Предмет криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:33, курс лекций

Описание работы

Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания в области криминологии необходимы не только сотрудникам органов внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции, другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Файлы: 1 файл

учебник криминологии.docx

— 198.14 Кб (Скачать файл)

18.5. Меры предупреждения  незаконного оборота наркотиков 

 

По уровню профилактического  воздействия принято выделять общие  и специальные меры предупреждения.

 

В первом случае позитивная направленность в развитии общества и всех его институтов объективно способствует социальному оздоровлению и снижает риск разрешения внутренних и межличностных конфликтов путем  противоправного применения наркотиков либо прекращения их дальнейшего  использования. Среди конкретных мер  общего предупреждения можно выделить следующие направления государственных  усилий:

 

• осуществление социально  ориентированных экономических  преобразований по вытеснению нищеты и бытовой неустроенности;

 

• формирование нравственных стандартов достижения духовного комфорта, обеспечение реальной доступности  научных и культурных ценностей;

 

• пропаганда и поддержка  здорового образа жизни, воспитание устойчивого неприятия к использованию  психостимулирующих веществ в любых  жизненных ситуациях;

 

• установление жесткого пограничного контроля за поступающими и транзитными  грузами, а также миграционными  потоками.

 

Специальные меры предупреждения направлены на ограничение незаконного  оборота одурманивающих веществ  и обусловленного им распространения  наркомании и токсикомании. В эту  группу входят следующие мероприятия:

 

• международное сотрудничество и совместные усилия по охране государственных  границ, проведение совместных спецопераций по уничтожению наркопосевов, унификация законодательства в сфере противодействия  наркопреступности;

 

• установление уголовной  ответственности за незаконные действия с прекурсорами, сильнодействующими и ядовитыми веществами, совершенные  общим субъектом без цели сбыта; восстановление такого вида уголовного наказания, как конфискация имущества; распространение норм уголовной  ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, на случаи непредставления документальных подтверждений законного характера  происхождения имущества;

 

• развитие мер эффективного лечения и реабилитации больных  наркоманией и токсикоманией. Реабилитация наркоманов пока осуществляется в отсутствие выработанных и одобренных государством единых программ и подходов к их реализации, а также обобщенных критериев  оценки их эффективности;

 

• совершенствование мер  по ограничению незаконного оборота, в том числе безразличных для  уголовного права веществ, с учетом вероятности замещения немедицинского потребления одних веществ, вызванного их малодоступностью, другими, например алкоголем и продукцией на его  основе;

 

• осуществление контроля над легальным оборотом веществ  в сфере индустрии профессионального  спорта. По данным ВНИИ физкультуры  и спорта, от 10–12 % до 38 % молодежи, занимающейся массовыми видами спорта, потребляют так называемые анаболики (стимуляторы, сравнимые по действию с наркотиками);

 

• запрет рекламы и свободной  продажи лекарственных препаратов, содержащих в качестве составных  компонентов наркотические и  психотропные вещества;

 

• разработка комплекса  законодательных мер, предусматривающих  принудительное лечение наркоманов и токсикоманов.

 

Таким образом, использование  всего комплекса мер экономического, социально-культурного, правового, нравственного  и организационного воздействия  является основным условием допустимого  ограничения незаконного оборота  одурманивающих веществ.

Тема 19

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 

 

Преступность в современном  научном представлении – это  сложное социальное явление с  признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных  по своей направленности факторов экономического, общественного, психологического, юридического и иного свойства. Качественные и  количественные характеристики преступности раскрывают ее состояние, структуру  и динамику, позволяют судить о  ее размерах, степени криминализации общества, служат основой для разработки стратегии и тактики предупреждения преступности, выбора средств и методов  борьбы с нею. Уровень, темпы роста  преступности, особенно наиболее опасных  ее видов, могут служить индикаторами устойчивости развития государства  и общества.

 

Сложность борьбы с преступностью  определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это связано с  тем, что ее причины носят как  национальный, так и региональный и международный характер. Поэтому  разработка стратегических направлений  борьбы с таким негативным явлением, как преступность, должна опираться  в первую очередь на анализ причин внутреннего свойства. Вместе с тем  нельзя не учитывать и причины  регионального и международного уровня.

 

На национальном уровне на состояние преступности, ее динамику оказывает влияние ряд факторов, характеризующих социально-экономическое, политическое, духовное развитие государства  и общества (в том числе состояние  нравственной и культурной, правовой сфер и др.). В свою очередь, преступность, характер и степень криминализации и виктимизации общества оказывают  серьезное влияние на его устойчивое развитие, в том числе в названных  сферах. Поэтому стратегия устойчивого  развития предполагает разработку комплекса  мероприятий, направленных на обеспечение  всестороннего контроля за преступностью  с целью минимизировать степень  ее отрицательного влияния на развитие государства и общества в новых  социально-экономических условиях.

 

По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный  характер. Это относится прежде всего  к таким ее видам, как экономическая  и организованная преступность, легализация  преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. В целях координации  усилий государств международным сообществом  разработаны стандарты и нормы, как универсальные (на уровне ООН), так  и региональные (на уровне Совета Европы). Кроме того, в рамках ООН разработаны  и заключены договоры о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).

 

Названные документы имеют  большое значение для разработки и реализации стратегии устойчивого  развития Российской Федерации. Поэтому, с одной стороны, они должны стать  предметом рассмотрения соответствующих  ветвей власти с точки зрения выработки  отношения к ним (путем ратификации, присоединения), а с другой – соответствующие  положения этих документов должны быть учтены в национальном законодательстве, разрабатываемых концепциях и программах предупреждения преступности.

 

На международном уровне необходимо активизировать деятельность государства и его органов  в области борьбы с преступностью, в том числе нужно решить такие  вопросы, как:

 

• присоединение к основным международным договорам в области  борьбы с преступностью и уголовного правосудия;

 

• включение основных положений  международных договоров в действующее  национальное законодательство;

 

• осуществление тесного  сотрудничества с соответствующими структурами ООН в области  борьбы с преступностью (ЭКОСОС, Программа  развития ООН, Программа ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международная программа ООН  по контролю за наркотиками, научно-исследовательские  институты ООН по предупреждению преступности и др.), межправительственными  и неправительственными организациями  с доведением информации о таком  сотрудничестве до широкой общественности;

 

• обеспечение активного  сотрудничества в области практики борьбы с преступностью и отдельными наиболее опасными ее видами на межведомственном уровне;

 

• обеспечение решения  вопросов технического сотрудничества, особенно в информационной сфере  и в области информационных технологий, используемых в борьбе с преступностью;

 

• более активное привлечение  экспертов ООН, Совета Европы для  разработки конкретных программ борьбы с преступностью и отдельными ее видами (в частности, для разработки модели пенитенциарной системы, а также  системы исполнения иных наказаний, не связанных с изоляцией преступника  от общества, и программ ресоциализации таких лиц);

 

• организационное и финансовое обеспечение выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью  и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

 

В последние годы в связи  с ускорением интеграционных процессов  в мире, взаимным упрощением порядка  въезда и выезда значительно активизировалось международное сотрудничество в  борьбе с преступностью. Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер. Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах. Идет процесс интернационализации  преступности, когда возрастает число  преступных проявлений, имеющих международный  характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод  доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся  сведениям, из 3 тыс. преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет  связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при  единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.

 

Эти проблемы особенно важны  для России в ее взаимоотношениях с другими государствами, ранее  входившими в состав Советского Союза. Разрыв единого правового пространства, существовавшего на территории бывшего  СССР, крайне негативно отразился  на результативности действий правоохранительных органов. Так, преступники, совершившие  преступления на территории бывших советских  республик, пользуясь «прозрачностью»  границ, скрываются от правосудия на территории другого государства – члена  Содружества, в то время как сотрудники правоохранительных органов, руководствуясь принципами уважения государственного суверенитета и независимости стран  СНГ, во взаимоотношениях со своими коллегами  действуют исходя уже из принципов  международного права, соблюдают установленные  нормы и правила на территории другого государства.

 

В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов  внутренних дел суверенных республик. Еще до распада СССР были заключены  соглашения о сотрудничестве с МВД  Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991). В 1992 г. подписаны соглашения с  МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. – с МВД Казахстана.

 

Учрежден новый консультативный  орган – Совещание министров  внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают  руководители органов внутренних дел  практически всех республик, входивших  в состав Союза ССР. Именно на таких  Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в  борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ.

 

Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало  подписание 22 января 1993 г. в Минске главами  государств – членов СНГ Конвенции  о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам. Сегодня подписанные документы  необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.

 

Некоторые проблемы требуют  решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается  совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет  совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза  огнестрельного оружия, конвоирования  и этапирования задержанных и  осужденных и др.

 

Развивается международное  сотрудничество российских органов  внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:

 

• договорно-правовая сфера;

 

• борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и  фальшивомонетничеством;

 

• подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.

 

Особое внимание уделяется  расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран  в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, «работавшим» соглашениям о сотрудничестве с  МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра добавились новые. МВД России были подписаны соглашения с соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии. В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В  процессе разработки также находятся  соглашения с Индией, северными странами.

 

В настоящее время для  интеграции России в мировой процесс  борьбы с преступностью сделано  уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный  обмен информацией более чем  с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

Информация о работе Предмет криминологии