Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа
Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.
Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56
Вместе с тем можно сказать о тех условиях воспитания и самовоспитания личности, которые вырабатывают устойчивость против преступных влияний. К ним относятся:
а) Позитивная самооценка личности. Если человек положительно оценивает себя и свое поведение, доволен собой (и это соответствует объективной характеристике его личности), он устойчив к преступным влияниям, не склонен поддаваться им. Грубо говоря, правонарушение ему не нужно (да к тому же еще и опасно).
б) Целеустремленность личности, направленность ее к социально - приемлемому поведению. Позитивный жизненный план личности открывает для нее перспективу жизненного успеха; преступление же способно сорвать этот план, непоправимо испортить «жизненную карьеру».
в) Хороший самоконтроль, который не позволяет поддаться «соблазну», даже при сильном эмоциональном напряжении.
г) Стойкость при жизненных неприятностях. Заметим, что большинству преступников свойственны, напротив, нетерпеливость, импульсивность, нереалистичная оценка ситуации, растерянность при неприятностях и готовность «удариться в крайности».
д) Признание правовых норм и согласие с ними. Знание права дает уверенность в том, что правомерное поведение «выгоднее», чем противоправное; в конечном счете человек, соблюдающий законы, всегда оказывается в более благоприятном положении, чем тот, кто их нарушает.
Главное в этих условиях - удовлетворенность своими жизненными обстоятельствами и наличие реалистических планов на будущее. Понятно, что и то, и другое, зависит не только от самого человека, но и от окружающих условий, от общества. Вот почему важно совершенствовать общественные отношения, улучшать социально - экономические условия жизни людей, всемерно содействовать реализации их позитивных жизненных планов, направленных на благополучие семьи, общества, Родины.36
Исследования и практический опыт говорят о том, что в обществе существуют социальные слои и группы людей, более склонные в силу сложившихся обстоятельств их жизни к совершению преступлений, чем другие. Статистика показывает, что эти слои и группы не совпадают с классовым, национальным, возрастным или профессиональным делением общества, хотя оно и имеет с рассматриваемым вопросом известную связь. Тем не менее критерии определения этих социально опасных групп населения («групп риска») специфичны. Поисками таких критериев занимались многие зарубежные и российские ученые. Еще в первой половине XX века американские ученые - супруги Шелдон и Элеонора Глюк составили прогностические таблицы для несовершеннолетних правонарушителей, описав в них три группы факторов: так называемый «социальный фон» (точнее - образ жизни подростка), психологические особенности личности и психиатрические характеристики. Сочетание этих факторов, по мнению авторов, должно было свидетельствовать о повышенной вероятности того, что такое лицо встанет на преступный путь.37
Опыт супругов Глюк оказался полезен и был использован в других странах. Польский центр пенитенциарных исследований еще в 60-е годы, изучив группу несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 13 до 17 лет, выделил следующий признаки «общественной деморализации» подростка, дающие основание предполагать его последующее преступное поведение: 1) отставание в учебе свыше трех лет; 2) уход из родительского дома; 3)алкоголизм в возрасте до 14 лет; 4) прежняя судимость. Эти признаки были положены в основу профилактической работы с подростками по месту их жительства и учебы.
Основными факторами, которые, по мнению специалистов, характеризуются либо повышенной распространенностью, либо особой криминогенной значимостью являются:
1. Негативные условия жизни и воспитания:
- антиобщественное поведение родителей;
- алкоголизм, нервно - психические заболевания родителей;
- низкий уровень культуры в семье;
- отсутствие у подростка
родительского дома и
- унижение достоинства подростка дома, в школе или на работе;
- поощрение или сокрытие фактов аморального и противоправного поведения подростка (безнаказанность);
- обучение и воспитание
в детском доме, интернате и
т.п.
2. Негативные особенности личности и поведения:
- прежняя судимость;
совершение иных
- значительное сужение
круга интересов и
- завышенная оценка собственной личности; высокий уровень притязаний и самооправдания;
- негативное отношение к нравственным ценностям;
- злобность, грубость и мстительность;
- безразличие к другим людям, включая близких;
- пьянство, употребление наркотиков, азартные игры;
- побеги из дома или воспитательных учреждений;
- ранние половые связи, половая распущенность;
- привычка к присвоению
чужого, насилие над слабыми
Несколько позднее ученые стали составлять прогностические таблицы, включающие не только качественные, но и количественные показатели. Украинский исследователь А.П. Закалюк на основе изучения трех тысяч преступников построил таблицу, где каждой черте личности придавалось численное значение (например, участие в скандалах и конфликтах - 8 баллов). В сумме, если набралось больше 80 отрицательных баллов, можно прогнозировать совершение в будущем преступления. При значении от 40 до 80 баллов прогноз неопределенен; меньше 40 - нет оснований ожидать преступного поведения.38
Аналогичные таблицы, составлявшиеся
для взрослых, обладают значительно
меньшей прогностической
Распределение осужденных несовершеннолетних по полу.
Криминальная поражение
несовершеннолетних женского
В целом по России
«вклад» несовершеннолетних
Распределение осужденных
несовершеннолетних по возрасту
Различны возрастные
группы осужденных
Что касается психологической
характеристики
Прежде всего, необходимо
отметить деформацию
Участие в деятельности,
принадлежность к тем или иным
преступным кланам и
Деформации в ценностно-
У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается, нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.
Как показывают
исследования, в абсолютном большинстве
несовершеннолетние
Что касается влияния поведения несовершеннолетнего на развитие противоправных качеств, то можно выделить четыре варианта соотношения преступления с прежним поведением.43 При первом преступное деяние вытекает из прежнего поведения, аналогичного ему по обстоятельствам и мотивам. В этом случае субъективное восприятие ситуации виновным существенно отличается от объективной оценки. В основе их действий лежит попытка утвердиться любой ценой и нередко связанная с этим месть. Взгляды и установки у несовершеннолетних такого типа отличаются ярко выраженным антиобщественным характером.
Второй вариант
охватывает случаи, когда преступление
вытекает из обычного стиля
поведения и одновременно
Третий вариант охватывает случаи, когда преступление не типично для прошлого поведения, но логически вытекает из динамики его развития, взглядов, когда сам образ жизни подростка создает условия для нарушения норм права. Здесь еще большее значение, чем во втором варианте, приобретает сильная степень опьянения, нахождение в криминогенной среде и другие обстоятельства.
Четвертый вариант
предусматривает то, что преступление
можно оценивать как
Таким образом,
мы приходим к выводу, что социальное
положение подростка и его
психологические особенности
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних.
Рассматривая профилактику
правонарушающего поведения несовершеннолетних
в качестве элемента предупредительной
деятельности в целом, правомерно использовать
при анализе
Общесоциальные меры - это меры, реализующие антикриминогенный потенциал общества в целом, имеющие основополагающее значение для предупреждения правонарушающего поведения среди детей и подростков. К особо значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение в отношении рассматриваемой возрастной группы. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к таким относится, например, комплекс мер, предусмотренных «Целевой Федеральной программой по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг.», меры, предлагаемые в проекте целевой программы на 2001-2005 гг. «Молодежь России». Существенны и общесоциальные меры, опосредованно влияющие на жизнедеятельность детей и подростков, предусмотренные, например, «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ», нормативными актами, направленными на охрану материнства и детства. Выдвижение преступности и правонарушений в молодежной среде в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой группы.45
Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)