
и формирования личности правонарушителя
в подростковом и юношеском возрасте…………………….…………………………………
1.3. Структура личности несовершеннолетнего
преступника……………………………………….15-
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………
2.1. Детерминирующие факторы
криминальной активности
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение.
Преступность несовершеннолетних - серьезная проблема для многих стран, в том числе и для России. Несовершеннолетние совершают более 10 % преступлений от общего массива в год. Это немало.
Несовершеннолетние в силу своих возрастных особенностей не в состоянии верно оценить окружающую обстановку и свои собственные поступки. Поэтому, даже совершив общественно опасные действия, они из за малолетнего возраста не становятся преступниками. А когда подросток, нарушающий уголовный кодекс, достигает 14(16) лет, то это уже преступник. Несовершеннолетние преступники не могут подвергаться всем мерам наказания, но большинство положений УК РФ на них распространяется в полной мере.
Опасность преступности подростков не только в том, что калечатся юные души, но и в создании «резервной армии» для взрослой преступности. Ведь через несколько лет они вырастут и, имея преступный опыт, вольются в ряды воров, грабителей, вымогателей, бандитов и убийц. Необходимо повышенное внимание к этой острой проблеме, иначе под угрозой окажется будущее страны.
Социальные отклонения и личностные деформации несовершеннолетних следует изучать с точки зрения общечеловеческих ценностей, интересов различных социальных слоев населения. Их причины, механизмы образования и формы проявления необходимо исследовать во взаимодействии с другими жизненными процессами общества. Важную объяснительную функцию при этом выполняет анализ общественных противоречий, без которого невозможно уяснить природу подобных отклонений.
Актуальность данной темы также обусловлена необходимостью коренного пересмотра подходов к профилактике преступности несовершеннолетних.
Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.
Изучаемая мной тема всегда была и будет являться наиболее актуальной в силу ее социальной значимости. Ей посвящены труды зарубежных и отечественных ученых Э. Фромма, супругов Ш. Глюк и Э. Глюк. Г.Й. Шнайдера, Забрянскою Г.И.. Кудрявцева В.Н., Долговой А.И., Антоняна Ю.М., Блувштейна Ю.Д. и др. При написании данного дипломного сочинения мной были использованы нормативные акты и документы международного и российского права, а также научные работы выше приведенных авторов.
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения.
1.1. Теоретические основы
изучения личности
В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника.
Необходимость
выделения личности
В российском праве
несовершеннолетний - лицо, не достигшее
возраста
восемнадцати лет1. Действующий УК РФ также дает
определение
несовершеннолетнего: несовершеннолетними
признаются лица, которым ко времени
совершения преступления исполнилось
четырнадцать, но не исполнилось
восемнадцати лет2. Данные определения соответствуют
нормам международного
права, которые декларируют, что ребенком
(несовершеннолетним) является каждое
человеческое существо до достижения
18-летнего возраста, если по закону, применимому
к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия
ранее3.
Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете связан с личностными деформациями.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8-10% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентации, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
В производственной
сфере этих подростков
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т. д.
В отличие
от личности с позитивными,
одобряемыми обществом
Наличие явно
выраженных негативных по
Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.
К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентации.
Понятия товарищества,
долга, совести, смелости
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
В эмоционально-волевой
сфере подростков, совершивших преступления,
чаще всего фиксируются
Эмоциональная
неуравновешенность, тщеславие, упрямство,
нечувствительность к страданиям других,
агрессивность также можно
В последнее
время исследователями много
внимания уделено выявлению
Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)