Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

 Основной  причиной более интенсивного  возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

 В качестве  социально отягощенных дефектов  психофизического и интеллектуального  развития и состояния, имеющих  более высокую степень распространенности  среди несовершеннолетних преступников  по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:

- различные нарушения  психофизического развития, происшедшие  в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем  детском возрастах (в том числе  от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);

- ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и  патохарактерологические реакции  (чрезмерная крикливость и плаксивость,  повышенная обидчивость, легкая  ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, крайние формы двигательной активности, нарушение сна, речи и др.);

-  заболевание  алкоголизмом;

- явления физического  инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и  т. д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

- повышенный  уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении  со сверстниками, воспитателями,  в учебе и труде, затрудняющий  приобретение необходимой информации и социального опыта.

 В   абсолютном   большинстве   несовершеннолетний   преступник   -  это лицо, обладающее        привычками,        склонностями,        устойчивыми   стереотипами антиобщественного  поведения. 

Случайно совершают  преступления из них единицы.

Для остальных  характерны:

- постоянная  демонстрация пренебрежения к  нормам общепринятого поведения  (сквернословие, появление в нетрезвом  виде, приставание к гражданам,  порча общественного имущества  и т. д.);

- следование  отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;- бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;-    ранние половые связи, половая распущенность;

- систематическое  проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;

- виновное создание  конфликтных ситуаций,   постоянные   ссоры   в   семье, 
терроризирование родителей и других членов семьи;  

- культивирование     вражды     к     иным     группам     несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;

-  привычка  к присвоению всего, что плохо  лежит, что можно безнаказанно  отнять у слабого.

 Личность  несовершеннолетнего преступника характеризуется:

а) более низким удельным весом правонарушителей женского пола, который составляет 6-10 % (что  значительно ниже удельного веса женщин  в  структуре населения  России), хотя  он  неуклонно возрастает,  причем за счет традиционно«мужских» видов преступлений - насильственных деяний и хулиганства;

б) значительно  большей, по сравнению со взрослыми  преступниками, долей лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости (до 60 %).

 По социальной  принадлежности, как и у взрослых, лидирует группа нигде не работающих и не учащихся, затем следуют учащиеся ПТУ и различных криминальных краткосрочных курсов; в последнее время статистически значим рост преступности среди школьников, которые, если принять во внимание коэффициент преступности на десять тысяч учащихся, могут оказаться второй труппой правонарушителей. По семейному положению, в 1,5-2 раза выше уровень преступников из неполных семей, как правило, без отца. Рецидив по возрастным основаниям невелик, но следует учитывать небольшие - всего в четыре года - возрастные границы уголовного несовершеннолетия. Фактический рецидив (без учета судимости) велик: до привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетние успевают совершить от двух до семи общественно опасных деяний. Частые приводы в милицию и постановка на учет правонарушителей, не достигших совершеннолетия, оказываются малоэффективными.7

 

1.2. Особенности социализации и  формирования личности правонарушителя  в подростковом и юношеском  возрасте.

 

Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации:

1) первичная или ранняя  социализация (от рождения до  подросткового возраста);

2) стадия индивидуализация, характеризующая стремлением индивида  выделить себя среди других, критически  осмыслить общественные нормы  поведения; 

3) стадия интеграции, отражающая  желание человека найти свое  место в жизни, "влиться"  в общество;

4) трудовая стадия;

5) послетрудовая стадия.

Отклоняющееся, в том числе  противоправное поведение связано  со следующими дефектами социализации:

- дефекты в организации  воспитания, приводящие к развитию  антиобщественной ориентации и  асоциальной мотивации;

- дефекты в  понимании и выполнении социальных  ролей, приводящие либо к отрицанию  роли, непониманию ее социальной  значимости, а также к уклонению  от исполнению роли;

- дефекты в  системе общения (сужение круга  общения, общение в группе с  отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждения и т.д.);

- дефекты индивидуального  социального опыта, зависящие  от ошибок в воспитании, специфики  общения (например, в семье), усвоения  норм асоциального поведения и т.д.;

- дефекты социального  контроля, зависящие от недостаточной  эффективной деятельности семьи,  учебно-воспитательных и производственных  организаций, правоохранительных  органов; 

- дефекты социальной  адаптации, отражающие, в частности,  процессы миграции и урбанизации.

   Для понимания  позитивных и негативных эффектов  социализации представляет интерес  психосоциальная концепция развития  личности, предложенная известным  американским психологом Э. Эриксоном.  Эта концепция показывает тесную  связь психики индивида и особенностей общества, в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей ("групповая идентичность" по Эриксону). Но с другой стороны у ребенка формируется и эгоидентичность, то есть чувство личностной устойчивости и непрерывности своего "Я". Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности.

Психосоциальная концепция  развития личности Э. Эриксона:

   + окончательная  форма эгоидентичности "принятия  себя, жиз   жизни", мудрость

-   - разочарование  в жизни

   Стадия 8

  старость

   после  50 лет

  +  творчество, любимая работа, воспитание детей,  забота о детя детях, удовлетворенность  жизнью

- -  опустошенность, застой, регрессия

   Стадия 7

  зрелость  до

  50 лет

  + чувство  близости, интимности, единство с  людьми,      люб         любовь

-  - изоляция, одиночество

   Стадия 6

   молодость  от

   20 до 25 лет

   + цельная  форма эгоидентичности, находит свое "Я",     ость      верность себе, признание себя людьми

-  - диффузия  идентичности, тревога, одиночество,  инфанти-  фа      лизм, не  нашел свое "Я", непризнание  людьми, путаница  Тан    ролей", враждебность

   Стадия 5

   юношеский  возраст

   от 11 до 20 лет

  +  уверенность  в себе, компетентность

-  -  неполноценность,  неверие в свои силы

   Стадия 4

   школьный  возраст

   от 6 до 11 лет

  + инициативность, целеустремленность, активность, пред--   ДПР  приимчивость, самостоятельность

- - пассивность, подражание образцам, вина

   Стадия 3

   дошкольный  возраст

  игры от 3 до 6 лет

   + автономия,  самостоятельность, опрятность, воля

-  - сомнение, стыд, зависимость от других

   Стадия 2

   ранний  возраст

   от 1 до 3 лет

+ базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни

- базальное недоверие  к миру,  пессимизм, стремление к  

 смерти.

   Стадия 1

   Младенчество


 

Обязательному учету в  процессе социализации и формировании личности правонарушителя подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы новорожденности, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход к новому высшему периоду развития.                                        

Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным  как для самих ребят, так и  для тех, кто занимается их воспитанием (родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста. Для него характерным является эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками.

Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность  взрослых, недостаточное уважение достоинства  подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания.8

В литературе выделяют несколько  типов неправильного воспитания:

а) безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети предоставлены  самим себе и проводят время в  поиске "увеселений" и попадают под влияние "уличных" компаний и противоправных группировок. Безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних по подсчетам социологов насчитывается в России более 2 миллионов человек;

б) гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах со стороны  воспитателей и строгих приказаниях;

в) воспитание по типу Золушки, то есть в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;

г) "жестокое воспитание", когда за малейшую провинность ребенка наказывают и он растет в постоянном страхе перед наказанием;

д) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушается  мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются недетские непосильные заботы.9

Для ранней или первичной  социализации огромное значение имеет  формирование личности в семье. В  этот период ребенок усваивает образцы  и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, чаще всего у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты несиловым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, их образцы противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.10

Негативные результаты в  воспитании и формировании отклоняющегося поведения подростка связано с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что "недополучил" от отца.11

Потребности общения и  самоутверждения подростка должны быть реализованы в благоприятных  условиях семьи и групп сверстников в учебном учреждении. Если это по каким-то причинам не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах (уличных, дворовых и т.д.) в форме асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение, хулиганство и т.п.). Об этих группах говорят как о группах риска, формирующих антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения.

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)