Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)


 

 



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО


 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

                                                                                      к.ю.н., доцент

                                                                                                        ___________А.Т. Дугин  

«___» ___________2006 г.

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ЛИЧНОСТЬ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

(КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА)

 

Специальность 030501 - юриспруденция

 

 

Студент 6 курса группы 0281

___________Е.А. Жигуляева

                                                                                                 «___»____________2006 г.

 

                                                                                           Научный руководитель:

                                                                                       Доцент кафедры УПД

                                                                                                  ______________С.В. Даков

                                                                                                «___»____________2006 г.

 

 

 

Великий Новгород

2006

Оглавление:

 

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4

Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5

1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10

1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15

1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18

Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19

2.1. Детерминирующие факторы  криминальной активности несовершеннолетних………19-28

2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37

  Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности  

  несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51

Заключение……………………………………………………………………………………….52-54

Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Преступность  несовершеннолетних - серьезная проблема для многих стран, в том числе  и для России. Несовершеннолетние совершают более 10 % преступлений от общего массива в год. Это немало.

Несовершеннолетние  в силу своих возрастных особенностей не в состоянии верно оценить окружающую обстановку и свои собственные поступки. Поэтому, даже совершив общественно опасные действия, они из за малолетнего возраста не становятся преступниками. А когда подросток, нарушающий уголовный кодекс,  достигает 14(16) лет, то это уже преступник. Несовершеннолетние преступники не могут подвергаться всем мерам наказания, но большинство положений УК РФ на них распространяется в полной мере.

Опасность преступности подростков не только в том, что калечатся юные души, но и в создании «резервной армии» для взрослой преступности. Ведь через несколько лет они вырастут и, имея преступный опыт, вольются в ряды воров, грабителей, вымогателей, бандитов и убийц. Необходимо повышенное внимание к этой острой проблеме, иначе под угрозой окажется будущее страны.

Социальные отклонения и личностные деформации несовершеннолетних следует изучать с точки зрения общечеловеческих ценностей, интересов  различных социальных слоев населения. Их причины, механизмы образования и формы проявления необходимо исследовать во взаимодействии с другими жизненными процессами общества. Важную объяснительную функцию при этом выполняет анализ общественных противоречий, без которого невозможно уяснить природу подобных отклонений.

Актуальность данной темы также обусловлена необходимостью коренного пересмотра подходов к профилактике преступности несовершеннолетних.

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего  преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Изучаемая мной тема всегда была и будет являться наиболее актуальной в силу ее социальной значимости. Ей посвящены труды зарубежных и отечественных ученых Э.   Фромма,   супругов   Ш.   Глюк   и   Э.   Глюк.   Г.Й.   Шнайдера,   Забрянскою   Г.И.. Кудрявцева  В.Н.,  Долговой  А.И.,  Антоняна Ю.М.,  Блувштейна Ю.Д.  и  др.   При написании данного дипломного сочинения мной были использованы  нормативные акты и документы международного и российского права, а также научные работы выше приведенных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения.

 

1.1.    Теоретические основы  изучения личности несовершеннолетнего  преступника.

 

 В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника.

 Необходимость  выделения личности несовершеннолетнего  преступника в отдельный объект  криминологического изучения обусловливается  особенностями соматического, психического  и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью.

В российском праве  несовершеннолетний - лицо, не достигшее  возраста 
восемнадцати лет1. Действующий УК РФ также дает определение 
несовершеннолетнего: несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени 
совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось 
восемнадцати лет2. Данные определения соответствуют нормам международного 
права, которые декларируют, что ребенком (несовершеннолетним) является каждое 
человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее3.

Для всех или  почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор  такого варианта поведения непосредственно  или, в конечном  счете связан с личностными деформациями.

 Особенности    интересов,     потребностей,     отношений    в     сфере    ведущей  деятельности, характерные   для    несовершеннолетних   преступников,    включают стойкую  утрату связей с учебным или  трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому  по   формальным  показателям   прохождения   школьного   обучения, отстают от сверстников лишь 8-10% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентации, негативного отношения,  складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию,  так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

 В производственной  сфере этих подростков характеризуют  отсутствие интереса к выполняемой  трудовой деятельности, утилитарное  отношение к профессии (как  к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.4

  Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т. д.

 В отличие  от личности с позитивными,  одобряемыми обществом интересами  и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении, фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.     

 Наличие явно  выраженных негативных по своей  социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т. п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т. п.

Интересы в  сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются  в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.

К числу характерных  личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентации.

 Понятия товарищества, долга, совести, смелости переосмысливаются  этими подростками, исходя из  групповых интересов. Жизненные  цели смещаются у них в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно оценивать поведения потерпевших. У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования собственной ответственности за противоправное поведение.5

  В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

 В эмоционально-волевой  сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабление  чувства стыда, равнодушное отношение  к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность.  Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15-25% случаев. 6

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести  к наиболее распространенным характерологическим  чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь вновь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.         

 В последнее  время исследователями много  внимания уделено выявлению отягощенности  несовершеннолетних преступников  различными нервно-психическими  аномалиями. Установлено, что влияние  этих аномалий на правонарушающее  поведение в основном носит косвенный или опосредованный характер. Они, как правило, стимулируют социальную неадаптированность, неадекватность реакции подростков, но не определяют основное содержание конкретных действий, их нравственно-правовую направленность. Всякий раз, когда речь идет о вменяемых субъектах, наличие нервно-психических аномалий не создает фатальной предрасположенности их к преступлениям. Аномалии психики оказывают влияние на механизм формирования противоправного поведения, выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации личности, а также фактора, сказывающегося на выборе формы реакции на конфликтную ситуацию, на формирование специфической преступной мотивации.

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)