Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 09:19, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена рядом проблем.
Первая проблема состоит в недостаточном системном и комплексном изучении преступности против правосудия: понятие, виды и состояние преступности против правосудия, причины и условия, личности преступника, совершающего данный вид преступлений, а также мер по предупреждению преступности против правосудия.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………...3
1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ.……………………………………………………………5
1.1. Понятие и современное состояние преступности против правосудия…..........5
1.2. Личности преступника преступлений против правосудия……………...……15
1.3. Причины и условия преступности против правосудия…….…………………21
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ…………24
2.1. Правовая основа предупреждения преступности против правосудия.………24
2.2. Система мер предупреждения преступности против правосудия………..…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………....36
Национальный план противодействия коррупции, утвержденный 13 апреля 2010 г., устанавливает меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению – это повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся. Он указывает на необходимость:
Актуальным направлением улучшения порядка кадрового отбора в правоохранительные и судебные органы является совершенствование квалификационного экзамена на должности.
Следующим направлением по предупреждению преступлений против правосудия является проведение в жизнь предусмотренной законом системы мер защиты свидетелей (изменение внешности, места жительства, данных о личности свидетелей, охрана его близких и другое), а также мер охраны следователей, прокуроров и судей.52
Общественные отношения, связанные с отправлением правосудия, охраняются УК РФ в 23 статьях гл. 31 «Преступления против правосудия» (в ст. 294 – 316).
В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны действует ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких таких как: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.
ФЗ от 20.08.04 № 119 – ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает систему мер государственной защиты, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
В целях эффективного решения проблем безопасности участников правосудия необходимо принятие мер, в числе которых:
Изменение подхода к правоприменительной практике ст. 309 УК РФ, а также переоценка общественной опасности таких преступлений правоохранительными и судебными органами, так как подобные деяния совершаются в большей степени по тяжким и особо тяжким преступлениям;
Приведение к единообразию и общему подходу уголовно – процессуальных гарантий безопасности участников судопроизводства с нормами, предусматривающими меры безопасности;
Заимствование и активное внедрение в уголовный процесс опыта зарубежных стран по демонстрации видеозаписей показаний свидетелей, не желающих разглашать данные о своей личности, с ретушированным изображением их лица и измененным тембром голоса.53
Актуальным в современных условиях является еще одно направление – неуклонная борьба с коррупцией в юридической системе и с давлением на ее сотрудников, прежде всего – со стороны должностных лиц и крупных предпринимателей на федеральном, региональном и местном уровнях.54
Первым аспектом профилактики коррупции согласно ФЗ «О противодействии коррупции» является совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ.
Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов таких актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения. Такая экспертиза проводится прокуратурой РФ и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.55
Национальным планом противодействия коррупции одним их основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции определено сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно – розыскных мероприятий.
В разработке мер по противодействию коррупции необходимо обязательно указать дозволенную стоимость подарков должностным лицам, а также ужесточить наказание должностным лицам, берущим взятки.
Еще одним направлением по предупреждению преступлений против правосудия является обеспечение неотвратимости ответственности сотрудников, нарушающих закон, а также лиц, пытающихся принудить их к таким нарушениям.56
Судебная практика по уголовным делам о преступлениях против правосудия показывает, что за служебные преступления против правосудия лица привлекаются крайне редко, такие дела доходят до суда лишь в исключительных, единичных случаях.
Как самостоятельное направление предупреждения преступлений против правосудия можно рассматривать правовое и нравственное воспитание населения в духе уважения к законам и нетерпимости к правонарушителям.57 Это направление более применимо к категории лиц, совершающих преступления против работников органов правосудия.
В профилактике преступлений такой категории лиц большое значение имеет социальный контроль, осуществляемый семьей, родными и родственниками, старшими по возрасту.
Очень важно отметить в системе мер предупреждения проект ФЗ «О основах системы профилактики правонарушений в РФ». Он регулирует организацию деятельности субъектов профилактики правонарушений, определяет виды профилактической деятельности и меры, которые должны реализовываться в соответствии с этим видами.
Немаловажную роль играет заимствование зарубежного опыта по предупреждению преступности против правосудия. Так существенную роль в системе мер предупреждения в США, Великобритании, Германии, Канаде, Италии, Японии играют принципы деонтологического подхода, направленного на выработку у полицейского «идеального отношения» к нравственным отношениям и объективизации его в реальное поведение. В целях реализации данного принципа в практику персонала полицейских служб введены этические кодексы, содержащие требования к их нравственным принципам и культуре. Такие кодексы в большинстве стран включены в действующее законодательство, внутриведомственные нормативно-правовые акты и предусматривают ответственность за нарушение этих санкций. Претворение в жизнь кодексов достигается путем проведения воспитательных работ. Так же характерной особенностью воспитательной системы является ярко выраженная религиозная направленность. 58
Неукоснительное соблюдение законности в США, Великобритании, Германии, Канаде, Италии, Австралии, Японии достигается посредством жесткого административного надзора. В органах полиции функционирует многозвенная система «внутреннего контроля» за служебной деятельностью сотрудников: отделы внутренних дел, отделы собственной безопасности, тактические группы для пресечения уже начатых преступлений. В рамках программ «Обращение», «Действующие коллеги» на конспиративной основе за соблюдением законности полицейскими следят граждане, общественные советники, сослуживцы, информируя о допускаемых нарушениях. 59
Изученные меры предупреждения преступлений против правосудия включают в себя меры как общего, так и специального предупреждения, применимых на всех стадиях профилактики. Наибольшее значение имеют меры общего предупреждения в области антикоррупционной политики, совершенствования законодательства, принятия новых законов, регулирующих отношения по отправлению правосудия.
Существующие меры предупреждения преступности против правосудия недостаточно эффективны. Необходимо совершенствование законодательства, выработка специальных актов, направленных именно на предупреждение этой группы преступлений, разработка планов по координации правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против правосудия. Использование различных форм зарубежного опыта предупреждения преступности против правосудия может являться эффективным средством борьбы с этими преступлениями в России.
Кроме совершенствования законодательства по борьбе с преступлениями против правосудия, необходимо создать специальные органы, которые непосредственно будут заниматься вопросами профилактики преступности против правосудия, обеспечивать подготовку и воспитание кадров, а так же формировать органы общественного контроля за сотрудниками правоохранительных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе криминологического изучение преступлений против правосудия лежит его уголовная характеристика.
В УК РФ регламентирована система преступлений против правосудия, которая предполагает выделение двух групп посягательств: посягательства должностных лиц правосудия и деяния других субъектов.
Статистические данные показывают неблагоприятные тенденции преступности против правосудия, но не отражают полной картины преступности в правоохранительной сфере. Отличительным свойством преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами органов предварительного расследования и суда, является высокая степень латентности.
Характеристика личности преступника в сфере правосудия характеризуется такими чертами, как развитый интеллект, высокий уровень образования, наличие склонности к сочетанию законных и противоправных методов руководства при осуществлении своих должностных обязанностей, повышенные материальные запросы и другое.
В характеристике личности преступников в сфере правосудия целесообразно говорить об их мотивации. К числу наиболее распространенных мотивов относятся:
При исследовании причинного комплекса основная причина кроется в социальной сфере. Главной причиной является несовершенство самой правоохранительной системы и то тяжелое состояние, в котором она оказалась после распада СССР.
Изучение нормативно – правовой основы предупреждения преступлений против правосудия позволяет сделать вывод, что Российской Федерации необходима выработка общенациональной судебной политики. Для реализации судебной реформы и эффективности деятельности судебной власти в РФ Правительство РФ утвердило Постановление от 21 сентября 2006 г. № 583 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007 – 2012 годы».
Основными же направлениями предупреждения являются: тщательный подбор, воспитание и профессиональная подготовка кадров сотрудников, которые будут работать или уже работают в органах дознания, следствия, прокуратуры и суда, проведение в жизнь предусмотренной законом системы мер защиты свидетелей (изменение внешности, места жительства, данных о личности свидетелей, охрана его близких и другое), а также мер охраны следователей, прокуроров и судей, неуклонная борьба с коррупцией в юридической системе, обеспечение неотвратимости ответственности сотрудников, нарушающих закон, а также лиц, пытающихся принудить их к таким нарушениям, правовое и нравственное воспитание населения в духе уважения к законам и нетерпимости к правонарушителям и другое.
Также необходимой мерой предупреждения преступности против правосудия является принятие ФЗ «Об основах системы профилактики преступлений и правонарушений».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК