Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.
1921 год - 27 января по
предложению Ленина Президиум
ВЦИК издал постановление,
1927 год - на Пленуме ВЦИК отмечены большие успехи в борьбе с беспризорностью. Выделено еще 7 млн. рублей.
- принят трехлетний план по борьбе с беспризорностью.
1930 год - изменение характера беспризорности. Увеличение доли «семейных» детей, криминально ориентированных подростков, нуждающихся в «специальном» воспитании. Расширение сети «перевоспитывающих» учреждений для «морально дефективаных детей».
1931 год - говорится о ликвидированной, в основном, уличной детской беспризорности. Создание Комнесов - прообразов будущих Комиссий по делам несовершеннолетних.
Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей - сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.
В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.
В первые годы войны сотни
детских домов перебрасывались
из прифронтовых районов в тыл
Российской Федерации. Для эвакуации
детей создавались новые
Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.
В 1944г. в детских домах
было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве
детских домов были открыты учебно-
К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.
Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.
В 50-е годы в стране открылись
несколько детских домов для
одаренных детей - сирот, куда отбирали
талантливых ребят, которые поступали
в музыкальные, художественные училища
и балетные школы. Это были «специальные»
детские дома, где создавались
условия для индивидуальных занятий
таких ребят. Выпускники музыкальных
училищ чаще всего определялись в
музыкальный взвод военных
В 1959-1965гг. детские дома были
преобразованы в школы-
Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших решений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они на ровне с взрослыми перенесли все ее тяготы, сотни тысяч из них остались сиротами.
Из вышеперечисленного можно прийти к выводу, что в 20-е, 30-е и 40-е годы Россию буквально захлестнула волна беспризорности. Но тому были объективные причины: революция, голод, Гражданская и Великая Отечественная войны. Процент социальных сирот, т.е. детей имеющих обоих родителей был мизерный, в основном в беспризорной среде преобладали дети, лишившиеся обоих родителей. Молодое Советское государство всеми силами старалось вести борьбу с беспризорностью. Но оно не располагало сколько-нибудь реальными силами и возможностями для этой работы. И все-таки государство прилагало колоссальные усилия для того, чтобы «вырвать» этих детей из цепких лап криминальной среды.4
1.3 Причины детской беспризорности
Происходящий в последние годы очевидный рост детской беспризорности, так называемого социального сиротства, ставит перед исследователями и разработчиками социальной политики непростые вопросы. С чем связана наблюдаемая социальная патология, при которой происходят сбои системы социализации подрастающего поколения, и дети начинают проходить «школу жизни» в условиях физического насилия, «дарвинской борьбы» за биологическое выживание, поодиночке или в организованных детских группировках? Какую систему социальной защиты надо создать для того, чтобы избавить детей от жестокого обращения и бесприютности?
Беспризорные - это дети, лишенные присмотра, внимания со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Беспризорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и под угрозой атрофии и разрушения.
Хотя пока еще нет достоверных данных о точном числе беспризорных детей в Тюмени по России часто называется цифра 220 тыс. человек), анализ имеющейся информации показывает, что о единовременном замере на улицах города, в подвалах и подъездах Москвы, можно обнаружить не менее 70-80 тысяч детей, как часто утверждается в средствах массовой информации, а на порядок меньше. Тем не менее. В ЦВИНП за год доставляется около 6 тысяч преимущественно не москвичей. Кроме того, примерно такое число детей -москвичей, ведущих уличный образ жизни направляются органами МВД обратно домой. Из всех детей поступивших в Московский ЦВРШП 84% - это дети, самовольно ушедшие из семей, 34% детей не имеют одного из родителей, 5% не имеют родителей вообще. В приютах Москвы находятся одновременно 500 детей.
Последние социологические
опросы беспризорных детей проводились
в нашей стране в 20-30 годы. В связи
с отсутствием такой информации
возникает много ошибочных или
вполне правомерных суждений, объясняющих
причины детской
Нет такого общества, в котором
не существовало бы детской заброшенности
и жестокого обращения с
Проблема беспризорности и правонарушений, несовершеннолетних в нашей стране приобрела катастрофические размеры. Ежегодно (последние 5 лет) ими совершается более 200 тысяч преступлений. За последние 7 лет более чем в два раза возросла детская преступность на почве наркомании. Стало больше несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Возросла преступность среди девушек, наблюдается рой венерических заболеваний, увеличивается процент внебрачных родов среди несовершеннолетних. Около 40 % подростков, совершивших преступления - попадали в разряд безнадзорных.
Поданным межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ, причин для существования такой тревожной ситуации предостаточно. Среди них:
-Падение уровня жизни в процессе перехода к новым экономическим отношениям;
- Ухудшение условий содержания детей;
-Нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, непосредственно отражающихся на детях;
- Усиление жестокого обращения с детьми в семьях.
Основная причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье. За последние 5 лет в три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав. Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.
«Уличные дети» бродяжничают, занимаются воровством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Думается, что сегодня эта характеристика беспризорных детей остается актуальной, несмотря на прошедшее столетие, круто изменившее социально-политический строй России.
Глубокий кризис, охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, и одновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы, катастрофически обострили проблемы детей, привели к значительным социальным потерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение детей осложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных сферах духовного и физического развития. Значительно возросло число детей, для которых недоступен полноценный отдых в каникулярное время, посещение внешкольных учреждений, занятия искусством, спортом, художественным и техническим творчеством.
Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что оно полимотивировано: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. В семьях деморализованных, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.
А если к этому прибавить школьную деривацию, разлагающее влияние уличных фуппировок, нередко имеющих криминальную направленность, то становится понятным рост стрессов, побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте.
Всплеск корыстной ориентации, отмеченный у широких слоев общества, увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в обществе. И в потоке низкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков в свободное время, выталкивание неплатежеспособных, неудобных учащихся из школы, сложности с трудоустройством - все это привело к резкому увеличению криминальной обстановки в среде несовершеннолетних.
Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие.
Таким образом, в современной России существенным признаком стали значительное увеличение размеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской беспризорности, несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи редко вызвано внутренним конфликтом, основанном на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию.
Низкий уровень предупреждения
социального сиротства, неоперативное
решение органов опеки и
Тяжелое материальное положение семей толкает родителей к отказу от детей в виду невозможности их содержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Так в домах ребенка, детей, лишившихся попечения родителей, в 2006 году стало больше чем на 3 тысячи. Ежегодно рожают детей более 55 тыс. женщин в возрасте 14-17 лет (что составляет 3.8% от числа всех родившихся детей). Не подготовленные к воспитанию детей, чаще всего, не состоявших в браке, не имеющих поддержки со стороны своих семей и общества, они оставляют детей в роддомах.
Мощным фактором детской
беспризорности, помимо неблагополучной
семьи, в наши дни, несомненно, становиться
нарушение прав ребенка в области
образования, оздоровления, получения
профессии и жилья. В 2005/2006 учебном
году ввиду ограничения приема учащихся
в 9-11 классы и сокращение приема в
профессионально-технические
Серьезным фактором беспризорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев. В 2002 году их было более 1 миллиона, в том числе почти 300 тыс. из них дети.
Большую тревогу вызывает
все более увеличивающееся
Все эти факторы способствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семей, которая, в свою очередь, осложняет их интеграцию в общество. Дети перестают нормально учиться, многие из них остаются неграмотными, педагогически запущенными. Ослабленные психические функции, серьезные нарушения физического здоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения. Большинство беспризорных детей оказываются жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки.
Наряду с этим, реально
просматривается, тенденция повышения
криминогенной активности детей
младшего возраста. Количество подростков,
совершивших общественно
Информация о работе Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних