Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа
Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.
Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56
Основной
причиной более интенсивного
возникновения и развития
В качестве
социально отягощенных
- различные нарушения
психофизического развития, происшедшие
в период внутриутробного
- ярко выраженные,
начиная с детского возраста,
невропатологические черты и
патохарактерологические
- заболевание алкоголизмом;
- явления физического
инфантилизма (вялость, быстрая
- повышенный
уровень интеллектуального
В абсолютном
большинстве несовершеннолетний
преступник - это лицо, обладающее
привычками, склонностями,
устойчивыми стереотипами
Случайно совершают преступления из них единицы.
Для остальных характерны:
- постоянная
демонстрация пренебрежения к
нормам общепринятого
- следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;- бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;- ранние половые связи, половая распущенность;
- систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;
- виновное создание
конфликтных ситуаций, постоянные
ссоры в семье,
терроризирование родителей и других
членов семьи;
- культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;
- привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.
Личность
несовершеннолетнего преступник
а) более низким удельным весом правонарушителей женского пола, который составляет 6-10 % (что значительно ниже удельного веса женщин в структуре населения России), хотя он неуклонно возрастает, причем за счет традиционно«мужских» видов преступлений - насильственных деяний и хулиганства;
б) значительно большей, по сравнению со взрослыми преступниками, долей лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости (до 60 %).
По социальной принадлежности, как и у взрослых, лидирует группа нигде не работающих и не учащихся, затем следуют учащиеся ПТУ и различных криминальных краткосрочных курсов; в последнее время статистически значим рост преступности среди школьников, которые, если принять во внимание коэффициент преступности на десять тысяч учащихся, могут оказаться второй труппой правонарушителей. По семейному положению, в 1,5-2 раза выше уровень преступников из неполных семей, как правило, без отца. Рецидив по возрастным основаниям невелик, но следует учитывать небольшие - всего в четыре года - возрастные границы уголовного несовершеннолетия. Фактический рецидив (без учета судимости) велик: до привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетние успевают совершить от двух до семи общественно опасных деяний. Частые приводы в милицию и постановка на учет правонарушителей, не достигших совершеннолетия, оказываются малоэффективными.7
1.2. Особенности социализации и
формирования личности
Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации:
1) первичная или ранняя социализация (от рождения до подросткового возраста);
2) стадия индивидуализация,
характеризующая стремлением
3) стадия интеграции, отражающая желание человека найти свое место в жизни, "влиться" в общество;
4) трудовая стадия;
5) послетрудовая стадия.
Отклоняющееся, в том числе противоправное поведение связано со следующими дефектами социализации:
- дефекты в организации воспитания, приводящие к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации;
- дефекты в
понимании и выполнении
- дефекты в
системе общения (сужение
- дефекты индивидуального социального опыта, зависящие от ошибок в воспитании, специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального поведения и т.д.;
- дефекты социального
контроля, зависящие от недостаточной
эффективной деятельности
- дефекты социальной адаптации, отражающие, в частности, процессы миграции и урбанизации.
Для понимания
позитивных и негативных
Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона:
+ окончательная
форма эгоидентичности " - - разочарование в жизни |
Стадия 8 старость после 50 лет |
+ творчество,
любимая работа, воспитание детей,
забота о детя детях, - - опустошенность, застой, регрессия |
Стадия 7 зрелость до 50 лет |
+ чувство близости, интимности, единство с людьми, люб любовь - - изоляция, одиночество |
Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет |
+ цельная форма эгоидентичности, находит свое "Я", ость верность себе, признание себя людьми - - диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфанти- фа лизм, не нашел свое "Я", непризнание людьми, путаница Тан ролей", враждебность |
Стадия 5 юношеский возраст от 11 до 20 лет |
+ уверенность в себе, компетентность - - неполноценность, неверие в свои силы |
Стадия 4 школьный возраст от 6 до 11 лет |
+ инициативность, целеустремленность, активность, пред-- ДПР приимчивость, самостоятельность - - пассивность, подражание образцам, вина |
Стадия 3 дошкольный возраст игры от 3 до 6 лет |
+ автономия, самостоятельность, опрятность, воля - - сомнение, стыд, зависимость от других |
Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет |
+ базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни - базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти. |
Стадия 1 Младенчество |
Обязательному учету в
процессе социализации и формировании
личности правонарушителя подлежат
кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения,
одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы
новорожденности, трех лет и подросткового
возраста относят к так называемым большим
кризисам. Они характеризуются коренной
перестройкой отношений ребенка и общества.
Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет,
17-18 лет) проходят относительно свободно,
связаны с приобретением человеком опыта,
знаний и умений, развитием самостоятельности
и самоопределения. Кризисы возраста означают
особый психологический этап, переход
к новому высшему периоду развития.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто занимается их воспитанием (родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста. Для него характерным является эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками.
Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания.8
В литературе выделяют несколько
типов неправильного
а) безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске "увеселений" и попадают под влияние "уличных" компаний и противоправных группировок. Безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних по подсчетам социологов насчитывается в России более 2 миллионов человек;
б) гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах со стороны воспитателей и строгих приказаниях;
в) воспитание по типу Золушки, то есть в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;
г) "жестокое воспитание", когда за малейшую провинность ребенка наказывают и он растет в постоянном страхе перед наказанием;
д) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются недетские непосильные заботы.9
Для ранней или первичной социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, чаще всего у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты несиловым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, их образцы противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.10
Негативные результаты в воспитании и формировании отклоняющегося поведения подростка связано с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что "недополучил" от отца.11
Потребности общения и
самоутверждения подростка
Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)