Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:55, реферат
1. Криминология — это социально-правовая наука, которая
изучает преступность, личность преступника, причины и условия
преступности, методы и средства ее предупреждения.
2. Объектом науки криминологии являются общественные
отношения, связанные с преступностью и другими правонаруше-ниями, причинами и условиями преступности, местом и ролью
личности преступника в системе общественных отношений,
а также с решением задач по предупреждению и профилактике
правонарушений.
1. Понятие и предмет криминологии.
2. Цели, задачи и функции криминологии на современном этапе
развития общества.
3. Место криминологии в системе криминологических наук.
4. Методы познания науки криминологии и их классификация.
недостатком этой методологии являлось и уравнение значения
самых различных явлений, отсутствие строгого разграничения
причин конкретных преступлений и преступности. Отдельные
попытки использования системного анализа, в том числе мето-
дологии исторического материализма(Хр. Раковский, 1900;
Х.М. Чарыхов, 1910), не меняют общей картины. Однако нельзя
недооценивать вклад исследований, построенных на теории фак-торов, в создание основ криминологической науки в России. Эти
работы ввели в научный оборот огромный объем статистического
и фактического материала о преступности, позволили выйти на
связь преступности с экономическими и политическими отноше-ниями в обществе. Значительный«задел» дали и работы дорево-1
См.: Кони, А.Ф. Собр. соч. : в8 т. — М., 1967. — Т. 4. — С. 71—73,
161, 253 и др.
30
люционных авторов по проблемам связи преступности с так на-зываемыми фоновыми явлениями— пьянством, проституцией
и т.д.
1
.Во многом сохранили значение
и характеристики особен-
Что касается предложений по предупреждению преступно-сти и преступлений, то конкретным разработкам подверглась
в основном профилактика ближайшей перспективы. Особое вни-мание уделялось включению общественности и использованию
благотворительности в работе с группами повышенного крими-нального риска
2
. Анализировались возможности и формы про-филактической деятельности полиции, фабричной инспекции,
специализированных судов по делам несовершеннолетних, за-крытых воспитательных учреждений и т.д.
Определенный вклад в
внесли представители так
Острая полемика с ними, которую вели сторонники концепции
социальной детерминации преступности(в том числе на между-народных конгрессах и на собраниях активно работавшей
в1897—1914 гг. Русской группы Международного союза крими-налистов), сочеталась с взаимообменом идеями. В результате(это
не всегда отмечается в учебной литературе) основатель антропо-логической школы Ч. Ломброзо хотя и не отказался от идеи
«прирожденного преступника», но признал роль социальных
факторов в генезисе преступности.
Его ученики Ферри и Гарофа-ло
пошли еще дальше в попытках сочетать
концепцию прирож-денного или
приобретенного«опасного
Сошлемся в качестве примера на исследование А.Ф. Кони(С. 371)
ситуации с пьянством. Положение в началеXX в. он квалифицировал как
ведущее в результате фискальных потребностей бюджета к быстрому вы-рождению нации. Ограничение же прошводстваи продажи крепких спирт-ных напитков в годы Первой мировой войны привело к укреплению обще-ственного порядка ослаблению хулиганства, очевидному снижению пре-ступности. Был отмечен и«поразительный рост» сбережений населения.
2
Сошлемся в качестве примера на исследование А.Ф. Кони(С. 371)
ситуации с пьянством. Положение в началеXX в. он квалифицировал как
ведущее в результате фискальных потребностей бюджета к быстрому вы-рождению нации. Ограничение же прошводстваи продажи крепких спирт-ных напитков в годы Первой мировой войны привело к укреплению обще-ственного порядка ослаблению хулиганства, очевидному снижению пре-ступности. Был отмечен и«поразительный рост» сбережений населения.
(см. Беляева, Л.И. Патронат в России. — М., 1996)
31
гической школы состоит в том, что при всех ее ошибках и заблу-ждениях было инициировано внимание к личности преступника
и детерминации ее криминогенных свойств, были предложены
лабораторные методы исследования личности и собран большой
фактический материал. Хотя взгляды антропологической школы
в их чистом виде не нашли значительной поддержки в дореволю-ционной криминологии(в определенной степени речь может ид-ти лишь о некоторых работах Д.А. Дриля, В.Д. Набокова, психо-лога В.М. Бехтерева и психиатров П.И. Ковалевского и В.Ф. Чи-жа)
1
, рецидивы такого влияния
3. Фрейда и его школы о роли бессознательного в мотивации
и регуляции поведения.
Итак, к концуXIX — началуXX века«учение о факторах
преступности» обрело свое место в системе научного знания. Но
возникла конкуренция между двумя названиями: «этиология пре-ступления» (Ван-Гамель) и«криминология» (Лист). М.Н. Гернет
считал первый термин более точным, так как он подчеркивает
приоритет изучения причин преступности
2
. Но в литературе
предпочтение было отдано второму термину.
Отечественная криминология в1920—30-е годы
3
. Развитие
отечественной криминологии до середины1930-х годов характе-ризовалось:
а) преемственностью достижений дореволюционного пе-риода;
б) интенсивным информационным взаимодействием
с зару-бежными
в) включением в методологическую базу(прежде всего на
уровне общего) исторического материализма в качестве страте-гического ориентира.
1
См., например: Набоков, В.Д. Об опасном состоянии преступника
как критерии социальной защиты. — СПб., 1910; Чиж, В.Ф. Преступный
человек перед судом врачебной науки. — СПб., 1894.
2
См.: Гернет, М.Н. Общественные причины преступности. — М.,
1906. — С. 39.
3
История отечественной криминологии
глубоко анализируется в ра-
Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии(1991 г.).
32
Отчетливо проявлялась и заинтересованность практики
в использовании результатов
Востребованность(пусть и
§ 4), — одна из существенных черт статуса отечественной кри-минологии.
Уже в январе1918 года был дан следующий анализ крими-ногенной ситуации в стране: «Народные массы, привыкшие во
время революции не считаться ни с какими законами, сохраняют
эту привычку и тогда, когда враг уже сломлен, насилие над ним
является ненужной жестокостью. Не надо также забывать, что...
ко всякому широкому общественному делу пристраиваются раз-личные темные элементы... Эти элементы продолжают сохранять
свои старые жестокие и преступные привычки...»
1
.
Ряд значимых положений относительно
детерминант пре-ступности и
в первые годы советской власти руководящими деятелями в сфе-ре социального воспитания и охраны правопорядка: Ф.Э. Дзер-жинским, М.Ю. Козловским, Н.К. Крупской, Н.В. Крыленко,
Д.И. Курским, Н.А. Скрыпником, П.И. Стучкой и др. Они отме-чали, в частности, наличие качественных изменений ситуации по
сравнению с довоенным временем, в том числе в связи с резким
ослаблением семейно-бытовых связей; существенность учета
классовых и иных социально-групповых характеристик; недопус-тимость фаталистического подхода к оценке криминогенности
личности, имеющей неблагоприятные характеристики; неразрыв-ную связь социального воспитания и профилактики и т.д. Эти по-ложения во многом не потеряли значения, хотя, конечно, распо-лагая современной базой, в них можно отметить немало неточ-ных и ошибочных формулировок.
Так, в работах Стучки и Козловского проводился взгляд на
преступление как на социальное явление, порожденное классо-вым неравенством, указывалось на криминогенную роль нужды
и невежества, а также традиций«преступного мира». В то же
время они умозрительно утверждали, что уже достаточно скоро
преступность превратится в«
Более пессимистический прогноз дал Я.А. Берман. Он считал, что
социализм«не уничтожит всех низменных наклонностей, не ус-1
Известия. — 1918. — 25 янв. Цит. по: Иванов, Л.О., Ильина, Л.В.
Указ. соч. — С. 96. Кандидат юридических наук Л.В. Ильина приняла уча-стие в подготовке данного параграфа.
33
тановит полного равенства людей... Они будут убивать друг дру-га из злобы, мести, ревности; будут посягать на собственность
государственную, народную и на нормы нового социального уст-ройства»
1
.
Оценку возможного развития ситуации
в ближайшем буду-щем
«вынужденных» имущественных преступлений в результате мер
социальной профилактики, но и интенсивный рост мошенниче-ских и должностных преступлений, а также преступлений против
личности
2
.
Много внимания вопросам борьбы с
преступностью уделя-лось в работах
В.И. Ленина. В частности, мы встречаем
в них не-однократные
этой борьбы. В«Очередных задачах Советской власти», в ряде
статей, опубликованных в годы гражданской
войны и нэпа, рас-сматриваются криминогенные
последствия войны и
элементов разложения общества, «показывающих себя в престу-плениях»
3
, выделена интенсивная криминогенность анархиче-ской стихии, в том числе и в среде неустойчивой части трудя-щихся. Особое внимание обращалось на негативные процессы
в сфере общественной психологии, традиций и привычек поведе-ния
4
.
Конечно, нельзя, как это делалось,
абсолютизировать при-веденные высказывания,
так как они конкретно
на условия определенного периода, нередко подчинены более
общим политическим задачам. Но некоторые подходы к анализу
преступности сохранили
Решение основных проблем борьбы с преступностью, по
Ленину, производно от успеха крупномасштабных социальных
мероприятий. Известны, в частности, положения, сформулиро-ванные в работе«Как организовать соревнование», о значении
и формах социального контроля за правонарушителями. Эмоцио-нальная терминология не должна отвлекать от существа пробле-мы. Подчеркивается, что успеха здесь можно добиться не одним
1
Пролетарская революция и
2
См. там же. — 1918. — №6.
3
См., например: Ленин, В.И. Полн. собр. соч. — Т. 36. — С. 7—8, 35,
53, 157.
4
См. там же. — С. 144—148, 201.
34
лишь изданием законов или пропагандой, а«только если сама на-родная масса помогает»
1
.
В работах Ленина мы находим и положения относительно
линии борьбы с отдельными видами преступлений. Причем речь
идет отнюдь не только о контрреволюционных преступлениях,
которые, вопреки некоторым публицистическим утверждениям
последних лет, были тяжкой реальностью(что, разумеется, не
оправдывает беззаконий в борьбе с ними), но и о хищениях, взя-точничестве, злоупотреблениях условиями рыночной экономики,