Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:55, реферат
1. Криминология — это социально-правовая наука, которая
изучает преступность, личность преступника, причины и условия
преступности, методы и средства ее предупреждения.
2. Объектом науки криминологии являются общественные
отношения, связанные с преступностью и другими правонаруше-ниями, причинами и условиями преступности, местом и ролью
личности преступника в системе общественных отношений,
а также с решением задач по предупреждению и профилактике
правонарушений.
1. Понятие и предмет криминологии.
2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе
развития общества.
3. Место криминологии в системе криминологических наук.
4. Методы познания науки криминологии и их классификация.
относится к данным демографии, социологии и политологии,
которые значимы при прогнозировании и программировании
борьбы с преступностью, а также при специальном изучении
профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бы-товых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без по-стоянного источника доходов, и т. д.
7. В криминологии выделяются общая и особенная части.
В общей части рассматривается преступность, личность
преступника, причины и условия преступности, борьба с преступ-ностью, а также изучается развитие самой криминологии. Данные
криминологические явления и понятия анализируются в целом,
обобщенно, без выделения специфики видов преступления.
В особенной части
или по особенностям контингента преступников.
10
§ 4. Методы познания науки криминологии
и их классификация
1. Методы криминологического исследования определя-ются как система приемов, способов, средств сбора, обработки
и анализа информации, применяемых с целью познания преступ-ности, ее причин и условий, личности преступника и выработки
мер предупреждения преступности.
2. В криминологических
Общенаучные методы познания— это общие способы
и пути исследования процессов и
явлений и определение тенден-
научного знания.
3. К общенаучным методам
4. Анализ представляет собой
процесс мысленного или ре-
Индукция— это способ рассуждения от частных фактов
и положений к общим выводам; дедукция же понимается как вы-ведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов
логики и носящее достоверный характер.
Обобщение— это отражение и формулирование тенденций,
лежащих в основе изучаемого процесса.
Абстракция— это процесс мысленного выделения опреде-ленных свойств и связей изучаемого явления и отвлечение их от
побочных явлений.
Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики
функционирования объекта в заданных условиях с целью полу-чения новой информации о нем.
Формализация— это представление и изучение какой-либо
содержательной области знания в виде форм, системы исчисле-ния, например, в виде математических или логических методов.
Аналогия— это соответствие, сходство предметов, явлений
или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по анало-
11
гии— это знания, полученные при изучении одного объекта, ко-торые переносятся на менее изученные, сходные по существен-ным свойствам и качествам.
Исторический подход— это
Системный подход— это направление методологии науч-ного познания и социальной практики, в основе которого лежит
рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов
и многообразия их связей в единстве.
Системный анализ— это совокупность методологических
средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования
решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается
на принципы системного подхода, а также на ряд математических
и других количественных методов. Основная процедура— это
построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи ре-альной ситуации.
Моделирование— это способ исследования процессов или
систем объектов путем построения и изучения моделей с целью
получения новой информации. Эффективное
исследование тако-го комплексного явления,
как преступность, невозможно без
ис-пользования методов
Математические методы— это совокупность способов,
подходов, путей и средств
12
Тема2
История криминологии
План
1. История и этапы развития
криминологической мысли до
2. Возникновение криминологии
исторического развития криминологии.
3. Возникновение и основные
4. Современные проблемы и
§ 1. История и этапы развития
криминологической мысли
до возникновения криминологии как науки.
Первые криминологические
История становления этой науки полна острых столкнове-ний идей, драм. Поэтому, прежде чем говорить о самой кримино-логии, имеет смысл обратиться к ее предыстории— вспомнить
более ранние учения о преступлениях, их причинах и реагирова-нии на преступления. Чтобы подняться на новую ступень знания,
мы«должны становиться на плечи предшественников», но ни
в коем случае не делать вид, что их не было, и не игнорировать
пройденный ими путь. Каждое, даже
самое маленькое прираще-ние
о них знали и умели извлекать из них уроки.
Что касается преступлений, то история их существования
столь же продолжительна, сколь продолжительна история рода
человеческого на Земле. В самых первых главах Ветхого завета,
Первой книге Моисеевой, говорится о нарушении первыми
людьми на земле, Евой и Адамом, запрета есть плоды с деревьев
в раю(глава3), а затем, в главе4, об убийстве, совершенном их сы-ном Каином. Каин, как известно, убил своего родного брата Авеля.
Насколько можно судить по тексту, умышленно, из зависти.
13
Как же поступил Господь? Наказание в обоих случаях было
неотвратимым, суровым и последовательным: что Бог сказал, то
и сделал. А сказал Господь Каину следующее: «И ныне проклят
ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата
твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она
не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанни-ком и скитальцем на Земле». В ответ на слова Каина о том, что
отныне каждый, кто встретится с ним, убьет его, Господь, как на-писано в Библии, ответил: «...за то всякому, кто убьет Каина, от-мстится всемеро».
Итак, если судить по Библии, Господь не допустил убийст-ва убийцы, то есть смертной казни, как сказали бы мы сейчас. Не
допустил Господь и самосуда типа«суда Линча», ибо никому не
позволил поднять руку на Каина.
А далее история показала, что люди продолжали совершать
преступления, причем далеко не единичные и самые разные.
Часть из них делали это неоднократно. Одновременно менялись
формы преступного поведения, да и
сами представления о пре-ступном
и наказуемом. Что в одни эпохи
и применительно к од-ним
Например, запрещалось убивать свободного гражданина, но не
наказывалось убийство раба. В одни
периоды запрещалось искус-
На вопросы, «что же такое преступление, почему преступ-ления совершаются и что делать с теми, кто их совершает, пыта-лись ответить еще в древнем мире философы, политики, писатели
и поэты. Со временем данные вопросы приобретали новый ха-рактер: почему совершают преступления многие, что стоит за
множеством преступлений? Так от
анализа отдельного преступ-ления
и его причин совершался переход
к познанию множествен-ности преступлений—
Что касается Древней Греции, то наибольший интерес
представляют в рассматриваемом нами аспекте идеи Платона
и Аристотеля.
Платон интересовался
14
виновного, учитывать, были ли проявлены коварство, жестокость
либо имело место юношеское легковерие. Необходимость нака-зания обосновывалась задачами обеспечения общей и частной
превенции. В ранних трудах Платон даже писал, что наказание—
благо для преступника, которое способно восстанавливать гар-монию в его душе. Он допускал смертную казнь. Но при этом
Платон обращал внимание на законотворческий процесс, отмечал
необходимость учитывать человеческое несовершенство, стре-миться предупредить преступление, добиваться того, чтобы в ре-зультате наказания человек становился лучше. Платон также от-мечал личный характер наказания, считал, что оно не должно
распространяться на потомков преступника даже в случаях пося-гательства на государственный порядок. Одновременно говори-лось о возмещении причиненного потерпевшему вреда и убыт-ков. Заслуживает внимания и то, что Платон связывал доброде-тель не с наследственностью, а с воспитанием: «...добродетели
учить можно... нет ничего удивительного, когда у хороших роди-телей бывают худые, а у худых хорошие дети»
1
.
Аристотель в своих трудах особое значение придавал ра-венству всех полноправных граждан перед законом. При этом он
подчеркивал важную предупредительную роль наказания, ибо
полагал, что люди воздерживаются от дурных поступков не из
высоких побуждений, а из страха наказания и большинство
склонно предпочитать свои выгоды и удовольствия общему бла-гу. Наказание, по мнению Аристотеля, должно быть более суро-вым, чем полученные в результате совершения преступления вы-года и удовольствие. Он был твердо убежден в том, что преступ-ник становится испорченным по своей воле, но дух его должен
господствовать над телом, а разум над инстинктом, как хозяин
над рабом. Однако Аристотель отмечал и такие причины престу-плений, которые коренились во внешних для преступника усло-виях: беспорядки в государстве; возможность легко скрыть по-хищенное; искусственная нужда, возникающая от чрезмерного
богатства одних, и действительной крайней нужды других; неже-лание или боязнь потерпевших обратиться с жалобой; слабость
или отдаленность наказания; продажность и низость судей и т. п.
При назначении наказания Аристотель считал важным учи-тывать обстоятельства совершения преступления и не наказывать
за преступления, совершенные при обстоятельствах, «превы-1
Платон. Сочинения. — СПб., 1841. — Ч. 1. — С. 103.
15
шающих обыкновенные силы человеческой природы». То есть
правомерное поведение не должно требовать проявления героиз-ма. В то же время существенными при назначении наказания
считал такие обстоятельства, как
рецидив, особая жестокость ви-новного,
нежелание загладить
Аристотель предлагал разграничивать оценки проступков
и оценки тех людей, которые их совершили, учитывать, какова
роль«внешних» обстоятельств и
роль характеристик самого пра-вонарушителя
в механизме противоправного
поведения. Он пи-сал, в частности: «Когда
действуют сознательно, однако не при-няв
решения заранее, то[перед нами] неправосудное
дело: случа-ется это между людьми
из-за порыва ярости и из-за других стра-стей,
вынужденные они или