Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:33, курс лекций
Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания в области криминологии необходимы не только сотрудникам органов внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции, другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.
18.5. Меры предупреждения
незаконного оборота
По уровню профилактического воздействия принято выделять общие и специальные меры предупреждения.
В первом случае позитивная
направленность в развитии общества
и всех его институтов объективно
способствует социальному оздоровлению
и снижает риск разрешения внутренних
и межличностных конфликтов путем
противоправного применения наркотиков
либо прекращения их дальнейшего
использования. Среди конкретных мер
общего предупреждения можно выделить
следующие направления
• осуществление социально ориентированных экономических преобразований по вытеснению нищеты и бытовой неустроенности;
• формирование нравственных стандартов достижения духовного комфорта, обеспечение реальной доступности научных и культурных ценностей;
• пропаганда и поддержка
здорового образа жизни, воспитание
устойчивого неприятия к
• установление жесткого пограничного контроля за поступающими и транзитными грузами, а также миграционными потоками.
Специальные меры предупреждения направлены на ограничение незаконного оборота одурманивающих веществ и обусловленного им распространения наркомании и токсикомании. В эту группу входят следующие мероприятия:
• международное сотрудничество и совместные усилия по охране государственных границ, проведение совместных спецопераций по уничтожению наркопосевов, унификация законодательства в сфере противодействия наркопреступности;
• установление уголовной
ответственности за незаконные действия
с прекурсорами, сильнодействующими
и ядовитыми веществами, совершенные
общим субъектом без цели сбыта;
восстановление такого вида уголовного
наказания, как конфискация имущества;
распространение норм уголовной
ответственности за легализацию (отмывание)
денежных средств или иного имущества,
приобретенных другими лицами преступным
путем, на случаи непредставления документальных
подтверждений законного
• развитие мер эффективного лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией. Реабилитация наркоманов пока осуществляется в отсутствие выработанных и одобренных государством единых программ и подходов к их реализации, а также обобщенных критериев оценки их эффективности;
• совершенствование мер
по ограничению незаконного
• осуществление контроля
над легальным оборотом веществ
в сфере индустрии
• запрет рекламы и свободной
продажи лекарственных
• разработка комплекса законодательных мер, предусматривающих принудительное лечение наркоманов и токсикоманов.
Таким образом, использование
всего комплекса мер
Тема 19
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Преступность в современном
научном представлении – это
сложное социальное явление с
признаками системности, являющееся следствием
взаимодействия множества отрицательных
по своей направленности факторов экономического,
общественного, психологического, юридического
и иного свойства. Качественные и
количественные характеристики преступности
раскрывают ее состояние, структуру
и динамику, позволяют судить о
ее размерах, степени криминализации
общества, служат основой для разработки
стратегии и тактики
Сложность борьбы с преступностью определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это связано с тем, что ее причины носят как национальный, так и региональный и международный характер. Поэтому разработка стратегических направлений борьбы с таким негативным явлением, как преступность, должна опираться в первую очередь на анализ причин внутреннего свойства. Вместе с тем нельзя не учитывать и причины регионального и международного уровня.
На национальном уровне на
состояние преступности, ее динамику
оказывает влияние ряд
По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный характер. Это относится прежде всего к таким ее видам, как экономическая и организованная преступность, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. В целях координации усилий государств международным сообществом разработаны стандарты и нормы, как универсальные (на уровне ООН), так и региональные (на уровне Совета Европы). Кроме того, в рамках ООН разработаны и заключены договоры о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).
Названные документы имеют большое значение для разработки и реализации стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Поэтому, с одной стороны, они должны стать предметом рассмотрения соответствующих ветвей власти с точки зрения выработки отношения к ним (путем ратификации, присоединения), а с другой – соответствующие положения этих документов должны быть учтены в национальном законодательстве, разрабатываемых концепциях и программах предупреждения преступности.
На международном уровне необходимо активизировать деятельность государства и его органов в области борьбы с преступностью, в том числе нужно решить такие вопросы, как:
• присоединение к основным
международным договорам в
• включение основных положений
международных договоров в
• осуществление тесного сотрудничества с соответствующими структурами ООН в области борьбы с преступностью (ЭКОСОС, Программа развития ООН, Программа ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международная программа ООН по контролю за наркотиками, научно-исследовательские институты ООН по предупреждению преступности и др.), межправительственными и неправительственными организациями с доведением информации о таком сотрудничестве до широкой общественности;
• обеспечение активного сотрудничества в области практики борьбы с преступностью и отдельными наиболее опасными ее видами на межведомственном уровне;
• обеспечение решения вопросов технического сотрудничества, особенно в информационной сфере и в области информационных технологий, используемых в борьбе с преступностью;
• более активное привлечение
экспертов ООН, Совета Европы для
разработки конкретных программ борьбы
с преступностью и отдельными
ее видами (в частности, для разработки
модели пенитенциарной системы, а также
системы исполнения иных наказаний,
не связанных с изоляцией
• организационное и финансовое
обеспечение выполнения Межгосударственной
программы совместных мер борьбы
с организованной преступностью
и иными видами опасных преступлений
на территории государств – участников
Содружества Независимых
В последние годы в связи
с ускорением интеграционных процессов
в мире, взаимным упрощением порядка
въезда и выезда значительно активизировалось
международное сотрудничество в
борьбе с преступностью. Углубление
международного сотрудничества в этой
сфере объясняется и тем
Эти проблемы особенно важны
для России в ее взаимоотношениях
с другими государствами, ранее
входившими в состав Советского Союза.
Разрыв единого правового
В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик. Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991). В 1992 г. подписаны соглашения с МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. – с МВД Казахстана.
Учрежден новый
Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств – членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.
Некоторые проблемы требуют
решения на межправительственном уровне.
Так, в настоящее время
Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:
• договорно-правовая сфера;
• борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;
• подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.
Особое внимание уделяется
расширению правовой базы, обеспечивающей
возможности реального
В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.