Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 09:19, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена рядом проблем.
Первая проблема состоит в недостаточном системном и комплексном изучении преступности против правосудия: понятие, виды и состояние преступности против правосудия, причины и условия, личности преступника, совершающего данный вид преступлений, а также мер по предупреждению преступности против правосудия.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………...3
1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ.……………………………………………………………5
1.1. Понятие и современное состояние преступности против правосудия…..........5
1.2. Личности преступника преступлений против правосудия……………...……15
1.3. Причины и условия преступности против правосудия…….…………………21
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ…………24
2.1. Правовая основа предупреждения преступности против правосудия.………24
2.2. Система мер предупреждения преступности против правосудия………..…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………....36
К политическим причинам и условиям преступности против правосудия относятся:
К причинам и условиям преступности против правосудия в духовно – нравственной сфере относят:
Таким образом, ряд мощных по своей значимости криминогенных факторов продолжает оказывать сильное воздействие на состояние правопорядка в Российской Федерации, на систему защиты граждан, а также государственных и общественных институтов.
Однако это лишь часть причинного комплекса преступности против правосудия. в последние годы в преступлениях, совершаемыми сотрудниками правоохранительных органов, совершают исходя из ложно понимаемых интересов службы, наблюдается интенсивный рост данной группы преступлений из корыстной заинтересованности.
К числу наиболее распространенных мотивов преступлений против правосудия, совершаемыми должностными лицами органов предварительного расследования и суда можно отнести следующие:
Подводя итог изложенному, следует сделать вывод о том, что многие факторы в различных сферах жизни оказывают огромное влияние на преступность против правосудия. Среди них: экономическая бедность, слабая социальная защищенность, разлад института семьи, низкий уровень материально – технического обеспечения деятельности органов по борьбе с преступностью, правовой нигилизм, политическая нестабильность, неблагоприятное влияние СМИ на общество, утрата моральных ориентиров и другие.
Одна из основных проблем это несовершенство законодательства с достаточно пробельными нормами и размытыми требованиями к проверке кандидатов в правоохранительные органы.
Однако это лишь часть комплекса, другую же составляет мотивация преступников, совершающих преступления против правосудия.
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ
2.1. Правовая основа предупреждения преступности против правосудия
Предупреждение преступности против правосудия основано на законах и иных нормативных правовых актах, в которых наряду с определением полномочий соответствующих субъектов правоохранительной сферы закреплены и соответствующие профилактические функции.
Международный уровень включает в себя группу нормативных актов, являющихся результатом сотрудничества государств оп правовым вопросам в области защиты прав и свобод человека. Основным из них является одобренная Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека и гражданина47 и Международный пакт о гражданских и политических правах.48 В уголовном судопроизводстве положения Декларации охраняют не только личность потерпевшего, но и личность преступника, а также общество в целом и государство, которое выступает в качестве инструмента защиты прав и свобод личности.
Конституционный Суд РФ использует наряду с признанными Россией международными договорами и другие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в части, касающейся основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью: принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию или заключению; права на социальное обеспечение и достаточный жизненный уровень; права на судебную и иную правовую защиту; справедливого правосудия и исправления судебной ошибки.
Международный пакт о гражданских и политических правах содержит в себе предписания, связанные с обеспечением права на обжалование несправедливых, с точки зрения заинтересованных лиц, решений высших судебных инстанций в межгосударственные органы, призванные защищать права и свободы человека. Такими органами являются: Комитет по правам человека, созданный государствами – участниками Международного пакта, а также Европейский Суд по правам человека, функционирующий на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод49 ратифицированный Россией в 1998 г. в связи со вступлением в Совет Европы, устанавливает возможность судебной защиты прав и свобод человека. Она закрепляет в ст. 13 Конвенции: «Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективную средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном порядке».
Ратифицированные Государственной Думой Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию предусматривают, в частности, нормы, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, как на национальном, так и на международном уровне. В конвенцию ООН против коррупции включена специальная глава 3 под названием «Криминализация и правоохранительная деятельность». Конвенция закрепляет стремление государств – участников периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней. В числе рекомендуемых Конвенцией мер по предупреждению коррупции и борьбы с ней, следует отметить такие, как совершенствование системы приема на работу, подбора должностных лиц, прохождения службы, продвижения по службе, выхода в отставку.
Особое место среди законов занимает Конституция РФ. Для предупреждения преступлений против правосудия особое значение имеют нормы, закрепленные в главе 2, в частности: обеспечение прав и свобод человека и гражданина путем осуществления доступного для всех правосудия (ст. 32); право на судебное обжалование решений и действий всех государственных органов и должностных лиц, в том числе право на обжалование решений высших судебных инстанций в международные и межгосударственные органы (ст. 46); презумпция невиновности (ст. 49); запрет принуждения к даче показаний против себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51).
Глава 7 Конституции РФ содержит положения, где сосредоточены основные требования к порядку и условиям осуществления судебной власти, принципам организации органов, на которые возлагается реализация этой власти. также не менее важны положения ст. 71, 72, 77, которые определяют пределы компетенции Федерации и ее субъектов в различных сферах, в том числе правоохранительной.
Отдельную группу составляют правовые нормы, регулирующие деятельность и отношения в сфере предупреждения преступлений против правосудия, они закреплены в федеральных законах, определяющих правовой статус, задачи и функции государственных органов. К таким законам относятся: Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре в РФ», Федеральный Закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно – розыскной деятельности», Федеральный закон РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и другие.
Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений против правосудия играют нормы и положения уголовного права. В УК РФ в разделе Х «Преступления против государственной власти» предусмотрена глава 31 «Преступления против правосудия». эта глава необходима для осуществления борьбы с преступными посягательствами на интересы правосудия. некоторые отрасли российского законодательства содержат нормы, регламентирующие профилактику преступлений против правосудия. к ним относятся: нормы уголовно – исполнительного права, регулирующего исполнение всех видов наказаний; нормы уголовно – процессуального права, регулирующие разбирательство судебных дел данной категории и иные отрасли права.
Также немаловажную роль в регулировании предупреждения преступлений против правосудия играют Указы Президенты РФ и Постановления Правительства РФ.
Таким образом, правовую основу предупреждения преступности против правосудия составляют международное законодательство и законодательство РФ. Необходимо отметить, что развитие системы правосудия происходит ежегодно, разрабатываются различные законы и федеральные целевые программы по улучшению правоохранительной сферы. Однако часть законов весьма противоречива. Толкование многих актов представляет сложность из – за неоднозначного смысла содержания норм. Это вызывает трудности при правоприменительной деятельности.
Существенным недостатком законодательства РФ является отсутствие целого ряда законов, регулировавших бы обеспечение судебной деятельности.
ФКЗ РФ от 6 января 1997 г. «О судебной системе РФ» не охватывает полностью деятельность всех судов. Поэтому необходимо принятие ФКЗ, который регулировал бы полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ. А также принятия ФЗ «О федеральных судах общей юрисдикции», так как наличие такого акта необходимо для нормального и успешного функционирования деятельности судебной системы.
Однако, судебная деятельность не единственная, где необходимо принятие законов. Профилактическая деятельность также нуждается в законодательном регулировании. Необходимо принятие ФЗ «О системе мер предупреждения преступлений и правонарушений», который определял бы наиболее оптимальные и действенные меры предупреждения, а также содержал перечень органов по предупреждению и закреплял определенный круг их полномочий и обязанностей.
Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.50
Предупреждение преступлений против правосудия прежде всего основывается на правовой основе.
В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов выделяют основные направления предупреждения преступлений против правосудия.
Первым направлением обозначен тщательный подбор, воспитание и профессиональная подготовка кадров сотрудников, которые будут работать или уже работают в органах дознания, следствия, прокуратуры и суда.51
Совершенствование системы отбора и подготовки кадров как необходимого условия повышения эффективности предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, необходимо осуществлять посредством использования научно обоснованных принципов, базирующихся на определении умений, навыков и знаний, необходимых для службы в данных учреждениях и органах. Во время отбора кадров должна проводится тщательная проверка всех представляемых данных: образование, семейное положение, деловые качества, личностные характеристики (пунктуальность, добросовестность, ответственность и т.д.), отношения в кругу неформального общения, отношение к должностным обязанностям, обладание гражданской зрелостью, отношение к законам и социальным ценностям, отношение к религии и экстремистским объединениям и другое. Также следует обратить внимание на такие знания, как роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов РФ, особенности правоохранительной деятельности, ее роли и места в укреплении законности и правопорядка. Необходимы умения осуществления защиты безопасности личности, общественного порядка, пресечение противоправных действий, в том числе с применением физической силы, специальных средств. Особое внимание должно уделяться наличию или отсутствию вредных привычек, то есть отношению к алкоголю, курению, наркотикам.