Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

2). Корысть-нужда возникает  в связи со стремлением обеспечить  свое отчужденное существование. Этот мотив обуславливает преступления (как правило, мелкие кражи) безнадзорных детей, занимающихся или склонных к бродяжничеству. У них связи с семьей весьма поверхностны, неустойчивы, а иногда вовсе отсутствуют (например, из-за побега из дома), они не посещают учебные заведения, не работают. Лишь в группе своих приятелей они адаптированы и пользуются признанием. Добытое преступным путем имущество и деньги преступники используют для поддержания своего стиля жизни.

Значима доля и побуждений типа корысть-месть, зависть. Преступные посягательства осуществляются с целью отомстить обидчику за нежелание последнего дать в пользование определенную вещь, представляющую интерес. Прослеживается и наличие чувства зависти к владельцам модных, дорогих вещей, что и толкает к совершению преступных посягательств в форме кражи или грабежа.

Побуждения типа корысть-анархизм проявляются в посягательствах  на отношения собственности в  виде дерзкого вызова, демонстративностью с целью самоутверждения, повышения своего авторитета в среде сверстников, занятия лидирующего положения, а равно реализации устремлений к материальной независимости в сочетании с гипертрофированным возрастным легкомыслием.

Корысть-конформизм характеризует  побуждения, порождаемые групповой солидарностью, отсутствием способностей к активному противостоянию криминальному окружению, влиянию криминальных авторитетов.27

Насильственная мотивация  определяется системой мотивов и  индивидуально-психологических свойств, обусловливающей выбор лицом  агрессивных вариантов поведения. Она включает широкий спектр побуждений, характерных для преступности несовершеннолетних. Анализ структуры мотивации позволяет выделить следующие типы мотивов.

1). Инструментальная агрессия (средство достижения какой-либо  значимой цели, удовлетворения насущной потребности).

2). Враждебная агрессия - насилие ради насилия, как  правило, сопровождающееся проявлениями  особой жестокости, садизма, глумления  над жертвой, унижением человеческого  достоинства, доставляющее удовольствие  и чувства удовлетворенности от процесса применения насилия и его результатов.

3). Защитная агрессия. Возможна реакция «насилие - следствие  насилия». В мотивации этого типа  доминируют гнев, обида, месть.  Возрастные особенности исследуемого  контингента, социальная незрелость, несформированность ценностной системы, проявляются в неспособности адекватного восприятия определенной конкретной конфликтной ситуации, выбора оптимального варианта выхода из нее. Под влиянием сильных эмоциональных реакций гипертрофированно воспринимается враждебность окружающих, что и порождает агрессивное поведение, направленное на защиту всеми силами и средствами, зачастую спонтанно и жестоко.

4). Дезадаптивная агрессия. Основными мотивами в поведении  являются побуждения к утверждению  на социально-психологическом уровне и самоутверждению. Первое предполагает стремление к признанию со стороны личностно значимого окружения, утверждение в глазах эталонной группы, доказывание им, что «я - как вы». Мотив самоутверждения можно констатировать при совершении преступления ради решения внутренних психологических проблем - для того, чтобы подчеркнуть «я - личность», для обретения возможности доминирования над окружающими людьми, повышения уверенности в своей собственной личностной ценности.

Изучение материалов уголовных дел свидетельствует о преобладании инструментальной и дезадаптивной агрессии. При совершении насильственных преступлений в большинстве случаев причинение страданий потерпевшим не является целью преступника, а способствует удовлетворению личных, материальных, сексуальных и других потребностей. Само же причинение страданий не считается значимым в данной ситуации либо признается неизбежным для достижения желаемого результат. Отсутствие сдерживающих начал как следствие дефектов воспитания, возрастного экстремизма, наличия психической аномалии, во многом обуславливает механизм криминальной  мотивации насилия.28

В значительной степени  росту насильственных посягательств  несовершеннолетних способствуют процессы «ужесточения» нравов в обществе, возрастания правового нигилизма и предупреждение законом, формирование установки на возможность силового решения жизненных проблем.

 

2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника.

 

 «Человеческий характер, - писал Ф. Энгельс, - является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой, - условий, окружающих человека в течение всей жизни».29

Известнейший отечественный  криминолог В.Н. Кудрявцев утверждает, что основа биографии - детство, и  нередко уже там можно усмотреть истоки будущего преступного поведения. В основе формирования личности лежит семейное воспитание. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.30 Конечно, трудно себе представить, чтобы родители сознательно воспитывали свое чадо, как будущего преступника - вора или насильника (хотя и такие случаи встречаются). Но сама атмосфера семьи, поведение родителей часто толкают подростка на преступный путь.31

Психологи и педагоги сгруппировали наиболее распространенные стили родительского поведения в несколько групп:

1. Ребенок - кумир семьи,  ему все дозволено. Его защищают  даже от справедливой критики.  Ребенок привыкает к вседозволенности, некритично оценивает себя. В  будущем он оказывается не  готов к трудностям, проще поддаться  многочисленным соблазнам: пьянство, наркотики, бездумные сексуальные  связи, преступления.

2. Попустительски-снисходительный  стиль. Нет прямого потакания  капризам и поощрения вседозволенности, но господствует безразличие  к поведению ребенка. Ушел надолго  из дома - ну и ладно. Дружит с хулиганами - его дело. Семья не пресекает зарождения преступного поведения.

3. Педантично - подозрительный  стиль. Постоянное одергивание  подростка, отсутствие к нему  доверия, отрицание самостоятельности.  Это убивает инициативу у подростка, подталкивает к лживости, скрытности, вызывает стремление во всем поступать вопреки воли родителей. Итог: сомнительные друзья,  алкоголь, наркотики, бездумные сексуальные связи. преступления.

4. Более изощренное  недоверие своему ребенку, заключающееся в жалобах на него и обсуждении со всеми окружающими (учителя, родственники, соседи, случайные попутчики). Подросток нуждается в доверии и защите. Когда он не может опереться на семью, он ищет сочувствия у сверстников с такой же ситуацией, избегает проводить время дома.

5. Жестко - авторитарный  стиль, при котором подросток  воспитывается в тисках запретов  и наказаний, включая физическое  воздействие. Так порождается   ненависть к родителям, вообще  к взрослым или по половому  признаку, кроме того, насилие воспринимается, как метод общения с другими людьми.

6. Непоследовательный  стиль. Родители переходят от  уговоров к побоям, от оскорблений  - к ласке. Такое поведение дезориентирует, лишает устойчивых навыков, вызывает  у подростка презрение к родителям,  ожесточение против них и также приводит к отчуждению от семейного очага.32

В какой семье скорее вырастает преступник: там, где пьянствуют, воруют, развратничают родители, или  же там, где они плохо относятся  к своему сыну или дочери? Американские исследователи обратили внимание на сложное сочетание названных выше обстоятельств, и пришли к четырем вариантам сочетания факторов: собственного поведения родителей и отношения их к детям. Эти варианты можно свести в таблицу, где знак «+» означает позитивную величину, а «-» - негативную.

 

 

 

 Таблица 1. Варианты будущего поведения детей в зависимости от поведения и отношения к ним родителей.

 

Поведение родителей

Отношение к детям

Будущее поведение  детей

1

+

+

+

2

+

-

- +

3

-

+

+ -

4

-

-

-


 

Эта таблица любопытна тем, что она подчеркивает роль отношения к детям как важного фактора формирования личности честного человека или преступника.33Выдающийся немецкий психолог и социолог Э. Фромм писал: «Если ребенок не получает положительных стимулов, если ничто не будит его, если он живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, то ребенок внутренне «замерзает».34

Формирование личности в детском  и подростковом возрасте не ограничивается семьей: важнейшую роль играют и  другие структуры: школа, трудовой коллектив, ближайшее окружение подростка и взрослого, общество, олицетворяемое государственной властью, общественными организациями, средствами массовой информации.

Воздействие этих структур многогранно: они в принципе призваны адаптировать личность к социальной среде, но иногда играют, как раз, противоположную роль: ведь и сами эти структуры могут быть деформированы, заражены антиобщественным элементом.

Что ждет ребенка в школе, с какими одноклассниками он встретится, какую  роль в его формировании сыграет (и сыграет ли) учитель? На эти вопросы нет однозначного ответа.

Очевидно, что воспитание подростка  в школе должно происходить в  контакте с семейным воспитанием. Если школа и семья в разладе, трудно ожидать формирования цельной, позитивно  ориентированной личности.

Понятно и то, что решающая роль при этом принадлежит учителю. От стиля его поведения, отношения  к ученикам зависит, будут ли его  уважать, станут ли прислушиваться к  его поучениям и словам. Да и  личный пример поведения педагога в  классе и вне его многое значит.

Изучая примеры школьного воспитания, ученые выделили три основных стиля  поведения учителя: авторитарный, попустительский  и демократический. При авторитарном стиле учитель господствует в  классе, но достигает этого не авторитетом  и умом, а окриком, унижением ребят, угрозами, а то и насилием. Эта власть держится на страхе. Естественно, что нравоучения такого педагога не приносят желаемых плодов.

Попустительство тоже не лучше. Вначале  оно может кое-кому нравиться, но затем порождает неуважение к учителю, пренебрежение к его словам и советам. По сути дела такой стиль означает безвластие, предоставление подростков самим себе. Школа утрачивает воспитательный потенциал, который и так у нее невелик.

Демократический стиль  предполагает сотрудничество обучающего с обучаемыми, помощь и уважение к ним, а также разумную строгость и требовательность, без которых воспитательный процесс превращается в уговоры и словесные препирательства. При уважении личности школьника легче справиться даже с «трудными» подростками, уже вставшими на путь правонарушений или близкими к этому.

Формирование личности продолжается в вузе, на производстве; оно происходит под влиянием друзей и товарищей, соседей и сослуживцев - в той «микросреде», в которой  человек проводит свое время. Как уже сказано, немаловажное значение принадлежит более масштабным процессам. От того, какие принимаются законы и правительственные решения, о чем сообщают средства массовой информации и говорят окружающие, какие мировые проблемы выходят на первый план – зависят настроение и мотивы поведения людей, их жизненные планы предпочтения, складываются навыки и стереотипы поведения. Люди все видят и почти ко всему привыкают.

Неудивителен, например, рост агрессивности в наше время, если принять во внимание, как часто на экранах телевизора мелькают сцены убийств, изнасилования, разбоя. Не без влияния всех этих информационных потоков и складывается личность порядочного человека или же неустойчивая, непредсказуемая, психопатическая личность, а то и личность правонарушителя, преступника.35

Было бы, однако, неверно  все проблемы формирования личности сводить воздействию других людей. Очень многое зависит от самого человека. Не только взрослый человек, но уже  подросток дает себе самооценку, занимается самовоспитанием. Подростки не пассивно поддаются воздействию окружающей среды, а что-то принимают как свое, а другое отвергают; иными словами, производят отбор информации с учетом ее ценности (разумеется, рассмотренной с собственных, подчас еще незрелых позиций).

Самовоспитание - это не только чтение книг и просмотр телепередач. Это и общение с другими людьми, и продумывание поведения себя самого и своих товарищей и сверстников. При этом немаловажную роль играют уже сложившиеся представления человека о добре и зле, а также особенности его мировоззрения, психологии, даже тип нервной системы.

Таким образом, можно  указать на три типа поведения, к  которому бывает склонен человек. Это: 1) стремление к преодолению трудностей; 2) стремление к избежанию трудностей; 3) конформное поведение, т.е. согласие с любой сложившейся ситуацией, приспособление к ней.

В процессе самовоспитания вырабатывается один из этих типов  поведения или их комбинации. Нельзя сказать какой из названных типов  скорее породит преступное, чем правомерное  поведение, так как и преодоление трудностей, и избежание их могут быть направлены в разные стороны, проявляться при разных, в том числе противоположных, обстоятельствах. Главное - система ценностных представлений личности. Например, один человек, склонный к преодолению трудностей, тем самым готов сопротивляться преступным стимулам, а другой, наоборот, трудностью будет считать совершение преступления и именно эту трудность станет преодолевать.

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)