Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем можно  сказать о тех условиях воспитания и самовоспитания личности, которые вырабатывают устойчивость против преступных влияний. К ним относятся:

а) Позитивная самооценка личности. Если человек положительно оценивает себя и свое поведение, доволен собой (и это соответствует  объективной характеристике его  личности), он устойчив к преступным влияниям, не склонен поддаваться им. Грубо говоря, правонарушение ему не нужно (да к тому же еще и опасно).

б) Целеустремленность личности, направленность ее к социально - приемлемому  поведению. Позитивный жизненный план личности открывает для нее перспективу жизненного успеха; преступление же способно сорвать этот план, непоправимо испортить «жизненную карьеру».

в) Хороший самоконтроль, который не позволяет поддаться  «соблазну», даже при сильном эмоциональном  напряжении.

г) Стойкость при жизненных неприятностях. Заметим, что большинству преступников свойственны, напротив, нетерпеливость, импульсивность, нереалистичная оценка ситуации, растерянность при неприятностях и готовность «удариться в крайности».

д) Признание правовых норм и согласие с ними. Знание права дает уверенность в том, что правомерное поведение «выгоднее», чем противоправное; в конечном счете человек, соблюдающий законы, всегда оказывается в более благоприятном положении, чем тот, кто их нарушает.

Главное в этих условиях - удовлетворенность своими жизненными обстоятельствами и наличие реалистических планов на будущее. Понятно, что и то, и другое, зависит не только от самого человека, но и от окружающих условий, от общества. Вот почему важно совершенствовать общественные отношения, улучшать социально - экономические условия жизни людей, всемерно содействовать реализации их позитивных жизненных планов, направленных на благополучие семьи, общества, Родины.36

Исследования и практический опыт говорят о том, что в обществе существуют социальные слои и группы людей, более склонные в силу сложившихся обстоятельств их жизни к совершению преступлений, чем другие. Статистика показывает, что эти слои и группы не совпадают с классовым, национальным, возрастным или профессиональным делением общества, хотя оно и имеет с рассматриваемым вопросом известную связь. Тем не менее критерии определения этих социально опасных групп населения («групп риска») специфичны. Поисками таких критериев занимались многие зарубежные и российские ученые. Еще в первой половине XX века американские ученые - супруги Шелдон и Элеонора Глюк составили прогностические таблицы для несовершеннолетних правонарушителей, описав в них три группы факторов: так называемый «социальный фон» (точнее - образ жизни подростка), психологические особенности личности и психиатрические характеристики. Сочетание этих факторов, по мнению авторов, должно было свидетельствовать о повышенной вероятности того, что такое лицо встанет на преступный путь.37

Опыт супругов Глюк оказался полезен и был использован в других странах. Польский центр пенитенциарных исследований еще в 60-е годы, изучив группу несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 13 до 17 лет, выделил следующий признаки «общественной деморализации» подростка, дающие основание предполагать его последующее преступное поведение: 1) отставание в учебе свыше трех лет; 2) уход из родительского дома; 3)алкоголизм в возрасте до 14 лет; 4) прежняя судимость. Эти признаки были положены в основу профилактической работы с подростками по месту их жительства и учебы.

Основными факторами, которые, по мнению специалистов, характеризуются  либо повышенной распространенностью, либо особой криминогенной значимостью  являются:

1. Негативные условия  жизни и воспитания:

- антиобщественное поведение родителей;

- алкоголизм, нервно - психические  заболевания родителей;

- низкий уровень культуры  в семье;

- отсутствие у подростка  родительского дома и постоянного  места жительства;

- унижение достоинства  подростка дома, в школе или  на работе;

- поощрение или сокрытие фактов аморального и противоправного поведения подростка (безнаказанность);

- обучение и воспитание  в детском доме, интернате и  т.п. 
2. Негативные особенности личности и поведения:

- прежняя судимость;  совершение иных противоправных  поступков;

- значительное сужение  круга интересов и потребностей;

- завышенная оценка  собственной личности; высокий уровень  притязаний и самооправдания;

- негативное отношение  к нравственным ценностям;

- злобность, грубость  и мстительность;

- безразличие к другим  людям, включая близких;

- пьянство, употребление  наркотиков, азартные игры;

- побеги из дома  или воспитательных учреждений;

- ранние половые связи,  половая распущенность;

- привычка к присвоению  чужого, насилие над слабыми товарищами.

Несколько позднее ученые стали составлять прогностические таблицы, включающие не только качественные, но и количественные показатели. Украинский исследователь А.П. Закалюк на основе изучения трех тысяч преступников построил таблицу, где каждой черте личности придавалось численное значение (например, участие в скандалах и конфликтах - 8 баллов). В сумме, если набралось больше 80 отрицательных баллов, можно прогнозировать совершение в будущем преступления. При значении от 40 до 80 баллов прогноз неопределенен; меньше 40 - нет оснований ожидать преступного поведения.38

Аналогичные таблицы, составлявшиеся для взрослых, обладают значительно  меньшей прогностической ценностью. Круг социальных факторов, воздействующих на подростка, достаточно определен  и более или менее ограничен, поэтому и изучать их проще. Кроме того, жизненный путь подростка короток и личность его еще не определена и не столь многолика, как это может быть у взрослого. Отсюда и большая надежность прогноза. Индивидуальный прогноз в данном случае может быть очень полезен.39

Распределение осужденных несовершеннолетних по полу.

 Криминальная поражение  несовершеннолетних женского пола  значительно ниже, чем несовершеннолетних  мужского пола.

 В целом по России  «вклад» несовершеннолетних женского  пола в общий массив осужденных  несовершеннолетних различается в зависимости от направленности преступных посягательств. Среди осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних женщин (убийства -9%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 7,1%) больше, чем среди осужденных за корыстно-насильственные преступления (грабеж - 8,1%, разбой - 6,1%), а среди осужденных за корыстно-насильственные преступления больше, чем среди осужденных за корыстные преступления (кража - 6,5%, вымогательство - 8,1%, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения - 1,2%).40       По сравнению с осужденными мужского пола доля осужденных несовершеннолетних женского пола выше за умышленное убийство, грабеж, вымогательство, хулиганство; ниже - за кражу, разбой, неправомерное завладение автомобилем без цели хищения; совпадает с долей осужденных мужского пола за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. 41

 Распределение осужденных  несовершеннолетних по возрасту.

 Различны возрастные  группы осужденных несовершеннолетних  преступников. Статистика свидетельствует  о том, что преступность несовершеннолетних  имеет устойчивую тенденцию к  «омоложению». В связи с этим  наиболее остро встает проблема  преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

 Что касается психологической  характеристики несовершеннолетних  преступников, то отклонения в  этой сфере связаны с неустойчивостью  моральных принципов и поведения, несовершеннолетних в силу их возраста и формирования личности.

 Прежде всего, необходимо  отметить деформацию правосознания  у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым  нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Но самое опасное заключается в том, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становится в глазах подростков и детей социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения как преступники ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества - людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время её можно считать самостоятельной социальной группой. Важнейшей её характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности. В криминальной среде сформировалась собственная "теневая" социальная структура со своими "теневыми" стратами, вхождение в которые гарантирует определенный уровень материального достатка и присущий им набор социальных возможностей.42

 Участие в деятельности, принадлежность к тем или иным  преступным кланам и группировкам  нередко становится для некоторых  подростков пределом желаний  и социальных ожиданий. Часть  несовершеннолетних мечтает пополнить  ряды уголовников и войти в состав криминальных структур.

Деформации в ценностно-мотивационной  сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или  производительному труду, с другой - демонстрируют гипервлечение к  отдыху, проведению досуга и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков и т.п.

 У несовершеннолетних  правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается, нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.

 Как показывают  исследования, в абсолютном большинстве  несовершеннолетние преступники   это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами  антиобщественного поведения.

 Что касается влияния поведения несовершеннолетнего на развитие противоправных качеств, то можно выделить четыре варианта соотношения преступления с прежним поведением.43 При первом преступное деяние вытекает из прежнего поведения, аналогичного ему по обстоятельствам и мотивам. В этом случае субъективное восприятие ситуации виновным существенно отличается от объективной оценки. В основе их действий лежит попытка утвердиться любой ценой и нередко связанная с этим месть. Взгляды и установки у несовершеннолетних такого типа отличаются ярко выраженным антиобщественным характером.

 Второй вариант  охватывает случаи, когда преступление  вытекает из обычного стиля  поведения и одновременно обусловливается  дополнительными обстоятельствами, существующими в момент совершения  преступления. Здесь, в отличие от первого типа, значимо и поведение потерпевших, особенно аморальное и противоправное. Оно укрепляет убеждение подростков в необходимости интенсивного применения физической силы, в допустимости присваивать чужое.

 Третий вариант  охватывает случаи, когда преступление не типично для прошлого поведения, но логически вытекает из динамики его развития, взглядов, когда сам образ жизни подростка создает условия для нарушения норм права. Здесь еще большее значение, чем во втором варианте, приобретает сильная степень опьянения, нахождение в криминогенной среде и другие обстоятельства.

 Четвертый вариант  предусматривает то, что преступление  можно оценивать как ситуативное,  совершаемое в условиях конфликта,  возникающего не по вине правонарушителя.

 Таким образом,  мы приходим к выводу, что социальное  положение подростка и его  психологические особенности играют  роль в формировании преступных  наклонностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности  

  несовершеннолетних.

Предупреждение  преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе.44

Предупреждение  преступности – это многоуровневая система мер, направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной  деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические  классификации мер профилактики. При этом целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, круг субъектов предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних. 

 Общесоциальные меры - это меры, реализующие антикриминогенный потенциал общества в целом, имеющие основополагающее значение  для предупреждения правонарушающего поведения среди детей и подростков. К особо значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение в отношении рассматриваемой возрастной группы. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к таким относится, например, комплекс мер, предусмотренных «Целевой  Федеральной программой по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг.», меры, предлагаемые в проекте целевой программы на 2001-2005 гг. «Молодежь России». Существенны и общесоциальные меры, опосредованно влияющие на жизнедеятельность детей и подростков, предусмотренные, например, «Основными  направлениями государственной семейной политики в РФ», нормативными актами, направленными на охрану материнства и детства. Выдвижение преступности и правонарушений в молодежной среде в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой группы.45

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)